1
Ремонтненский район, с.Ремонтное
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ремонтненская гимназия №1
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МБОУ Ремонтненская гимназия №1
Приказ от 31.08. 2018 года №138
_____________ Д.Е. Кононогов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление: духовно-нравственное
Название курса: «Основы финансовой грамотности»
Уровень общего образования (класс):
Основное общее образование:8 класс
Количество часов: 1 час в неделю, 35 часов за год
Учитель: Зайцева Марина Федоровна
2018-2019 учебный год
Организация работы по программе «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 1 час в неделю и предназначена для детей 8 класса.
Место в учебном плане.
Согласно годовому календарному графику на 2018 - 2019 учебный год, расписанию занятий на 2018 - 2019 учебный год на изучение курса по программе выходит - 32 часа (08.03.19, 03.05.19, 10.05.19).
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 8 классов в сфере экономики семьи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
Формы и методы работы
устный опрос;
• ответы на вопросы;
• тестовое задание;
• решение задач;
• решение кроссворда и анаграммы;
• мини-исследование;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
• викторина;
• тест.
• творческая работа;
• проект.
Структура курса «Основы финансовой грамотности»
РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи (5 ч)
Занятие 1. Деньги (1 час)
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.
Занятия 2. Доходы семьи (2 часа)
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Занятие 3. Расходы семьи (1 час)
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.
Занятие 4. Семейный бюджет (1час)
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества и как человек от этого защищаться (3 ч)
Занятие 5. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (1 час)
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
Занятия 6. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет». (2 часа)
РАЗДЕЛ 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4 ч)
Занятия 7. Налоги (2 часа)
Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Занятие 8. Социальные пособия (1 час)
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.
Занятие 9. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!». (1 час)
РАЗДЕЛ 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье(5 ч)
Занятие 10. Банковские услуги (2 часа)
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Занятие 11. Собственный бизнес (1 час)
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.
Занятие 12. Валюта в современном мире (1 час)
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.
Занятие 13. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».(1 час)
РАЗДЕЛ 5. Управление денежными средствами семьи (3 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
РАЗДЕЛ 6. Способы повышения семейного благосостояния (3 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
РАЗДЕЛ 7. Риски в мире денег (4 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков
РАЗДЕЛ 8. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (3 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
РАЗДЕЛ 9. Человек и государство: как они взаимодействуют (2 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности». 8 КЛАСС
( 32 часа, 1 час в неделю)
Перечень разделов и тем | Кол - во часов | Дата план | Дата факт |
РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи | 5 | | |
Занятие 1. Деньги | 1 | 07.09.18 | |
Занятие 2,3 Доходы семьи | 2 | 14.09.18 21.09.18 | |
Занятие 4. Расходы семьи | 1 | 28.09.18 | |
Занятие 5. Семейный бюджет | 1 | 05.10.18 | |
РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества и как человек от этого защищаться | 3 | | |
Занятие 6. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 | 12.10.18 | |
Занятие 7,8. Итоговая работа по разделам: ролевая игра «Семейный бюджет». | 2 | 19.10.18 26.10.18 | |
РАЗДЕЛ 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | 4 | | |
Занятие 9,10. Налоги | 2 | 09.11.18 16.11.18 | |
Занятие 11. Социальные пособия | 1 | 23.11.18 | |
Занятие 12. Итоговая работа по разделу: мини-исследование в группах «Государство — это мы!». | 1 | 30.11.18 | |
РАЗДЕЛ 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | 5 | | |
Занятие 13,14. Банковские услуги | 2 | 07.12.18 14.12.18 | |
Занятие 15. Собственный бизнес | 1 | 21.12.18 | |
Занятие 16. Валюта в современном мире | 1 | 28.12.18 | |
Занятие 17. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность». | 1 | 18.01.19 | |
РАЗДЕЛ 5. Управление денежными средствами семьи | 3 | | |
Занятие 18,19,20. Управление денежными средствами. | 3 | 25.01.19 01.02.19 08.02.19 | |
РАЗДЕЛ 6. Способы повышения семейного благосостояния | 3 | | |
Занятие 21,22,23. Способы повышения семейного благосостояния. | 3 | 15.02.19 22.02.19 01.03.19 | |
РАЗДЕЛ 7. Риски в мире денег | 4 | | |
Занятие 24,25,26,27. Риски в мире денег. | 4 | 15.03.19 22.03.19 05.04.19 12.04.19 | |
РАЗДЕЛ 8. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 3 | | |
Занятие 28,29,30. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. | 3 | 19.04.19 26.04.19 17.05.19 | |
РАЗДЕЛ 9. Человек и государство: как они взаимодействуют | 2 | | |
Занятие 31,32. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 2 | 24.05.19 31.05.19 | |
ИТОГО | 32 | | |
СОГЛАСОВАНА СОГЛАСОВАНА
Протокол заседания Заместитель директора по НМИР
МС «Внеурочная деятельность» 27 августа 2018 года
МБОУ Ремонтненская гимназия №1 _________ Задорожняя И.В.
от 27 августа 2018 года № 1
_____________ Глушко С.А.