СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по защите прав потребителей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа по защите прав потребителей»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказа Министерства образования РФ от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312».

  • Приказа Министерства образования РФ от 31. 03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки в РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных школах.

  • Требований основной образовательной программы основного общего образования СОГБОУ «Шумячская санаторная школа-интернат».



2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Актуальность программы. В настоящее время в общеобразовательной школе нет специального предмета в результате изучения, которого школьники приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни о правах и обязанностях потребителей в рыночной экономике. Важность и актуальность формирования потребительских знаний у детей с целью их экономического образования и социальной адаптации ни у кого не вызывает сомнения. Начинать это образование лучше всего с младшего возраста, потому что современные школьники с каждым годом все раньше переходят от пассивного наблюдения к активному участию в потребительских ситуациях. Чтобы ребенок мог чувствовать себя достойно и свободно даже в самых неблагоприятных обстоятельствах повседневной жизни, важно научить его умениям и навыкам грамотного поведения и защиты своих прав как потребителей в различных ситуациях. Факультатив «Защита прав потребителей» нацелен на формирование у младших школьников устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке и защиты своих прав в различных ситуациях в соответствии с законами Российской Федерации. Такой подход позволяет воспитать не только активного и образованного потребителя, но и цивилизованного и образованного потребителя. На наших занятиях применяются различные формы и методы обучения деловые игры, практикумы, уроки защиты тематических заданий, а также решение творческих задач и проблемные ситуации.

Цель программы:

Грамотный потребитель должен прежде всего уверенно знать  свои права, а главное – уметь защитить себя в случае их нарушения, знать, в какие органы обратиться за консультацией. Он должен четко усвоить схему принятия решения о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи. Кроме того, он должен обладать способностью принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами. Другими словами – самостоятельно находить ответы на многие вопросы, которые поставит перед ним жизнь.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, при защите своих потребительских прав.

Цели:

  1. Сформировать у учащихся знания и умения грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях.

  2. Развивать у учащихся логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения.

  3. Воспитывать у учащихся организованность, деловитость, культуру потребления , самостоятельность и смелость в защите своих прав.

Задачи:

  1. Социальная адаптация выпускников школ к реалиям российского рынка;

  2. Выработка адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом;

  3. Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;

  4. Формирование навыков грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях.



Методы и формы организации деятельности.

Для достижения цели данной программы используются различные методы обучения. При их выборе главное внимание уделяется тем, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность детей расширяют их кругозор, формируют экономически грамотного человека.



Методы обучения, применяемые при работе по данной программе.

  • Диалогический:

Детям любого возраста нравится подобная форма обучения. Они всегда с удовольствием воспринимают новую, интересную информацию и делятся ею с друзьями и знакомыми.

  • Репродуктивный:

Дети всегда стараются делать как взрослые и брать с них пример, и это нужно использовать на своих занятиях.

  • Объяснительно – иллюстрированный:

При объяснении нового материала используются такие формы как рассказ, объяснение, демонстрации разных ситуаций.

  • Эвристический:

Всегда присутствует на занятиях. Каждая выполненная ребенком работа индивидуальна. Получив задание на выполнение какой либо работы (изобразить продавца и т. д.) ребенок имеет возможность проявить свою фантазию, мастерство, артистизм.

  • Игровой:

Игра на занятии решает определенную задачу: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного.

При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий:

  • Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).

  • Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.

  • Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).

  • Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).



3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа предназначена для детей в возрасте от 8 до 10 лет. Планирование учебного материала по факультативу «Защита прав потребителей» рассчитано на 34 час, 1 час в неделю.


4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАРПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,

– планировать собственную деятельность

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

 Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

  • Социальная адаптация обучающихся к реалиям российского рынка;

  • Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом;

  • Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;

  • Формирование навыков грамотного потребительского поведения в различных жизненных ситуациях.

  • некоторые положения Закона РФ «О защите прав потребителей»;

  • Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;

  • Приобретение навыков защиты своих прав в случае их нарушения;

  • Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства;

  • Приобретение навыков различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию.

  • Расширение представление детей о видах потребностей

  • Закрепление знаний, полученных на занятиях о требованиях к качеству товара, к информации об изготовителе.



5.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

№ п/п

Наименование

Количество часов

1.

Потребитель и его потребности.

10

2.

Источники информации для потребителей


10

3.

Поведение потребителей при покупке товаров.


8

4.

Защита прав потребителей

6



6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты

Примечание

Личностные

Метапредметные

предметные

Потребитель и его потребности – 10 часов

1


Введение. Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;


Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


2


Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей»

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;


3


Классификация человеческих потребностей


проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства


4


Продавец и потребитель

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


5


Надо ли защищать потребителя?


активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;


6


Качество, информация

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;


Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей


7


Почему возникает проблема потребительского выбора?

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;


анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


8


Почему возникает проблема потребительского выбора?

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства


9


Что надо знать о товаре помимо цены?

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


10


Проект «Что надо знать о товаре помимо цены?»

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;


Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей


Источники информации для потребителей – 10часов


11


Где потребитель может найти информацию?


оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;


12


Где потребитель может найти информацию?


проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


13


Виды рекламы.

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей


14


Деловая игра «Рекламный агент»


проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;


характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;


Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;


15


Кто несет ответственность за лживую или вводящую в заблуждение рекламу?


оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства


16


Кто несет ответственность за лживую или вводящую в заблуждение рекламу?


активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


17


Штриховое кодирование товара.

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей


18


Символы.

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;


19


Индекс Е

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства


20


Проект «Для чего нужны пищевые добавки?»

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;


Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


Поведение потребителей при покупке товаров – 8 часов.


21


На что следует обращать внимание при покупке товаров?


проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;


анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;


22


Экскурсия в магазин


оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;


Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей


23


Как читать этикетку товара?


проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства


24


Какую информацию можно найти на упаковке товара?


оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


25


Если вы приобрели недоброкачественный товар


активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей


26.


Если вы приобрели недоброкачественный товар


оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;


27


Обмен товаров надлежащего качества

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;


анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


28


Деловая игра «Обмен товаров надлежащего качества»

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;


Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей


Защита прав потребителей – 6часов.

29


Государственные органы по защите прав потребителей


проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;


30


Общественные организации по защите прав потребителей

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом


31


Общественные организации по защите прав потребителей

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;


общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства


32


В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя;


33


Деловая игра «Права потребителя и их законодательная защита».

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания

характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;


Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом




34


Итоговое повторение

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;


анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;


Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства




















7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

  2. Ф.Р. Шахурина , Г.Н. Цыкоза «Защита прав потребителей», Феникс, Ростов - на –Дону, 2012

  3. Основы потребительских знаний. Под ред. П. Крючковой.-3-е издание. М «Вита –Пресс, ИИФ «СИРОС» Кокфоп, 2011.




8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

Учащиеся должны знать:

  • некоторые положения Закона РФ «О защите прав потребителей»;

  • специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;

  • свои права и обязанности как потребителей и то, куда следует обратиться в случае нарушения этих прав.



Учащиеся должны уметь:

  • защищать свои права в случае их нарушения;

  • сравнивать различные ситуации, то есть выявлять их отличия и сходства;

  • различать символы на этикетках, упаковках, вкладышах, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию.