СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по статистике и теории вероятностей для 7-9 классов.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа составлена на этот учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Программа по статистике и теории вероятностей для 7-9 классов.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.

Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.

Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.

Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.

Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.

Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.

В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.

В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».

‌‌‌На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).‌‌

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


7 КЛАСС


Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.

Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.

Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.

Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.

8 КЛАСС


Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач.

Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания.

Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.

Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов.

Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера.

9 КЛАСС


Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным.

Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности.

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.

Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли».

Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:

1) патриотическое воспитание:

проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;

2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:

готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;

3) трудовое воспитание:

установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;

4) эстетическое воспитание:

способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;

5) ценности научного познания:

ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;

6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;

7) экологическое воспитание:

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;

8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Познавательные универсальные учебные действия


Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

  • воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;

  • выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

  • делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

  • разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;

  • выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

  • проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;

  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;

  • прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

  • выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;

  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

  • выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;

  • в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;

  • представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;

  • принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;

  • участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.


Регулятивные универсальные учебные действия


Самоорганизация:

  • самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

  • владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;

  • предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;

  • оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.

Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.

Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.

Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.

К концу обучения в 8 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение).

Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая.

Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств.

Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов.

К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов.

Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.

Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений.

Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.

Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей.

Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество

часов

Основные виды деятельности обучающихся


1

Представление данных

7



Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и

сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления).

Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ.

2

Описательная статистика

6



Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных.

Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана.

Описывать статистические данные с помощью среднего арифметического и медианы. Решать задачи.

Изучать свойства средних, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практических работ.

Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах.

Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования.


3

Случайная изменчивость

7



Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма.

Строить и анализировать гистограммы,

подбирать подходящий шаг группировки.

Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.

4

Введение в теорию графов

3


Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл.

Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф.

Решать задачи на поиск суммы степеней вершин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах.

Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах.

5

Вероятность и частота случайного события

7


Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие.

Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи,

защита персональной информации, передача данных).

Изучать роль классических вероятностных моделей (монета,

игральная кость) в теории вероятностей.

Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.

6

Обобщение, систематизация знаний

4


Повторять изученное и выстраивать систему знаний.

Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик.

Обсуждать примеры случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34



8 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы


Количество часов


Основные виды деятельности обучающихся

1

Повторение курса 7 класса

4

Повторять изученное и выстраивать систему знаний.

Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик.

Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости.

Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли

в природе и жизни человека.

2

Описательная статистика. Рассеивание данных

4

Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания

данных.

Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания.

Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера.

3

Множества

4

Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество.

Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение.

Использовать свойства: переместительное, сочетательное,

распределительное, включения.

Использовать графическое представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов.

4

Вероятность случайного события

6


Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события.

Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта.

Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера.

Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы.

5

Введение в теорию графов

4

Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева.

Изучать свойства дерева: существование висячей вершины, единственность пути между двумя вершинами, связь между

числом вершин и числом рёбер.

Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила умножения.

6

Случайные события

8

Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение

событий, диаграмма Эйлера (Эйлера— Венна), совместные и несовместные события.

Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей).

Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей.

Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта.

Изучать свойства (определения) независимых событий.

Решать задачи на определение и использование независимых событий.

Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта.

7

Обобщение, систематизация знаний

4


Повторять изученное и выстраивать систему знаний.

Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик.

Решать задачи с применением графов.

Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями.

Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта.

Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34




9 КЛАСС

п/п


Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Повторение курса 8 класса

4

Повторять изученное и выстраивать систему знаний.

Решать задачи на представление и описание данных.

Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта.

Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей

событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля.

2

Элементы комбинаторики

4

Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число сочетаний, треугольник Паскаля.

Решать задачи на перечисление упорядоченных пар, троек, перечисление перестановок и сочетаний элементов различных множеств.

Решать задачи на применение числа сочетаний в алгебре (сокращённое умножение, бином Ньютона).

Решать, применяя комбинаторику, задачи на вычисление вероятностей, в том числе с помощью электронных таблиц в ходе практической работы.

3

Геометрическая вероятность

4

Осваивать понятие геометрической вероятности.

Решать задачи на нахождение вероятностей в опытах, представимых как выбор точек из многоугольника, круга,

отрезка или дуги окружности, числового промежутка.

4

Испытания Бернулли

5


Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление

первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли.

Решать задачи на нахождение вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха, в том числе с применением формулы суммы геометрической прогрессии.

Решать задачи на нахождение вероятностей элементарных событий в серии испытаний Бернулли, на нахождение вероятности определённого числа успехов в серии испытаний

Бернулли.

Изучать в ходе практической работы, в том числе с помощью цифровых ресурсов, свойства вероятности в серии испытаний Бернулли.

5

Случайная величина

7

Освоить понятия: случайная величина, значение случайной величины, распределение вероятностей.

Изучать и обсуждать примеры дискретных и непрерывных случайных величин (рост, вес человека, численность населения, другие изменчивые величины, рассматривавшиеся в курсе статистики), модельных случайных величин, связанных со случайными опытами (бросание монеты, игральной кости, со случайным выбором и т. п.).

Осваивать понятия: математическое ожидание случайной величины как теоретическое среднее значение, дисперсия случайной величины как аналог дисперсии числового набора.

Решать задачи на вычисление математического ожидания и дисперсии дискретной случайной величины по заданному распределению, в том числе задач, связанных со страхованием и лотереями.

Знакомиться с математическим ожиданием и дисперсией некоторых распределений, в том числе распределения случайной величины «число успехов» в серии испытаний

Бернулли.

Изучать частоту события в повторяющихся случайных опытах как случайную величину.

Знакомиться с законом больших чисел (в форме Бернулли): при большом числе опытов частота события близка к его

вероятности.

Решать задачи на измерение вероятностей с помощью частот.

Обсуждать роль закона больших чисел в обосновании частотного метода измерения вероятностей.

Обсуждать закон больших чисел как проявление статистической устойчивости в изменчивых явлениях, роль закона больших чисел в природе и в жизни человека.

6

Обобщение, контроль

10+2


Повторять изученное и выстраивать систему знаний.

Решать задачи на представление и описание данных.

Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, вероятностей объединения и пересечения событий, вычислять вероятности в опытах с сериями случайных испытаний.

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

36




ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Виды и формы контроля

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

2

Таблицы. Упорядочивание данных и поиск информации.

1


1

Практическая работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

3

Подсчёты и вычисления в таблицах.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

4

Столбчатые диаграммы

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

5

Круговые диаграммы

1


1

Практическая работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

6

Возрастно-половые диаграммы

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

7

Повторение и промежуточный контроль. Контрольная работа № 1

1

1


Контрольная работа



8

Среднее арифметическое числового набора.

1


1

Практическая работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

9

Медиана числового набора.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

10

Медиана числового набора.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

11

Наибольшее и наименьшее значение. Размах.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

12

Обозначения в статистике. Свойства среднего арифметического

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

13

Повторение и промежуточный контроль. Контрольная работа № 2

1

1


Контрольная работа



14

Примеры случайной изменчивости. Точность и погрешность измерений

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

15

Тенденции и случайные отклонения

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

16

Частоты значений в массиве данных.

1


1

Практическая работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

17

Связь между частотами и средним арифметическим.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

18

Группировка данных и гистограммы. Выборка. Рост человека.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

19

Статистическая устойчивость и оценка с помощью выборки

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

20

Повторение и промежуточный контроль. Контрольная работа № 3

1

1


Контрольная работа



21

Графы. Вершины и рёбра графа. Степень вершины.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

22

Пути в графе. Связный граф.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

23

Задача о Кенигсбергских мостах, эйлеровы пути и эйлеровы графы

1


1

Практическая работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

24

Утверждения и высказывания. Отрицание.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

25

Условные утверждения.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

26

Обратные и равносильные утверждения. Признаки и свойства. Необходимые и достаточные условия.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

27

Противоположные утверждения. Доказательство от противного.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

28

Примеры случайных опытов и случайных событий. Вероятности и частоты событий.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

29

Монета и игральная кость в теории вероятностей. Как и зачем узнать вероятность события

1


1

Практическая работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

30

Вероятностная защита информации от ошибок

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

31

Повторение, обобщение. Представление данных.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

32

Повторение, обобщение. Описательная статистика

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

33

Повторение, обобщение. Вероятность случайного события.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

34

Повторение, обобщение. Смотр знаний.

1


1

Практическая работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

7











8 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Виды и формы контроля

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Повторение и обобщение по темам курса 7 класса.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f029e

2

Повторение и обобщение по темам курса 7 класса.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f03fc

3

Повторение и обобщение по темам курса 7 класса.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0578

4

Множество, подмножество, примеры множеств.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180

5

Операции над множествами. Диаграммы Эйлера.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c

6

Операции над множествами. Диаграммы Эйлера.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c

7

Множества решений неравенств и систем.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c

8

Правило умножения.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8

9

Элементарные события. Случайные события. Вероятности элементарных событий. Равновозможные элементарные события.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec

10

Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec

11

Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec

12

Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор.

1


1

Практическая работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca

13

Урок повторения и обобщения. Вероятности событий.

1



Устный опрос; Письменный
контроль



14

Рассеивание числовых данных. Отклонения.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50

15

Дисперсия числового набора. Обозначения и формулы.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50

16

Стандартное отклонение числового набора

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe

17

Диаграммы рассеивания

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6

18

Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e

https://m.edsoo.ru/863f2bac

19

Дерево случайного эксперимента.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e

20

Логические союзы «и» и «или».

1



Устный опрос; Письменный
контроль



21

Отрицание сложных утверждений.

1



Устный опрос; Письменный
контроль



22

Контрольная работа № 1.

1

1


Контрольная работа



23

Определение случайного события. Противоположное событие

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2f8a

24

Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий

Несовместные события.

1




Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214

https://m.edsoo.ru/863f3372

25

Несовместные события. Формула сложения вероятностей

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764

26

Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae

27

Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06

28

Дерево случайного опыта.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe

29

Представление случайного эксперимента в виде дерева.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20

31

Повторение, обобщение. Представление данных. Описательная статистика

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4128

32

Повторение, обобщение. Условная вероятность и независимые события.




Устный опрос; Письменный
контроль


https://resh.edu.ru/


33

Повторение, обобщение. Графы

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312

34

Итоговая контрольная работа по темам "Случайные события. Вероятность. Графы"

1

1


Контрольная работа



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

1









9 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Виды и формы контроля

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Повторение.Представление данных

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

2

Повторение.Описательная статистика

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f47ea

3

Повторение.Операции над событиями

1



Устный опрос; Письменный
контроль



4

Повторение. Независимость событий.

1



Устный опрос; Письменный
контроль



5

Комбинаторное правило умножения

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

6

Перестановки. Факториал. Сочетания и число сочетаний.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4e16

7

Треугольник Паскаля

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5014

8

Практическая работа "Вычисление вероятностей с использованием комбинаторных функций электронных таблиц"

1


1

Практическая работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5208

9

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5884

10

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка, из дуги окружности

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f5a50

11









12









13

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6162

14

Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6356

15

Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f64d2

16

Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6680

17

Контрольная работа №1"Испытания Бернулли"

1

1

Контрольная работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f67de

18

Случайная величина и распределение вероятностей

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6b44

19

Математическое ожидание и дисперсия случайной величины

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6

20

Математическое ожидание и дисперсия случайной величины

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f6da6

21

Дисперсия и стандартное отклонение.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


https://resh.edu.ru/subject/lеsson/3409/main/


22

Математическое ожидание случайной величины.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК.

23

Понятие о законе больших чисел и его применении.

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f72c4

24

Контрольная работа №2

1

1


Контрольная работа



25

Обобщение, систематизация знаний. Представление данных

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f783c

26

Обобщение, систематизация знаний. Описательная статистика

1



Устный опрос; Письменный
контроль



27

Обобщение, систематизация знаний. Представление данных. Описательная статистика

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f893a

28

Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7a4e

29

Обобщение, систематизация знаний. Вероятность случайного события. Элементы комбинаторики

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7c9c

30

Обобщение, систематизация знаний. Элементы комбинаторики

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f7e54

31

Обобщение, систематизация знаний. Элементы комбинаторики. Случайные величины и распределения

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8408

32

Обобщение, систематизация знаний. Случайные величины и распределения

1



Устный опрос; Письменный
контроль


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f861a

33

Итоговая контрольная работа

1

1


Контрольная работа


Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8b56

34

Обобщение, систематизация знаний

1



Устный опрос; Письменный
контроль



35

Решение задач по курсу из банка данных ОГЭ

1



Устный опрос; Письменный
контроль



36

Решение задач по курсу из банка данных ОГЭ

1



Устный опрос; Письменный
контроль



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

2









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌• Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» ‌​

​‌‌

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌Универсальный многоуровневый сборник задач. 7 – 9 классы. Статистика. Вероятность. Комбинаторика. Практические задачи
И.В. Ященко, И.Р. Высоцкий‌​


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​‌Электронный образовательный ресурс «Домашние задания. Основное общее образование. Алгебра», 7-9 класс, АО Издательство «Просвещение»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!