СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности 4,7,9 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности для обучающихся 4,7,9 классов (патриотическое воспитание) "Я- ученик, гражданин, россиянин" в коррекционой школе 

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности 4,7,9 классов»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская школа № »

____________________________________________________________________________










Я – ученик, гражданин, россиянин



Программа по внеурочной деятельности

для обучающихся 4, 7, 9 классов по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами









Составители-разработчики программы:

Барошева Н.В., учитель,

Усова И.В., учитель










Красноярск 2022

  1. Обоснование

Программа разработана для обучающихся постоянно проживающих на территории психоневрологического интерната, поэтому учитывает не только возрастные и индивидуальные особенности детей, но и условия пребывания в режимном учреждении.

  1. Пояснительная записка

Программа предназначена для обучающихся 4, 7, 9 классов с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами, проживающих в психоневрологическом интернате для обучающихся.

Программа направлена на принятие (освоение) общечеловеческих ценностей (ответственность, справедливость, достоинство); способствует формированию патриотических качеств личности; приобщает к традициям народов России, проживающих на ее территории.

Нормативно-правовая база:

– Конституция РФ;

– Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

– Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493);

– Приказ министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего среднего общего образования от З0 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015);

Цель программы: сформировать у детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами духовно-нравственные общечеловеческие ценности.

Задачи программы

1. Сформировать представления:

– об истории г. Красноярска и Красноярского края;

– о традициях народов России, проживающих на территории Красноярского края;

– о символике и трудовой деятельности граждан России.

2. Сформировать:

– бережное отношение к природе и всему живому;

– чувство гордости за свою страну, край, поселок.

3. Воспитать уважение к одноклассникам, старшим, участникам военных действий, ветеранам ВОВ.

Основные принципы организации гражданско-патриотического воспитания:

– соответствия содержания и организации занятий возрастным особенностям детей с ОВЗ;

– доступности обучения детей с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, сложными дефектами;

– систематичности и последовательности обучения;

– свобода выбора;

– сотворчества и успешности;

– обратной связи (рефлексии).

Формы работы:

– по количеству обучающихся – групповая;

– по времени и месту обучения – дневная, аудиторная, экскурсия;

– по порядку осуществления – очная.

Методы работы:

– беседа;

– литературная гостиная;

– тематические мероприятия (экскурсии, игры гражданско-патриотического воспитания, уроки Мужества, участие в социальных акциях);

– совместные праздники с общественными организациями.

Сроки реализации программы

Рабочая программа рассчитана на 34 занятия в каждой группе, которые проходят один раз в неделю.

  1. Содержание курса

Программа состоит из 4-х модулей с учетом основных направлений гражданско-патриотического воспитания (духовно-нравственного, историко-патриотического, краеведческого, спортивно-патриотического):

1. Я и мой мир вокруг меня (№ занятий: 2, 5, 10, 14, 17, 20, 26, 27, 33).

2. Моя малая Родина (№ занятий: 1, 7, 9, 12, 16, 19, 23, 29, 32).

3. Мой родной край (№ занятий: 3, 8, 11, 22, 24, 30, 32).

4. Я – гражданин России (№ занятий: 4, 6, 13, 15, 18, 21, 25, 28, 31).

Календарно-тематическое планирование на 2022-23 учебный год


Модуль

Месяц

Тема занятия

Кол-во часов

1

М2

сентябрь

Игра, посвященная Дню знаний «Учат в школе»

1

2

М1

Тематическое занятие «История моего имени»

1

3

М3

Творческое занятие «Дары природы»

1

4

М4

Игра «Наши обязанности»

1

5

М1

октябрь

Тематическое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны»

1

6

М4

Творческое занятие. Рисунок «Любовь к Родине»

1

7

М2

Беседа «Знай, люби и гордись своим городом»

1

8

М3

Игра «Большое путешествие по Красноярскому краю»

1

9

М2

ноябрь

Тематическое занятие «История моей улицы»

1

10

М1

Игра «Давай дружить»

1

11

М3

Творческое занятие «Символика поселка, города и края. Государственные символы»

1

12

М2

декабрь

Урок Мужества. «Герои среди нас»

1

13

М4

Тематическое занятие «Народные промыслы России»

1

14

М1

Игра «Щедрые подарки»

1

15

М4

Праздник «Как встречали Новый год на Руси»

1



16

М2

январь

Литературная гостиная «Природа за окном»

1

17

М1

Игра « Трудимся с любовью»

1

18

М4

Тематическое занятие, посвященное блокаде Ленинграда. «Хлеб всему голова».

1

19

М2

февраль

Литературная гостиная. « Мы гордимся земляками»

1

20

М1

Тематическое занятие «Школа храбрости»

1

21

М4

«День Защитника Отечества»

1

22

М3

Творческое занятие «Символ Универсиады»

1

23

М2

март

Игры «Веселая масленица»

1

24

М3

«Международный женский день»

1

25

М4

Творческое занятие «Русская матрешка»

1

26

М1

Тематическое занятие «Находим хорошее»

1

27

М1

апрель

Беседа: «День здоровья. В здоровом теле - здоровый дух»

1

28

М4

«Герои космических просторов»

1

29

М2

Беседа «Профессии людей нашего поселка»

1

30

М3

Литературная гостиная «По великой реке родного края»

1

31

М4

май

Тематическое занятие «Уважение. Достойные поступки»

1

32

М3

Акция «Письмо ветерану»

1

33

М1

Беседа «Честные люди»

1

34

М2

Экскурсия в музей "Встреча с прошлым".

1


Направления работы

п/п

Задача

Действия и методы

Результат

ребенка

1

Обеспечить освоение представлений:

– об истории города Красноярска и Красноярского края;

– о традициях народов России, проживающих на территории Красноярского края;

– о символике и трудовой деятельности граждан России

- организация творческих и тематических занятий;

- проведение бесед;

- организация выставок рисунков, поделок;

- организация игры, викторины;

- показ презентаций;

- чтение стихов в литературной гостиной;

- организация экскурсии

- участвует в беседе,

- рисует;

- изготавливает поделку;

- принимает участие в игре;

- смотрит презентацию;

- называет профессии людей;

- называет традиционные праздники;

- узнает гимн, флаг, России; герб поселка, города, страны;

- проявляет эмоции при взаимодействии с педагогом и учащимися в группе

2

Сформировать бережное отношение к природе и всему живому

- организация совместного изготовления коллажа из собранного природного материала;

- организация совместного изготовления кормушек из подручного материала;

- организация выставок рисунков

- рассказывает стихи;

- собирает гербарий для поделок;

- подкармливает птиц;

- участвует в выставке;

- принимает участие в групповой работе по изготовлению коллажа, кормушек для птиц

3

Воспитать уважение к одноклассникам, старшим, участникам военных действий, ветеранам ВОВ

- организация встреч и бесед с участниками военных действий;

- организация участия в акции «Письмо ветерану»

- организация тематических игр

-соблюдает дисциплину и культуру поведения;

-соблюдает режим дня, содержит в чистоте свои вещи;

-проявляет инициативу;

-принимает участие в беседах, акциях, играх;

-эмоционально откликается на полученный результат



Планируемые результаты

В результате освоения программы учащиеся будут:

  • иметь представления

– об истории поселка, города, края;

– о бережном отношении к природе и всему живому;

– традициях народов России;

– о культуре поведения.

  • знать

– улицу, на которой проживает обучающийся;

– герб, гимн, флаг России, герб поселка;

– профессии людей.

  • уметь:

– рассказывать четверостишия о Родине, о природе;

– кормить птиц;

– изготовить поделку, кормушку, коллаж, рисунок;

– принимать участие в беседе;

– вступать и поддерживать контакт со сверстниками, оказывать им помощь.

  1. Материально-техническое обеспечение (оборудование)

  1. Учебный кабинет с мультимедийным оборудованием (мультимедиа – проектор, интерактивная электронная доска).

  2. Плакаты, открытки, фотографии тематического содержания.

  3. Настольные игры (фабричного и ручного производства).

  4. Наборы для творчества:

– кисти, краски, стаканчики-непроливайки, цветные карандаши, фломастеры (рисование),

– пластилин, дощечки для лепки, тесто для лепки (лепка),

– цветной и белый картон, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, фигурные ножницы и дыроколы, самоклеящаяся бумага (аппликация).

  1. Раскраски и картинки для раскрашивания.

  2. Книги со стихами, сказками и рассказами о Красноярском крае.

Диагностическая карта

ФИ обучающегося

п/п

Диагностический параметр

НГ

СГ

КГ

Динамика

%


1

Знает название поселка





2

Знает название улицы, на которой живет





3

Узнает и показывает герб поселка, флаг и герб России





4

Узнает народные игрушки (матрешка)





5

Знает народные праздники (Масленица, Пасха)





6

Знает государственные праздники

(День Защитников Отечества, День Победы)





7

Перечисляет профессии людей поселка





10

Кормит птиц





11

Принимает участие в групповой деятельности





12

Рассказывает стихи (четверостишия) о Родине





13

Делает поделку, кормушку, коллаж, рисунок





14

Предлагает свою помощь однокласснику





Сумма баллов






Условные обозначения:

Нг – значение на начало обучения

Сг – значение в середине года

Кг – значение к концу периода обучения


0 – задание не выполняется, даже при массированной помощи учителя (навык не сформирован)

1 – задание выполняется при массированной помощи учителя

2 – задание выполняется самостоятельно, с большим количеством ошибок

3 – задание выполняется самостоятельно, в основном, правильно


Уровни

Высокий уровень (3 – задание выполняется самостоятельно, в основном, правильно)

Знает свое имя, фамилию, название города, страны, поселка, свой адрес проживания ; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб поселка; называет народные праздники (Масленица, Рождество), игрушки (матрешка) , предметы быта; заботится об окружающей природе; оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками.

Средний уровень (2 – задание выполняется самостоятельно, с большим количеством ошибок)

Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес проживания; затрудняется при узнавании флага, герба, гимна России, герба поселка; затрудняется назвать народные праздники, игрушки, либо называет с помощью учителя; проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь.

Низкий уровень (1 – задание выполняется при массированной помощи учителя)

Не знает названия страны, города, своего адреса проживания , не узнает флаг, герб, гимн; не может назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи.

Нулевой уровень (0 – задание не выполняется, даже при массированной помощи учителя (навык не сформирован)

  1. Научно-методическое обеспечение

  1. Агеенко Ф.Л. Словарь имён собственных. М.: ЭНАС, 2001. 891 с.

  2. Видякин Н.В., Касаткина Н.А., Усатова И.О. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / ред. Перепелкина А.В. Волгоград: Учитель, 2008. 280 с.

  3. Ильина Т.А. Натуральная аптечка. Дары природы, которые вы можете применять с пользой для себя. М.: Эксмо, 2017. 464 с.

  4. Забылин М. Праздники, обряды и обычаи русского народа. М.: Эксмо, 2008. 608 с.

  5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать. М.: Изд-во «Скрипторий», 2003. 72с.

  6. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Секреты мастерства. 100 уроков о профессиях и мастерах: в помощь педагогам, воспитателям и родителям. М.: Амрита, 2007. 336 с.

  7. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Сказы матушки Земли. М.: Философская книга, 2014. 240 с.

  8. Максимова Т.Н., Дробинина Н.Н. Классные часы. 4 класс. ФГОС / ред. А. Сорокина. М.: Вако, 2015. 208 с.

  9. Минаева В.Г. Лекарственные растения Сибири. Новосибирск: Наука, 1991. 431 с.

  10. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2006. 169 с.

  11. Раицкая Г.В. Литературное путешествие по Красноярскому краю: учебное пособие для 4 класса. М-во образования и науки Красноярского края. Красноярск: Офсет, 2008. 63 с.

  12. Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложными дефектами. М., 296 с.

  1. Кадровое обеспечение

ФИО

Должность

Барошева Наталья Валентиновна

учитель

Усова Ирина Владимировна

учитель