Принята на заседании педагогического совета МКОУ «Средняя школа № 18» Протокол от «28» августа 2014г. № 17 | Утверждена приказом директора МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» от «01» сентября 2014г. № 350-п |
ПРОГРАММА
профориентационной работы
муниципального казенного
образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №18»
г. Дзержинск
Нижегородская область
2014 год
Оглавление
№ п/п | Название раздела | Страницы |
| | |
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Содержание проблемы | 4-6 |
3. | Цель и задачи Программы | 7 |
4. | Нормативно-правовая и организационная основа Программы | 8 |
5. | Концептуальная модель | 9-10 |
6. | Сроки и этапы реализации Программы | 11-13 |
7. | Возможные риски и способы их преодоления | 14 |
8. | Диагностический инструментарий | 15 |
Паспорт Программы
1 | 2 |
Наименование ОУ, адрес | Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» 606002, Нижегородская область, г. Дзержинск, пр. Ленинского Комсомола, 12а |
Тип и вид образования | Среднее (полное) общее |
Социальный заказ, миссия ОУ | Воспитание социально активной личности, готовой к успешной социализации, наделенной ценностным отношением к труду, готовой к профессиональному самоопределению |
Разработчики Программы | Кузнецова Е.А., директор МКОУ «СОШ № 18», Ерастова И.А., заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Основные исполнители | Администрация школы, педагогический коллектив, ученический коллектив, родители (законные представители) |
Принципы проектирования | социальной востребованности; индивидуально-личностного развития; вариативности; интегративности; полисубъектности; социально-педагогического партнёрства. |
Сроки реализации | 2014 – 2017г.г. |
Партнеры Программы | Управление образования Администрации г. Дзержинска, МОУ ДПО ЦЭМиИМС, ГУ «ЦЗН г. Дзержинска» МБОУ ДОД «Детская школа искусств» №4, МБОУ ДОД «Центр художественных ремесел», МБОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества», МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр», МБОУ ДЮЦ «Магнитная стрелка» |
Содержание проблемы
В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, т.к. именно посредством его в сознании и поведении детей закрепляются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности воспитательной системы зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Проблемы воспитания всегда были в центре внимания педагогического коллектива школы. В последние годы они приобрели особую актуальность. Нестабильность экономической жизни, неспособность к самореализации, духовный кризис, разрушение признанных ранее ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе – эти и другие факторы создали существенные проблемы в воспитательной деятельности педагогов. Особая роль отводится трудовому воспитанию и профориентационной работе.
Трудовое воспитание обучающихся в современном обществе реализуется в условиях экономических и политических преобразований, существенно изменивших социокультурную жизнь подрастающего поколения. Социальный фон духовно-нравственного воспитания в современной России остается неблагоприятным, что обусловлено как общими негативными тенденциями развития современной цивилизации в целом, так и состоянием российского социума.
Основной задачей школы на современном этапе является углубление взаимосвязи духовно-нравственного воспитания обучающихся как условия формирования личности с развитыми качествами конкурентоспособности, ответственного и творческого отношения к труду и будущей профессии, т.о., важная роль отводится трудовому воспитанию, т.е. целенаправленному формированию позитивного отношения к труду как к основе нового духовного облика человека. Это процесс вовлечения обучающихся в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия. Он сопровождается психолого-педагогической поддержкой и профессиональной ориентацией.
Идея Программы – создание благоприятных условий для выработки у обучающихся способностей к успешной социализации, самореализации, саморазвитию, самокоррекции, способности выбора позитивной ориентации в потоке информации, необходимых предпосылок для деятельности в различных сферах социальной жизни, профессиональной ориентации учащихся.
Анализ кадрового состава муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №18» позволяет сделать вывод о том, что коллектив достаточно профессионален и подготовлен для решения задач, предусмотренных Программой.
Высшее педагогическое образование имеют 40 педагогических работников из 44, что составляет 91%. 4 человека (9,1%) имеют среднее специальное образование, один из них в данный момент обучается в вузе.
2 педагога (4,5%) имеет стаж работы менее 2 лет, 2 (4,5%) – от 5 до 10 лет, 40 человек (91%) – свыше 10 лет.
Среди сотрудников четверо (9%) имеют высшую квалификационную категорию, 16 человек (36%) – первую, 3 человека (7%) – вторую.
Школа успешно прошла процедуру лицензирования. Созданы все необходимые условия для качественного выполнения государственных стандартов образования и реализации одного из важнейших направлений – трудового воспитания учащихся.
В образовательном учреждении подготовлена хорошая материальная база для проведения развивающих, творческих, интеллектуальных, познавательных и др. мероприятий: актовый зал, библиотека, комната школьника, две мастерские. В целях психолого-педагогического сопровождения обучающихся, социальной поддержки участников образовательного процесса активно используются кабинеты педагога-психолога и социального педагога. Школа также имеет компьютерный класс, оснащённый современным компьютерным оборудованием и подключенный к коммуникационному каналу сети Internet, что позволяет принимать участие в Интернет-проектах, конкурсах, акциях, обмениваться опытом.
В 2014/2015 учебном году в школе обучаются 622 человека в одну смену. Скомплектовано 29 классов: 12 на ступени начального образования, 15 на ступени основного (общего) образования, 2 на ступени среднего (полного) общего образования.
Программа предусматривает организацию профориентационной деятельности и трудового воспитания учащихся в ходе всего образовательного процесса, что достигается за счет его интеграции в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно полезную. Во второй половине дня предусмотрены организация деятельности детского общественного объединения «Акварель», волонтерского объединения «Энергия жизни», объединения дополнительного образования военно-патриотической направленности «Беркут», Совета учащихся «Максимум», реализация Программы развития ОУ, реализация программ и планов воспитательной работы классных руководителей, организация деятельности органа ученического самоуправления.
Разработчики Программы опираются на данные, полученные в ходе мониторинга результатов образовательного процесса в школе.
Анализ комплектования 10-х классов
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18»
в 2014/2015 учебном году
Всего 10-х классов | Общая численность десятиклассников |
1 | 25 |
| 9 класс нормы | 9 СКК | 9 класс ВСЕГО |
всего выпуск, чел. | 53 | 13 | 66 |
продолжили обучение в 10 классе данного ОУ, чел., % | 22 | - | 22 |
продолжили обучение в 10 классе другого ОУ, чел., % | - | - | 1 |
В 2014 году 9 классов окончили 66 выпускников. Из них продолжили обучение в 10 классах - 24 чел., поступили в учреждения НПО и СПО - 42 чел.
Среднюю школу закончили 26 человек. Поступили в учреждения высшего профессионального образования – 21 чел., 3 чел. – в учреждения среднего профессионального образования, пошли работать - 2 чел.
Анализ результативности ЕГЭ свидетельствует о том, что по обязательным предметам успешно сдали ЕГЭ все обучающиеся. Они получили аттестат о среднем общем образовании.
Т.о., образовательная система школы, как любая развивающаяся система, живет и нуждается в дальнейшем развитии. Важную роль в ней играет профориентационная работа.
Учитывая актуальность и злободневность данной проблемы, опираясь на основные принципы и положения Закона РФ «Об образовании», учитывая особенности расположения школы и ее социальную микросреду, мы понимаем, что образовательное учреждение становится одним из основных центров профориентации детей и подростков.
3.Цели и задачи Программы
Программа разработана в 2014г. и рассчитана на 2014-2017 годы.
Программа определяет систему взглядов, принципов, приоритетных направлений и мер в сфере профориентации учащихся.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования профориентационной деятельности в школе.
Идея Программы – создание системы профориентационной работы в целях определения смыслов и стратегий выбора сфер профессиональной самореализации в условиях социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования.
Целью Программы является разработка единых подходов к формированию системы профориентационной работы в условиях муниципального образовательного учреждения.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Взаимодействие образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования, общественными организациями.
Совершенствование системы образования посредством повышения воспитательного потенциала деятельности школы с учетом современных условий и потребностей российского общества.
Воспитание положительного отношения к труду.
Создание системы учебно-воспитательных мероприятий по трудовому воспитанию с обучающимися и их родителями.
Создание системы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования по вопросу трудового воспитания;
Создание системы профориентационной работы в целях определения смыслов и стратегий выбора сфер профессиональной самореализации в условиях социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования.
Повышение квалификации педагогических работников школы.
4. Нормативно-правовая основа Программы
Авторы Программы в своей работе опирались на следующие нормативные документы:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Всемирная программа образования в области прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.2004г.;
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ «Об образовании»;
Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года (одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Устав МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №18».
5. Концептуальная модель Программы
По замыслу Программы, в образовательном учреждении должна сформироваться среда, всесторонне влияющая на процесс трудового воспитания учащихся. Это пространство достижения нового качества образования, социализации школьников, это повышение профессионализма педагогов.
Программа подразумевает воспитание социально активной личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства.
Данный документ определяет и предмет деятельности для образовательного учреждения. Это деятельность, направленная на рассмотрение и освещение проблем профессионально ориентированного образования, на формирование трудолюбия.
Программа строится на основе следующих принципов:
(программа предполагает возможность выбора наиболее оптимальных средств достижения результата)
(профессионально ориентированное образование интегрировано в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную)
(процесс имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер; школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, в связи с этим деятельность различных субъектов гражданского становления личности при ведущей роли образовательного учреждения согласована на основе цели и задач Программы)
(в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное развитие обучающихся; для решения этой задачи Программой предусматриваются педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами: семьей, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования).
Воспитательная система школы имеет большой потенциал для реализации данной Программы.
В качестве основных результатов реализации настоящей Программы выступают следующие:
разработка диагностического инструментария и проведение мониторинга процессов профессиональной ориентированности учащихся в условиях общего среднего образования;
разработка, экспертиза и апробация программы профориентационной деятельности в рамках основного общего образования.
