РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по курсу « Город мастеров»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества обучающихся. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству. Таким образом, осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития среднего школьного периодов жизни детей.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
цели программы:
- Дать возможность обучающимся проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
- Воспитать личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
- Формировать у обучающихся устойчивые систематические потребности к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
- Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Расширить представления об изобразительном искусстве.
Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Развивать навыки работы с различными материалами и в различных техниках.
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности обучающихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
Тематический принцип планирования учебного материала, который отвечает задачам нравственного и эстетического воспитания обучающихся, учитывает их интересы и возрастные особенности;
Принцип доступности;
Принцип систематичности и последовательности формирования умений, знаний и навыков;
Принцип наглядности;
Принцип сочетания различных методов, форм и средств обучения;
Принцип прочности и осознанности, приобретенных знаний.
Программа внеурочной деятельности по курсу «Город мастеров» рассчитана на обучающихся средней общеобразовательной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время,1 час в неделю в 6 классах.
содержание программы:
Искусство в твоём доме (9часов). Характеристика и эстетическое оценивание разных видов ДПИ, единство материала и формы. Конструктивный образ и характер декора дымковской игрушки Форма и оформление игрушек. Художественно-практические навыки лепки и росписи игрушек. Композиция жостовского узора. Роспись по чёрному фону Палехская миниатюра. Традиции росписи. Техника витраж.
Искусство в твоём доме (7 часов). Разновидности ДПИ. Техника торцевания. Технические приёмы работы. Композиции в техники торцевания.
Художник и творчество (10 час) Творчество художника. Поиск новых форм работы. Скульптура из бумаги. Применение в едином театральном действии кукол и декораций.
Художник и творчество (9час) Художественные музеи и музеи ДПИ их значение для человека. Техника папье-маше. Русские народные игрушки. Семеновская матрёшка. Матрёшка Полховского Майдана. Чертёж Его отличие от рисунка. Изготовление изделия по чертежу и его декор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Данная рабочая программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- познание мира через образы и формы изобразительного искусства;
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать народное декоративно-прикладное искусство;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности; способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- умение объективно оценивать собственную художественную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, народной мудрости;
- умение выражать свое отношение, давать эстетическую оценку художественным произведениям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Регулятивные:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла.
Познавательные:
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник;
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
Коммуникативные:
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий изобразительным искусством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как : умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- сравнение благозвучных сочетаний цветов в природе и в произведениях искусства;
- освоение различных приемов живописи, графики, декоративной росписи;
- создание композиции в процессе практической творческой работы;
- осознание нерасторжимой связи конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единства формы и декора.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
- выставки, презентации
- коллективные проекты
- работа в парах, малых группах
- индивидуальные работы
- коллективные игры
КРИТЕРИИ КОНТРОЛЯ:
- знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- уметь различать основные и составные теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные выдающиеся произведения искусства и называть их авторов;
- находить в прессе информацию о художественных выставках;
- уметь использовать художественные материалы;
- уметь применять средства художественной выразительности в изобразительной деятельности;
- уметь организовать выставку работ по определённой теме и уметь провести экскурсию по ней.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Обучающиеся должны знать и уметь:
- иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
- уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
- уметь отличать различные виды искусства, жанры и техники выполнения;
- уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний;
- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
- правила безопасности труда;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма;
- научности.
Календарно - тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся. | Отслеживание результатов обученности обучающихся |
аудиторные | внеаудиторные |
|
1. Искусство в твоем доме (9ч.) |
1 | | Дымковские игрущки. Изготовление игрушек из пластилина, глины. «Барышня» | 1 | | Знакомство с разными видами предметов ДПИ, материалами из которых они сделаны. Изучение конструктивного образа и характера декора в данных образцах. Лепка из глины. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. | Практическая работа. |
2,3 | . | Роспись игрушек из пластилина, глины. | 1 | 1 | Знакомство с материалом, формой и оформлением игрушек. Изучение конструктивного образа и характера декора в данных образцах, Формирование художественно-практических навыков. | Творческая работа. |
4,5 | | Жостовская роспись Изображение гуашью на тёмном фоне росписи. Поэтапное расположение цветов в композиции | 1 | 1 | Создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества. Применять художественно-практические навыки в работе с цветом. Осваивать навыки композиционного мышления | Творческая работа Выставка работ |
6,7 | | Палехская миниатюра. | 1 | 1 | Осваивать навыки композиционного мышления Изучение композиции. Составление и выполнение росписи. Применение художественно-практических навыков в работе с цветом. | Творческая работа Выставка работ. |
8,9 | | Витражная техника | 1 | 1 | Приобретать навыки работы с графическими и живописными материалами Изучение характера рисунка и составление декоративной композиции | Творческая работа Выставка работ. |
2. Искусство в твоём доме(7 ч.) |
10,11 | | Техника торцевания | 1 | 1 | Знакомство с приёмами работы и техникой исполнения. Составление узора или композиции. Осваивать навыки композиционного мышления | Творческая работа Выставка работ учащихся |
12,1314 | | Техника торцевания. Новогодняя композиция на формате А4 илиА3 | 2 | 1 | Создавать эмоциональный настрой работы, что положительно сказывается на развитии художественного творчества. Новогодняя композиция. Осваивать навыки композиционного мышления | Практическая работа Выставка работ |
15,16 | . | Бумагопластика. Скульптура из бумаги Снеговик. | 1 | 1 | Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность. Изучение приёмов работы. Составление новогодней композиции. | Практическая работа Выставка работ учащихся |
3. Художник и творчество (10 ч.) |
17 | | Беседа о творчестве художника Н. Мейхер. | | 1 | Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя Роль художника в современном обществе. | беседа |
18 | . | Изучение приёмов работы с бумагой . Скульптура из бумаги. | | 1 | Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами Осваивать новые приёмы и навыки в работе с бумагой. Знать особенности технических приёмов. | Практическая работа |
19,20 | | Скульптура из бумаги. Динозаврик. | 1 | 1 | Овладевать навыками работы. Осуществлять замысел. Знать особенности в работе с объёмной скульптурой. Работа цветом. Раскрашивание. Составление композиции. | Практическая работа. Выставка работ |
21,22 | | Скульптура из бумаги. Дельфин. Рыбка. | 1 | 1 | Объёмная скульптура Работа в парах. Овладение навыками коллективного художественного творчества. Осваивание навыков лаконичного декоративно-обобщённого изображения. | Практическая работа. Выставка рвбот. |
23,24 | | Скульптура из бумаги. Птица. | 1 | 1 | Овладевать навыками работы. Осуществлять замысел Работа в парах. Составление композиции и работа в объёме. | Защита проекта. |
25, 26 | | Место художника в зрелищных искусствах | 1 | 1 | Создавать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на развитии художественного творчества Работа в парах Использование своих кукол в театрализованном действии. | встреча вклубе юных мастеров |
4. Художник и творчество (9 ч.) |
27 | | Музеи мира. ДПИ. | | 1 | Знакомство с ролью художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Формирование представления о разных видах музеев. Рассуждение о творческой работе художника, о своём опыте. | Ответы-рассуждения Практическая работа |
28, 29 | | Папье-маше. Набор формы матрёшки. Обработка поверхности к росписи. | 1. | 1 | Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами Техника папье-маше. Набор формы. Обработка поверхности изделия перед росписью. Выполнение эскиза для росписи. | Практическая работа |
30, 31 | | Роспись гуашью . Семёновская матрёшка . Роспись Полховского Майдана. | 1 | 1 | Изучение техники папье-маше. Выполнение набора формы. Обработка поверхности для работы красками и роспись поверхности. | Выставка работ учащихся Защита проекта |
32 | | Работа с бумагой. Чертёж коробки для подарков. | 1 | | Приобретать навыки работы с графическими и живописными материалами Формировать навыки точного построения чертежа. Овладевать навыками размещения рисунка в листе, основам работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий. Осваивать навыки композиционного мышления. | Практическая работа |
33,34 | 15.05 | Работа с бумагой оформление коробки. | 1 | | Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами Составление узора в круге. Применение элементов русских народных промыслов. | Практическая работа |
35 | 29.05 | Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Обобщение темы раздела. Выставка работ | | 1 | Умение рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Выставка детских работ. | Выставка работ учащихся Защита проекта. |
| | | 35 час | | |