1. Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Она предполагает не только развитие творческих способностей, но и формирование самореализации личности. Внеурочная деятельность способствует разумной организации досуга учащихся, углубляет знания и расширяет кругозор учащихся. Внеурочная деятельность развивает интерес к дальнейшему изучению языка, стимулирует речевое творчество и способствует воспитанию самостоятельности.
Программа «Язык помогает общению (английский)» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности средних школьников, рассчитана на 34 часа.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы по иностранным языкам для 5–9 классов, авторской программы «Английский в фокусе» (Spotlight) авторов Ю.Е. Ваулиной, Дж. Дули и др. (M.: Express Publishing: Просвещение, 2010) и ориентирована на достижение планируемых результатов ФГОС.
Цели программы «Язык помогает общению (английский)»:
1) расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
2) стимулирование познавательного интереса и активности при изучении английского языка;
3) совершенствование практических навыков и умений по английскому языку;
4) организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, трудового, нравственного и эстетического воспитания;
5) воспитание уважения к традициям и культуре страны изучаемого языка.
Задачи программы:
Познавательный аспект:
- познакомить учащихся c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать осознанию учащимися иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- приобщить учащихся к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у учащихся готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонацию.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре, приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки творческих заданий и проектов;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
2. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы внеурочной деятельности:
- уважительное отношение к культуре других народов мира;
- понимание особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность потребностей в общении с представителями других языков и культур, к самостоятельной практической деятельности;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- способность и готовность к духовному развитию;
- уважение и интерес культурным ценностям;
- интеграция личности учащихся в мировую культуру;
- эстетическое сознание через освоение культурного наследия народов мира;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов, владение навыками логически правильного изложения содержания прочитанного;
- умение анализировать прочитанное, формулировать, высказывать, аргументировать своё мнение, вырабатывать собственное отношение к прочитанному;
- умение осознанно использовать речевые и языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своей точки зрения;
- умение обобщать информацию, строить логичное рассуждение, умозаключение, делать выводы;
- владение навыками учебно-исследовательской работы и проектной деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебной творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении английским языком как средством общения). Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
В аудировании:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекста краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;
В чтении:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
В письменной речи:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
применение правил написания слов, изученных в основной школе;
адекватное произношение и различение на слух всех звуков английского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка; знание
признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
знание основных различий систем английского и русского/родного языков;
Социокультурная компетенция:
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
представления о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристическихпоездках, молодежных форумах.
Г. В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на английском языке и средствами английского языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
умение рационально планировать свой учебный труд;
умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
По окончании данной программы учащиеся смогут:
- знать особенности культуры и обычаев стран изучаемого языка и проявлять положительное отношение к ним;
- усовершенствовать умения читать, понимать и анализировать прочитанное, вести обсуждение, сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты, выражать собственное мнение и обосновывать его;
- выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
- самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
3. Образовательные технологии и методы достижения поставленных задач, формы организации учебного процесса
Формы организации обучения:
индивидуальная;
парная;
групповая;
интерактивная.
Методы обучения:
по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Технологии обучения:
индивидуальные консультации;
дидактические игры,
работа в малых группах,
работа в парах сменного состава,
информационно-коммуникационные технологии.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Краткое содержание темы |
1 | Соединенное Королевство | 12 | Составные части Соединенного королевства. Национальные символы стран Соединенного королевства. Места для посещения. Англия. Прогулка по Лондону. Уэльс и мир. Шотландия навсегда. Ирландский вопрос. Ирландия и Северная Ирландия. Исторические здания. |
2 | Культура и традиции Британии | 13 | Рождественские традиции. Празднование Рождества в англоговорящих странах. Письмо Санта Клаусу. Хогманай. Ночь костра. Большой пожар в Лондоне. Черная Смерть. Британская кухня. Чай в Британии. Английская литература. Британская королевская семья. |
3 | Британия в мире | 9 | Англоговорящие страны и Содружество наций. Колонизация Америки. День благодарения. Покахонтас. Британцы в Индии. Австралия. Новая Зеландия. |
| Итого | 34 | |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Соединенное Королевство | 12 |
2 | Культура и традиции Британии | 13 |
3 | Британия в мире | 9 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
7-А класса
№ | Дата | Тема |
План. | Факт. | План | Факт |
Раздел 1. Соединенное Королевство |
1 | | 06.09 | | Составные части Соединенного королевства |
2 | | 13.09 | | Национальные символы стран Соединенного королевства |
3 | | 20.09 | | Места для посещения |
4 | | 27.09 | | Англия |
5 | | 04.10 | | Прогулка по Лондону |
6 | | 11.10 | |
7 | | 18.10 | | Уэльс и мир |
8 | | 25.10 | | Шотландия навсегда |
9 | | 08.11 | | Ирландский вопрос |
10 | | 15.11 | | Ирландия и Северная Ирландия |
11 | | 22.11 | | Исторические здания |
12 | | 29.11 | |
Раздел 2. Культура и традиции Британии |
13 | | 06.12 | | Рождественские традиции |
14 | | 13.12 | | Празднование Рождества в англоговорящих странах |
15 | | 20.12 | | Письмо Санта Клаусу |
16 | | 27.12 | | Хогманай |
17 | | 10.01 | | Ночь костра |
18 | | 17.01 | | Большой пожар в Лондоне |
19 | | 24.01 | | Черная Смерть |
20 | | 31.01 | | Британская кухня |
21 | | 07.02 | |
22 | | 14.02 | | Чай в Британии |
23 | | 21.02 | | Английская литература |
24 | | 28.02 | |
25 | | 06.03 | | Британская королевская семья |
Раздел 3. Британия в мире |
26 | | 13.03 | | Англоговорящие страны и Содружество наций |
27 | | 27.03 | |
28 | | 03.04 | | Колонизация Америки |
29 | | 17.04 | |
30 | | 24.04 | | День благодарения |
31 | | 08.05 | | Покахонтас |
32 | | 15.05 | | Британцы в Индии |
33 | | 22.05 | | Австралия |
34 | | | | Новая Зеландия |
Лист корректировки
№ урока | Раздел | Планируемое количество часов | Фактическое количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | Согласовано |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |