Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4с. Петропавловское Арзгирского района Ставропольского края
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МКОУ СОШ № 4
с. Петропавловское____________________
В.И. Васильченко
Программа
по совершенствованию организации
питания учащихся
МКОУ СОШ № 4 с. Петропавловского
«Школа здорового питания»
на 2019-2023 г
с. Петропавловское, 2019 год
Обоснование необходимости реализации Программы:
«Забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Программа по совершенствованию организации питания вызвана необходимостью создания условий в образовательным учреждении, обеспечивающих развитие культуры здоровья учащихся и вызвана следующими причинами:
Необходимостью формирования здорового образа жизни учащегося с детского возраста (здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью);
Системностью усвоения норм и правил, необходимых учащимся в специально проецируемой деятельности;
Физиологическими сенситивными особенностями в развитии человеческого организма.
В связи с этим рациональное питание учащихся является одним из условий создания здоровьесберегающей среды. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание.
Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация МКОУ СОШ № 4 с. Петропавловское сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Школьное питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени учащиеся проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Очень важно, чтобы школы стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания. В связи с этим в школе разработана программа организации развития питания школьников «Школа здорового питания».
Характеристика контингента учащихся и их семей
Всего учащихся | Много- детные семьи | Мало- обеспеченные семьи | Неполные семьи | Опекае- мые | Дети -инвалиды | Состоящие на учете |
Начальная школа | Средняя школа | Старшая школа | Всего | Учащихся школы | Всего | Учащихся школы | Всего | Учащихся школы | | | внутри школьный | КДН | ОДН |
103 | 107 | 14 | 27 | 35 | 14 | 18 | 65 | 70 | 5 | 2 | 17 | 2 | 3 |
Цель программы:
Создать условия для обеспечения здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Задачи программы:
Обеспечить соответствие школьного питания детей установленным нормам и стандартам, региональным, экологическим, социальным и культурным особенностям.
Обеспечить сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания по всем пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи.
Обеспечить 100% учащихся школьным питанием.
Привести материально-техническую базу школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями.
Организовать просветительскую и образовательно-разъяснительную работу по вопросам здорового питания среди участников образовательных отношений.
Программа питания предполагает реализацию следующих принципов:
- Питание является одним из важнейших факторов определяющих здоровье детей. Способствует профилактике заболеваний, повышению успеваемости, физическому и умственному развитию, создаёт условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.
- Демократизация управления: реализация неотъемлемых прав каждого субъекта (учеников, родителей, педагогов, специалистов) организации питания.
- Компетентный подход к требованию, а именно обучению детей знаниям об основах здорового питания и здорового образа жизни.
Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения Программы, сориентированы на личность ребёнка, на создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья детей, на свободное сотрудничество педагогов, воспитателей, семьи на целенаправленное взаимодействие, обеспечивающее совершенствование организации питания.
Сроки и стратегия реализации Программы - 2019-2023 годы
Для совершенствования организации школьного питания в школе разработана программа организации развития питания школьников «Школа здорового питания» на 2019 – 2023 гг.
1 этап Базовый - 2019 год: | - анализ нынешнего состояния; - планирование реализации основных направлений программы; - создание условий реализации программы; - начало реализации программы. |
2 этап Основной - 2020 -2022 годы: | - поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами; - промежуточный мониторинг результатов; - корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами. |
3этап Заключительный - 2023 год: | - завершение реализации программы; - мониторинг результатов; - анализ результатов. |
Основные направления реализации Программы
1. Организация и регулирование школьного питания:
развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся, обеспечения их необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;
развитие механизмов координации и контроля в системе школьного питания;
организация правильного, сбалансированного питания детей с учетом их возрастных особенностей;
обеспечение доступности, безопасности и эффективности школьного питания;
оказание социальной поддержки отдельным категориям обучающихся;
использование разных форм и методик организации питания.
2. Формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей:
Пропаганда здорового питания (проведение игр, конкурсов, лекций, акций, классных часов, КТД)
Пропаганда здорового питания на родительских собраниях. Проведение собраний по темам: «Правильное питание - неотъемлемая часть сохранения и укрепления здоровья», «Рациональное питание» в начальной школе.
Классные часы о пользе горячего питания, охране здоровья, активному образу жизни.
3. Укрепление материально-технической базы школьной столовой:
Совершенствование дизайна школьной столовой.
Оснащение недостающим технологическим оборудованием школьной столовой.
4. Повышение квалификации персонала:
повышение профессионального уровня специалистов в области школьного питания через систему повышения квалификации, курсы повышение квалификации;
участие в профессиональных смотрах и конкурсах;
проведение бесед, классных часов, конкурсов, выставок, презентаций школьных обедов для родителей и обучающихся.
Школьная программа направлена на формирование навыков рационального питания - один из наиболее выгодных путей инвестирования в дело укрепления здоровья нации в целом.
Перечень и описание программных мероприятий по совершенствованию организации питания.
Школа располагает столовой на 72 посадочных места. Время завтраков и обедов учащихся установлено расписанием, которое соответствует определенной учебной нагрузке.
График питания школьников
№ п/п | Перемена | Время | Классы /ГПД |
1 | 2 | 10.00 - 10.30 | 1-4 |
2 | 3 | 11.10 - 11.30 | 5-11 |
3 | | 13.00 - 13.30 | 1 класс (ГПД) |
Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией. Перед входом в помещение столовой для мытья рук, учащимся организовано специальное место, оборудованное раковинами.
В столовой оформлены стенды по организации питания и здоровому образу жизни.
Организовано ежедневное дежурство педагогического коллектива согласно графику. Дежурный учитель смотрит за порядком в зале, оказывает посильную помощь в организации горячего питания.
В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.
Проводится анкетирование родителей и учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с обслуживающим персоналом столовой. Так, по результатам опроса анкеты «Мое настроение после обеда», проведенное в 2018 году 85% старшеклассников и 99% учащихся начальных классов покидают столовую с хорошим настроением. Регулярно, на общешкольном родительском собрании, ответственные за питание учащихся, информирует родителей об организации горячего питания в школе. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей в основном хорошие. Так, по результатам анкеты «Питание глазами родителей» на вопрос - удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? – 81% родителей дали положительный ответ. А на вопрос - удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи? – 78% родителей ответили «Да».
Классными руководителями проводится внеклассная воспитательная работа с учащимися по воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье (праздники, беседы, классных часы, родительские собрания, семинары, конкусы рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Выполнение программы "Школа здорового питания" позволит школе достигнуть следующих результатов:
Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
Продолжить формировать навыки здорового питания у учащихся и их родителей;
Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
Оснастить недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок;
Совершенствовать разработанную систему мониторинга состояния здоровья учащихся;
Оказывать социальную поддержку отдельным категориям учащихся.
В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:
улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;
снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
рост учебного потенциала детей и подростков;
улучшение успеваемости школьников;
повышение их общего культурного уровня.
Система организации контроля за исполнением Программы.
Повар, кладовщик и кухонные работники столовой имеют среднее образование и стаж работы. Все работники пищеблока оснащены спецодеждой. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.
Есть обеденный зал площадью 35 кв. м. на 72 посадочных места.
Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником по договору с Петропавловской участковой больницей ежедневно и блокеражной комиссией школы.
В школе ведутся журналы:
санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе;
журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
журнал бракеража готовой пищевой продукции;
журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
журнал контроля за рационом питания;
журнал здоровья.
За качеством питания постоянно следит комиссия, в ее составе учителя, обязательно член первичной профсоюзной организации. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика школы.
Большое внимание уделяется калорийности школьного питания.
Используется двухнедельное цикличное меню в соответствии с нормами СанПиН, утвержденное управлением Роспотребнадзора.
План мероприятий программы
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Участники | Ответственные |
| Организация питания школьников в школьной столовой. | В течение учебного года | | Директор школы, Зав. Столовой. |
| Ведение систематического контроля за санитарным состоянием обеденного зала. | Ежедневно | | Мед.работник, Зав. столовой |
| Работа по привитию культурно-гигиенических навыков (работа с учащимися, родителями) | В течение учебного года | | Классные руководители, соц. педагог |
| Родительское собрание «Оптимальное питание – основа здорового детства» | Октябрь | 1 – 11 классы | Зам. директора по ВР, медсестра, классные руководители |
| Оформление стенда, оформление информации на школьном сайте | Сентябрь -октябрь | | Зам. директора по ВР, ответственный за организацию школьного питания |
| Проведение анкетирования, мониторинговых исследований по вопросам здорового питания, работы школьной столовой | В течение учебного года | 1 – 11 классы | Ответственные за организацию школьного питания, классные руководители |
| Классный час «Разговор о правильном питании» | Сентябрь | 1 – 11 классы | Классные руководители |
| Подготовка памяток для родителей «Организация правильного питания в семье», | Октябрь | 1 – 8 классы | Соц.педагог, классные руководители |
| Классный час «Что мы едим» | Октябрь | 1 – 11 классы | Классные руководители |
| Акция «Мы за здоровый образ жизни»; - конкурс рисунков «Я за здоровое питание»; - конкурс плакатов «Питание – для здоровья!»; - викторина «Огород»; - игра «Всем, кто хочет быть здоров» | 1 – 4 классы 5 – 8 классы 5-й класс 2-е классы | ноябрь | Классные руководители, педагог-организатор. |
| Классный час «Хлеб - драгоценность, им не сори | ноябрь | 1 – 11 классы | Классные руководители |
| Родительские собрания «Еда, как друг и враг», | Декабрь | 1 – 11 классы | Классные руководители |
| Классный час «Страна Витаминия» | Декабрь | 1 – 7 классы | Классные руководители |
| Анкетирование «Правильно ли питаются Ваши дети?» | Январь | 1 – 11 классы | Соц.педагог |
| Классный час «Спорт, здоровье и питание» | февраль | 1 – 11 классы | Классные руководители |
| Родительское собрание «Роль питания в укреплении здоровья детей в современных экологических условиях» | март | 1 – 11 классы | Классные руководители |
| Классный час «Вкусные традиции моей семьи» | март | 1 – 11 классы | Классные руководители |
| Классный час «Хорошие пищевые привычки» | Май | 1 – 11 классы | Классные руководители |
| Контроль за деятельностью школы по вопросам организации питания учащихся, соблюдения СанПиН | В течение учебного года | | Директор школы |