Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
Алтайского края
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Топчихинский Детско - юношеский центр"
Принята на заседании педагогического совета от «31» августа 2021г. Протокол № 1 | | Утверждаю: Директор МКУ ДО «Топчихинский Детско-юношеский центр» _________Е.В.Башлыкова «31» августа 2021г. |
| | |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа художественной направленности
«Природа родного края в художественном творчестве»
Возраст учащихся: 7 - 11 лет.
Срок реализации: 2 года.
Автор-составитель:
Скоробогатова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты 5
1.3. Содержание программы 6
2. Комплекс организационно - педагогических условий 30
2.1. Календарный учебный график 30
2.2. Условия реализации программы 31
2.3. Формы аттестации 31
2.4. Оценочные материалы 31
2.5. Методические материалы 32
2.6. Список литературы 34
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа ««Природа родного края в художественном творчестве» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
Актуальность:
Актуальность данной образовательной программы заключается в совершенствовании художественного образования и воспитания подрастающего поколения с помощью изобразительной деятельности, которая способствует соединению теоретических знаний и технологических приемов с художественной фантазией, присущей детскому восприятию. Формирование личности, основанное на потребности создавать, творить, образует новый опыт ребенка. Программа предполагает творческое и эмоциональное общение детей друг с другом, с педагогом и с миром природы родного края, благодаря чему складывается коллектив, связанный узами творчества и бережным отношением к своей родине, планете.
Новизна и отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована непосредственное общение с природой, на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Педагогическая целесообразность программы: целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для формирования высокого интеллекта духовности через мастерство . Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Обучение включает в себя следующие основные предметы:
Адресат ДООП:
Программа рассчитана на учащихся 7 - 11 лет. В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Педагог является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности. У младших школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое, поэтому при обучении младших школьников должны учитываться эти психические особенности. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия. Педагог должен знать особенности памяти и творческого мышления младших школьников, чтобы лучше строить занятия.
Срок и объем освоения ДООП:
2 год, 432 педагогических часа, из них:
«Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;
«Базовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов.
Форма обучения:
Очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Разновозрастная группа.
Режим занятий:
Таблица 1.1.1
Режим занятий
Предмет | Стартовый уровень | Базовый уровень |
Изобразительное искусство | 6 часов в неделю; 216 часов в год. | 6 часов в неделю; 216 часов в год. |
1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель:
создание условий для самореализации и самоопределения личности ребенка, освоение окружающего мира путем творческого познания его, осознание своего места в этом мире.
Задачи: Личностные:
формировать у детей чувства восхищения родной природой во всех ее проявлениях, потребности общения с природой и навыков поведения в ней, желания передать свои мысли и чувства через живописные произведения.
Метапредметные:
содействовать развитию мотивации к художественному творчеству, краеведению, потребности в наблюдении за объектами живой и неживой природы родного края, ответственности за свои поступки.
Образовательные (предметные):
способствовать развитию познавательного интерес к изобразительному искусству и краеведению, поддерживать у детей устойчивый интерес к получению знаний об искусстве живописи, графики, народном творчестве родного края, освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Ожидаемые результаты:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата. Обучающийся должен усвоить основы трех видов художественной деятельности, приобрести первичные навыки художественной работы в различных видах и жанрах, развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека, овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
1.3. Содержание программы
«Изобразительное искусство»
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.1
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Мой край родной. | 45 | 15 | 30 | |
1.1 | Ведение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях. | 3 | 1 | 2 | |
1.2 | «Мой край родной» в произведениях поэтического и изобразительного искусства. Акварель. Плэнер. | 6 | 2 | 4 | |
1.3 | Экскурсия «Разговор с природой». Акция «Природа – мой дом».Плэнер. | 6 | 2 | 4 | |
1.4 | «Солнечный осенний день». Восковые мелки. Акварель. Плэнер. | 6 | 2 | 4 | |
1.5 | «Небо хмурится». Техника «влажным по влажному». Холодная цветовая гамма. | 6 | 2 | 4 | |
1.6 | «В моем краю осень». Мятая бумага, фольга, гуашь. Тёплая цветовая гамма. | 6 | 2 | 4 | |
1.7 | «По дороге с облаками». Акварель. Плэнер. Творчество И.Шишкина. | 6 | 2 | 4 | |
1.8 | Акция «Я за чистое село». Рисуем экологические плакаты. Выставка работ. | 6 | 2 | 4 | |
2 | Раздел 2. Образ дерева в художественном творчестве. | 87 | 29 | 58 | |
2.10 | Образ дерева глазами художников и поэтов. Рисуем деревья. Познавательно-психологическая игра «Какое я дерево?». | 6 | 2 | 4 | |
2.11 | Экскурсия в парк. Составление осеннего букета из листьев. Натюрморт «Осенний букет». Пастель. | 6 | 2 | 4 | |
2.12 | «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо. | 6 | 2 | 4 | |
2.13 | «Золотая осень». Творчество И.Левитана. Рисуем родные пейзажи. | 6 | 2 | 4 | |
2.14 | «Листопад». Восковые мелки, метод «тычка». Техника «дуатипия». | 6 | 2 | 4 | |
2.15 | «Настроение осени». Пластилиновая живопись. | 3 | 1 | 2 | |
2.16 | «Яблоки». Рисуем с натуры натюрморт. | 6 | 2 | 4 | |
2.17 | «Дуб – богатырь». Экспресс-скетчинг (рисуем маркерами) | 3 | 1 | 2 | |
2.18 | «Рябиновые бусы». Техника «пальчиковой живописи». | 6 | 2 | 4 | |
2.19 | «Кленовый багрянец». Техника использования кленовых листьев в качестве матриц. Гуашь. | 6 | 2 | 4 | |
2.20 | «Ивушка плакучая». Сельский пейзаж. Техника «размытый рисунок». | 6 | 2 | 4 | |
2.21 | «Музыка ветра». Техника «кляксографии». Разноцветная тушь. | 3 | 1 | 2 | |
2.22 | «Зимние узоры на стекле». Витраж. | 6 | 2 | 4 | |
2.23 | «Сказка зимнего леса». Воск, тушь, заострённые палочки. Беседа «Как помочь зимой жителям леса». | 6 | 2 | 4 | |
2.24 | Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление простых кормушек. | 3 | 1 | 2 | |
2.25 | «Новогодняя ёлка». Смешанная техника. | 6 | 2 | 4 | |
2.26 | Выставка творческих работ «Образ дерева в художественном творчестве». | 3 | 1 | 2 | |
3 | Раздел 3. В мире животных. | 36 | 12 | 24 | |
3.28 | Экологический калейдоскоп «Путешествие в мир животных». Беседы, игры, этюды | 3 | 1 | 2 | |
3.29 | «Животные родного края». Анималистический жанр. Техника тампонирования. Гуашь, поролон.. | 6 | 2 | 4 | |
3.30 | «Зимующие птицы». Восковые мелки, акварель. | 6 | 2 | 4 | |
3.31 | «Мех и перья». Скетчинг (маркеры). | 3 | 1 | 2 | |
3.32 | «Животные – герои сказок». Иллюстрация. Акварель, графика. Целищев Геннадий Дмитриевич - художник-анималист Алтайского края, иллюстратор книг для детей | 6 | 2 | 4 | |
3.33 | Акция «Помогаем животным в лесу». Рисуем экологические плакаты. | 6 | 2 | 4 | |
3.34 | «Волшебная птица весны». Гуашь. Техника «тампонирования». Тёплая цветовая гамма. | 3 | 1 | 2 | |
3.35 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ «В мире животных». | 3 | 1 | 2 | |
4 | Раздел 4. Весна пришла в мой край родной. | 48 | 16 | 32 | |
4.37 | «Первоцветы». Акварель, пастель. Беседа «Берегите первоцветы» | 3 | 1 | 2 | |
4.38 | «Цветочный хоровод». Пластилиновая живопись. | 3 | 1 | 2 | |
4.39 | «Краснокнижные цветы Алтайского края». Ботаническая иллюстрация. | 6 | 2 | 4 | |
4.40 | «Ландыши». Натюрморт. Гуашь, акварель. | 6 | 2 | 4 | |
4.41 | «Закат солнца». Пастель. | 6 | 2 | 4 | |
4.42 | «Весенний пейзаж с радугой». Художники-пейзажисты Алтайского края. | 6 | 2 | 4 | |
4.43 | «Весна в краю родном» в произведениях поэтического и изобразительного искусства. Акварель. Плэнер. | 6 | 2 | 4 | |
4.44 | Экскурсия «Разговор с природой». Акция «Чистое село». Этюды. | 6 | 2 | 4 | |
4.45 | Рисуем экологические плакаты « Берегите Землю!» | 3 | 1 | 2 | |
4.46 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ «Весна пришла в мой край родной» и экологических плакатов «Берегите Землю!» | 3 | 1 | 2 | |
| Итого: | 216 | 72 | 144 | |
Содержание учебного плана
1. Раздел 1. Мой край родной. 1.1. Ведение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях.
Теория:
Беседа о технике безопасности на занятиях.
Практика:
Знакомство с программой и материалом для творческих работ.
1.2. «Мой край родной» в произведениях поэтического и изобразительного искусства. Акварель. Плэнер.
Теория:
Беседа о красоте природы в произведениях поэтического и изобразительного искусства.
Практика:
Рисование с натуры на пленере зарисовки.
1.3. Экскурсия «Разговор с природой». Акция «Природа – мой дом». Плэнер.
Теория:
Правила поведения в природе.
Практика:
Экскурсия в природу, наблюдение за окружающим миром. Акция бережного отношения к природе. Выполнение зарисовок на тему «Природа - наш дом».
1.4. «Солнечный осенний день». Восковые мелки. Акварель. Плэнер.
Теория:
Понятие "этюд".
Практика:
Работа в технике рисование восковыми мелками. Этюды акварелью.
1.5. «Небо хмурится». Техника «влажным по влажному». Холодная цветовая гамма.
Теория:
Холодные и теплые тона.
Практика:
Работа в технике «влажным по влажному». Творческая работа в холодной цветовой гамме.
1.6. «В моем краю осень». Мятая бумага, фольга, гуашь. Тёплая цветовая гамма.
Теория:
Холодные и теплые тона.
Практика:
Развитие понятия «теплая цветовая гамма». Творческая работа в жанре пейзаж.
1.7. «По дороге с облаками». Акварель. Плэнер. Творчество И.Шишкина.
Теория:
Беседа о творчестве И.Шишкина, презентация репродукций с картин художника.
Практика:
Творческая работа на свежем воздухе.
1.8. Акция «Я за чистое село». Рисуем экологические плакаты. Выставка работ.
Теория:
Беседа о проблеме мусора.
Практика:
Создание экологических плакатов и выставка работ.
2. Раздел 2. Образ дерева в художественном творчестве. 2.1. Образ дерева глазами художников и поэтов. Рисуем деревья. Познавательно-психологическая игра «Какое я дерево?».
Теория:
Беседа о художественных и поэтических произведениях с главным образом дерева.
Практика:
Игра «Какое я дерево? Рисуем дерево.
2.2. Экскурсия в парк. Составление осеннего букета из листьев. Натюрморт «Осенний букет». Пастель.
Теория:
Развитие понятия «композиция», «натюрморт», «пастель».
Практика:
Творческая работа на свежем воздухе.
2.3. «Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо.
Теория:
Правила рисования тушью, пером.
Практика:
Рисование с натуры натюрморта из осенних веточек рябины
2.4. «Золотая осень». Творчество И.Левитана. Рисуем родные пейзажи.
Теория:
Беседа о творчестве И.Левитана. Творческая работа в жанре пейзажа
Практика:
Творческая работа в жанре пейзажа
2.5. «Листопад». Восковые мелки, метод «тычка». Техника «дуатипия».
Теория:
Знакомство с техникой «дуатипия».
Практика:
Творческая работа методом «тычка», особенности восковых мелков
2.6. «Настроение осени». Пластилиновая живопись.
Теория:
Жанры живописи.
Практика:
Творческая работа в разных жанрах в стиле пластилиновой живописи.
2.7. «Яблоки». Рисуем с натуры натюрморт.
Теория:
Натюрморт как жанр живописи.
Практика:
Творческая работа с натуры с использованием материала на выбор
( акварель, гуашь, цветные карандаши, пастель).
2.8. «Дуб – богатырь». Экспресс-скетчинг (рисуем маркерами)
Теория:
Знакомство с понятием «экспресс-скетчинг».
Практика:
Рисунок маркерами.
2.9. «Рябиновые бусы». Техника «пальчиковой живописи».
Теория:
Особенности техники "пальчиковая живопись"
Практика:
Творческая работа в жанре натюрморта с использованием техники «пальчиковая живопись»
2.10. «Кленовый багрянец». Техника использования кленовых листьев в качестве матриц. Гуашь.
Теория:
Развитие понятия «трафарет», «отпечаток».
Практика:
Творческая работа гуашью.
2.11. «Ивушка плакучая». Сельский пейзаж. Техника «размытый рисунок».
Теория:
Особенности техники «размытый рисунок»
Практика:
Творческая работа в стиле сельского пейзажа.
2.12. «Музыка ветра». Техника «кляксографии». Разноцветная тушь.
Теория:
Развитие понятия «кляксографии».
Практика:
Работа цветной тушью
2.13. «Зимние узоры на стекле». Витраж.
Теория:
Что такое "витраж".
Практика:
Выполнение витражной работы.
2.14. «Сказка зимнего леса». Воск, тушь, заострённые палочки. Беседа «Как помочь зимой жителям леса».
Теория:
Беседа о способах помощи животным и птицам в зимнее время.
Практика:
Выполнение творческой работы в стиле граттаж.
2.15. Акция «Покормите птиц зимой». Изготовление простых кормушек.
Теория:
Беседа "Почему птицы так нуждаются в помощи зимой".
Практика:
Изготовление простых кормушек, вывешивание на территории ДЮЦ.
2.16. «Новогодняя ёлка». Смешанная техника.
Теория:
Что такое "смешанная техника"?
Практика:
Выполнение новогодней творческой работы с использованием смешанной техники.
2.17. Выставка творческих работ «Образ дерева в художественном творчестве».
Теория:
Образ дерева в творчестве русских художников.
Практика:
Подготовка творческих работ к выставке.
3. Раздел 3. В мире животных. 3.1. Экологический калейдоскоп «Путешествие в мир животных». Беседы, игры, этюды
Теория:
Беседа о видах животных.
Практика:
Игра «Лесные жители». Экскурсия. Игра на развитие наблюдательности на свежем воздухе. Создание этюдов.
3.2. «Животные родного края». Анималистический жанр. Техника тампонирования. Гуашь, поролон..
Теория:
Беседа о животных родного края. Развитие понятия «анималистический жанр».
Практика:
Творческая работа гуашью и поролоном.
3.3. «Зимующие птицы». Восковые мелки, акварель.
Практика:
Тематическое рисование, сравнение работ, выполненных разными материалами.
3.4. «Мех и перья». Скетчинг (маркеры).
Теория:
Развитие понятия «скетчинг».
Практика:
Творческая работа в жанре «анимализм».
3.5. «Животные – герои сказок». Иллюстрация. Акварель, графика. Целищев Геннадий Дмитриевич - художник-анималист Алтайского края, иллюстратор книг для детей
Теория:
Презентация творчества художник-анималист Алтайского края Целищева Геннадия Дмитриевича.
Практика:
Создание иллюстрации.
3.6. Акция «Помогаем животным в лесу». Рисуем экологические плакаты.
Теория:
Беседа «Как мы можем помочь животным в лесу». Виды и особенности плакатов.
Практика:
Создание экологического плаката, выставка работ.
3.7. «Волшебная птица весны». Гуашь. Техника «тампонирования». Тёплая цветовая гамма.
Теория:
Теплые цвета.
Практика:
Творческая работа в технике «тампонирования».
3.8. Итоговое занятие. Выставка творческих работ «В мире животных».
Практика:
Подготовка работ к выставке, выставка.
4. Раздел 4. Весна пришла в мой край родной. 4.1. «Первоцветы». Акварель, пастель. Беседа «Берегите первоцветы»
Теория:
Экологическая беседа о первоцветах.
Практика:
Творческая работа на экологическую тему.
4.2. «Цветочный хоровод». Пластилиновая живопись.
Теория:
Особенности пластилиновой живописи.
Практика:
Создание тематической творческой работы.
4.3. «Краснокнижные цветы Алтайского края». Ботаническая иллюстрация.
Теория:
Знакомство с краснокнижными цветами алтайского края. Беседа о необходимости природоохранной деятельности человека.
Практика:
Создание ботанической иллюстрации.
4.4. «Ландыши». Натюрморт. Гуашь, акварель.
Теория:
Развитие понятия «натюрморт». Важность белой гуаши в создании творческой работы.
Практика:
Творческая работа в жанре натюрморта.
4.5. «Закат солнца». Пастель.
Теория:
Игра света и тени в творчестве художника.
Практика:
Тематическое рисование.
4.6. «Весенний пейзаж с радугой». Художники-пейзажисты Алтайского края.
Теория:
Презентация творчества художников-пейзажистов Алтайского края.
Практика:
Творческая работа в стиле пейзажа.
4.7. «Весна в краю родном» в произведениях поэтического и изобразительного искусства. Акварель. Плэнер.
Теория:
Образ природы в поэзии и изобразительном искусстве.
Практика:
Творческая работа на свежем воздухе.
4.8. Экскурсия «Разговор с природой». Акция «Чистое село». Этюды.
Теория:
Что такое этюд.
Практика:
Экскурсия в природу. Проведение акции, создание экологических этюдов.
4.9. Рисуем экологические плакаты « Берегите Землю!»
Теория:
Беседа об экологических проблемах родного края,
Практика:
Работа над плакатом.
4.10. Итоговое занятие. Выставка творческих работ «Весна пришла в мой край родной» и экологических плакатов «Берегите Землю!»
Практика:
Подготовка работ к выставке. Организация выставки.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.3.2
| Стартовый уровень |
Знать | основные понятия художественной терминологии, понятия техники ИЗО, виды художественных материалов. |
Уметь | наблюдать за миром природы, ориентироваться в пространстве, соотносить предметные формы; пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой; подбирать краски в соответствии с настроением рисунка; моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм. |
Владеть | владеть основными навыками работы с предметами изо, навыками простых зарисовки. |
Базовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
Таблица 1.3.3
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Природа и творчество. | 114 | 38 | 76 | |
1.1 | Ведение в образовательную программу. Техника безопасности. | 3 | 1 | 2 | |
1.2 | Пейзаж. Виды и элементы пейзажа. Пейзаж в произведениях изобразительного и литературного искусства. Творчество И.Левитана. Зарисовки. | 6 | 2 | 4 | |
1.3 | Экскурсия в парк. Знакомство с идеальным пейзажем. Плэнер. Акция «Мы за чистоту родной земли» | 6 | 2 | 4 | |
1.4 | «Краски осени». Творческая работа на основе личного опыта. Тёплая цветовая гамма. Восковые мелки, акварель. | 9 | 3 | 6 | |
1.5 | «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок. | 6 | 2 | 4 | |
1.6 | «Отражение в воде». Монотипия. Интерпретация явлений природы. Акварель, чёрная тушь, заострённые палочки. | 6 | 2 | 4 | |
1.7 | «Дары осени». Натюрморт. Группировка элементов, составление композиции, сочетание различных техник. | 9 | 3 | 6 | |
1.8 | «Осенний дождь». Сельский и городской пейзаж. Использование цвета для передачи эмоционального состояния. Холодная цветовая гамма. Техника «акварель влажным по влажному». | 6 | 2 | 4 | |
1.9 | «Осеннее очарование». Натюрморт из цветов и фруктов. Акварель, гуашь. | 6 | 2 | 4 | |
1.10 | «Рисуем ветер». Аппликация из ткани. Бурный пейзаж. | 6 | 2 | 4 | |
1.11 | «Туманный день». Техника «влажным по влажному». Акварель. | 6 | 2 | 4 | |
1.12 | «Грустный дождик». Городской пейзаж. Акварель. | 6 | 2 | 4 | |
1.13 | «Первый снег». Техника «пальчиковой живописи», «набрызг». | 6 | 2 | 4 | |
1.14 | «Зима в деревне». Техника работы масляными красками. | 6 | 2 | 4 | |
1.15 | «Зимний лес». Творчество И.Шишкина. Ограниченная палитра. Гуашь. Беседа «Бережное отношение к растительному и животному миру» | 6 | 2 | 4 | |
1.16 | «Мороз рисует на окне». Работа в технике граттаж.. | 6 | 2 | 4 | |
1.17 | «В гостях у матушки Зимы». Пастель, мел. Акция «Как помочь птицам зимой». | 6 | 2 | 4 | |
1.18 | «Новогодняя сказка». Творческая работа. Свободный выбор материалов и техник | 6 | 2 | 4 | |
1.19 | Выставка творческих работ «Природа и творчество». | 3 | 1 | 2 | |
2 | Раздел 2. Прекрасное рядом. | 102 | 34 | 68 | |
2.21 | Введение в тему «Прекрасное рядом». Беседа «Творческая жизнь родного края». | 3 | 1 | 2 | |
2.22 | Декоративно-прикладное искусство. Роспись предметов быта в стиле «гжель». | 6 | 2 | 4 | |
