СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для 1 года изучения.Программа по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой деятельности"»

1


Ремонтненский район, с.Ремонтное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ремонтненская гимназия №1

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ Ремонтненская гимназия №1

Приказ от 31.08. 2018 года №138

_____________ Д.Е. Кононогов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

Направление: духовно-нравственное

Название курса: «Основы финансовой грамотности»

Уровень общего образования (класс):

Основное общее образование:8 класс

Количество часов: 1 час в неделю, 35 часов за год

Учитель: Зайцева Марина Федоровна

2018-2019 учебный год




Организация работы по программе «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 1 час в неделю и предназначена для детей 8 класса.

Место в учебном плане.

Согласно годовому календарному графику на 2018 - 2019 учебный год, расписанию занятий на 2018 - 2019 учебный год на изучение курса по программе выходит - 32 часа (08.03.19, 03.05.19, 10.05.19).

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 8 классов в сфере экономики семьи.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:

Личностными результатами изучения курса «Основы финансовой грамот­ности» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамот­ности» являются:

познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

• понимание цели своих действий;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Формы и методы работы

устный опрос;

• ответы на вопросы;

• тестовое задание;

• решение задач;

• решение кроссворда и анаграммы;

• мини-исследование;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

• викторина;

• тест.

• творческая работа;

• проект.

Структура курса «Основы финансовой грамотности»


РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи (5 ч)

Занятие 1. Деньги (1 час)

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Занятия 2. Доходы семьи (2 часа)

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Занятие 3. Расходы семьи (1 час)

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Занятие 4. Семейный бюджет (1час)

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества и как человек от этого защищаться (3 ч)

Занятие 5. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (1 час)

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Занятия 6. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет». (2 часа)

РАЗДЕЛ 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4 ч)

Занятия 7. Налоги (2 часа)

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Занятие 8. Социальные пособия (1 час)

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Занятие 9. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!». (1 час)

РАЗДЕЛ 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье(5 ч)

Занятие 10. Банковские услуги (2 часа)

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Занятие 11. Собственный бизнес (1 час)

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Занятие 12. Валюта в современном мире (1 час)

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Занятие 13. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».(1 час)

РАЗДЕЛ 5. Управление денежными средствами семьи (3 ч)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

РАЗДЕЛ 6. Способы повышения семейного благосостояния (3 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

РАЗДЕЛ 7. Риски в мире денег (4 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков

РАЗДЕЛ 8. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (3 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

РАЗДЕЛ 9. Человек и государство: как они взаимодействуют (2 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности». 8 КЛАСС ( 32 часа, 1 час в неделю)


Перечень разделов и тем

Кол - во часов

Дата

план

Дата

факт

РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи

5



Занятие 1. Деньги

1

07.09.18


Занятие 2,3 Доходы семьи

2

14.09.18

21.09.18


Занятие 4. Расходы семьи


1

28.09.18


Занятие 5. Семейный бюджет

1

05.10.18



РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества и как человек от этого защищаться

3



Занятие 6. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

1

12.10.18


Занятие 7,8. Итоговая работа по разделам: ролевая игра «Семейный бюджет».

2

19.10.18

26.10.18


РАЗДЕЛ 3. Семья и государство: как они взаимодействуют

4



Занятие 9,10. Налоги

2

09.11.18

16.11.18


Занятие 11. Социальные пособия

1

23.11.18


Занятие 12. Итоговая работа по разделу: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

1

30.11.18


РАЗДЕЛ 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

5



Занятие 13,14. Банковские услуги

2

07.12.18

14.12.18


Занятие 15. Собственный бизнес

1

21.12.18


Занятие 16. Валюта в современном мире

1

28.12.18


Занятие 17. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».

1

18.01.19


РАЗДЕЛ 5. Управление денежными средствами семьи

3



Занятие 18,19,20. Управление денежными средствами.

3

25.01.19

01.02.19

08.02.19


РАЗДЕЛ 6. Способы повышения семейного благосостояния

3



Занятие 21,22,23. Способы повышения семейного благосостояния.

3

15.02.19

22.02.19

01.03.19


РАЗДЕЛ 7. Риски в мире денег

4



Занятие 24,25,26,27. Риски в мире денег.

4

15.03.19

22.03.19

05.04.19

12.04.19


РАЗДЕЛ 8. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

3



Занятие 28,29,30. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

3

19.04.19

26.04.19

17.05.19


РАЗДЕЛ 9. Человек и государство: как они взаимодействуют

2



Занятие 31,32. Человек и государство: как они взаимодействуют.

2

24.05.19

31.05.19


ИТОГО

32










СОГЛАСОВАНА СОГЛАСОВАНА

Протокол заседания Заместитель директора по НМИР

МС «Внеурочная деятельность» 27 августа 2018 года

МБОУ Ремонтненская гимназия №1 _________ Задорожняя И.В.

от 27 августа 2018 года № 1

_____________ Глушко С.А.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!