Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Черняховска»
Рассмотрена на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МАОУ СОШ №3
от «__»_____2019г. ___________ Л.П.Яснопольская
Протокол №_____ Приказ № ___ от ______2019г_
Программа летней оздоровительной смены
пришкольного лагеря «ДРУЖБА»
с дневным пребыванием детей
для детей 7-14 лет
срок реализации 1 год
место проведения г. Черняховск МАОУ СОШ №3
количество детей 250 человек
количество отрядов 12
Автор-составитель:
Грачева Елена Романовна,
учитель начальных классов
г.Черняховск, 2019г.
Паспорт программы
1. | Основания для разработки программы (федеральные, региональные законодательные и нормативные акты) | - Конвенция ООН о правах ребенка; - Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ; - Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 года № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»; - Федеральный закон от 24.06.1999 года №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; -Федеральный закон от 24.07.1999 года №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 N 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»; - Региональный модельный центр Калининградская область. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен. |
2. | Заказчик программы | Администрация МАОУ СОШ №3 г.Черняховска |
3. | Организация-исполнитель программы | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Черняховска» |
4. | Авторы программы | Грачева Елена Романовна, учитель начальных классов |
5. | Срок реализации программы | С 3 по 27 июня 2019 г., 1 смена |
6. | Целевые группы | С целью организации летнего отдыха детей на базе МАОУ СОШ №3 организуется летний оздоровительный пришкольный лагерь «Дружба». Зачисление производится на основании заявления родителей (или лиц их заменяющих). Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни, воспитания любви к родному краю. - учащиеся МАОУ СОШ №3 г.Черняховска в возрасте от 7 до 14 лет; - дети с особыми образовательными потребностями; - дети из семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации; - дети из семей, находящихся в социально-опасном положении. |
7. | Количество детей | 250 учащихся с 7 до 14 лет |
8. | Система организации контроля за исполнение программы | Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и заместителем директора по учебно - воспитательной работе школы. - Информирование о ходе реализации программы на августовских совещаниях коллектива школы. - Системное обсуждение реализации этапов программы на заседаниях школьного коллектива, школьных родительских собраний (проблемы питания, содержание деятельности, благоустройство, улучшение материально-технической базы лагеря). - Анализ мониторинга работы лагеря и публикация материалов по реализации программы на сайте школы. |
Пояснительная записка
Актуальность программы
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Ежегодно для обучающихся лагеря дневного пребывания на базе МАОУ СОШ №3 г. Черняховска. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, детей с особыми образовательными потребностями, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Направления программы основываются на формировании мотивации к здоровому образу жизни, продолжении знакомства с окружающим миром и, конечно же, оздоровлении и закаливании детей.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы
Нормативно-правовое основание организации летнего отдыха детей
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ;
- Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 года № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;
- Федеральный закон от 24.06.1999 года №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Федеральный закон от 24.07.1999 года №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 N 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»;
Региональный модельный центр Калининградская область. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен.
- Устав МАОУ СОШ №3 г. Черняховска
Критерии, которым соответствует программа деятельности летнего лагеря:
Актуальность – программа нацелена, ориентирована на решение наиболее важных проблем в сложившихся для оздоровительного лагеря условиях (учёт требований времени, региона, родителей, детей и. т.д.)
Реалистичность – программа выполнима, оптимальна для потенциала (творческого, материального и т. п.) детского оздоровительного лагеря.
Оригинальность – отражает специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Контролируемость – определяет ожидаемые результаты и способы проверки конечных и промежуточных результатов.
Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в оздоровительно-образовательном учреждении велико по следующим причинам:
деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, фантазию, воображение;
жизнедеятельность детей в лагере - это добровольная практическая деятельность с целью самовыражения, самоутверждения и удовлетворения их интересов;
деятельность выполняет роль регулятора интересов и способностей личности, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности;
поиск своего "Я" происходит за счет возможности выбора видов деятельности и быстрой их смены.
В лагере создана 1 смена, 12 отрядов по 20-24 человека. Есть дети из семей, нуждающихся в особой защите государства: многодетных, неполных, одиноких матерей. Возраст детей от 7 до 14 лет.
Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: спортивный зал, стадион, библиотека, актовый зал.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа ориентирована на младший, средний школьный возраст.
Принципы работы
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Реализуя эти принципы, вожатые и воспитатели, работающие в лагере ориентируются и на принципы характерные непосредственно для детского лагеря. К таким принципам можно отнести:
безопасность, обеспечение сохранности жизни и здоровья детей, защита прав и личного достоинства детей;
учет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил детского лагеря;
гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;
единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;
добровольное включение детей в деятельность;
многопрофильность деятельности, обеспечивающая возможности выбора;
свобода общения;
творческий характер деятельности;
сотрудничество детей и взрослых
Направления программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений:
Физкультурно-спортивное (профиль спортивный);
Общекультурное (профиль художественно – эстетический, литературный);
Духовно-нравственное (профиль исторический, патриотический);
4. Общеинтеллектуальное (профиль - технологическое, информационно-математическое, лингвистическое, географический, туристско-краеведческий, естественно-научный);
5. Социальное (экологический)
6. Кружковое
7. Трудовое
8.Досуговое
Модель организации лагеря дневного пребывания
Моделью организации лагеря дневного пребывания является игра. Причем игра-путешествие. Игра становится фактором социального развития личности. Особенности временного детского коллектива обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике игры. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, событиями, окружающей природой. Задачами игры-путешествия являются: создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника; развитие любознательности и познавательного интереса учащихся; воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа; создание условий для формирования временного коллектива и развития личности в нём.
Различные виды игровой и обучающей деятельности объединены в 3 блока испытаний:
Спортивный блок - предлагает испытать свою ловкость и силу в различных спортивных играх и состязаниях. Традиционные виды спорта – футбол, волейбол, пионербол.
Творческий блок - предоставляет простор для фантазии и индивидуальности каждого. Здесь дети могут раскрыть свой талант в музыке или рисовании, танцах или поэзии; проявить свои актерские и лидерские способности, поучаствовать в психологическом тренинге.
Игровой блок - включает в себя большое количество творческих и интеллектуальных дел, командных и игр-поединков.
У ребенка есть возможность самостоятельно выбрать для себя участие в тех испытаниях, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам и возможностям. Внутри каждого ребенка живет волшебство, надо только найти время, чтобы понять его, почувствовать и научиться использовать.
В пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания работает 1 смена - с 03.06.2019 по 27.06.2019 года. В период работы 1 смены будет организована работа 12 отрядов. В каждом отряде не более 24 учащихся школьного возраста. Лагерь комплектуется из числа учащихся 1 - 6 классов МАОУ СОШ №3. При комплектовании приоритетное внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В реализации программы летнего лагеря задействован весь имеющийся ресурс: кадровый (проведение занятий по направлениям деятельности), материально-технический (помещения, учебное оборудование), методический (наличие программного обеспечения, методических разработок).
Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв Беседы в отрядах |
Самоуправление в лагере
Для организации самоуправления в начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере «Дружба» - Дружное собрание – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.
На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:
Начисление баллов:
трудовой десант – 10 баллов максимально;
подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;
1 место в любом мероприятии – 15 баллов;
2 место – 10 баллов;
3 место – 5 баллов.
Снятие баллов:
Цель
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
7.Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.
8. Формирование культуры мира и межличностных отношений.
9. Разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.
10. Формирование у детей трудовой мотивации, активной жизненной и позиции.
11. Воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта, противодействие негативным социальным процессам.
Сроки реализации программы: июнь 2019 года.
Основное содержание программы и пути ее реализации
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы; Выработка и укрепление гигиенических навыков; Расширение знаний об охране здоровья. | Утренняя гимнастика (зарядка) Спортивная игры на спортивной площадке. Подвижные игры на свежем воздухе Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода», «Комический футбол») Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ) Посещение стадиона | Социально - активная личность, физически и психически здоровая, обладающая духовно-нравственными качествами |
Эти занятия способствуют формированию физически-здоровой и гармонично развитой личности.
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд. Развитие творческих способностей детей. | Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты») Конкурсные программы («Здравствуй, лето!», Пушкинский день в России) Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека») Игровые творческие программы («Брейн-ринг», «Мистер и мисс Лето», День Нептуна) Концерты («Минута славы», «Зажги звезду») Творческие игры на занятиях в кружках Выставки, ярмарки | |
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности Воспитание у детей личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде. Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда | Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по отряду) Общественно значимый труд. Уборка прилегающей территории | личность, способная к свободному созидательному труду. |
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Социальное направление
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. | Поездки, экскурсии, походы Посещение концертов, спектаклей ( МБУ «ЦКиД», ДЮЦ) Беседы, лекции «Территория безопасности», «Антитеррористическая безопасность» Викторина «Мой край» Практические занятия, работа с лего-конструкторами. | личность, свободно общающаяся со старшими и сверстниками |
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Приобщение к духовным ценностям российской истории. | Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!» Конкур патриотической песни. Выход к мемориалу погибшим воинам. Подвижные народные игры (Лапта, городки, футбол); Игры «Россия – моя страна!» «В гостях у хозяйки леса» Беседы, практические занятия | личность, любящая свою большую и малую родину, готовая защищать интересы своего Отечества |
Развитие у воспитанников интерес к изучению исторического и культурного наследия родной страны, родного края, сформируют осмысление культуры родной страны, малой Родины в сравнении с культурой других народов; гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям и воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга. Организовать деятельность творческих мастерских. | Мероприятия различной направленности Игры, танцевальные батлы, шахматно-шашечные турниры. Проведение праздников, вечеров, конкурсов, ток-шоу и т.д. Тематические сборы и линейки. | Личность, творчески проводящая свободное время. |
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Задачи | Основные формы работы | Ожидаемый результат |
Создать условия для развития личности; Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству; Способствовать созданию эмоционального благополучия; Приобщать к общечеловеческим ценностям; Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка; Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей. | Формы работы кружков: заседания, «круглые столы», мозговой штурм, обсуждения. | Личность, с высоким уровнем развития творческих способностей |
Мероприятия и проекты творческого и исследовательского характера: «Мир вокруг меня», «Фантазия и мир природы», «Природа кричит SOS». Это направление позволяет развивать познавательные навыки детей, самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.
Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов России.
Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.
Критерии оценки эффективности функционирования воспитательной программы
Критерии эффективности:
Эмоциональное состояние детей;
Личностный рост;
Физическое и психологическое здоровье;
Приобретение опыта общения со сверстниками;
Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
Удовлетворенность детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
План-сетка лагерной смены
3 июня | «День знакомств» Конкурс «Эмблема отряда» (девиз, речёвка, эмблема). Оформление уголка отряда. Выявление лидеров, генераторов идей. Распределение обязанностей в отряде. Инструктаж по: технике безопасности на дорогах, транспорте, Ж/Д путях, действие при пожаре, перегревание. |
4 июня | «День сильных, смелых, ловких и умелых» Игра «Счастливый случай». Игра «Угадай мелодию». Инструктаж «Перегревание». «Солнечный ожог». Первая помощь» - беседа. |
5 июня | День экологии Открытие 1 смены лагеря. Конкурсная программа «Здравствуй лето!». Представление отрядов (плакат, девиз, речёвка). Медосмотр «Мой рост, мой вес». |
6 июня | «День безопасности» «Путешествие в страну дорог и светофоров». Конкурс рисунков «Спички – это не игрушка!». Викторина по ПДД. 6 июня - Пушкинский день в России. |
7 июня | «День театра» Конкурсно - развлекательная программа «Театр кукол». Изготовление масок |
8 июня | «День именинника» Викторина «Что в имени твоём?» Конкурсная программа. |
10 июня | «День здоровья и спорта» «Быстрее, выше, сильнее» - спортивные соревнования. «Комический футбол» (соревнования между отрядами в комической одежде: парики, шляпы, накладные усы, юбки и д.т.). «В мире спорта» - викторина. Подвижные игры. |
11 июня | «День улыбок» Конкурс детских песен «От улыбки станет всем светлей…» Минутка здоровья «О пользе прогулок на свежем воздухе». |
13 июня | «День России» Викторина «Россия – родина моя» (внутри отрядов). Музыкальное ассорти-шоу «Это моя страна!». Конкурс патриотической песни (символика, одежда, атрибуты) в актовом зале. |
14 июня | «День дружбы» Беседа «Дружбой дорожить умейте». Фотоконкурс «Дружат дети на планете», конкурс юмористических коллажей на тему «Дружба» (вырезки из газет, журналов). Конкурс стихов и песен о дружбе (внутри отрядов). Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!» |
15 июня | «День знатоков» Брейн-ринг «Хочу всё знать» (между отрядами: 1-2; 3-4; 5-6; 7-8). |
17 июня | «День Нептуна» Игра «Охота за пиратскими кладами». Дела внутри отряда. |
18 июня | «День экологии» Экологическая игра «Как прекрасен этот мир». Викторина «Знаете ли вы лекарственные растения?» Просмотр презентации «Правила поведения в природе «Здесь сорнякам не прорасти!» - трудовой десант. Изготовление газет, поиск полезных рецептов, блюд для здоровья. |
19 июня | «День экологии» Квест «В гостях у хозяйки леса». |
20 июня | «День талантов» Звездный час - Фестиваль детского творчества «Зажги свою звезду! Минута Славы». «Летние фантазии» - конкурс поделок. |
21 июня | «День сказки» Конкурс юных сказочников «Жили- были…» (Сочиняем сказки сами). Викторина «По дорогам сказки». Операция «Путешествие по книжным полкам»- поход в библиотеку. Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой». Парад костюмов. |
22 июня | «День Памяти и скорби» Выход к мемориалу погибшим воинам, участие в возложении. Тематические беседы «Чтобы помнили…» |
24 июня | «День танцев» Танцевальный батл (между отрядами). Шашечный, шахматный турнир (в отрядах). |
25 июня | «День туриста» Поход. Народные игры на свежем воздухе. |
26 июня | «День этикета» Веселый праздник «Мистер Лето» и «Мисс Лето». Конкурсная программа, подготовить представление из каждого отряда представителей. |
27 июня | «День закрытия лагеря» Праздник «Закрытие 1 смены в лагере». «Занимательная карусель» (каждый кружковец готовит станцию задание и на 15 минут организовывает детей в соответствии с программой своего кружка). Оформление выставки рисунков, поделок за 1 смену (в своих отрядах – выставка-отчет) |
Примерный распорядок дня лагеря
Режим дня
1. Сбор 800-830
2
.Зарядка 830-850
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
3. Линейка (объявление мероприятий на день) 850-900
На линейку быстро стройся!
4. Завтрак 900-1000
В
сем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
5. Работа по плану, общественно-полезный труд,
работа кружков , мероприятия, игры, занятия на свежем воздухе,
оздоровительные мероприятия
по плану работы 1000-1300
К
то куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке не купайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
7. Обед 1300-1345
У
стали мы очень,
Но сели за стол,
Увидели борщ
И забыли про все!
8.Занятия по интересам 1345-1400
9. Уход домой 1400
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Механизмы реализации программы
Материально-технические условия
| Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Комната отдыха, игровые комнаты, зал кружковой работы | Материальная база школы. Средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Учителя физической культуры |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Учителя физической культуры |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый зал | Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря, руководители кружков |
Медицинский кабинет | Медицинский контроль мероприятий лагерной смены | МАОУ СОШ №3 | Медсестра |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Районный бюджет | Повар |
Комнаты кружковой работы | Кружки рукоделия, рисования, моделирования | Материальная база школы | Руководители кружков |
Комнаты гигиены | Туалеты, санитарный уголок | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря
воспитатели
Кураторы отрядов:
Руководители кружков
Педагогические условия
Одна из наиболее используемых форм работы – игра. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. Игры носят воспитывающий характер, направлены на развитие способностей и активность детей. В план-сетке общелагерных мероприятий используются виды игры: игра по станциям, туристская игра, интеллектуальная игра, военно-спортивная игра, спортивная игра.
В работе использовалась такая форма, как соревнования и конкурсы. Соревнования и конкурсы помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а так же способствуют включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.
Так же одна из наиболее используемых форм работы с детьми – поручение. Чаще всего используются групповые и коллективные поручения, постоянные и временные. Поручения способствуют формированию общественной активности и при его выполнении ребёнок учиться включаться в общественные отношения.
Одним из наиболее частых в применении метод стимулирования деятельности – поощрение. Используется, как способ выражения положительной оценки деятельности коллектива. Виды поощрения: изменение обязанностей (в органах самоуправления), изменения в правах, оценка (вручение грамот, призов, благодарностей).
Так же применяется метод постановки перспектив (близкая и средняя). Дети постепенно осознают её и стремятся к её достижению.
Также в работе применяется коллективно-творческие дела, в основе которых лежит идея содружества и коллективного творчества, и воспитательные дела. К ним можно отнести экологические дела, трудовые, физкультурные, социальные и эстетические.
При проведении культурно-массовых мероприятий применяются инновационные технологии: работа с компьютером, развивающие видеоигры, постановка проблемных ситуаций, разработка и защита проектов, фото и видеорепортажи, создание презентаций.
Работа организатора, вожатых и отрядов отражена на сайте школы.
В конце каждого дня дети отмечают своё состояние на «плакате настроения». Каждый ребёнок, уходя из лагеря, прикрепляет на плакат кружочек определённого цвета, который обозначает настроение и эмоциональное состояние ребёнка. Таким образом, можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в лагере и динамику этого настроения.
В организации культурно-массовых мероприятий в летнем оздоровительном лагере помощь оказывают органы самоуправления. В первый день лагерной смены путем тайного голосования выбирается главный советник и четыре человека от каждого отряда в органы самоуправления, которые делятся на четыре группы с соответствующими поручениями: отдел спорта и оздоровления, отдел туризма, отдел оформления и отдел досуга. Функции главного советника в лагере заключались в следующем: организовать жизнь групп, участие ребят в делах лагеря; организовать группы на подготовку и проведение общелагерных дел; осуществлять контроль за выполнением правил внутреннего распорядка; контролировать работу всех ответственных групп. Таким образом, в летнем оздоровительном лагере существует хорошая и чёткая организация детей, соблюдаются законы жизни лагеря благодаря работе органов самоуправления
Успешность детей в различных мероприятиях повысит их социальную и творческую активность, активизирует их лидерские и организаторские качества, а так же способствует развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.
Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.
Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов разных народов.
Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.
Методические условия
наличие необходимой документации, программ (профильных лагерей), плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры.
I этап. Организационно - подготовительный
Задача: помочь участникам смены адаптироваться в условиях лагеря, познакомиться с режимом работы, сформировать отряды
II этап. Основной
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Задача: реализация содержания программы смены, включение участников смены в занятия и различные мероприятия.
III этап. Заключительный
Основной деятельностью этого этапа является:
работа творческих мастерских
подведение итогов смены
Задача: реализация содержания программы смены, включение участников смены в занятия и различные мероприятия.
Ожидаемый результат
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Главным результатом деятельности детского оздоровительного лагеря - является развитие ребёнка. Показатели этого развития – укрепление физических и психических сил ребёнка, воспитание духовно – нравственной, патриотичной личности ребенка, приобретение им новых знаний и умений, т. е. новый положительный жизненный опыт – и должны стать результатами успешной деятельности лагеря.
Список используемой литературы
Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия» Серия: В помощь воспитателям и вожатым. – 2007
Барышникова Г. «Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого.» – 2007
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2008.
Гузенко А.П. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником». Волгоград: Учитель, 2007
Кулаченко М.П «Учебник для вожатого». – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Лобачева С.И. «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере». Москва: ВАКО, 2007 г
Нещерет Л.Г. «Хочу быть лидером!» Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Радюк Е.А. «Игровые модели досуга и оздоровления детей».- Волгоград: Учитель, 2008г.
Соколова Л. Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе – Новосибирск, 2007
Трепетунова Л.И. и др. «Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия». – Волгоград: Учитель – 2007г.
Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. «Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков», «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011.
http://www.ozon.ru/?from=yandex_market&context=detail&id=1277828
http://www.books.ru/shop/books/300900
http://vozhatiki.ru/
http://www.vozhatiy.ru/
Интернет-журнал для педагогов «Планета Детства» -http://planetadetstva.net/
Добро пожаловать! Сайт для вожатых - http://summercamp.ru
Методисты: профессиональное сотрудничество педагогов - http://metodisty.ru/