СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по теме "Буллинг"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по теме "Буллинг"»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  2. Примерный комплексный план мероприятий по профилактике явлений буллинга на 2019-2020 год

  3. Заключение

  4. Приложения (ПРИМЕР АНКЕТЫ И ОПРОСНИКА)

5. Список использованных источников
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы.

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.

В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. По данным ООН насилию в образовательной организации подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста, по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга (обидчиков) в 2 раза больше, чем в среднем по европейским странам. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношении подростков и молодых людей совершается в системе образования.

В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга, что позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, а также гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явления.







Цель, задачи, методы, направления работы.

Цель программы:

  1. формирование в образовательном процессе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к обучающимся;

  2. повышение информированности обучающихся о возможных рисках и опасностях;

  3. повышение ответственности родителей за действия, направленные против детей;

  4. воспитание у обучающихся уважения к правам человека, личности, как к неповторимой сущности человека;

  5. формирование у обучающихся адекватных представлений о правах человека и правилах поведения у опасных ситуациях.

Программа предусматривает решение следующих задач:

  1. профилактика всех форм насилия над обучающимися дома, в образовательной организации, в общественных местах;

  2. организация совместной работы с родителями по повышению их уровня образованности и компетентности в различных трудных жизненных ситуациях;

  3. сотрудничество с правоохранительными органами, органами здравоохранения, социальной защиты и т.п.

Основные группы методов профилактики:

1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;

2) методы, ориентированные на семейные отношения;

3) методы, ориентированные на ближайшее окружение ребѐнка (микросоциум).





Направления работы:

1. Направления работы на уровне ОУ:

диагностика психоэмоциональной среды ОУ и мотивационно-образовательная работа с администрацией;

программы формирования благоприятного психологического климата ОУ

мероприятия, направленные на сплочение образовательного сообщества МБУДО ЦТОиДТТ

2. Направления работы с педагогическим коллективом и родителями:

консультативно-образовательная работа с педагогическим составом и родителями;

программы повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов)

3. Направления работы с учащимися

консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению;

информационно-просветительская работа с коллективом учащихся

повышение уровня коммуникативной культуры учащихся

профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков;

профилактика асоциального поведения школьников

развитие навыков стрессоустойчивости, конструктивного поведения в конфликте и уверенного поведения, навыков саморегуляции.

Мероприятия должны осуществляться на трех уровнях: образовательной организации, группы и индивидуальном.

Первичная профилактика реализуется по 3 направлениям:

1. Создание условий недопущения буллинга.

2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка со стрессовыми воздействиями.

3. Укрепление защитных сил организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.

На первом этапе следует признать наличие проблемы и осознать ее масштаб.

На втором – определить проблему (ее суть, серьезность, частоту возникновения, длительность, состояние жертвы, участников, свидетелей). Контролируются агрессивные намерения обидчиков и состояние жертвы. Вырабатывается план действий.

На третьем – реализуется выработанный план.




Примерный комплексный план мероприятий по профилактике явлений

буллинга (моббинга) в школе на 2019-2020 год

Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации и развития каждого ребенка, сохранения физического, психического и социального здоровья.

Задачи:

• оказание компетентной помощи педагогам и родителям в вопросах обучения и воспитания;

• предупреждение возникновения явлений отклоняющегося поведения у обучающихся;

• развитие коммуникативных навыков, формирование ответственного отношения у подростков к своим поступкам;

• обучение навыкам мирного разрешения конфликтов.

Возраст учеников: 12-15 лет

п/п

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

Нормативно-правовое и информационное обеспечение мероприятий,

определяющих профилактику буллинга:

  1. Утвердить на методическом совете программу профилактики буллинга (моббинга) в школе на учебный год

  2. Разработать:

• комплексный план мероприятий школы по профилактике и предотвращению буллинга (моббинга) на учебный год;

• методические материалы (рекомендации для педагогов и родителей, классные часы, беседы, тренинги и пр.) в рамках реализуемого плана мероприятий

  1. Изучить нормативно-правовые документы по профилактике явлений буллинга (моббинга) в образовательной среде

  2. Подготовить:

• информационный материал по профилактике детского насилия и буллинга (моббинга) для размещения на сайте школы;

• раздаточные материалы (памятки, буклеты, стендовую информацию) для всех субъектов образовательных отношений (обучающихся, педагогов, родителей) по проблеме буллинга;

