СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы для летнего оздоровительного лагеря с дневгым пребыванием детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Черняховска»



Рассмотрена на заседании Утверждаю

педагогического совета Директор МАОУ СОШ №3

от «__»_____2019г. ___________ Л.П.Яснопольская

Протокол №_____ Приказ № ___ от ______2019г_




Программа летней оздоровительной смены

пришкольного лагеря «ДРУЖБА»

с дневным пребыванием детей





для детей 7-14 лет

срок реализации 1 год

место проведения г. Черняховск МАОУ СОШ №3

количество детей 250 человек

количество отрядов 12





Автор-составитель:

Грачева Елена Романовна,

учитель начальных классов


г.Черняховск, 2019г.




Паспорт программы


1.

Основания для разработки программы (федеральные, региональные законодательные и нормативные акты)

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ;

- Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 года № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

- Федеральный закон от 24.06.1999 года №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

-Федеральный закон от 24.07.1999 года №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 

- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 N 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»;

- Региональный модельный центр Калининградская область. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен. 

2.

Заказчик программы

Администрация МАОУ СОШ №3 г.Черняховска

3.

Организация-исполнитель программы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Черняховска»

4.

Авторы программы

Грачева Елена Романовна, учитель начальных классов

5.

Срок реализации программы

С 3 по 27 июня 2019 г., 1 смена

6.

Целевые группы

С целью организации летнего отдыха детей на базе МАОУ СОШ №3 организуется летний оздоровительный пришкольный лагерь «Дружба». Зачисление производится на основании заявления родителей (или лиц их заменяющих). Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни, воспитания любви к родному краю.

- учащиеся МАОУ СОШ №3 г.Черняховска в возрасте от 7 до 14 лет;

- дети с особыми образовательными потребностями;

- дети из семей, которые находятся в трудной жизненной ситуации;

- дети из семей, находящихся в социально-опасном положении.

7.

Количество детей

250 учащихся с 7 до 14 лет

8.

Система организации контроля за исполнение программы

Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и заместителем директора по учебно - воспитательной  работе школы.

- Информирование о ходе реализации программы на августовских совещаниях коллектива школы.
- Системное обсуждение реализации этапов программы на заседаниях школьного коллектива, школьных родительских собраний (проблемы питания, содержание деятельности, благоустройство, улучшение материально-технической базы лагеря).
- Анализ мониторинга работы лагеря и публикация материалов по реализации программы на сайте школы.



Пояснительная записка


Актуальность программы

Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.

Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.

Ежегодно для обучающихся лагеря дневного пребывания на базе МАОУ СОШ №3 г. Черняховска. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, детей с особыми образовательными потребностями, ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.

Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.

Направления программы основываются на формировании мотивации к здоровому образу жизни, продолжении знакомства с окружающим миром и, конечно же, оздоровлении и закаливании детей.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

  • повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

  • модернизацией старых форм работы и введением новых;

  • необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы

Нормативно-правовое основание организации летнего отдыха детей

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года №124-ФЗ;

- Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 года № 2688 «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»;

- Федеральный закон от 24.06.1999 года №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон от 24.07.1999 года №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 

  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 N 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»;

  • Региональный модельный центр Калининградская область. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных смен. 

- Устав МАОУ СОШ №3 г. Черняховска

Критерии, которым соответствует программа деятельности летнего лагеря:

Актуальность – программа нацелена, ориентирована на решение наиболее важных проблем в сложившихся для оздоровительного лагеря условиях (учёт требований времени, региона, родителей, детей и. т.д.)

Реалистичность – программа выполнима, оптимальна для потенциала (творческого, материального и т. п.) детского оздоровительного лагеря.

Оригинальность – отражает специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Контролируемость – определяет ожидаемые результаты и способы проверки конечных и промежуточных результатов.

Социальное значение организации жизнедеятельности ребенка в оздоровительно-образовательном учреждении велико по следующим причинам:

  • деятельность в свободное время ребенок воспринимает как удовольствие, что развивает инициативу, фантазию, воображение;

  • жизнедеятельность детей в лагере - это добровольная практическая деятельность с целью самовыражения, самоутверждения и удовлетворения их интересов;

  • деятельность выполняет роль регулятора интересов и способностей личности, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, является сферой их самоутверждения в различных видах деятельности;

  • поиск своего "Я" происходит за счет возможности выбора видов деятельности и быстрой их смены.

В лагере создана 1 смена, 12 отрядов по 20-24 человека. Есть дети из семей, нуждающихся в особой защите государства: многодетных, неполных, одиноких матерей. Возраст детей от 7 до 14 лет.

Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги из числа учителей школы. Решению поставленных задач помогают условия, созданные в школе для работы лагеря: спортивный зал, стадион, библиотека, актовый зал.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

Программа ориентирована на младший, средний школьный возраст.

Принципы работы

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

  • активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

  • оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода

Этот принцип определяет пять «граней»:

  • грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

  • грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

  • грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

  • грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

  • грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

  • доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

  • в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Реализуя эти принципы, вожатые и воспитатели, работающие в лагере ориентируются и на принципы характерные непосредственно для детского лагеря. К таким принципам можно отнести:

  • безопасность, обеспечение сохранности жизни и здоровья детей, защита прав и личного достоинства детей;

  • учет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил детского лагеря;

  • гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ;

  • единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением;

  • добровольное включение детей в деятельность;

  • многопрофильность деятельности, обеспечивающая возможности выбора;

  • свобода общения;

  • творческий характер деятельности;

  • сотрудничество детей и взрослых

Направления программы

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде направлений:

  1. Физкультурно-спортивное (профиль спортивный);

  2. Общекультурное (профиль художественно – эстетический, литературный);

  3. Духовно-нравственное (профиль исторический, патриотический);

4. Общеинтеллектуальное (профиль - технологическое, информационно-математическое, лингвистическое, географический, туристско-краеведческий, естественно-научный);

5. Социальное (экологический)

6. Кружковое

7. Трудовое

8.Досуговое


Модель организации лагеря дневного пребывания

Моделью организации лагеря дневного пребывания является игра. Причем игра-путешествие. Игра становится фактором социального развития личности. Особенности временного детского коллектива обеспечивают довольно быстрое развитие коллектива, что, в свою очередь, способствует динамике игры. Игра включает в себя поиск, труд, наблюдение, спорт, овладение навыками. Она, как добрый друг, знакомит ребят с интересными людьми, событиями, окружающей природой. Задачами игры-путешествия являются: создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника; развитие любознательности и познавательного интереса учащихся; воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа; создание условий для формирования временного коллектива и развития личности в нём.

Различные виды игровой и обучающей деятельности объединены в 3 блока испытаний:

Спортивный блок - предлагает испытать свою ловкость и силу в различных спортивных играх и состязаниях. Традиционные виды спорта – футбол, волейбол, пионербол.

Творческий блок - предоставляет простор для фантазии и индивидуальности каждого. Здесь дети могут раскрыть свой талант в музыке или рисовании, танцах или поэзии; проявить свои актерские и лидерские способности, поучаствовать в психологическом тренинге.

Игровой блок - включает в себя большое количество творческих и интеллектуальных дел, командных и игр-поединков.

У ребенка есть возможность самостоятельно выбрать для себя участие в тех испытаниях, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам и возможностям. Внутри каждого ребенка живет волшебство, надо только найти время, чтобы понять его, почувствовать и научиться использовать.

В пришкольном оздоровительном лагере дневного пребывания работает 1 смена - с 03.06.2019 по 27.06.2019 года. В период работы 1 смены будет организована работа 12 отрядов. В каждом отряде не более 24 учащихся школьного возраста. Лагерь комплектуется из числа учащихся 1 - 6 классов МАОУ СОШ №3. При комплектовании приоритетное внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В реализации программы летнего лагеря задействован весь имеющийся ресурс: кадровый (проведение занятий по направлениям деятельности), материально-технический (помещения, учебное оборудование), методический (наличие программного обеспечения, методических разработок).


Диагностика


Вводная диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.

Пошаговая диагностика

Беседы на отрядных сборах.


Итоговая диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв

Беседы в отрядах


Самоуправление в лагере

Для организации самоуправления в начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере «Дружба» - Дружное собрание – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.

На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:

Начисление баллов:

  • трудовой десант – 10 баллов максимально;

  • подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;

  • 1 место в любом мероприятии – 15 баллов;

  • 2 место – 10 баллов;

  • 3 место – 5 баллов.

Снятие баллов:

  • опоздание на мероприятие – 5 баллов;

Цель

Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.


Задачи

  1. Создание условий для организованного отдыха детей.

  2. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

  3. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

  4. Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.

  5. Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

  6. Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

7.Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества.

8. Формирование культуры мира и межличностных отношений.

9. Разностороннее и своевременное развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

10. Формирование у детей трудовой мотивации, активной жизненной и позиции.

11. Воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта, противодействие негативным социальным процессам.

Сроки реализации программы: июнь 2019 года.


Основное содержание программы и пути ее реализации



Задачи

Основные формы работы

Ожидаемый результат

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  • Расширение знаний об охране здоровья.


  • Утренняя гимнастика (зарядка)

  • Спортивная игры на спортивной площадке.

  • Подвижные игры на свежем воздухе

  • Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода», «Комический футбол»)

  • Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ)

  • Посещение стадиона

  • Социально - активная личность, физически и психически здоровая, обладающая духовно-нравственными качествами

Эти занятия способствуют формированию физически-здоровой и гармонично развитой личности.



Задачи

Основные формы работы

Ожидаемый результат

  • Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.

  • Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.

  • Развитие творческих способностей детей.

  • Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты»)

  • Конкурсные программы

(«Здравствуй, лето!», Пушкинский день в России)

  • Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека»)

  • Игровые творческие программы

(«Брейн-ринг», «Мистер и мисс Лето», День Нептуна)

  • Концерты («Минута славы», «Зажги звезду»)

  • Творческие игры на занятиях в кружках

  • Выставки, ярмарки

  • Развитие чувства прекрасного. Умение найти себя в творчестве. Массовое участие в культурном досуге.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.



Задачи

Основные формы работы

Ожидаемый результат

  • Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности

  • Воспитание у детей личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

  • Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда

  • Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по отряду)

  • Общественно значимый труд.

  • Уборка прилегающей территории

  • личность, способная к свободному созидательному труду.


Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Социальное направление


Задачи

Основные формы работы

Ожидаемый результат

  • Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

  • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

  • Поездки, экскурсии, походы

  • Посещение концертов, спектаклей

( МБУ «ЦКиД», ДЮЦ)

  • Беседы, лекции «Территория безопасности», «Антитеррористическая безопасность»

  • Викторина «Мой край»

  • Практические занятия, работа с лего-конструкторами.

  • личность, свободно общающаяся со старшими и сверстниками


В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.



Задачи

Основные формы работы

Ожидаемый результат

  • Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

  • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

  • Приобщение к духовным ценностям российской истории.

  • Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!» Конкур патриотической песни. Выход к мемориалу погибшим воинам.

  • Подвижные народные игры (Лапта, городки, футбол);

  • Игры «Россия – моя страна!» «В гостях у хозяйки леса»

  • Беседы, практические занятия

  • личность, любящая свою большую и малую родину, готовая защищать интересы своего Отечества


Развитие у воспитанников интерес к изучению исторического и культурного наследия родной страны, родного края, сформируют осмысление культуры родной страны, малой Родины в сравнении с культурой других народов; гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям и воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине.



Задачи

Основные формы работы

Ожидаемый результат

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

  • Организовать деятельность творческих мастерских.

  • Мероприятия различной направленности

  • Игры, танцевальные батлы, шахматно-шашечные турниры.

  • Проведение праздников, вечеров, конкурсов, ток-шоу и т.д.

  • Тематические сборы и линейки.

  • Личность, творчески проводящая свободное время.


Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.


Задачи

Основные формы работы

Ожидаемый результат

  • Создать условия для развития личности;

  • Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;

  • Способствовать созданию эмоционального благополучия;

  • Приобщать к общечеловеческим ценностям;

  • Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;

  • Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей.

  • Формы работы кружков: заседания,

  • «круглые столы»,

  • мозговой штурм,

  • обсуждения.

  • Личность, с высоким уровнем развития творческих способностей



Мероприятия и проекты творческого и исследовательского характера: «Мир вокруг меня», «Фантазия и мир природы», «Природа кричит SOS». Это направление позволяет развивать познавательные навыки детей, самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

  • Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.

  • Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).

  • Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.

  • Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.

  • Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.

  • Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.

  • Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.

  • Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.

  • Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.

  • Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов России.

  • Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.

Критерии оценки эффективности функционирования воспитательной программы

Критерии эффективности:

  • Эмоциональное состояние детей;

  • Личностный рост;

  • Физическое и психологическое здоровье;

  • Приобретение опыта общения со сверстниками;

  • Самореализация в творческой и познавательной деятельности;

  • Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах

  • Удовлетворенность детей.


Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.

Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.


План-сетка лагерной смены


3 июня


«День знакомств»

Конкурс «Эмблема отряда» (девиз, речёвка, эмблема). Оформление уголка отряда. Выявление лидеров, генераторов идей. Распределение обязанностей в отряде. Инструктаж по: технике безопасности на дорогах, транспорте, Ж/Д путях, действие при пожаре, перегревание.

4 июня

«День сильных, смелых, ловких и умелых»

Игра «Счастливый случай». Игра «Угадай мелодию». Инструктаж «Перегревание». «Солнечный ожог». Первая помощь» - беседа.

5 июня



День экологии

Открытие 1 смены лагеря. Конкурсная программа «Здравствуй лето!». Представление отрядов (плакат, девиз, речёвка). Медосмотр «Мой рост, мой вес».


6 июня

«День безопасности»

«Путешествие в страну дорог и светофоров». Конкурс рисунков «Спички – это не игрушка!». Викторина по ПДД.

6 июня - Пушкинский день в России.


7 июня

«День театра»

Конкурсно - развлекательная программа «Театр кукол». Изготовление масок

8 июня


«День именинника»

Викторина «Что в имени твоём?» Конкурсная программа.

10 июня

«День здоровья и спорта»

«Быстрее, выше, сильнее» - спортивные соревнования. «Комический футбол» (соревнования между отрядами в комической одежде: парики, шляпы, накладные усы, юбки и д.т.). «В мире спорта» - викторина. Подвижные игры.


11 июня

«День улыбок»

Конкурс детских песен «От улыбки станет всем светлей…» Минутка здоровья «О пользе прогулок на свежем воздухе».


13 июня

«День России»

Викторина «Россия – родина моя» (внутри отрядов). Музыкальное ассорти-шоу «Это моя страна!». Конкурс патриотической песни (символика, одежда, атрибуты) в актовом зале.


14 июня


«День дружбы»

Беседа «Дружбой дорожить умейте». Фотоконкурс «Дружат дети на планете», конкурс юмористических коллажей на тему «Дружба» (вырезки из газет, журналов). Конкурс стихов и песен о дружбе (внутри отрядов). Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй, лето!»


15 июня

«День знатоков»

Брейн-ринг «Хочу всё знать» (между отрядами: 1-2; 3-4; 5-6; 7-8).


17 июня

«День Нептуна»

Игра «Охота за пиратскими кладами». Дела внутри отряда.


18 июня


«День экологии»

Экологическая игра «Как прекрасен этот мир». Викторина «Знаете ли вы лекарственные растения?»

Просмотр презентации «Правила поведения в природе «Здесь сорнякам не прорасти!» - трудовой десант. Изготовление газет, поиск полезных рецептов, блюд для здоровья.


19 июня

«День экологии»

Квест «В гостях у хозяйки леса».


20 июня

«День талантов»

Звездный час - Фестиваль детского творчества «Зажги свою звезду! Минута Славы». «Летние фантазии» - конкурс поделок.


21 июня

«День сказки»

Конкурс юных сказочников «Жили- были…» (Сочиняем сказки сами). Викторина «По дорогам сказки». Операция «Путешествие по книжным полкам»- поход в библиотеку. Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой». Парад костюмов.

22 июня


«День Памяти и скорби»

Выход к мемориалу погибшим воинам, участие в возложении. Тематические беседы «Чтобы помнили…»


24 июня

«День танцев»

Танцевальный батл (между отрядами). Шашечный, шахматный турнир (в отрядах).


25 июня

«День туриста»

Поход. Народные игры на свежем воздухе.

26 июня

«День этикета»

Веселый праздник «Мистер Лето» и «Мисс Лето». Конкурсная программа, подготовить представление из каждого отряда представителей.


27 июня



«День закрытия лагеря»

Праздник «Закрытие 1 смены в лагере». «Занимательная карусель» (каждый кружковец готовит станцию задание и на 15 минут организовывает детей в соответствии с программой своего кружка). Оформление выставки рисунков, поделок за 1 смену (в своих отрядах – выставка-отчет)



Примерный распорядок дня лагеря


Режим дня

1. Сбор 800-830

2 .Зарядка 830-850

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!


3. Линейка (объявление мероприятий на день) 850-900

На линейку быстро стройся!

4. Завтрак 900-1000

В сем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!

5. Работа по плану, общественно-полезный труд,

работа кружков , мероприятия, игры, занятия на свежем воздухе,

оздоровительные мероприятия

по плану работы 1000-1300


К то куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке не купайся.

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!



7. Обед 1300-1345

У стали мы очень,
Но сели за стол,
Увидели борщ
И забыли про все!


8.Занятия по интересам 1345-1400


9. Уход домой 1400

А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"


Механизмы реализации программы


Материально-технические условия



Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комната отдыха, игровые комнаты, зал кружковой работы

Материальная база школы.

Средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Учителя физической культуры

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Учителя физической культуры


Школьный двор

Отрядные дела, игры-путешествия

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

зал

Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря, руководители кружков

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

МАОУ СОШ №3

Медсестра

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед

Районный бюджет

Повар

Комнаты кружковой работы

Кружки рукоделия, рисования, моделирования

Материальная база школы

Руководители кружков

Комнаты гигиены

Туалеты, санитарный уголок

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал


Кадровые условия

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник лагеря

  • воспитатели

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

Руководители кружков

  • из числа педагогов школы

Педагогические условия

  • Одна из наиболее используемых форм работы – игра. В ней формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир. Коллективные игры сплачивают детей, способствуют формированию товарищеских отношений. Игры носят воспитывающий характер, направлены на развитие способностей и активность детей. В план-сетке общелагерных мероприятий используются виды игры: игра по станциям, туристская игра, интеллектуальная игра, военно-спортивная игра, спортивная игра.

  •  В работе использовалась такая форма, как соревнования и конкурсы. Соревнования и конкурсы помогают детям становиться коллективом, способствуют развитию чувства командного духа, сопереживания и взаимопомощи, а так же способствуют включению одного коллектива в отношения с другими коллективами.

  •  Так же одна из наиболее используемых форм работы с детьми – поручение. Чаще всего используются групповые и коллективные поручения, постоянные и временные. Поручения способствуют формированию общественной активности и при его выполнении ребёнок учиться включаться в общественные отношения.

  •  Одним из наиболее частых в применении метод стимулирования деятельности – поощрение. Используется, как способ выражения положительной оценки деятельности коллектива. Виды поощрения: изменение обязанностей (в органах самоуправления), изменения в правах, оценка (вручение грамот, призов, благодарностей).

  •  Так же применяется метод постановки перспектив (близкая и средняя). Дети постепенно осознают её и стремятся к её достижению.

  •  Также в работе применяется коллективно-творческие дела, в основе которых лежит идея содружества и коллективного творчества, и воспитательные дела. К ним можно отнести экологические дела, трудовые, физкультурные, социальные и эстетические.

  • При проведении культурно-массовых мероприятий применяются инновационные технологии: работа с компьютером, развивающие видеоигры, постановка проблемных ситуаций, разработка и защита проектов, фото и видеорепортажи, создание презентаций.

  • Работа организатора, вожатых и отрядов отражена на сайте школы.

  • В конце каждого дня  дети отмечают своё состояние на «плакате настроения». Каждый ребёнок, уходя из лагеря, прикрепляет на плакат кружочек определённого цвета, который обозначает настроение и эмоциональное состояние ребёнка. Таким образом, можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в лагере и динамику этого настроения.

  • В организации культурно-массовых мероприятий в летнем оздоровительном лагере помощь оказывают органы самоуправления. В первый день лагерной смены путем тайного голосования выбирается главный советник и четыре человека от каждого отряда в органы самоуправления, которые делятся на четыре группы с соответствующими поручениями: отдел спорта и оздоровления, отдел туризма, отдел оформления и отдел досуга. Функции главного советника в лагере заключались в следующем: организовать жизнь групп, участие ребят в делах лагеря; организовать группы на подготовку и проведение общелагерных дел; осуществлять контроль за выполнением правил внутреннего распорядка; контролировать работу всех ответственных групп. Таким образом, в летнем оздоровительном лагере существует хорошая и чёткая организация детей, соблюдаются законы жизни лагеря благодаря работе органов самоуправления

  • Успешность детей в различных мероприятиях повысит их социальную и творческую активность, активизирует их лидерские и организаторские качества, а так же способствует развитию творческих способностей, детской самодеятельности и чувства коллективизма.

  • Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.

  • Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).

  • Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.

  • Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим.

  • Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.

  • Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.

  • Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.

  • Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.

  • Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.

  • Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов разных народов.

Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.


Методические условия

  • наличие необходимой документации, программ (профильных лагерей), плана;

  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

  • коллективные творческие дела;

  • творческие мастерские;

  • индивидуальная работа;

  • тренинги;

  • деловые и ролевые игры.


I этап. Организационно - подготовительный

  • Задача: помочь участникам смены адаптироваться в условиях лагеря, познакомиться с режимом работы, сформировать отряды

II этап. Основной

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

  • Задача: реализация содержания программы смены, включение участников смены в занятия и различные мероприятия.

III этап. Заключительный

Основной деятельностью этого этапа является:

  • работа творческих мастерских

  • подведение итогов смены

  • Задача: реализация содержания программы смены, включение участников смены в занятия и различные мероприятия.


Ожидаемый результат

В ходе реализации данной программы ожидается:

  • Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

  • Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  • Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

  • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

  • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

  • Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).

  • Расширение кругозора детей.

  • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

  • Личностный рост участников смены.

Главным результатом деятельности детского оздоровительного лагеря - является развитие ребёнка. Показатели этого развития – укрепление физических и психических сил ребёнка, воспитание духовно – нравственной, патриотичной личности ребенка, приобретение им новых знаний и умений, т. е. новый положительный жизненный опыт – и должны стать результатами успешной деятельности лагеря.


Список используемой литературы


  1. Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия»  Серия: В помощь воспитателям и вожатым. – 2007 

  2. Барышникова Г. «Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого  – 2007

  3. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2008.

  4. Гузенко А.П. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником». Волгоград: Учитель, 2007

  5. Кулаченко М.П «Учебник для вожатого». – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

  6. Лобачева С.И. «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере». Москва: ВАКО, 2007 г

  7. Нещерет Л.Г. «Хочу быть лидером!» Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

  8. Радюк Е.А. «Игровые модели досуга и оздоровления детей».- Волгоград: Учитель, 2008г.

  9. Соколова Л. Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе – Новосибирск, 2007

  10. Трепетунова Л.И. и др. «Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия». – Волгоград: Учитель – 2007г.

  11. Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. «Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков», «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011.

  12. http://www.ozon.ru/?from=yandex_market&context=detail&id=1277828

  13. http://www.books.ru/shop/books/300900

  14. http://vozhatiki.ru/

  15. http://www.vozhatiy.ru/

  16. Интернет-журнал для педагогов «Планета Детства» -http://planetadetstva.net/

  17. Добро пожаловать! Сайт для вожатых - http://summercamp.ru

  18. Методисты: профессиональное сотрудничество педагогов - http://metodisty.ru/