Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7
307170 Российская Федерация Курская область,
г. Железногорск, ул. Курская, 43
Утверждено и введено в действие
Директор
МОУ « СОШ№ 7»
_____________________ М.А.Мызникова
Приказ от 27 августа 2020 г. № 1-260
Принято
педагогическим советом
МОУ « СОШ № 7»
Протокол от «27» августа 2020 г. № 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ»
5 класс
(духовно - нравственное направление)
2020-2021 учебный год
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Азбука нравственности» 5 класс ФГОС ООО
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2011г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный № 19 644) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2015 г., регистрационный № 35915), Примерной основной образовательной программой основного общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ в 2015 году, на основании документа: письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС» и основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ № 7»
В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Программа предназначена для учащихся 5-х классов.
Программа рассчитана на 1 год.
Форма организации занятий – групповая.
Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю, в год -34 часа.
Занятия проводятся в форме викторин, тренингов и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Цель программы:воспитание нравственных чувств и этического сознания у школьников.
Задачи:
Сформировать представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программу внеурочной деятельности разработала
Свинарева Ирина Ивановна, социальный педагог МОУ «СОШ № 7»
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у пятиклассников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
1.Личностные универсальные учебные действия:
у выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
2.Метапредметные:
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию.
3.Предметные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о нормах экологической этики;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
Достижения воспитательных результатов
во внеурочной деятельности программы «Азбука нравственности».
Игровая ( игра с ролевым акцентом, игра с деловым акцентом);
Познавательная (беседы, интеллектуальные игры, исследовательские проекты, конференции);
Проблемно-ценностное общение ( этические беседы, дискуссии);
Досуговое общение (культпоходы, концерты, театральные инсценировки);
Художественное творчество (выставки, фестивали искусств в классе и школе);
Социальное творчество (акции, коллективно-творческие дела, социально-образовательные проекты);
Трудовая деятельность (трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры);
Спортивно-оздоровительная деятельность (участие в спортивных мероприятиях класса и школы, беседы о ЗОЖ);
Туристско- краеведческая деятельность (образовательные экскурсии, туристские походы по родному краю, посещение краеведческого музея).
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация, игра-конкурс анкетирование, экскурсии по школе, викторина, презентация, экскурсия в музей, игровая программа, выставка, конкурс рисунков, конкурс плакатов, конкурс стихов, инсценировка, семейный праздник, проект.
Прогнозируемые результаты
Направления воспитания | Ценностные установки | Планируемые результаты воспитательной деятельности |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества | - учащиеся имеют элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли жизни общества; -сформировано отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, языку, народным традициям; -учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской полиции; -учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации; -учащиеся имеют представления о правах и обязанностях гражданина, семьянина. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике | -учащиеся имеют представления о национальных ценностях; -сформировано представление о правилах поведения в ОУ, общественных местах и дома; -сформировано представление о истории страны, религиях России; -у учащихся сформировано уважительное отношение к родителям, старшим, сверстникам и младшим, бережное отношение ко всему живому; -учащиеся имеют представления об отрицательном влиянии СМИ; -сформировано отрицательное отношение к аморальным поступкам. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие | - у обучающихся сформировано ценностное отношение к труду, творчеству, уважительное отношение к профессиям; -учащиеся имеют опыт коллективной работы, реализации учебных проектов; -умеют проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий; -у учащихся сформировано бережное отношение к результатам своего и чужого труда, личным вещам, школьному имуществу. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое | -у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; -учащиеся имеют элементарные представления и значимой роли морали и нравственности в сохранении здоровья человека; -имеют личный опыт здоровьесберегающей деятельности; -имеют представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; -учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, СМИ на здоровье человека |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | Родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание | -у учащихся развит интерес к природе; -сформировано понимание активной роли человека в природе, ценностное отношение к растениям и животным. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | Красота, гармония, духовный мир, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве | -учащиеся имеют представления о душевной и физической красоте человека; -сформированы эстетические идеалы, чувство прекрасного, учащиеся умеют видеть красоту природы и труда; -имеют интерес к занятиям художественным творчеством. |
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
Содержание внеурочной деятельности.