  1. Пополнить библиотечный фонд школы литературой по профилактике и предотвращению буллинга (моббинга)

  2. Организовать работу «почты доверия» для сообщения случаев буллинга (моббинга)

сентябрь







сентябрь





в течение уч.года





сентябрь-октябрь





октябрь





в течение уч.года





в течение уч.года



сентябрь


зам. директора







зам. директора, педагоги-психологи

педагоги-психологи





зам. директора, педагоги-психологи



педагоги-психологи



педагоги-психологи





зав. библиотекой



зам. директора

Организационно-педагогическая и научно-методическая работа

с педагогическим коллективом

  1. Совещание при директоре: «Организация работы по профилактике буллинга (моббинга) в образовательной среде школы»

  2. Педагогический совет: «Основные механизмы и проявления феномена буллинга (моббинга) и его влияние на процесс обучения детей в условиях дополнительного образования»

  3. Совещание при заместителе директора по работе по темам:

• распространенность и особенности проявления буллинга (моббинга) в группах обучающихся в школе;

• буллинг (моббинг): актуальность, состояние проблемы и психологическое сопровождение жертв буллинга (моббинга);

• роль педагога в профилактике буллинга (моббинга) в ученических коллективах;

• анализ работы педагогического коллектива школы по профилактике детского насилия и буллинга (моббинга) за учебный год

  1. Пополнение методической копилки новыми формами работы по профилактике и предотвращению буллинга (моббинга) в школе

  2. Лекторий для педагогического коллектива на тему: «Буллинг (моббинг) как социально-педагогическая проблема»:

Лекция 1. Буллинг как форма насилия в ученическом коллективе.

Лекция 2. Буллинг: причины и последствия

Лекция 3. Буллинг как дискриминация прав ребенка на образование

Лекция 4. Как педагогу противостоять травле детей

  1. Семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги для педагогов на темы:

• Нормативные основания и алгоритм действий педагогов в случае подозрения на возможный факт насилия в детском коллективе.

•Буллинг (моббинг) в образовательной среде: как помочь ребенку побороть агрессию. Методы предотвращения буллинга

• Формирование личности ребенка как основа для противодействия насилию

  1. Конкурс методических разработок, программ, сценариев внеурочных мероприятий по профилактике буллинга (моббинга)в детской среде

  2. Групповые консультации по проблемным ситуациям:

• Насилие в образовательной среде: что противопоставить жестокости и агрессии?

• Буллинг или как не стать жертвой?

• Детский буллинг (моббинг). Как защитить ребенка от травли?

  1. Индивидуальные консультации педагогов по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха


сентябрь





октябрь











ноябрь





январь





март



май



в течение уч.года





в течение уч.года





в течение уч.года

(на каникулах)

















октябрь





декабрь



февраль





в течение уч. года





в течение уч. года

(по запросу)









в течение уч. года

(по запросу)

зам. директора





зам. директора











педагоги-психологи



педагоги-психологи



педагоги-психологи

педагоги-психологи

зам. директора, педагоги-психологи



педагоги-психологи





зам. директора, педагоги-психологи



















зам. директора





зам. директора

педагоги-психологи

педагоги-психологи

зам. директора, методисты





педагоги-психологи











педагоги-психологи




Работа с родителями обучающихся

  1. Общее родительское собрание «Буллинг (моббинг) в детской среде»

  2. Родительские собрания в группах:

• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.

• Как предотвратить и преодолеть буллинг (моббинг)?

  1. Устный журнал (стендовая информация):

• Буллинг (моббинг) – это не детская шалость.

• Невидимый буллинг.

• Психологический дискомфорт обучающихся в образовательной среде: причины, проявления, последствия и профилактика

• Буллинг, изгои, отверженные – одна проблема?

  1. Книжная выставка в библиотеке школы «В помощь родителям о профилактике буллинга (моббинга) детей и подростков»:

  2. Психологический практикум «Психология поведения жертвы буллинга (моббинга)»

  3. Индивидуальные консультации педагога-психолога по профилактике конфликтных ситуаций в детском коллективе, в общении, по вопросам оказания поддержки неуверенным, отвергнутым детям, создание ситуации успеха

  4. Психологическая диагностика в контексте проблемы буллинга:

• Анкетирование «Как я воспитываю своего ребенка»

• Анкетирование «Оценка уровня удовлетворительности образовательной средой в школе»


октябрь





октябрь



апрель



1 раз в квартал













в течение уч.года





апрель



в течение уч. года

(по запросу)









ноябрь



март-апрель

зам. директора





педагоги



педагоги



педагоги-психологи













зав. библиотекой





педагоги-психологи

педагоги-психологи











педагоги-психологи

педагоги-психологи


Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое

обеспечение профилактики и предотвращения буллинга (моббинга) обучающихся

  1. Информационные часы, беседы (примерная тематика).

