Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноярская школа № »
____________________________________________________________________________
Я – ученик, гражданин, россиянин
Программа по внеурочной деятельности
для обучающихся 4, 7, 9 классов по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами
Составители-разработчики программы:
Барошева Н.В., учитель,
Усова И.В., учитель
Красноярск 2022
Обоснование
Программа разработана для обучающихся постоянно проживающих на территории психоневрологического интерната, поэтому учитывает не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и условия пребывания в режимном учреждении.
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 4, 7, 9 классов с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами, проживающих в психоневрологическом интернате для обучающихся.
Программа направлена на принятие (освоение) общечеловеческих ценностей (ответственность, справедливость, достоинство); способствует формированию патриотических качеств личности; приобщает к традициям народов России, проживающих на ее территории.
Нормативно-правовая база:
– Конституция РФ;
– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);
– Приказ министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего среднего общего образования от З0 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015);
Цель программы: сформировать у детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами духовно-нравственные общечеловеческие ценности.
Задачи программы
1. Сформировать представления:
– об истории г. Красноярска и Красноярского края;
– о традициях народов России, проживающих на территории Красноярского края;
– о символике и трудовой деятельности граждан России.
2. Сформировать:
– бережное отношение к природе и всему живому;
– чувство гордости за свою страну, край, поселок.
3. Воспитать уважение к одноклассникам, старшим, участникам военных действий, ветеранам ВОВ.
Основные принципы организации гражданско-патриотического воспитания:
– соответствия содержания и организации занятий возрастным особенностям детей с ОВЗ;
– доступности обучения детей с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, сложными дефектами;
– систематичности и последовательности обучения;
– свобода выбора;
– сотворчества и успешности;
– обратной связи (рефлексии).
Формы работы:
– по количеству обучающихся – групповая;
– по времени и месту обучения – дневная, аудиторная, экскурсия;
– по порядку осуществления – очная.
Методы работы:
– беседа;
– литературная гостиная;
– тематические мероприятия (экскурсии, игры гражданско-патриотического воспитания, уроки Мужества, участие в социальных акциях);
– совместные праздники с общественными организациями.
Сроки реализации программы
Рабочая программа рассчитана на 34 занятия в каждой группе, которые проходят один раз в неделю.
Содержание курса
Программа состоит из 4-х модулей с учетом основных направлений гражданско-патриотического воспитания (духовно-нравственного, историко-патриотического, краеведческого, спортивно-патриотического):
1. Я и мой мир вокруг меня (№ занятий: 2, 5, 10, 14, 17, 20, 26, 27, 33).
2. Моя малая Родина (№ занятий: 1, 7, 9, 12, 16, 19, 23, 29, 32).
3. Мой родной край (№ занятий: 3, 8, 11, 22, 24, 30, 32).
4. Я – гражданин России (№ занятий: 4, 6, 13, 15, 18, 21, 25, 28, 31).
Календарно-тематическое планирование на 2022-23 учебный год
№ | Модуль | Месяц | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | М2 | сентябрь | Игра, посвященная Дню знаний «Учат в школе» | 1 |
2 | М1 | Тематическое занятие «История моего имени» | 1 |
3 | М3 | Творческое занятие «Дары природы» | 1 |
4 | М4 | Игра «Наши обязанности» | 1 |
5 | М1 | октябрь | Тематическое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны» | 1 |
6 | М4 | Творческое занятие. Рисунок «Любовь к Родине» | 1 |
7 | М2 | Беседа «Знай, люби и гордись своим городом» | 1 |
8 | М3 | Игра «Большое путешествие по Красноярскому краю» | 1 |
9 | М2 | ноябрь | Тематическое занятие «История моей улицы» | 1 |
10 | М1 | Игра «Давай дружить» | 1 |
11 | М3 | Творческое занятие «Символика поселка, города и края. Государственные символы» | 1 |
12 | М2 | декабрь | Урок Мужества. «Герои среди нас» | 1 |
13 | М4 | Тематическое занятие «Народные промыслы России» | 1 |
14 | М1 | Игра «Щедрые подарки» | 1 |
15 | М4 | Праздник «Как встречали Новый год на Руси» | 1 |
16 | М2 | январь | Литературная гостиная «Природа за окном» | 1 |
17 | М1 | Игра « Трудимся с любовью» | 1 |
18 | М4 | Тематическое занятие, посвященное блокаде Ленинграда. «Хлеб всему голова». | 1 |
19 | М2 | февраль | Литературная гостиная. « Мы гордимся земляками» | 1 |
20 | М1 | Тематическое занятие «Школа храбрости» | 1 |
21 | М4 | «День Защитника Отечества» | 1 |
22 | М3 | Творческое занятие «Символ Универсиады» | 1 |
23 | М2 | март | Игры «Веселая масленица» | 1 |
24 | М3 | «Международный женский день» | 1 |
25 | М4 | Творческое занятие «Русская матрешка» | 1 |
26 | М1 | Тематическое занятие «Находим хорошее» | 1 |
27 | М1 | апрель | Беседа: «День здоровья. В здоровом теле - здоровый дух» | 1 |
28 | М4 | «Герои космических просторов» | 1 |
29 | М2 | Беседа «Профессии людей нашего поселка» | 1 |
30 | М3 | Литературная гостиная «По великой реке родного края» | 1 |
31 | М4 | май | Тематическое занятие «Уважение. Достойные поступки» | 1 |
32 | М3 | Акция «Письмо ветерану» | 1 |
33 | М1 | Беседа «Честные люди» | 1 |
34 | М2 | Экскурсия в музей "Встреча с прошлым". | 1 |
Направления работы
№ п/п | Задача | Действия и методы | Результат ребенка |
1 | Обеспечить освоение представлений: – об истории города Красноярска и Красноярского края; – о традициях народов России, проживающих на территории Красноярского края; – о символике и трудовой деятельности граждан России | - организация творческих и тематических занятий; - проведение бесед; - организация выставок рисунков, поделок; - организация игры, викторины; - показ презентаций; - чтение стихов в литературной гостиной; - организация экскурсии | - участвует в беседе, - рисует; - изготавливает поделку; - принимает участие в игре; - смотрит презентацию; - называет профессии людей; - называет традиционные праздники; - узнает гимн, флаг, России; герб поселка, города, страны; - проявляет эмоции при взаимодействии с педагогом и учащимися в группе |
2 | Сформировать бережное отношение к природе и всему живому | - организация совместного изготовления коллажа из собранного природного материала; - организация совместного изготовления кормушек из подручного материала; - организация выставок рисунков | - рассказывает стихи; - собирает гербарий для поделок; - подкармливает птиц; - участвует в выставке; - принимает участие в групповой работе по изготовлению коллажа, кормушек для птиц |
3 | Воспитать уважение к одноклассникам, старшим, участникам военных действий, ветеранам ВОВ | - организация встреч и бесед с участниками военных действий; - организация участия в акции «Письмо ветерану» - организация тематических игр | -соблюдает дисциплину и культуру поведения; -соблюдает режим дня, содержит в чистоте свои вещи; -проявляет инициативу; -принимает участие в беседах, акциях, играх; -эмоционально откликается на полученный результат |
Планируемые результаты
В результате освоения программы учащиеся будут:
– об истории поселка, города, края;
– о бережном отношении к природе и всему живому;
– традициях народов России;
– о культуре поведения.
– улицу, на которой проживает обучающийся;
– герб, гимн, флаг России, герб поселка;
– профессии людей.
– рассказывать четверостишия о Родине, о природе;
– кормить птиц;
– изготовить поделку, кормушку, коллаж, рисунок;
– принимать участие в беседе;
– вступать и поддерживать контакт со сверстниками, оказывать им помощь.
Материально-техническое обеспечение (оборудование)
Учебный кабинет с мультимедийным оборудованием (мультимедиа – проектор, интерактивная электронная доска).
Плакаты, открытки, фотографии тематического содержания.
Настольные игры (фабричного и ручного производства).
Наборы для творчества:
– кисти, краски, стаканчики-непроливайки, цветные карандаши, фломастеры (рисование),
– пластилин, дощечки для лепки, тесто для лепки (лепка),
– цветной и белый картон, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, фигурные ножницы и дыроколы, самоклеящаяся бумага (аппликация).
Раскраски и картинки для раскрашивания.
Книги со стихами, сказками и рассказами о Красноярском крае.
Диагностическая карта
ФИ обучающегося | № п/п | Диагностический параметр | НГ | СГ | КГ | Динамика % |
| 1 | Знает название поселка | | | | |
2 | Знает название улицы, на которой живет | | | | |
3 | Узнает и показывает герб поселка, флаг и герб России | | | | |
4 | Узнает народные игрушки (матрешка) | | | | |
5 | Знает народные праздники (Масленица, Пасха) | | | | |
6 | Знает государственные праздники (День Защитников Отечества, День Победы) | | | | |
7 | Перечисляет профессии людей поселка | | | | |
10 | Кормит птиц | | | | |
11 | Принимает участие в групповой деятельности | | | | |
12 | Рассказывает стихи (четверостишия) о Родине | | | | |
13 | Делает поделку, кормушку, коллаж, рисунок | | | | |
14 | Предлагает свою помощь однокласснику | | | | |
Сумма баллов | | | | |
Условные обозначения:
Нг – значение на начало обучения
Сг – значение в середине года
Кг – значение к концу периода обучения
0 – задание не выполняется, даже при массированной помощи учителя (навык не сформирован)
1 – задание выполняется при массированной помощи учителя
2 – задание выполняется самостоятельно, с большим количеством ошибок
3 – задание выполняется самостоятельно, в основном, правильно
Уровни
Высокий уровень (3 – задание выполняется самостоятельно, в основном, правильно)
Знает свое имя, фамилию, название города, страны, поселка, свой адрес проживания ; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб поселка; называет народные праздники (Масленица, Рождество), игрушки (матрешка) , предметы быта; заботится об окружающей природе; оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками.
Средний уровень (2 – задание выполняется самостоятельно, с большим количеством ошибок)
Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес проживания; затрудняется при узнавании флага, герба, гимна России, герба поселка; затрудняется назвать народные праздники, игрушки, либо называет с помощью учителя; проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь.
Низкий уровень (1 – задание выполняется при массированной помощи учителя)
Не знает названия страны, города, своего адреса проживания , не узнает флаг, герб, гимн; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи.
Нулевой уровень (0 – задание не выполняется, даже при массированной помощи учителя (навык не сформирован)
Научно-методическое обеспечение
Агеенко Ф.Л. Словарь имён собственных. М.: ЭНАС, 2001. 891 с.
Видякин Н.В., Касаткина Н.А., Усатова И.О. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / ред. Перепелкина А.В. Волгоград: Учитель, 2008. 280 с.
Ильина Т.А. Натуральная аптечка. Дары природы, которые вы можете применять с пользой для себя. М.: Эксмо, 2017. 464 с.
Забылин М. Праздники, обряды и обычаи русского народа. М.: Эксмо, 2008. 608 с.
Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать. М.: Изд-во «Скрипторий», 2003. 72с.
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Секреты мастерства. 100 уроков о профессиях и мастерах: в помощь педагогам, воспитателям и родителям. М.: Амрита, 2007. 336 с.
Лопатина А.А., Скребцова М.В. Сказы матушки Земли. М.: Философская книга, 2014. 240 с.
Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. Классные часы. 4 класс. ФГОС / ред. А. Сорокина. М.: Вако, 2015. 208 с.
Минаева В.Г. Лекарственные растения Сибири. Новосибирск: Наука, 1991. 431 с.
Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006. 169 с.
Раицкая Г.В. Литературное путешествие по Красноярскому краю: учебное пособие для 4 класса. М-во образования и науки Красноярского края. Красноярск: Офсет, 2008. 63 с.
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами. М., 296 с.
Кадровое обеспечение
ФИО | Должность |
Барошева Наталья Валентиновна | учитель |
Усова Ирина Владимировна | учитель |