ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Мир профессий» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012г.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
5. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Нынешние школьники раньше начинают задумываться о своём будущем, включаться в деятельность, занятия, обеспечивающие их знания и умения, которые потребуются в их предстоящей работе. Они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии.
Цель программы: формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда.
Задачи:
информировать обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
развить собственные представления обучающихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
оказать психолого-педагогическую поддержку обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, а также консультационную помощь.
Определение своего профессионального пути выпадает на подростковый возраст. В этот жизненный период сложно сделать правильный выбор. Особенности подросткового возраста состоят в частой смене настроения, снижении учебной мотивации, активном поиске смысла жизни, своего места в жизни, в социуме, подверженность влиянию окружения сверстников. Не все учащиеся выпускных классов могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Выпускники имеют недостаточные, поверхностные или искаженные представления о мире профессий. Часто их выбор случаен и несамостоятелен: в основе отношения учащихся к выбранным профессиям лежат не свои, а чужие убеждения – как правило, это убеждения, стереотипы, шаблоны родителей, друзей, знакомых или яркая реклама в средствах массовой информации. Помимо этого у многих подростков присутствует неадекватно завышенная оценка своих способностей и возможностей; далеко не все школьники знакомы со своим внутренним миром, знают сильные и слабые стороны своего характера, состояния здоровья. У части выпускников сложились представления о простоте получения денег, существуют необоснованно высокие запросы к уровню заработной платы. Незнание не только выпускниками, но и их родителями, технологий трудоустройства повышает уровень тревожности молодых людей, снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Разовые классные часы профориентационного содержания, разрозненные диагностические обследования, «Недели профориентации» в школе не могут исправить сложившуюся ситуацию.
Курс «Мир профессий» предназначен для учащихся 8-х классов (14-15 лет), т.к. наиболее актуален именно на данном этапе взросления подростка. Часть обучающихся принимают решение о поступлении в профессиональные ОО после окончания 9-го класса, в связи с чем неэффективно откладывать вопрос профориентации на 10-11 классы. Из опыта работы: готовый ответ на вопрос с профессиональным определением учащихся особенно востребован в начале 9-го класса и связан с определением учащихся с выбором предметов по выбору для сдачи ГИА, поэтому работа, проведённая в 8-ом классе, во многом облегчает принятие важного решения выпускников, способствует личностному развитию подростков.
Реализация программы курса подчиняется основным принципам организации внеурочной деятельности, предусмотренным ФГОС:
учёт индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
связь теории с практикой;
доступность и наглядность;
включение в активную жизненную позицию.
Формы занятий
групповые - кружковая работа, игры, дискуссии, групповые консультации, социально-психологический тренинг;
индивидуальные - психологическая развивающая диагностика, профессиональные пробы.
Содержание курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
Раздел 1. Мир профессий (6 часов)
Личностный смысл труда (1 час)
Умственный и физический труд. Культура труда. Труд в жизни человека и общества.
Практика: Дискуссия «Зачем мы работаем?». Анализ притчи «Эпитафия», пословиц о труде. Игра «Ленивый-трудолюбивый». Игра «Я умею делать так…»
Мотивы выбора профессии. Мотивация в жизни человека. (1 час)
Карьерные ориентации (по Шейну): профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
Практика: Методика оценки карьерных ориентаций «Якоря карьеры» (Шейн Э.) Тренинг мотивации достижения успеха
Многообразие мира профессий (1 час)
Разнообразие профессий. Профессия, специальность, специализация, должность квалификация
Практика: Игры «Определи профессию» (по описанию). Разгадывание кроссворда «Такие разные профессии». Просмотр видео ролика ««Самые необычные профессии».
Профессиональная мобильность (1 час)
Новые профессии и профессии исчезающие
Практика: Разгадывание кроссворда «Необычные профессии». Работа с литературными источниками. Просмотр видеоролика «Топ-10 исчезнувших профессий»
Классификация профессий по предмету труда (1 час)
Типы профессий по предмету труда: «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-техника», «человек-природа», «человек-художественный образ».
Практика: Методика «ДДО» (дифференциально-диагностический опросник) (Климов Е.А.) Упражнение «Чья профессия?». Работа в микрогруппах с «Классификатором профессий» (по Климову Е.А.). Просмотр видеоролика «Ты и твоя будущая пофессия» от Инфоурок.
Классификация профессий по отраслям, целям, средствам, условиям труда (1 час)
Отрасли труда. Цели, средства, условия труда
Практика: Игры «Отгадай профессию». Работа с литературными источниками, средствами массовой информации (подбор профессий по отраслям труда). Тест «Матрица выбора профессии».
Раздел 2. Технология выбора профессии (9 часов)
Что влияет на выбор профессии (1 час)
Возможность, влечение, востребованность. Ошибки в выборе профессии
Практика: Упражнение «Мои цели». Игры: «Клубок проблем», «Барьер». Анализ жизненных ситуаций «Письмо подростка»
Формула выбора профессии (1 час)
ХОЧУ-МОГУ-НАДО (профессиональные интересы, возможности, потребности рынка труда)
Практика: Мозговой штурм «Формула идеальной профессии». Упражнение «Примерь профессию». Анализ жизненных ситуаций
Самооценка профессиональных интересов (1 час)
Степень выраженности профессиональных интересов и ее влияние на успешность в профессии
Практика: Методика «Карта интересов» (Голомшток).
Коммуникативные и организаторские способности в выборе профессии (1 час)
Коммуникативные и организаторские способности
Практика: Опросник «КОС» (Синявский В., Федоршин Б.А.). Мини-тренинг общения
Темперамент в профессиональном становлении личности (1 час)
Типы темперамента: холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник. Свойства темперамента. Роль темперамента в профессиональном становлении личности.
Практика: Теппинг-тест (Ильин И.). «Ать-два, левой». Опросник «Белов - темперамент».
Качества личности в профессии. Самооценка свойств личности (1 час)
Характер. Роль характера в профессиональном самоопределении.
Практика: «Цифровой профориентационный тест» (А. Аугустинавичуте). «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» (Карелина А.А.). Тест «Самооценка» (Дембо-Рубинштейн)
Профессиограмма и психограмма профессий (1 час)
Профессиограмма. Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Практика: Работа с литературными источниками с профессиограммами выбранных профессий (в подгруппах). Игра «Словарь профессий»
Здоровье и выбор профессии (1 час)
Медицинские противопоказания
Практика: Анализ жизненных ситуаций. Игра «На кого она похожа?». Работа с профессиограммами. Здоровьесберегающие мини-упражнения (антистрессовые).
Рынок труда: реалии, перспективы (1 час)
Мониторинг рынка труда. Потребности рынка труда в будущем
Практика: Работа со справочными материалами ЦЗН. Видеоролик «Профессии будущего»
Раздел 3. От мечты к действиям (3 часа)
Планирование личного профессионального плана (1 час)
Личный профессиональный план. Карьера, карьерный рост. Алгоритм принятия решений. Аксиомы профессионального самоопределения.
Практика: Методика поиска профессии. Упражнение «20 незаконченных предложений («Мои профессиональные желания»)». Построение личного профессионального плана.
Помощники в выборе профессии (1 час)
Центры занятости населения, Центры психологической помощи. Роль психолога в выборе профессии (диагностика, консультирование, информирование).
Практика: Ролевая игра «Профконсультация» (в подгруппах). Работа с электронными ресурсами (портал «Работа в России», канал «Работа.ру» и др.) Корректировка личного профессионального плана
Выбираем место учебы (1 час)
Запасные варианты. Пути получения профессионального образования.
Практика: Продолжение построения личного профплана.
Планируемые результаты
По окончании реализации программы «Мир профессий» планируется достижение трёх уровней воспитательных результатов внеурочной деятельности.
Первый уровень предполагает приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Учащиеся будут владеть информацией:
о значении профессионального самоопределения;
о требовании к составлению личного профессионального плана;
о правилах выбора профессии; о профессиях и профессиональной деятельности, об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
о понятиях профессиональной карьеры, современных формах и методах организации труда в условиях рыночных отношений.
о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
о рынке труда, о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.
Второй уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к таким базовым ценностям нашего общества как человек (отношение к себе и к окружающим), труд и к социальной реальности в целом.
Третий уровень воспитательных результатов внеурочной деятельности характеризуется приобретением школьниками опыта самостоятельного социального действия, личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные действия:
формулировать проблему профессионального самоопределения для себя, владеет способами решения проблем профессионального самоопределения
вести поиск необходимой информации, перерабатывать, структурировать её в нужной форме, делать выводы,
добывать необходимую информацию, отбрасывая второстепенную, для самопознания (диагностические методики), об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности (по предмету, цели, орудиям, условиям труда),
анализировать информацию о современных условиях рынка труда;
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Регулятивные действия:
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, видеороликом, презентацией, текстом и пр.
составлять план действий, работать по предложенному педагогом плану, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости
поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно
демонстрировать навыки адекватного реагирования на трудности, способность к волевому усилию, рефлексии
Коммуникативные действия:
учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
умение слушать и вступать в диалог, доносить свою позицию до других: выражать свою мысль в устной и письменной речи, договариваться конструктивными способами
участвовать в коллективном обсуждении проблем,
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Личностные результаты
Учащиеся будут иметь:
положительную социальную установку к труду, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
представления о своём месте в профессиональном мире, своих возможностях и потребностях
потребность в самосовершенствовании;
профессиональный интерес в определённой сфере, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью.
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Мир профессий» в 8 «Б» классе
на 2019–2020 учебный год
№ | Наименование тем | Всего часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
Раздел 1. Мир профессий |
| Личностный смысл труда | 1 | | |
| Мотивы выбора профессии. Мотивация в жизни человека. | 1 | | |
| Многообразие мира профессий | 1 | | |
| Профессиональная мобильность | 1 | | |
| Классификация профессий по предмету труда | 1 | | |
| Классификация профессий по отраслям, целям, средствам, условиям труда | 1 | | |
Раздел 2. Технология выбора профессии |
| Что влияет на выбор профессии. | 1 | | |
| Формула выбора профессии | 1 | | |
| Самооценка профессиональных интересов | 1 | | |
| Коммуникативные и организаторские способности в выборе профессии | 1 | | |
| Темперамент в профессиональном становлении личности | 1 | | |
| Качества личности в профессии. Самооценка свойств личности. | 1 | | |
| Профессиограмма и психограмма профессий | 1 | | |
| Здоровье и выбор профессии | 1 | | |
| Рынок труда: реалии, перспективы | 1 | | |
Раздел 3. От мечты к действиям |
| Планирование личного профессионального плана | 1 | | |
| Помощники в выборе профессии | 1 | | |
| Выбираем место учебы | 1 | | |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Интернет-ресурсы:
Канал «Бизнес молодость». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCHkwstIzx7rMCgK4bqLmTrA
Канал «Навигатум игровые профориентационные материалы». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/NavigatumRu
Канал «Работа.ру». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCVOJkMjKpE6GtWU87jvOhHA
Портал «Zасобой». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.засобой.рф/
Портал «ПроеКТОриЯ – твоя профессиональная территория». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://proektoria.online/
Портал «Работа в России/Каталог вакансий». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.rabota.ru/vacancy/catalogue
Сайт Резапкиной Г.В. «Методический кабинет профориентации» (Электронный ресурс). Режим доступа: http://metodkabi.net.ru/
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии». (Электронный ресурс). Режим доступа: https://профориентация.рф/
Материально-техническое обеспечение
1. Проектор.
2. Экран.
3. Ноутбук.
Оценка программы внеурочной деятельности
Курс Мир профессий
Педагог Сапунова Мария Юрьевна
Титульный лист | -полное наименование образовательного учреждения (тип образовательного учреждения); - грифы согласования программы профессиональным объединением учителей образовательного учреждения (или муниципальным профессиональным объединением учителей); - гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа; - наименование учебного курса, для изучения которого разработана программа; указание ступени и параллели, на которой изучается курс; сроки реализации программы; фамилия, имя, отчество, должность разработчика(ов) курса; наименование города; год составления программы | |
Пояснительная записка | библиографический список примерной (авторской) программы, на основе которой разработана Рабочая программа курса (если такая программа имеется); информация о возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; информация о назначении программы курса; цели, задачи, принципы, на которых строится данная программа курса; ценностные ориентиры содержания курса; обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм, средств организации внеурочной деятельности и режим занятий; сведения о распределение часов по годам обучения; -формы представления результатов (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.) | |
Планируемые результаты | - описание уровней воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности; - личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты обучающимися | |
Содержание тем курса внеурочной деятельности | - краткое описание разделов курса, с указанием применяемых форм организации внеурочной деятельности и почасовое распределение. | |
Тематическое планирование | перечень разделов и тем, последовательность их изучения; количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; -дата проведения (по плану, по факту). | |
Описание материально – технического, учебно – методического обеспечения | библиографический список методических и учебных пособий, оборудование, приборы, Интернет – ресурсы, литература, использованная при подготовке программы | |
*0 - не проявляется
1-5 –проявляется частично
6-проявляется в полной мере
Обработка результатов:
Оптимальный уровень – 6 баллов
Допустимый уровень – 5 баллов
Недопустимый уровень – 1-4 балла
Общий балл находится как среднее значение баллов, полученных при оценке составляющих рабочей программы.
Общий балл | |
Заключение | |
Эксперты | |
Дата | |