Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная школа
Демидовского района Смоленской области
Принято на заседании педсовета Протокол № ___ от «____» _____________ 2016 г. | Утверждаю директор _________ / Л.Г.Лосева/ Приказ № ____ от «___»_____________2016 г. |
Программа по выявлению одарённых детей
«Наши надежды»
Составила учитель географии
Дмитриева Л.Н.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
При разработке программы в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренный ребенок» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Основные цели и задачи программы
Основная цель программы заключается в создании условий для выявления индивидуальных задатков одаренных детей. Способствовать к формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачами данной программы являются:
обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
Стратегия работы
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе. При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: учебной, художественной, физической и др.
Этот этап (1-4 год обучения) характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся, предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах.
Важным фактором, влияющим на развитие одарѐнных учащихся и на выявление скрытой одарѐнности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе.
Ожидаемые результаты
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности | Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. Способность к рефлексии. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. Уровень коммуникативной культуры | Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. Тест «Исследование школьной мотивации». |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе | Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. | Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе. Тест школьной тревожности Филипса. |
Конкурентоспособность одаренных учащихся | Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. | |
План работы
№ | Основные направления | Сроки | Ответственные |
Организационная работа |
1.1 | Корректировка плана работы с ОД | Август | Зам. дир. По УР |
1.2 | Семинар – практикум: «Умственная одаренность и ее психологические проявления. Склонности учителя к работе с ОД». | Сентябрь | Зам. дир. По УР |
1.3 | Знакомство с новинками педагогической литературы: «Особенности работы с одаренными детьми» | Октябрь | Зам. дир. По УР |
Диагностическая работа |
2.1 | Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для учащихся, карты наблюдений и др.). |
Сентябрь
В течение года | Зам.дир.Дмитриева Л.Н.. |
2.2 | Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности. | Дмитриева Л.Н. |
2.3 | Диагностика родителей и индивидуальные беседы. |
2.4 | Выявление и отбор одаренных, талантливых детей. Составление базы данных ОД, ее пополнение. | Зам.дир. Дмитриева Л.Н. |
Работа с ОД по индивидуальным планам |
3.1 | Определение наставников ОД в соответствии с базой данных. | Сентябрь | Зам. дир. По УР |
3.2 | Составление индивидуальных планов работы с ОД. | 1-я неделя октября | Дмитриева Л.Н. |
3.3 | Собеседование с учителями – предметниками по индивидуальному плану работы с ОД. Утверждение индивидуальных планов работы с ОД. | 2-я неделя октября | Зам. дир. По УР |
3.4 | Реализация индивидуальных планов работы с ОД | В течение года | Дмитриева Л.Н. |
3.5. | Организация занятий во внеурочное время | В течение года | Дмитриева Л.Н. учителя-предметники |
Интеллектуальное развитие ОД |
4.1 | Подготовка материалов для проведения школьного тура олимпиад. | Октябрь | Дмитриева Л.Н. Зам. дир. по УР |
4.2 | Участие в школьном туре олимпиад. | Октябрь - декабрь |
4.3 | Участие в районном туре олимпиад. |
4.4 | Участие в конкурсах, выставках, конференциях. | В течение года согласно плану ОУ | Зам. дир. по ВР |
4.5 | Мониторинг результативности работы с ОД. Пополнение данной электронной базы. | В течение года | Зам. дир. по УР |
4.6 | Организация творческих отчетов, выставок, смотров. | В течение года согласно плану ОУ | Педагог - организатор |
5. Проведение мероприятий с родителями одаренных детей |
5.1 | Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме | Май | Школьный психолог, Дмитриева Л.Н. |
5.2 | Родительская конференция «Развитие творческого потенциала ребенка» | В течение года | Зам.дир. |
5.3 | Круглый стол «Организация досуга одаренных детей» | Декабрь | Руководитель программы |
5.4 | Индивидуальные консультации школьного психолога | Март | Зам.дир. |
5.5 | Совместное творчество родителей и детей. Выставки детских работ | В течение года | Клас.рук. |
5.6 | Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья» | В течение года | Учитель физической культуры |
5.7 | Отправление благодарственных писем родителям учащихся | Май | Дмитриева Л.Н. |
Приложение
1.Портрет одаренного ребенка
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособлен, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
2. Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета