Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от «___» ___ 2019 № __ | | УТВЕРЖДАЮ Директор О.В. Антышева Приказ от № |
ПРОГРАММА
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
НА 2019 - 2022 ГОДЫ
I. Паспорт программы
Наименование программы | Программа «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ» на 2019-2022 ГОД |
Основания для разработки программы | 1. Приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 11.10.2019№ 863-ОД. |
Разработчик программы | Администрация школы |
Основные исполнители программы | Совет школы, администрация школы, педагогический коллектив |
Цель | Создание благоприятных социально – педагогических условий, способствующих повышению качества образования. |
Задачи | 1. Анализ состояния организации и управления мониторингом качества образования в школе. 2. Изучение опыта и достижений науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях. 3. Осуществление отбора, адаптации и проектирования оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении. 4. Подготовка нормативно-методических документов для обеспечения мониторинга качества образования в школе. 5. Создание условий для расширения возможностей доступа обучающихся к современным средствам обучения и образовательным ресурсам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования. 6. Активизация работы по организации повышения мастерства учителя через систему работы ШМО, ГМО, тем самообразования, курсовой подготовки и т.д. 7. Более эффективная организация работы с одарёнными и высокомотивированными обучающимися. |
Предполагаемый результат | 1. Создание действенной внутренней системы оценки качества образования. 2. Разработка инструментария для внутреннего мониторинга оценки качества образования, механизма его использования. 3. Реализация программы повышения профессионального уровня педагогических работников, включающая в себя курсовую, внекурсовую подготовку педагогов, а также участие в работе методических объединений. 5. Снижение доли обучающихся, не освоивших основные образовательные программы и показавших образовательный результат ниже возможного. 6. Повышение качества образования. 7. Повышение среднего балла ЕГЭ и ОГЭ. |
Перечень основных направлений программы | -
Развитие системы управления качеством образования. -
Развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики образовательного процесса и его результатов. -
Освоение новых педагогических технологий, повышение качества преподавания. -
Повышение квалификации педагогов. -
Повышение учебной мотивации обучающихся. -
Развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом. |
Сроки и этапы реализации программы | Программа реализуется в 3 этапа, в период с 2019 по 2022 год: -
Подготовительный этап (декабрь 2019г.-июнь 2020г.) -
Практический этап (этап внедрения) (сентябрь 2020 г. – июнь 2021 г.) 3. Этап обобщения и коррекции (сентябрь 2021 г. – июнь 2022 г.) |
Управление реализацией Программы | Непосредственное управление реализацией Программы осуществляется директором школы Работа по направлениям Программы закрепляется за заместителями директора школы. Корректировка программы производится Педагогическим советом. |
Содержание программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
Основания для разработки программы | В условиях проведенного в учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены проблемы: |
| |
Проблемы | -
Социально-психологический потенциал обучающихся имеет допустимый уровень для улучшения образовательных результатов, однако образовательные результаты ниже возможных. -
Когнитивные способности учащихся развиваются недостаточно, не соответствуют среднему баллу школьных отметок -
Недостаточная мотивированность на качественный результат участников образовательных отношений. -
Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс образования в школе. -
В целом социально-психологический потенциал школы оптимальный для улучшения качества образовательных результатов обучающихся, однако отдельные педаги слабо проявляют стремление к постоянному профессиональному совершенствованию . |
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы процесса обучения и воспитания, объединенные в приоритетах:
-
личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), её самооценка, развитие;
-
гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные базовые показатели (ИНДИКАТОРЫ), используемые в системе оценки качества образования, системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития школы:
-
Потенциал учащихся.
-
Семейное благополучие.
-
Потенциал педагога.
-
Успешность управления.
-
Материальная обеспеченность ОО.
-
Социально-бытовая комфортность ОО.
-
Благоприятность социокультурной среды ОО.
-
Стабильность функционирования школы.
-
Динамика развития школы.
2. Организация и контроль выполнения Программы
2.1.Координируя и контролируя выполнение Программы, СОВЕТ школы:
-
анализирует ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносит предложения на педагогический совет по его корректировке;
-
осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
-
осуществляет контроль выполнения программы в соответствии с планом деятельности.
2.2. Материально-техническая база
Для развития материально-технической базы предполагается:
2.3. Объемы и источники финансирования Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.
2.4.Ожидаемые результаты:
-
Создание системы психолого-педагогической диагностики развития обучающихся и контроля за повышением качества образования.
-
Создание дидактико-методической системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей учащихся.
-
Создание комплекта документов по диагностике и развитию личности учащегося, его возможностей и способностей.
-
Повышение качества знаний обучающихся и среднего балла по результатам реализации образовательных программ:
Учебный год | Качество знаний |
2019/2020 | 38 % |
2020/2021 | 45 % |
2021/2022 | 50% |
2.5. Этапы реализации Программы:
1-й этап– 2019/2020 учебный год – разработка программы:
- создание условий, формирование системы, обеспечивающей развитие учебного потенциала школьников;
- освоение и внедрение в работу технологий по достижению максимально возможных образовательных результатов школьников;
- работа по изучению личности ребенка, выявлению творческих и интеллектуальных способностей школьников, развитию их;
- создание банка данных по данной проблеме;
- работа по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов;
- анализ деятельности по реализации задач Программы, оценка повышения качества образования в соответствии с целями и задачами, оформление результатов.
2-й этап –2020/2021 учебный год – практический этап;
3-й этап – 2021 -2022 учебный год – этап обобщения и коррекции.
3. План реализации ПРОГРАММЫ
Этапы программы | Компоненты совместной деятельности | Содержательная характеристика компонентов деятельности |
1 этап | 1. Разработка Программы повышения качества образования. | 1. Анализ социального заказа школе (анкетирование родителей, учащихся). 2. Постановка целей и их конкретизация. 3. Разработка мероприятий по выполнению Программы, обоснование их актуальности, прогнозирование ожидаемых результатов. |
2. Создание условий необходимых для разработки и освоения Программы. | 1. Овладение методами изучения личности ребенка, выявление потенциала школьников. 2. Кадровое обеспечение реализации программы. 3. Разработка необходимого учебно-методического комплекса. |
2 этап | 1. Работа по получению сводных диагностических данных по школе, в том числе по изучению личности ребенка, выявлению интеллектуального потенциала и способностей школьников, качества системы управления, проблем педагогического корпуса. | 1. Выявление способностей школьников. 2. Индивидуальная оценка развития личности, возможностей и способностей школьников. 3. Диагностика профессиональных затруднений педагогов. 4.Формирование системы управления качеством образования в школе. |
2. Развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников всех возрастных групп, повышение качества обучения и образования. | -
Разработка программ коррекции индивидуальных образовательных маршрутов школьников. -
Повышение квалификации педагогов. -
Совершенствование работы методической службы школы -
Проведение научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов, творческих конкурсов. -
Создание программ исследовательской деятельности, предусматривающим групповые и индивидуальные занятия. -
Привлечение родительского сообщества. -
Создание банка данных по вопросам оценки качества образования. |
3 этап | 1. Анализ деятельности по реализации целей и задач Программы, оценка ее результативности, оформление результатов. | 1. Обработка всех данных, сравнение результатов, полученных в ходе реализации Программы. 2. Корректировка, обработка Программы в соответствии с полученными результатами. 3. Подведение итогов на педагогическом и общественном совете школы. 4. Обобщение и описание хода и результатов, полученных в ходе реализации Программы. 5. Отчет по реализации Программы. |
4.План программных мероприятий
№ п/п | Направление деятельности | Цели, задачи | Ожидаемый результат | Ответст- венные |
1. | Проведение мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования: - образовательных результатов учащихся; -уровня профессионализма педагогов; -системы управления качеством образования. | Для заместителей директора по УВР: 1. Обеспечить возможность последовательного контроля достижения обучающимися необходимого уровня в овладении конкретным содержанием обязательного минимума образования по предметам на том или ином этапе обучения и объективной сравнительной картины обученности обучающихся по отдельным предметам по классам, по школе и в динамике за несколько лет, повышение уровня обученности обучающихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности обучающихся, используемых учителем. 2. Отследить уровень качественной успеваемости по предметам, результатов государственной итоговой аттестации, успешности внеурочной деятельности обучающихся, коррекция методических приемов и форм организации деятельности обучающихся, повышающих уровень качества знаний. 3. Определить типологию профессиональных проблем учителей и на этой основе организовать их психолого-педагогическое сопровождение (методическую помощь). Для учителей-предметников: 1. Выявить уровень усвоения темы, раздела, учебного предмета и рассмотреть динамику его усвоения от уровня к уровню. 2. Определить типичные ошибки в освоении предметных результатов и проследить влияние данных ошибок на результативность обучения на последующих уровнях. 3. Определить значимые психолого-педагогические факторы, влияющие на уровень обученности обучающихся. | В результате своевременного выявления пробелов в освоении предметных результатов обучающихся, профессиональных затруднений по данной проблеме у учителей предупреждение дальнейших негативных тенденций в образовательном процессе. | Замдиректора по УВР учителя-предметники |
2. | Создание системы управления качеством образования | -
создать единую систему диагностики и контроля качества образования, качества преподавания, соответствия условий организации образовательного процесса нормативным требованиям и социальным ожиданиям; -
повысить профессиональную компетенцию педагогических кадров как необходимого условия обеспечения современного качества образования; -
сформировать и развить потребности общественности в участии в управлении образовательным учреждением, активное вовлечение органов самоуправления в управление качеством образования; -
создать систему сетевой организации управления качеством образования на основе принципов взаимодействия, социального партнерства; -
выявить факторы, влияющие на качество образования и принятие обоснованных управленческих решений; разработать и апробировать систему оценки эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении. | Создана инструментальная модель внутришкольной системы управления качеством образования, способствующая инновационному развитию образовательной среды учреждения, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства | Администрация школы |
3. | Работа с кадрами по развитию и совершенствованию педагогического мастерства | -
Определить оптимальный методический и технологический ресурс для педагогов -
Мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, т.е. всеобщая ориентация, культ качества в коллективе (мотивированы должны быть не только обучающиеся, но и учителя, родители). -
Раскрытие конкретного опыта работы по достижению более высоких показателей качества, востребованных учеником, родителями, учителем и руководителем школы, социумом. | | Замдиректора по УВР Руководители ШМО |
4. | Повышение учебной мотивации обучающихся | -
сформировать учебно - познавательные мотивы; -
способствовать удержанию внутренней позиции ученика; -
продолжить формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения; -
повысить уверенность в себе и развивать самостоятельность; -
сформировать самосознание и адекватную самооценку; -
обеспечить атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения; -
развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли | -
повышение мотивационной готовности школьников к обучению -
сформированность "внутренней позиции ученика" -
возникновение эмоционально - положительного отношения к школе -
новый уровень самосознания. | учителя-предметники педагог-психолог классные руководители |
5. Работа педагогического коллектива школы с обучающимися по повышению качества образования
Проблема и ее причина | Мероприятия по повышению качества обучения | Прогнозируемый результат |
1. Наличие обучающихся, переведенных условно. | 1. На основе анализа результатов работы за предыдущий год составление плана работы с неуспевающими учащимися, составление индивидуальных маршрутов обучения для учащихся «группы риска». 2. Выявление учащихся, обладающих низкими способностями освоения ООП. | 1. Устранение неуспеваемости. 2. Повышение качества знаний учащихся. |
2. Недостаточная готовность обучающихся к продолжению обучения в школе Проблема преемственности при переходе на 2-й уровень обучения | 1. Проведение родительских собраний, знакомство родителей с итогами аттестации за предыдущий год и с проблемами при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. 2. Знакомство классных руководителей с новыми учащимися, составление социальных паспортов, выяснение индивидуальных способностей и потребностей каждого ученика. 3. Проведение входного контроля предметных результатов и на основе полученных данных организация повторения проблемных тем курса. 4. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 5. Разработка комплекса мер, развивающих учебную мотивацию: творческие задания, система поощрения. | 1. Активизация мотивации обучения. 2. Знакомство обучающихся с нормами и правилами проведения ГИА. 3. Адаптация обучающихся к учебному труду. 4. Повышение мотивации к обучению. Формирование духа взаимопомощи и поддержки в коллективе школьников. 5. Рациональная организация повторения изученного материала. Ликвидация пробелов в знаниях обучающихся, повышение качества знаний. 6. Повышение имиджа школы. 7. Повышение качества преподавания, за счет знакомства с педагогическими приемами своих коллег. 8. Быстрое и безболезненное адаптация к новым предметам. |
3. Возникновение пробелов в знаниях и трудности в освоении отдельных тем у некоторых обучающихся, снижение учебной мотивации. | 1. Анализ результатов текущего контроля. 2. Консультации по запросам обучающихся и родителей. 3. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, внешкольных семинаров и круглых столов. 4. Подготовка обучающихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ. | 1. Развитие у обучающихся метапредметных знаний. 2. Организация работы по восполнению знаний учащихся. 3. Повышение качества преподавания. 4. Разработка программы подготовки выпускников к ОГЭ и ЕГЭ. 5. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в ГИА. |
4. Возможная неблагоприятная оценочная ситуация для отдельных учащихся в связи с предстоящей аттестацией за четверть, полугодие. Наличие отдельных учащихся, имеющих отставание в учебе и резервы в повышении успеваемости. | 1.Организация дополнительных занятий с обучающимися, имеющими спорные оценки по предмету, а так же со слабоуспевающими. 2. Анализ итогов четверти (полугодия). 3. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ. 4. Ознакомление родителей с итогами успеваемости учащихся за четверть (полугодие). | 1. Сокращение числа обучающихся окончивших четверть (полугодие) с одной «3» или «4». 2. Возрастание престижа знаний в детском коллективе. 3. Развитие коммуникативных навыков и навыков презентовать себя. 4. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей. 5. Повышение качества преподавания (обмен опытом, работа в творческих группах). |
5. Недостаточная информация о накопляемости и качестве оценок. Необходимость знакомства родителей с итогами полугодия. | 1. Оперативная связь с родителями посредством контроля за ведением дневников, индивидуальная работа с родителями. 2. Создание групп «взаимопомощи» среди обучающихся для помощи слабоуспевающим. 3. Консультирование обучающихся выпускных классов по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. 4. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых столов по вопросам подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. 5. Подготовка обучающихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. 6. Проведение диагностических работ и мониторинговых работ. | 1. Повышение мотивации учения у слабоуспевающих. 2. Активизация контроля родителей за успеваемостью своих детей. 3. Выяснение причин пробелов в знаниях у учащихся и ликвидация данных пробелов. 4. Повышение качества подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. 5. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. 6. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации |
6. Недостаточное внимание к обучающимся, с высокой мотивацией (одарённые дети) Снижение престижа активной познавательной деятельности | 1. Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. 2. Проведение предметных недель. 3. Посещение педагогами курсов повышения квалификации, семинаров, круглых . 4. Проведение репетиционных экзаменов на разных уровнях по разным предметам учебного плана. 5. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 6. Работа методических объединений, проблемных и творческих групп. | 1. Возрастание престижа знаний в коллективе обучающихся. Увеличение числа мотивированных обучающихся (либо сохранение их числа постоянным). 2. Создание максимальной ситуации успеха. Повышение качества знаний. 3. Возрастание престижа знаний в детском коллективе. 4. Повышение качества подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. 5. Совершенствование коммуникативных и презентативных навыков. Повышение качества знаний по отдельным предметам и развитие метапредметных знаний. 6. Повышение качества преподавания учителей через ознакомление с педагогическим опытом своих коллег. 7. Повышение качества уроков. |
7. Наличие обучающихся, испытывающих утомление от учебных нагрузок. | 1. Анализ объема домашних заданий. 2. Подготовка обучающихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. 3. Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. Проведение репетиционных экзаменов по плану по разным предметам учебного плана. 4. Обмен педагогическим опытом в форме взаимопосещения уроков. 5. Анализ результатов диагностических работ. | 1. Возможное облегчение учебного труда для быстро утомляющихся обучающихся. 2. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации. 3. Повышение качества знаний. 4. Корректировка программы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ. |
8. Недостаточно прочное освоение учебного материала, пройденного за год. | 1. Организация текущего повторения материала, пройденного за год 2. Подготовка обучающихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ. 3. Консультирование по вопросам ОГЭ и ЕГЭ. | 1. Актуализация материала тем, пройденных за год. Более прочное закрепление материала. 2. Психологическая готовность к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Создание максимальной ситуации успеха в ГИА. 3. Повышение качества знаний. |
9. Низкое качество результатов ГИА | 1. Подготовка обучающихся выпускных классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ (в том числе психологическая). 2. Анализ результатов ГИА. | 1. Повышение успеваемости и качества ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ. 2. Совершенствование программы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. |
Критерии и показатели системы оценки качества образования в школе
Система оценки качества образования включает в себя комплекс критериев и показателей, которые в полной мере будут соответствовать задачам повышения качества образования школы.
