Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:
Грамотный потребитель должен прежде всего уверенно знать свои права, а главное – уметь защитить себя в случае их нарушения, знать, в какие органы обратиться за консультацией. Он должен четко усвоить схему принятия решения о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи. Кроме того, он должен обладать способностью принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами. Другими словами – самостоятельно находить ответы на многие вопросы, которые поставит перед ним жизнь.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, при защите своих потребительских прав.
Методы и формы организации деятельности.
Для достижения цели данной программы используются различные методы обучения. При их выборе главное внимание уделяется тем, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность детей расширяют их кругозор, формируют экономически грамотного человека.
Детям любого возраста нравится подобная форма обучения. Они всегда с удовольствием воспринимают новую, интересную информацию и делятся ею с друзьями и знакомыми.
Дети всегда стараются делать как взрослые и брать с них пример, и это нужно использовать на своих занятиях.
При объяснении нового материала используются такие формы как рассказ, объяснение, демонстрации разных ситуаций.
Всегда присутствует на занятиях. Каждая выполненная ребенком работа индивидуальна. Получив задание на выполнение какой либо работы (изобразить продавца и т. д.) ребенок имеет возможность проявить свою фантазию, мастерство, артистизм.
Игра на занятии решает определенную задачу: изучение нового материала, повторение и закрепление пройденного.
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
№ | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Примечание |
Личностные | Метапредметные | предметные |
Потребитель и его потребности – 10 часов |
1 | | Введение. Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей» | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
2 | | Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей» | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; | |
3 | | Классификация человеческих потребностей | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства | |
4 | | Продавец и потребитель | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
5 | | Надо ли защищать потребителя? | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; | |
6 | | Качество, информация | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; | Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей | |
7 | | Почему возникает проблема потребительского выбора? | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
8 | | Почему возникает проблема потребительского выбора? | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства | |
9 | | Что надо знать о товаре помимо цены? | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
10 | | Проект «Что надо знать о товаре помимо цены?» | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; | Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей | |
Источники информации для потребителей – 10часов |
11 | | Где потребитель может найти информацию? | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; | |
12 | | Где потребитель может найти информацию? | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
13 | | Виды рекламы. | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей | |
14 | | Деловая игра «Рекламный агент» | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; | Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; | |
15 | | Кто несет ответственность за лживую или вводящую в заблуждение рекламу? | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства | |
16 | | Кто несет ответственность за лживую или вводящую в заблуждение рекламу? | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
17 | | Штриховое кодирование товара. | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей | |
18 | | Символы. | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; | |
19 | | Индекс Е | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства | |
20 | | Проект «Для чего нужны пищевые добавки?» | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
Поведение потребителей при покупке товаров – 8 часов. |
21 | | На что следует обращать внимание при покупке товаров? | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; | |
22 | | Экскурсия в магазин | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; | Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей | |
23 | | Как читать этикетку товара? | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства | |
24 | | Какую информацию можно найти на упаковке товара? | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
25 | | Если вы приобрели недоброкачественный товар | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей | |
26. | | Если вы приобрели недоброкачественный товар | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; | |
27 | | Обмен товаров надлежащего качества | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
28 | | Деловая игра «Обмен товаров надлежащего качества» | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; | Приобретение навыков взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей | |
Защита прав потребителей – 6часов. |
29 | | Государственные органы по защите прав потребителей | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; | |
30 | | Общественные организации по защите прав потребителей | оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
31 | | Общественные организации по защите прав потребителей | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности | Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства | |
32 | | В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту? | проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков принятия самостоятельных решений, связанных с выполнением роли потребителя; | |
33 | | Деловая игра «Права потребителя и их законодательная защита». | активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания | характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; | Формирование адекватных представлений о роли потребителя и его месте в экономической и социальной системе общества в целом | |
34 | | Итоговое повторение | проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; | анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; | Приобретение навыков сравнивания различных ситуаций, то есть выявлять их отличия и сходства | |