Конечным результатом реализации данной Программы должно стать обеспечение в образовательном комплексе условий и механизмов по формированию целостной системы универсальных учебных действий, выражающихся в самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся за свою дальнейшую судьбу, формирование у школьника гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Общее руководство реализацией Программы осуществляется разработчиками Программы.
Сроки и этапы реализации Программы
Первый этап (подготовительный) |
| Содержание | Ответственный |
сентябрь 2014г. | Первичная диагностика по изучению вопросов продолжения образования выпускников 9, 11 классов. Приобретение учебно-методической литературы. Заключение договоров о сотрудничестве. | Администрация школы Зав. библиотекой, зам. директора по УВР и ВР Администрация школы |
Промежуточные результаты: Проведены исследования по изучению вопросов продолжения образования выпускников 9, 11 классов; Приобретены УМК по вопросам профориентации; Организована система семинаров по изучению технологий личностного роста. |
Второй этап (внедренческий) |
октябрь 2014г. – июнь 2017г. | Организация образовательного процесса школы с учетом особенностей реализации Программы. Информационная поддержка деятельности. Создание воспитательных систем классов. Накопление банка методических материалов по вопросам профессиональной ориентации. Контроль хода реализации Программы. Подготовка отчетных материалов. Взаимодействие участников реализации Программы: а) организация тематических семинаров по обмену опытом; б) установление органичной связи между учебной и воспитательной сторонами образовательного процесса; в) посещение открытых уроков, классных часов и внеклассных мероприятий. | Администрация, зам. директора по УВР и ВР Классные руководители Администрация, зам. директора по УВР и ВР |
Промежуточные результаты: Функционирование воспитательных систем классов; Использование ресурсов ИКТ, методической копилки и медиатеки; Отчет о работе; Организация семинаров, совместных мероприятий, открытых уроков, классных часов, социальных проектов, заочных экскурсий, поисково-исследовательских экспедиций. |
Третий этап (обобщающий) |
август 2017г | Экспертиза опыта работы. Экспертиза авторских педагогических разработок. Участие в профессиональных конкурсах, проектах. Тиражирование опыта. | Администрация Администрация Администрация Администрация |
Формы представления результатов: Пакет документов по реализации Программы; Методические разработки уроков, классных часов и внеклассных мероприятий; Описание воспитательных систем классов; Публикации в СМИ. |
Условия реализации
- организация работы с учащимися и их родителями (законными представителями);
- организация работы совместно с учреждениями дополнительного образования;
- обеспечение тесного взаимодействия педагогов, психологов и родителей в профориентационной работе
Классные часы по профориентации
Класс | Тема |
1 – 4 класс | Что такое профессия? Классификация профессий. |
Профессии моих родителей. |
5 – 9 класс | Мотивы и основные условия выбора профессий. Типичные ошибки при выборе профессии. |
Профессии моих родителей. |
Современный рынок труда и его требования к профессионализму. |
Возможности получения профессионального образования в России. |
10 – 11 класс | Мотивы и основные условия выбора профессий. Типичные ошибки при выборе профессии. |
Самопознание: свойства нервной системы, темперамента, эмоционально-волевые качества. |
Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе. |
Профпригодность. |
Личный профессиональный план. |
Современный рынок труда и его требования к профессионализму. |
Возможности получения профессионального образования в России. |
Система родительских собраний
Класс | Тема |
1 – 4 класс | Как приобщить ребенка к труду? |
Как бороться с ленью? |
5 – 9 класс | Склонности и интересы подростков в выборе профессии |
Профессии нашей семьи |
10 – 11 класс | Роль родителей в выборе профессии ребенка. |
Профессии, которые выбирают наши дети |
Профессии нашей семьи |
Профессиональные династии – «за» и «против» |
Модные профессии и не очень |
Как выбрать будущую профессию |
7. Возможные риски и способы их преодоления
Пассивность педагогического коллектива школы в ходе реализации Программы из-за непонимания способов решения поставленных задач или актуальности данного направления деятельности.
Способы преодоления:
- активная демонстрация положительного опыта, как в рамках школы, так и за ее пределами;
- активный обмен опытом;
-оказание научно-методической поддержки всех участникам образовательного процесса;
- организация консультативной поддержки педагогов;
- проведение обучающих семинаров;
- организация психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса, в том числе педагогов;
- стимулирование деятельности педагогов.
Отсутствие значительных положительных результатов по отдельным направлениям деятельности, обнаруженное при предварительном подведении итогов по окончании учебного года.
Способы преодоления:
- мобилизация деятельности с целью пересмотра избранных методов и форм работы, средств достижения результата;
- подробный анализ деятельности по итогам учебного года;
-добросовестное и своевременное подведение итогов каждого этапа деятельности;
- использование системы мониторингов для отслеживания результатов деятельности.
Диагностический инструментарий
Готовность школьников к выбору профессии (Б.Успенский).
15