7-11 лет:

• Законы сохранения доброты.

• Я не дам себя обижать.

• Наш Центр живет без насилия.

• Давайте жить дружно!

• Мы против насилия. Как защитить себя?

• Будем добрыми.

• Как я отношусь к насилию.

• Как научиться жить без драки.

12-15 лет:

• Бояться страшно. Действовать не страшно.

• О правилах поведения и безопасности на улице.

• Буллинг как стадный допинг.

• Безопасное поведение.

• Что такое агрессия?

• Добро против насилия.

• Как не стать жертвой насилия.

• Способы решения конфликтов с ровесниками.

16-18 лет:

• Навыки саморегуляции.

• Воспитание характера.

• Предупреждение насилия и жестокости в жизни.

• • Как бороться с конфликтами.

• Нравственный закон внутри каждого.

• Моя жизненная позиция

  1. Просмотр и обсуждение художественных фильмов:

• «Чучело» (1983 г.).

• «Класс» (2007 г.).

• «Розыгрыш» (2008 г.).

• «Школа» (телесериал, 2010 г.)

  1. Читательские конференции по книгам, раскрывающим проблему буллинга:

• В.К. Железняков «Чучело».

• Хосе Тассиес «Украденные имена».

• В.Н. Ватан «Заморыш».

• Е.В. Мурашов «Класс коррекции».

• Стивен Кинг «Кэрри».

• Алексей Сережкин «Ученик».

• Андрей Богословский «Верочка».

• Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»

  1. Информационный вестник (стендовая информация раздаточные материалы) для обучающихся на темы:

• Мы – против насилия!

• Мы – против жестокого обращения!

  1. Книжные выставки:

• Буллинг как этическая проблема.

• Относись к другому так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

• Детство, свободное от жестокости.

• Скажем «Нет» равнодушию к детскому насилию

  1. Самообследование образовательной среды на предмет безопасности и комфортности



  1. Психологическая диагностика (наблюдение, анкетирование, тестирование) в контексте проблемы буллинга:

• выявление детей, склонных к проявлению жестокости к другим обучающимся;

• взаимоотношения в группе;

• изучение личностного развития обучающихся с целью профилактики нарушений в развитии личности (толерантность, самооценка и уровень притязаний, тревожности, мотивации)

  1. Цикл развивающих занятий по формированию навыков межличностного общения:

• Стиль поведения. Умеем ли мы общаться?

• Профилактика насилия в подростковом сообществе

• Стратегии безопасного поведения

• Недопустимость насилия и жестокости в обращении со сверстниками

  1. Контрольно-оценочная деятельность в целях проверки информационной доступности правил поведения и нормативных документов по профилактике буллинга

  2. Индивидуальные консультации обучающихся (по результатам диагностики, общение со сверстниками, детско-родительские отношения, конфликты)

  3. Информационная акция «Нет насилию!»



  1. Конкурсы:

• плакатов «Мы против буллинга!»

• рисунков «Территория детства»

• творческих поделок «Гармония – в цвете, гармония – в душе, гармония – в жизни»

• презентаций «Стоп насилию!»

• сочинений, эссе «Дружба – главное чудо»


в течение уч. года

























































в течение уч. года

(на каникулах)





в течение уч. года

















сентябрь,

январь







в течение уч. года

(1 раз в четверть)







март





в течение уч. года

(по запросу















в течение уч. года

(по запросу)











декабрь, апрель





в течение уч. года (по запросу)



ноябрь



в течение уч. года

педагоги



























































Педагоги











зав. библиотекой

















педагоги-психологи







зав. библиотекой











зам. директора, педагоги-психологи

педагоги-психологи

















педагоги-психологи













зам. директора







педагоги-психологи





педагоги-психологи

зам. директора,

педагоги







Заключение

Предупреждение буллинга (моббинга) в образовательной среде школы требует комплексного, систематического подхода к рассмотрению данной проблемы и реализации определенных профилактических мероприятий.