Критерий | Показатели | результат |
Оценка качества образовательных результатов | Результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов. | Справка, выступление на Педагогическом совете, таблица |
Результаты текущей, промежуточной аттестации учащихся 1-11 классов. | В течение учебного года Справка, таблицы |
Результаты мониторинговых исследований обученности и адаптации учащихся: -
1-х классов (ФГОС: сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, выявление учащихся 1-ых классов «группы риска») -
5- классов (сохранение и поддержка индивидуальности ребенка) -
10-х классов (изучение предметов на профильном уровне). | Аналитические справки |
Результативность мониторингового исследования образовательных достижений учащихся на разных этапах обучения. | Портфолио обучающегося, класса |
Результаты промежуточной оценки предметных и метапредметных результатов 1-11-х классов. | Аналитическая справка |
Удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов. | Раз в год Аналитическая справка |
Оценка качества сформирован ности обязатель ных результатов обучения | Стартовый (входной) - определяется степень устойчивости предметных результатов освоения программ обучающимися и намечаются меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет. | Анализ результатов на заседаниях МО |
Промежуточный (тематический, полугодовой) отслеживается динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости. | Анализ результатов на заседаниях МО |
Промежуточный (годовой) - определяется уровень сформированности предметных результатов освоения программы при переходе обучающихся в следующий класс, прогнозируется результативность дальнейшего обучения обучающихся, выявляются недостатки в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты. | Аналитическая справка |
Тренировочные, диагностические мероприятия разрабатываются и проводятся учителями предметниками, заместителем директора. | По плану работы школы |
Всероссийские проверочные работы. | По графику ВПР |
Оценка качества деятельности педагогических кадров | Курсы повышения квалификации. | График курсовой подготовки |
Квалификационная категория. | Отчёт работы МС |
Педагогический стаж. | Таблица |
Применяемые технологии. | Отчёт работы МС |
Участие в инновационной или экспериментальной деятельности. | Отчёт работы МС |
Участие в профессиональных конкурсах, методических выставках. | результаты выполнения показателей эффективности деятельности муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений |
Обобщение передового педагогического опыта. | Отчёт работы МС |
Публикация статей, методических материалов педагогических кадров в научных сборниках, журналах, СМИ, интернет-ресурсах и т.д. | результаты выполнения показателей эффективности деятельности муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений |
Оценка качества инновационной деятельности | Публикация статей педагогических и руководящих кадров в научных сборниках, журналах, СМИ. | Подшивка публикаций |
Участие в научных конференциях на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. | Сводная информационная таблица |
Подготовка отчета по результатам инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. | Аналитическая справка на конец года |
Комплектность оснащения учебного процесса. | 1 раз в год сводная таблица (в рамках предмета) |
Оценка качества учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения образователь ного процесса | Учебники или учебники с электронными приложениями по всем предметам и учебно-методической литературы к ним; печатные и электронные образовательные ресурсы. | УМК по предметам, по классам |
Библиотека (читальный зал, медиатека, работающие средства для сканирования и распознавания, распечатки и копирования бумажных материалов). | Аналитическая справка |
Фонд дополнительной литературы (детской, художественной, научно-методической, справочно-библиографической и периодической). | Аналитическая справка |
Материально-техническое обеспечение кабинетов в соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений. | Паспорт кабинета |
Оценка качества здоровье сберегающей деятельности | Динамика показателей психологического климата в ОО. | Информационная справка по результатам анкетирования |