5 класс – 34 часа.
Раздел 1: Я стал учеником средней школы. (4 часов).
Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой.
Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью.
Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым.
Правила общения в классном коллективе.
Раздел 2: О доброте душевной. (4 часа).
Правила бескорыстной дружбы.
Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».
Настрой на добрые дела.
Возраст человека и социальные отношения. 1 октября – День пожилых людей.
Раздел3: Труд развивает человека. (2 часа).
Воспитание трудолюбия.
Отрицание вредных привычек или как от них избавиться.
Раздел 4: Правила аккуратности(3 часа)
Правильно распределяй своё время – многое успеешь.
Культура внешнего вида.
Забота о своих вещах.
Раздел5: Правила поведения на улице и в общественных местах. (4 часа).
Социальные отношения. Отношения со сверстниками.
Научись уважать окружающих тебя людей.
Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Социальное положение школьника.
Раздел 6: Этика и этикет (2часа).
Учись видеть красоту окружающего тебя мира.
Правила этикета.
Раздел 7: Герои моей страны, защитники Отечества (6 часов)
Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом
Памятный день 9 декабря – День Героев Отечества. Герои нашего города, района и школы.
Юные граждане России: права и обязанности
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
«Крымская весна…»
«Они сражались за Родину…» Книга памяти.
Раздел 8: С любовью к России! Историческое и культурное наследие (7 часов) .
«Осенний марафон»–игра
Игра «Новогодний вечер».
Масленица. Народные традиции
21 февраля. Международный день родного языка.
Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды.
Международный день Земли. Экологические программы.
День рождения города. Социальные проекты городу.
Раздел 8: Семья (2 часа)
Мир семейного очага – Международный женский день
Роль подростка в семье.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела/урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
1 | Современная школа. День знаний. Профессия – ученик. | 1 | | | |
2 | Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. | 1 | | | |
3 | День рождения города. Социальные проекты городу. | 1 | | | |
4 | «Осенний марафон» - игра | 1 | | | |
5 | Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. 1 октября – День пожилых людей. | 1 | | | |
6 | Правила бескорыстной дружбы. Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших». | 2 | | | |
7 | День согласия и примирения. | 1 | | | |
8 | Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью. | 1 | | | |
9 | Воспитание трудолюбия. Отрицание вредных привычек или как от них избавиться. | 1 | | | |
10 | Роль подростка в семье. День матери. | 1 | | | |
11 | Правильно распределяй своё время – многое успеешь. | 1 | | | |
12 | Памятный день 9 декабря – День Героев Отечества. Герои нашего города, района и школы. | 1 | | | |
13 | Юные граждане России: права и обязанности. 12 декабря – День Конституции Российской Федерации | 1 | | | |
14 | Здоровый образ жизни школьника. | 1 | | | |
15 | Игра «Новогодний вечер». | 1 | | | |
16 | Культура внешнего вида. Забота о своих вещах. | 1 | | | |
17 | Социальные отношения. Отношения со сверстниками. | 1 | | | |
18,19 | Научись уважать окружающих тебя людей. Правила культурного диалога. | 2 | | | |
20 | Учись видеть красоту окружающего тебя мира. | 1 | | | |
21 | Масленица. Народные традиции | 1 | | | |
22 | 21 февраля. Международный день родного языка. | 1 | | | |
23 | Мир семейного очага – Международный женский день | 1 | | | |
24 | «Крымская весна…» | 1 | | | |
25 | Международный день детской книги и Всемирный день поэзии. | 1 | | | |
26 | Международный день памятников и исторических мест. | 1 | | | |
27 | Религиозные праздники. Пасха – традиции и обряды. | 1 | | | |
28 | Доброта вокруг нас. | 1 | | | |
29 | «Они сражались за Родину…» Книга памяти. | 1 | | | |
30 | 9 мая День Победы | 1 | | | |
31 | Международный день Земли. Экологические программы. | 1 | | | |
32 | Всемирный день музеев. | 1 | | | |
33 | Социальное положение школьника. | 1 | | | |
34 | День защиты детей – 1 июня | 1 | | | |
Используемая литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников..-2004-2007.- №1-9.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14-36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
12