СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Природа и художественное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для дополнительного образования учащихся с 7 до 11 лет

Просмотр содержимого документа
«Программа "Природа и художественное творчество"»

Пояснительная записка


Цель программы:

- формирование у детей художественной культуры как части духовной, приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и на основе художественного опыта прошлого.

На занятиях по программе «Природа и художественное творчество» мир природы выступает как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как о живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранение в человеке человечности, это основная смысловая установка программы «Природа и художественное творчество». Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое виденье происходящих в ней явлений. Основной методический принцип программы – одухотворение природных явлений.

Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему «очеловечивать все сущее». Педагог создает на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрывается творческий потенциал ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Только внимательное, заботливое и неравнодушное отношение к судьбе зависимой от людей окружающей среды обеспечивает между «соседями» взаимопонимание и гармоничное сосуществование.

Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное условие занятий по изобразительному искусству.

Задачи :

Образовательная:

1. Сообщение знаний с учетом возрастных особенностей детей в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

-  быть оригинальным в выборе сюжета;

-  использовать адекватные средства художественного выражения для осуществления своего замысла;

-  давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;

-  проявлять инициативу: самостоятельно, в кружке, студии или дома выполнять задания на пройденные или предстоящие темы, рисовать на свободные темы;

-  развивать творческую индивидуальность, свое творческое «Я».

2.Учить изображать природу, животных, птиц разными художественными средствами и материалами.

Развивающая:

  1. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства»:

- формирование системы умений и навыков, необходимой для детей для осуществления творческого процесса в различных  видах деятельности:

-  изобразительной

-  конструктивной

-  декоративной.

Воспитательная :

  1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности:

-  умение одухотворять (очеловечивать «живую» и «неживую» природу;

-  способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения (встать на место другого, быть в чье-то роли);

-  готовность почувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек-таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т. д.), сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам растений и животных, занесенных в Красную книгу;

-  стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;

-  умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;

-  способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, лето, зима и т. д.);

-  готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.

Эти задачи находят свое разрешение в программе «Природа и художественное творчество» через систему художественно - творческих заданий: в процессе общения, восприятия и художественной деятельности.

Природа богата своим многообразием, ей подвластны любые стихии, она способна целесообразно изменять окружающую нас действительность, устанавливать порядок и гармонию. Взрослый художник является учеником природы и, наблюдая за ее проявлениями, учиться творчеству. Наблюдение за природой может многому научить и юного художника, делающего первые шаги в мире изобразительного искусства. Организационное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества поможет ощутить себя творцом, способным чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.

Данная образовательная программа ориентирована на детей 7 – 11 лет. Срок реализации образовательной программы - 1год. Программа объединения рассчитана на 72 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий – 2 часа.

Формы подведения итогов:

Выбор зачетной творческой работы:

1.  изображение одного или группы природных объектов с использованием изученных техник и приемов (живопись, аппликация, оригами, изделия из кожи и природного материала и т. д.), оригинальное название работы;

2.  небольшой рассказ о природном объекте и иллюстрация;

3.  авторский плакат экологического содержания.

Прогнозируемый результат:

Выпускник объединения « Природа и художественное творчество» должен знать:

- основы изобразительного искусства;

- технику работы акварелью;

- основные экологические понятия.

Уметь:

- видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя изобразительные средства и материалы;

- выполнять на бумаге эскизный рисунок для составления композиции основного рисунка в цвете;

- доводить начатое до конца;

- применять на практике трудовые умения и навыки.

Сформировать в себе следующие качества :

- любознательность,

- целеустремленность,

- коммуникабельность,

- эстетический вкус,

- любовь к родной природе.

Оборудование.

Для успешной работы объединения « Природа и художественное творчество» требуется просторное, светлое помещение, а также оборудование и материалы, примерный перечень которых приводится ниже.

Оборудование. Столы рабочие, стулья ( по числу рабочих мест), шкафы для хранения материалов, стенды, стеллажи с работами – образцами, показывающие последовательность выполнения отдельных операций по тематическому плану, демонстрационная доска, диски художественной и экологической направленности.

Инструменты.

Акварельные краски, гуашь, кисти круглые беличьи и щетинные, карандаши, фломастеры, ластики, бумага для акварели.













Примерный тематический план



№ п-п Содержание обучения

Всего часов

Теор

прак

экск











1.

Тема «Мир природы»

18

9

9


2.

Тема «Мир животных»

18

9

9


3.

Тема: «Мир человека»

18

9

9


4.

Тема: «Мир искусства»

18

9

9



Итого:

72

36

36




























Содержание программа

Программа по изобразительному искусству «Природа и художественное творчество» рассчитана на 1 год обучения.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание занятий основывается на 4 тематических блоках:

1.  мир природы

2.  мир животных

3.  мир человека

4.  мир искусства

Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог может сам определить порядок их прохождения.

1.  Мир природы (природа в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей и т. д.

2.  Мир животных (животные в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами «одухотворенных образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т. д.

3.  Мир человека (образ человека и мир его предметного окружения природы в жизни, искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами «одухотворенных образов» людей (членов семьи, разных возрастов), мир фантазий и увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры и т. д.

4.  Мир искусства (образы литературы, музыки, кино и театра в искусстве и детском творчестве). Изображение различными художественными материалами сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений.

Система творческих заданий рассчитана на 2 занятия в неделю, расширение программного материала осуществляется за счет выполнения задания по предложенной теме разнообразными художественными материалами (живописными, графическими, скульптурными и т. д.). Таким образом, каждая программная тема может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариативному  подходу к осмыслению той или иной развивающей ( учебно –воспитательной) задачи.


