Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения «Пчелка» МБУ ДО «ЦДТ» г. Сафоново Смоленской области.
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения
«Пчелка» составлена на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Калейдоскоп рукоделия» и программы МБУ ДО «ЦДТ» «Одаренные дети».
1.Обоснование для разработки программы.
Каждый ребенок - индивидуальность, наделенная творческим потенциалом. Для раскрытия этого потенциала требуется дифференцированный подход со стороны педагога.
Программа разработана по выявлению и развитию способностей у детей, а также совершенствования у них навыков социального поведения и положительно-эмоционального отношения к окружающим.
Очень важно своевременно заметить, не упустить непривычных, непокладистых, творческих детей и при этом позаботиться о том, чтобы незаурядные дети могли разностороннее развиваться в эти годы, получая радость от полноты и своевременности приложения своих сил.
Цель программы:
Создание необходимых условий для выявления и развития творческого потенциала обучающихся, для их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи программы:
- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального и творческого развития детей; для реализации их личных творческих способностей;
определить дальнейшее развитие индивидуальных способностей обучающихся;
создать нужную мотивацию для успешного развития творческих задатков обучающегося;
содействовать в обеспечении культурного обмена, расширении эмоциональных и творческих контактов обучающихся с их сверстниками.
Программа рассчитана на детей 5 - 10 лет, учащихся в творческом объединении «Веселая мастерская» и реализуется в течение одного года.
Используемые методы в процессе реализации программы:
аналитический;
коммуникативный;
творческий;
интерактивный.
Виды деятельности:
Методики по выявлению и развитию способностей учащихся:
Методика «Исключение лишнего»
Методика «Дорисовывание фигур»
Методика «Склонность к творчеству»
Методика «Твои таланты»
Методы и способы выявления наклонностей у обучающихся: наблюдение, анализ, творческие задания, беседы, деловые и ролевые игры, анкетирование, тестирование, опрос, совместная деятельность.
План мероприятий по выявлению и развитию способностей учащихся т.о. «Пчелка»
Направления деятельности | Средства реализации | сроки |
1.Улучшение материально-технической базы | Использование возможностей структуры системы дополнительного | в течение года |
| образования, Интернет- ресурсов | |
2. Создание информационной, развивающей среды в учебном кабинете | Оборудование стендов | сентябрь, май |
3. Педагогическая диагностика способностей учащихся | Выявление одаренности, способностей учащихся. Разрешение вопросов управления развитием детей и т.п. | сентябрь |
4. Совершенствование форм, методов и технологий учебного занятия | Овладение активными формами организации учебной деятельности, развивающими | в течение года |
| программами и методиками | |
5. Поддержание атмосферы | Повышение профессионального | в течение года |
психологического, познавательного комфорта на занятии | мастерства педагога: -совершенствование образовательных технологий | |
| - пополнение знаний о возрастной психологии учащихся | |
6. Поддержание интереса к творческой | Организация системы мониторинга успешности | в течение года |
деятельности | творческой деятельности | |
| учащихся. Создание условий для активной | |
| мотивации: награждения, поощрения и т.п. | |
7. Участие детей в | Создание условий для | в течение года, согласно |
конкурсах, | мотивации учащихся | графику проведения |
соревнованиях, | | |
фестивалях детского | | |
творчества | | |
8. Взаимодействие с родителями и педагогами по вопросам | Совместные учебные занятия и воспитательно- досуговые мероприятия в | в течение года |
особенностей развития ребенка | рамках реализации программы | |
Планируемые результаты программы:
определение уровня способностей обучающихся, развитие их с учетом индивидуальных особенностей;
создание необходимых условий для развития творческих задатков обучающихся; содействие в обеспечении культурного обмена, расширении эмоциональных и творческих контактов обучающихся с их сверстниками.
расширение диапазона мероприятий (конкурсы, фестивали) для раскрытия творческих способностей учащихся
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению и развитию способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
Литература
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества [Текст] / под ред. М.В Ермолаевой – М.: Психология, 2001. – 235 с
Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст]. – М., 1981. –
344 с.
Мотков, О. И. Природа личности. Сущность, структура и развитие [Текст]/ О. И. Мотков.
– М.: Педагогика, 2006. – 320 с