ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нынешние школьники раньше начинают задумываться о своём будущем, включаться в деятельность, занятия, обеспечивающие их знания и умения, которые потребуются в их предстоящей работе. Они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии.
Таким образом, в современном обществе всё более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения школьников. Её важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребностей общества.
Данная программа составлена на основе: сборника программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Цель программы: оказание учащимся психолого-педагогической и информационной поддержки в формировании жизненного и профессионального самоопределения
Задачи:
формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому становлению;
обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного решения при проектировании своего образовательно-профессионального маршрута по завершении обучения в основной школе;
приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической литературой.
Формы представления результатов: беседы, анкетирование, описание профессии, викторина.
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.
Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени основного общего образования должна помочь формированию у обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и способности ориентироваться в сложном мире труда.
У подростков важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей. Программа курса «Мир профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и научит детей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа курса «Мир профессий» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых классов. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
Вводное занятие (1 час) Беседа, знакомство с понятием «профессия», «специальность» |
Многообразие мира профессий (1 час) Просмотр презентации, отгадывание загадок |
Профессии, которые нас окружают (1 час) Рисование |
Профессии моего города (1 час) Просмотр презентации, беседа |
Профессии моих родителей (1 час) Беседа |
Профессии прошлого (1 час) Составляем список профессий прошлого, анкетирование, презентация |
Профессии будущего (1 час) Составляем список профессий прошлого, анкетирование, презентация Игротека «Угадай профессию» (1 час) Анаграммы, ребусы, викторина |
Мир интересных профессий (1 час) Просмотр презентации «необычные профессии», беседа Кем быть, каким быть? (1 час) Написание сочинения-рассуждения Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии (1 час) Просмотр презентации Профессия «библиотекарь» (1 час) Экскурсия в библиотеку, интервью, фоторепортаж Профессии сферы услуг (1 час) Просмотр презентации, беседа |
Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир) (1 час) Описание профессии, профессионально-важные качества, риски профессии |
Человек – техника. Человек – знак. Типы профессий (1 час) Просмотр презентации, беседа Человек – человек. Человек – техника. Типы профессий (1 час) Просмотр презентации, беседа |
Человек – художественный образ. Типы профессий (1 час) Просмотр презентации, беседа |
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Мир профессий» в 5 «Б» классе
на 2019–2020 учебный год
№ | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | 2 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Вводное занятие | 1 | беседа | 11.09 | |
2 | Многообразие мира профессий | 1 | просмотр презентации, беседа | 25.09 | |
3 | Профессии, которые нас окружают | 1 | практические задания | 09.10 | |
4 | Профессии моего города | 1 | просмотр презентации, беседа | 23.10 | |
5 | Профессии моих родителей | 1 | беседа | 06.11 | |
6 | Профессии прошлого | 1 | просмотр презентации, практические задания | 20.11 | |
7 | Профессии будущего | 1 | презентация, практические задания | 04.12 | |
8 | Игротека «Угадай профессию» | 1 | практические задания, викторины | 18.12 | |
9 | Мир интересных профессий | 1 | просмотр презентации, беседа | 15.01 | |
10 | Кем быть, каким быть? | 1 | практические задания | 29.01 | |
11 | Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии | 1 | просмотр презентации | 12.02 | |
12 | Профессия «библиотекарь» | 1 | экскурсия в библиотеку, интервью, фоторепортаж | 26.02 | |
13 | Профессии сферы услуг | 1 | просмотр презентации, беседа | 11.03 | |
14 | Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир) | 1 | практические задания | 01.04 | |
15 | Человек – техника. Человек – знак. Типы профессий. | 1 | практические задания, беседа, просмотр презентации | 15.04 | |
16 | Человек – человек. Человек – природа. Типы профессий | 1 | практические задания, беседа, просмотр презентации | 29.04 | |
17 | Человек – художественный образ. Типы профессий. | 1 | практические задания, беседа, просмотр презентации | 13.05 | |
18 | Заключительное занятие | 1 | практические задания, беседа | 27.05 | |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Интернет-ресурсы:
https://school-science.ru/1/8/28647 - разнообразный мир профессий
http://postupi.info/city/76/prof - список профессий Рубцовска
https://nauka.boltai.com/topics/13-ischeznuvshih-professij/ - 13 исчезнувших профессий
https://info-profi.net/professii-budushhego/ - профессии будущего
https://info-profi.net/interesnye-professii/ - интересные профессии
https://school-science.ru/5/8/33646 - профессии XXI века. Наш выбор
Материально-техническое обеспечение
1. Проектор.
2. Экран.
3. Ноутбук.
4. Бумага для рисования
5. Цветные карандаши
Оценка программы внеурочной деятельности
Курс Мир профессий
Педагог Сапунова Мария Юрьевна
Титульный лист | -полное наименование образовательного учреждения (тип образовательного учреждения); - грифы согласования программы профессиональным объединением учителей образовательного учреждения (или муниципальным профессиональным объединением учителей); - гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения с указанием даты и номера приказа; - наименование учебного курса, для изучения которого разработана программа; указание ступени и параллели, на которой изучается курс; сроки реализации программы; фамилия, имя, отчество, должность разработчика(ов) курса; наименование города; год составления программы | |
Пояснительная записка | библиографический список примерной (авторской) программы, на основе которой разработана Рабочая программа курса (если такая программа имеется); информация о возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; информация о назначении программы курса; цели, задачи, принципы, на которых строится данная программа курса; ценностные ориентиры содержания курса; обоснование выбранных технологий, средств, методов, форм, средств организации внеурочной деятельности и режим занятий; сведения о распределение часов по годам обучения; -формы представления результатов (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.) | |
Планируемые результаты | - описание уровней воспитательных результатов внеурочной образовательной деятельности; - личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты обучающимися | |
Содержание тем курса внеурочной деятельности | - краткое описание разделов курса, с указанием применяемых форм организации внеурочной деятельности и почасовое распределение. | |
Тематическое планирование | перечень разделов и тем, последовательность их изучения; количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; -дата проведения (по плану, по факту). | |
Описание материально – технического, учебно – методического обеспечения | библиографический список методических и учебных пособий, оборудование, приборы, Интернет – ресурсы, литература, использованная при подготовке программы | |
*0 - не проявляется
1-5 –проявляется частично
6-проявляется в полной мере
Обработка результатов:
Оптимальный уровень – 6 баллов
Допустимый уровень – 5 баллов
Недопустимый уровень – 1-4 балла
Общий балл находится как среднее значение баллов, полученных при оценке составляющих рабочей программы.
Общий балл | |
Заключение | |
Эксперты | |
Дата | |