4 Методическое обеспечение

Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусств, результатов детского творчества поможет ребенку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней. Таким образом, созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразия форм художественного воплощения различных культур (пейзажей, портретов, архитектурных ансамблей и т. п.) – составляющее каждого занятия.

Педагог активизирует процесс восприятия – созерцания, основываясь на сопоставление и сравнение образов, запечатленных художниками в произведениях искусств, с реальными природными картинками. Зрительный ряд (репродукции, слайды, фотографии и т. д.) должен пробуждать детские воспоминания о том, что они когда-то видели, слышали или делали.

Удивление возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия. Педагог, используя метод сравнения и сопоставления реального объекта с нереальным (сказочным) или необычным (созданным другой культурой), определяет значимость вещи, ее эстетическую ценность, будь то цветок, стол, ваза, стул (обычный стул и трон Снежной королевы или кресло фараона); костюм (повседневное платье и одежда волшебницы или костюм средневековой дамы) и т. п. Так, постепенно в сознании ребенка формируются представления о многообразии форм и способов выражения, которые использует художник в процессе реализации своего замысла.

С детьми разного возраста можно провести занятия в живом уголке, осуществить экскурсию в ботанический сад, посетить музей.

Намного интереснее проходит занятие, для которого педагог самостоятельно изготовит комплекты наглядных пособий, слайд – фильмы, собственные рисунки .

Организованное художественное восприятие произведений искусства исключает пассивное, незаинтересованное созерцание. Усилению состояния переживания образной формы произведений будет способствовать показ контрастных по настроению и манере исполнения работ одного или разных художников.

К каждому занятию педагог готовит соответствующий целям сценарий, продумывает ход занятия, подбирает такой зрительный ряд и оборудование, которое бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему миру. Но всегда тема занятия, организация процесса восприятия предполагают активное общение педагога с детьми, учитывают личное мнение ребенка, его готовность включится в художественно – творческую деятельность.

















































Учебно – тематическое планирование по программе « Природа и художественное творчество».


Содержание обучения

Всего часов

Теор

прак

экск








Тема «Мир природы»

18

9

9


1

1.











2.

Вводное занятие.

Организация, содержание, режим работы объединения. Техника безопасности на занятиях. Беседа об антивандализме. Традиционные мероприятия СЮН. План работы объединения на год. Тематика экскурсий, выставок. Критерии успешного обучения.

Экскурсия в парк «Юбилейный».

4

2

2


2

1.









2.

Образы природы.

Рисунок на свободную тему (диагностика творческого развития детей), состояние природы в разное время года. Выполнение рисунка в карандаше.



Завершение работы в цвете (акварель).




4

2

2


3

1.



2.

Образы неба.

Состояние неба в разное время суток, погоду. Работы художников.

Акварельные подмалевки в технике «по - сырому» (акварель и цветная бумага)

4

2

2


4

1.





2.

Образы земли.

Осенний пейзаж, восприятие и передача основных цветовых отношений (акварель).

Завершение работы в цвете (акварель, гуашь).

4

2

2


5

1.






Образы деревьев.

Цвет, освещение и колористическое единство объектов пейзажа (акварель). Значение деревьев в жизнедеятельности человека. Ознакомление с произведениями искусства (Шишкин, Поленов, Грабарь).

2

1

1



Тема «Мир животных»

18

9

9

1



1.



2.






Образы птиц (живопись).

Беседа на тему: « Птицы нашего края». (воробей, синица, голубь, дятел).

Берегите птиц!»

4

2

2


1.





2.

Насекомые (пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы), их значение в природе.

Образы насекомых (цв. бумага).


4

2

2


1.



2.

Беседа на тему: « Рыбы ( сом, щука, ерш, акула, камбала). Места их обитания».

Образы подводного мира (живопись\декор).

4

2

2


1.



2.

Беседа на тему: «Дикие животные» (медведь, лось, заяц, белка).

Образы диких животных (живопись)




4

2

2


1.


Домашние животные. (лошадь, корова, коза и др.)

2

1

1



Тема: «Мир человека»

18

9

9


1.

2.

Автопортрет. Набросок .

Ознакомление с произведениями искусства: О.Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», К. Брюллов «Портрет И.Крылова» и др.

4

2

2


1.

2.

Возраст человека.

Портрет (живопись). Выполнение портрета своей мамы по памяти (акварель, гуашь).

4

2

2


1.





2.

Человек в движении. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства : Веласкес « Мекины»; Питер де Хох «Хозяйка и служанка». Наброски с натуры человека в движении (карандаш).

Тематическая композиция: » Мое увлечение».

4

2

2


1.





2.

«Красота русского национального костюма» – выполнение эскиза по мотивам народного праздничного костюма (акварель, гуашь).

Украшения человека (декор) - беседа.

4

2

2


1.


Украшения человека (декор).

Рисование с натуры живого орнамента – трилистника.

2

1

1



Тема: «Мир искусства»

18

9

9


1.



2.

Любимые сказочные персонажи (живопись). Беседа.

Мы рисуем отгадки к русским народным загадкам об овощах и фруктах (карандаш, акварель, гуашь).

Иллюстрирование сказки «Чиполлино».

4

2

2


1.



2.

Любимые сказочные персонажи (декор).

Иллюстрирование русской народной сказки «Царевна – лягушка» (акварель, гуашь).

4

2

2


1.



2.

Любимые сказочные персонажи (декор)

Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек – горбунок» (акварель, гуашь).

4

2

2


1.



2.

Экскурсия во Дворец Молодежи на театральное представление.

Мир театра (живопись). Выполнение эскиза театральной маски.(гуашь)

4

2

2


1.

2.

Художник – декоратор – беседа.

Выполнение эскиза декорации к русской народной сказке «Репка» (акварель, гуашь).

2

1

1



Итого:

72

36

36