2.23 | «Золотая хохлома». Роспись предметов быта в стиле «хохлома». | 6 | 2 | 4 | |
2.24 | «Цветы родных лугов».Роспись предметов быта в стиле «жостово». | 6 | 2 | 4 | |
2.25 | «Лесные тайны». Виртуальная экскурсия в лес. Экологический плакат. | 6 | 2 | 4 | |
2.26 | «Белая берёза». Экспресс-скетчинг (маркеры). | 6 | 2 | 4 | |
2.27 | «Горы Алтая». Акварель, гуашь, масло. | 9 | 3 | 6 | |
2.28 | «Весенний натюрморт». Мозаичная техника. цветная бумага. | 6 | 2 | 4 | |
2.29 | «Игра солнечных лучей». Рисование краской-пудингом. Сочетание техник. | 6 | 2 | 4 | |
2.30 | «Веточка мимозы». Натюрморт. Акварель, гуашь. Техника «тычка». | 9 | 3 | 6 | |
2.31 | «Цветы и бабочки». Техника «дуатипия». Гуашь, акварель, цветная бумага. | 3 | 1 | 2 | |
2.32 | «Разноцветные жучки». Роспись камешков, гальки. Аппликация. | 6 | 2 | 4 | |
2.33 | Экологическая игра «Краснокнижные животные Алтайского края». | 6 | 2 | 4 | |
2.34 | «Лебединое озеро». Беседа о ООПТ Алтайского края. Творческая работа в технике «пуантилизм». | 6 | 2 | 4 | |
2.35 | «Летние деревенские пейзажи». Творчество В.М.Васнецова. Акварель, гуашь, масло. Плэнер. | 9 | 3 | 6 | |
2.36 | «На поляне». Знакомство с техникой выполнения рисунка-грифонажа. Акция «Чистые поляны нашего села». | 6 | 2 | 4 | |
2.37 | Подведение итогов. Выставка творческих работ «Прекрасное рядом». | 3 | 1 | 2 | |
| Итого: | 216 | 72 | 144 | |
Содержание учебного плана
1. Раздел 1. Природа и творчество. 1.1. Ведение в образовательную программу. Техника безопасности.
Теория:
Беседа о технике безопасности на занятиях. Знакомство с программой и материалом для творческих работ.
1.2. Пейзаж. Виды и элементы пейзажа. Пейзаж в произведениях изобразительного и литературного искусства. Творчество И.Левитана. Зарисовки.
Теория:
Развитие понятия пейзажа. Презентация творчества И.Левитана.
Практика:
Выполнение пейзажных зарисовок.
1.3. Экскурсия в парк. Знакомство с идеальным пейзажем. Плэнер. Акция «Мы за чистоту родной земли»
Теория:
Организация рабочего места,
Практика:
Акция по уборке мусора. Творческая работа на свежем воздухе.
1.4. «Краски осени». Творческая работа на основе личного опыта. Тёплая цветовая гамма. Восковые мелки, акварель.
Практика:
Тематическое рисование. Творческая работа восковыми мелками, акварелью на основе личного опыта.
1.5. «Осенние листья». Роспись по ткани. Использование в эскизе натуральных зарисовок.
Теория:
Знакомство со способами росписи по ткани.
Практика:
Работа над эскизом.
1.6. «Отражение в воде». Монотипия. Интерпретация явлений природы. Акварель, чёрная тушь, заострённые палочки.
Теория:
Развитие понятия «монотипия».
Практика:
Творческая тематическая работа.
1.7. «Дары осени». Натюрморт. Группировка элементов, составление композиции, сочетание различных техник.
Теория:
Развитие навыков составления композиции, сочетание различных техник.
Практика:
Рисование с натуры.
1.8. «Осенний дождь». Сельский и городской пейзаж. Использование цвета для передачи эмоционального состояния. Холодная цветовая гамма. Техника «акварель влажным по влажному».
Теория:
Развитие понятия «холодная цветовая гамма».
Практика:
Выполнение тематического пейзажа, с использованием техники «акварель влажным по влажному».
1.9. «Осеннее очарование». Натюрморт из цветов и фруктов. Акварель, гуашь.
Теория:
Развитие понятий «натюрморт», «композиция».
Практика:
Рисование с натуры.
1.10. «Рисуем ветер». Аппликация из ткани. Бурный пейзаж.
Теория:
Способы передачи движения предметов в художественном творчестве.
Практика:
Тематическое рисование.
1.11. «Туманный день». Техника «влажным по влажному». Акварель.
Теория:
Особенности техники « влажным по влажному».
Практика:
Творческая работа акварелью.
1.12. «Грустный дождик». Городской пейзаж. Акварель.
Теория:
В чем особенности городского пейзажа. Развитие понятия «архитектура».
Практика:
Рисование по представлению.
1.13. «Первый снег». Техника «пальчиковой живописи», «набрызг».
Теория:
Особенности техники «пальчиковая живопись» и «набрызг». Тематическое рисование
Практика:
Тематическое рисование
1.14. «Зима в деревне». Техника работы масляными красками.
Теория:
Особенности работы масляными красками.
Практика:
Тематическое рисование. Рисунок по представлению.
1.15. «Зимний лес». Творчество И.Шишкина. Ограниченная палитра. Гуашь. Беседа «Бережное отношение к растительному и животному миру»
Теория:
Беседа об охране растений и животных. Понятие «ограниченная палитра».
Практика:
Презентация творчества И.Шишкина.
1.16. «Мороз рисует на окне». Работа в технике граттаж..
Теория:
Знакомство с особенностями техник «граттаж».
Практика:
Создание творческой работы.
1.17. «В гостях у матушки Зимы». Пастель, мел. Акция «Как помочь птицам зимой».
Практика:
Проведение акции, создание небольших кормушек. Экскурсия в парк. Создание творческих работ пастелью, мелом.
1.18. «Новогодняя сказка». Творческая работа. Свободный выбор материалов и техник
Теория:
Беседа «Какие существуют техники и материалы для творческих работ».
Практика:
Тематическое рисование. Рисунок по представлению.
1.19. Выставка творческих работ «Природа и творчество».
Практика:
Подготовка работ к выставке. Организация выставки.
2. Раздел 2. Прекрасное рядом. 2.1. Введение в тему «Прекрасное рядом». Беседа «Творческая жизнь родного края».
Теория:
Беседа о художниках родного края.
Практика:
Экскурсия в библиотеку. Зарисовки.
2.2. Декоративно-прикладное искусство. Роспись предметов быта в стиле «гжель».
Практика:
Декоративное рисование. Рисунок по представлению или по памяти.
2.3. «Золотая хохлома». Роспись предметов быта в стиле «хохлома».
Практика:
Декоративное рисование. Рисунок по представлению или по памяти
2.4. «Цветы родных лугов».Роспись предметов быта в стиле «жостово».
Практика:
Декоративное рисование. Рисунок по представлению или по памяти
2.5. «Лесные тайны». Виртуальная экскурсия в лес. Экологический плакат.
Теория:
Беседа об охране леса.
Практика:
Тематическое рисование. Рисунок по представлению.
2.6. «Белая берёза». Экспресс-скетчинг (маркеры).
Теория:
Развитие понятия «экспресс-скетчинг».
Практика:
Творческая тематическая работа.
2.7. «Горы Алтая». Акварель, гуашь, масло.
Теория:
Особенности горного пейзажа. Особоохраняемые территории Алтая. Особенности работы маслом.
Практика:
Тематическое рисование по представлению.
2.8. «Весенний натюрморт». Мозаичная техника. цветная бумага.
Теория:
Развитие понятия мозаичной техники.
Практика:
Творческая работа в жанре натюрморт.
2.9. «Игра солнечных лучей». Рисование краской-пудингом. Сочетание техник.
Практика:
Тематическое рисование. Рисунок по представлению или по памяти.
2.10. «Веточка мимозы». Натюрморт. Акварель, гуашь. Техника «тычка».
Теория:
Развитие понятия «натюрморт».
Практика:
Творческая работа в технике «тычка».
2.11. «Цветы и бабочки». Техника «дуатипия». Гуашь, акварель, цветная бумага.
Теория:
Беседа «Цветы и бабочки Алтайского края, занесенные в красную книгу».
Практика:
Творческая работа в технике «дуатипия».
2.12. «Разноцветные жучки». Роспись камешков, гальки. Аппликация.
Теория:
Беседа «Насекомые Алтайского края, занесенные в красную книгу».
Практика:
Декоративная работа.
2.13. Экологическая игра «Краснокнижные животные Алтайского края».
Практика:
Игра с элементами творческих заданий на природе.
2.14. «Лебединое озеро». Беседа о ООПТ Алтайского края. Творческая работа в технике «пуантилизм».
Теория:
Беседа о ООПТ Алтайского края.
Практика:
Тематическое рисование в технике «пуантилизм».
2.15. «Летние деревенские пейзажи». Творчество В.М.Васнецова. Акварель, гуашь, масло. Плэнер.
Теория:
Беседа о творчестве В.М.Васнецова.
Практика:
Творческая работа на свежем воздухе.
2.16. «На поляне». Знакомство с техникой выполнения рисунка-грифонажа. Акция «Чистые поляны нашего села».
Практика:
Проведение акции, творческая работа на свежем воздухе, создание рисунков экологической тематики.
2.17. Подведение итогов. Выставка творческих работ «Прекрасное рядом».
Практика:
Подготовка работ к выставке. Организация выставки.
Ожидаемые результаты:
Таблица 1.3.4
| Базовый уровень |
Знать | разнообразие возможных выразительных средств изображения; значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы изобразительные основы декоративных элементов; что такое природные материалы; понимать значение терминов изобразительного искусства; особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой; основные виды пейзажей: унылый, бурный, идеальный, морской, горный, национальный, экзотический; принципы построения объёмных композиций; правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне. |
Уметь | работать в техниках: «пальчиковая живопись», «моно- и дуотипия», «восковые мелки и акварель», «кляксографии», «рисование краской-пудингом», «мозаика» «граттаж», «размытый рисунок», «волшебная ниточка», «мятая бумага», «тампонирование»; самостоятельно подбирать природный материал для поделки, исходя из его свойств; полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы; анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа; выполнять и оформлять творческие работы в разных техниках. |
Владеть | навыками анализа художественного произведения; элементарными понятиями в области культуры и искусства; навыками наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края, чтобы создавать художественные образы; процессом совершенствования художественных навыков, самостоятельно и под руководством педагога создавать живописные произведения. |
2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график
Таблица 2.1.1
Календарный учебный график
Позиции | Заполнить с учетом срока реализации ДООП |
Количество учебных недель | 35 |
Количество учебных дней | 175 |
Продолжительность каникул | - |
Даты начала и окончания учебного года | 15.09.2021 - 31.05.2022 |
Сроки промежуточной аттестации | декабрь |
Сроки итоговой аттестации (при наличии) | май |
2.2. Условия реализации программы
Таблица 2.2.1
Условия реализации программы
Аспекты | Характеристика (заполнить) |
Материально-техническое обеспечение | кабинет, столы, стулья, карандаши, ручки, пастель, гуашь, акварель, кисти разных размеров, бумага А3, альбомы, планшеты, учебные альбомы |
Информационное обеспечение | аудио материалы, фото, иллюстрации природы, животных, людей предметов быта, муляжи, интернет ресурсы |
Кадровое обеспечение | педагог дополнительного образования, первой категории |
2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Конкурс
Выставка
Фестиваль
2.4. Оценочные материалы
Таблица 2.4.1
Оценочные материалы
Показатели качества реализации ДООП | Методики |
Уровень развития творческого потенциала учащихся | |
Уровень развития социального опыта учащихся | |
Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся | «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких |
Уровень теоретической подготовки учащихся | |
Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами | |
Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации) | |
2.5. Методические материалы Методы обучения:
Формы организации образовательной деятельности:
Педагогические технологии:
Технология индивидуального обучения
Технология группового обучения
Технология коллективного взаимодействия
Технология дифференцированного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающая технология
Тип учебного занятия:
Комплексного применения знаний и способов деятельности.
Дидактические материалы:
Раздаточные материалы
образцы изделий
2.6. Список литературы
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа художественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2007 - 185 с.
Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980. – 272 с.
Люби и знай родной Алтай. Неделя краеведения. /Коздова Н.Б., Патрушева Л.И., Землянова О.В. – Барнаул: АКДЭЦ, 2006.
Петр Порте «Учимся рисовать человека», «Мир книги», 2005 г.
Петр Порте «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», «Мир книги»,2005 г.
Петр Порте «Учимся рисовать природу», «Мир книги», 2005 г.
Петр Порте «Учимся рисовать окружающий мир», «Мир книги», 2005 г.
Петр Порте «Учимся рисовать от А до Я», «Мир книги», 2005 г.
Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009
Сокольникова Н.И.. Изобразительное искусство. Часть 1. Основы рисунка, 1995.
Телегина Н. «Фантазии из природного материала». «Мир книги», 2008 г
15. Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru
http://www.zavuch.ru
http://pedsovet.su
с. Топчиха, 2021