Буллинг (моббинг) – это сложноорганизованное явление, представленное целой совокупностью форм его проявления, что составляет основу для многоплановой разработки мероприятий. Знание основных личностных особенностей, возрастных характеристик участников буллинга (моббинга) позволяет выявить конкретные формы взаимодействия с ними, разработать тактику профилактической работы. Индивидуальная работа с учащимися должна быть организована на основании изученных особенностей поведения подростков в целом, их индивидуальных качеств и возможных психоповеденческих отклонений.

Профилактическая работа с данной проблемой должна начинаться с выявления причин и последствий буллинга (моббинга) в конкретной образовательной среде, так как они имеют четкую взаимосвязь и составляют совокупность асоциальных факторов девиации подростков. Самой распространенной причиной являются конфликтогенность в ученическом коллективе, а также отсутствие надлежащего контроля за ситуацией в группе со стороны педагога, в связи с чем подростки лишаются возможности развиваться физически и нравственно в психологически благоприятных условиях.

Реализация программы профилактики буллинга (моббинга) должна осуществляться группой специалистов, профилактическая деятельность которых разграничена и определена в соответствии со спецификой деятельности каждого из них.












Анкета (ПРИМЕР)

Дорогой друг!

Просим тебя ответить на несколько вопросов. Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитай все варианты ответов и обведи правильный, на твой взгляд, ответ.

Выбери свой пол: мужской женский Класс ___________Возраст ___________

1. Вы знаете, что такое «буллинг»?

а) да

б) нет

2. Сталкивались ли вы с ситуациями издевательства одних людей над другими?

а) да, сталкивался

б) никогда не встречал(а)

в) другое _____________________________________________________________

3. Если да, то в какой форме:

а) унижение

б) оскорбления(вербальная агрессия)

в) физическое насилие

г) съемка издевательства на телефон

д) кибербуллинг (угрозы, издевательства и унижение в интернете)

е) другое_______________________________________________________________

4. Являлись ли вы сами участником травли, издевательства?

а) да, как наблюдатель;

б) да, как жертва;

в) да, как агрессор (тот, кто является инициатором травли);

г) нет, не являлся (являлась)

5. Где чаще всего встречается травля?

а) в школе;

б) во дворе, на улице;

в) в соцсетях, в интернете;

г) другое_____________________________________________________________

6. Кто, с вашей точки зрения, чаще подвергается травле (буллингу)?

а) тот, кто слабее и не может дать сдачи;

б) тот, кто отличается от других (внешне, физически);

в) тот, кто имеет своё мнение

г) другое__________________________________________________________

7. Встречали ли Вы ситуации травли школьников со стороны педагогов?

а) да, постоянно

б) да, но редко

в) нет, не встречал

8. Считаете ли вы, что взрослые недостаточно помогают детям, являющимися жертвами травли?

а) да

б) нет

в) не задумывался об этом

9. Как вы считаете, можно ли избежать травли в образовательной организации?

а) да, если вовремя заметят взрослые;

б) да, если жертва изменит своё поведение;

в) да, если наказать агрессора;

г) нет, он неизбежен;

д) другое_______________________________________________________________

10. Кто, по вашему мнению, способен пресечь буллинг в образовательной организации?

а) администрация

б) педагогический коллектив

в) родители

г) ученики

д) другое _______________________________________________________________

Спасибо за участие!



Опросник «Обстановка в классе» (ПРИМЕР)

Учащихся просят анонимно ответить на следующие вопросы:

1. Можно ли назвать ваш класс дружным? Почему?

2. Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашем классе? Почему?

3. Есть ли в классе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом?

4. Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри класса?

5. Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами? Почему?


















Список использованных источников

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.

  2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.

  3. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html.

  4. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.html.

  5. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.

  6. Программа профилактики буллинга в образовательной организации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psy.su/psyche/projects/1813/

  7. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми - М.: Психология и педагогика, 1993г.

  8. Школа без насилия. Методическое пособие/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.

  9. Холодова Ю.Б. Профилактика буллинга в образовательном учреждении // Инновации в образовании и физической культуре: сб. науч. и метод. статей. - СПб: Свое издательство, 2016. - С. 31-38.

  10. Курганский С.М. Профилактика буллинга [Электронный ресурс] Режим доступа: http://klepik.depon72.ru/?p=1348

  11. Доктор Шлаукинд. Моббинг и буллинг, как формы психологического насилия в школе. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ekidz.eu/ru/mobbing-i-bulling-2/