МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Октябрьская основная общеобразовательная школа"
Программа кружка
«Всезнайки»
Власова М.Л.
учитель начальных классов
МБОУ «Октябрьская ООШ»
2023
Пояснительная записка
Программа кружка «Всезнайки» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности. Имеют научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляют собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Актуальность выбора программы определена следующими факторами: в последнее время учителя начальных классов сельских школ отмечают увеличение детей с трудностями в обучении, создаваемыми в первую очередь недостаточным уровнем интеллектуального развития. Несмотря на огромное количество информации, учащиеся не умеют пользоваться ей рационально, применять полученные знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях, находить теоретические знания в окружающем мире.
Дополнительные занятия во внеурочное время способствуют повышению интереса к предметам, углубляют и расширяют полученные на уроках знания, дают возможность учащимся проявить свои способности.
Цель программы «Всезнайки»: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Система занятий программы «Всезнайки» позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развивать свойства личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Познавательный аспект
формировать и развивать различные виды памяти, внимания, воображения, а также логическое мышление;
формировать и развивать общеучебные умения и навыки.
Развивающий аспект
создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
способствовать развитию пространственного восприятия.
Воспитывающий аспект
воспитание системы межличностных отношений;
Таким образом, целью обучения является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Содержание программы «Всезнайки» полностью соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Октябрьская ООШ». Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предметам – основная задача учебно-воспитательного процесса школы.
Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программ начального образования, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения, с воспитанием личности младшего школьника и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, задачу, форму работы, заменить одну тему на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
2. Особенности реализации программы
Структура курса
Обучающиеся в игровой форме овладевают основными видами речевой деятельности.
Вызывает интерес учащихся к предметам и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению этих предметов.
В основе заданий, которые предлагаются выполнять детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала.
Хорошо подобранная игра содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или духовное), доставляет радость (радость творчества, радость победы и радость эстетическую) и, кроме того, налагает ответственность на ее участников. В игре особенно полно и, порой неожиданно, проявляются способности ребенка.
На занятиях учащиеся получают дополнительную информацию о традициях, обычаях коми –пермяков. Большое внимание уделяется обсуждению особенностей национального характера, что способствует воспитанию в учениках терпимости и тактичности как при общении с представителями другой культуры, так и между собой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий.
Занятия проводятся в различных формах, отличных от классно - урочных: игры, конкурсы, викторины, олимпиады, выпуск листовок, стенгазет, и т.д.
Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
3.Описание места курса в плане внеурочной деятельности.
Курс программы «Всезнайки» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте 9-10 лет
Курс включает 68 занятий: два занятия в неделю, реализуется за 1 год. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Формы занятий:
-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, семинар, ролевая и деловая игра, конкурсы газет, выставки книжек-самоделок;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 40- 45 минут.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;
4.Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Знайка»
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Знайка» в 4 классе.
Личностные результаты:
мотивация к учению;
вера в собственные силы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя;
умение работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение познавательной цели;
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
умение пользоваться дополнительной литературой;
поиск и выделение информации;
умение преобразовывать и представлять информацию.
Коммуникативные УУД:
развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение работать в сотрудничестве с другими.
4.Содержание программы.
1. «Логические задания и задания на смекалку по математике»-26ч.
2. «Ребусы, загадки, олимпиадные задания по русскому языку»-19ч.
3. «Сказки, обычаи, игры народов Бурятии»-7ч.
4. «Знай свой край и свой мир»-16ч.
5.Тематический план.
Раздел | Название темы | Количество часов |
1 | Математика | 26 |
1. Входной тест «Самый внимательный, прилежный, старательный | 1 |
2. Задачи в стихах | 2 |
3. Нестандартные задачи | 2 |
| 4.Головоломки | 2 |
| 5.Задачи повышенной сложности | 1 |
| 6. Математические ребусы | 1 |
| 7. Логические задачи | 3 |
| 8.Закономерности в числах и фигурах | 1 |
| 9. Магические квадраты | 2 |
| 10.Математические игры | 1 |
| 11.КВН «Занимательная математика» | 1 |
| 12.Тестовые задания по математике. | 2 |
| 13.Олимпиадные задания по математике | 2 |
| 14. Олимпиада | 1 |
| 15. Выпуск газеты «Мир математики» | 2 |
| 16.Изготовление книжек — самоделок «Задачи в стихах» | 2 |
2 | Русский язык | 1 9 |
| 1.Заколдованные слова | 1 |
| 2.Знакомые - незнакомцы | 1 |
| 3.Разговорная и деловая речь | 1 |
| 4.Язык и логика | 1 |
| 5. Придумывание по аналогии | 1 |
| 6.Олимпиадные задания | 2 |
| 7.КВН «Занимательный русский язык» | 1 |
| 8.Задания из конкурса «Русский медвежонок» | 2 |
| 9.Тестовые задания по русскому языку | 2 |
| 10.Синонимы и антонимы | 1 |
| 11.Сочини сказку | 1 |
| 12.Игра «Кто хочет стать грамотным» | 1 |
| 13.Олимпиада по русскому языку | 1 |
| 14.Выпуск журнала «Наш русский язык» | 3 |
3 | Коми-пермяцкий язык | 7 |
| 1.Коми — пермяцкие сказки | 2 |
| 2. Выпуск листовок «Обычаи и традиции бурят» | 2 |
| 3.Практикум «Традиционные блюда бурят» | 2 |
| 4.Бурятские народные игры игры | 1 |
4 | Окружающий мир | 16 |
| 1.Загадки Лесовичка | 1 |
| 2.Это интересно | 1 |
| 3.Что растёт в нашем лесу (изготовление книжек - малышок) | 2 |
| 4. Игра «Угадай по описанию» | 1 |
| 5.Примечательные чужеземцы | 1 |
| 6. Олимпиадные задания по окружающему миру | 3 |
| 7.Олимпиада по природоведению | 1 |
| 8.Экскурсия на лесную опушку | 1 |
| 9.Выпуск стенгазет по временам года | 3 |
| 10.Итоговое занятие «Интеллектуальный марафон» | 1 |
| 11.Викторина «Люби и знай свой край» | 1 |
6. Список литературы
1.Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
2.Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
3.М.Басова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
4.Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
5.В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
6.Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
7.Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
8.Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
9.«Речевые секреты» под редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
10.Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике», М., 1995
11.С.Н.Кормишина, Геометрия вокруг нас, ИД Фёдоров, 2008
12.Олимпиадные задания для 1-4 класса. Сборники заданий.