СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с молодыми специалистами "Школа молодого специалиста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет в организации методической деятельности школы  с молодыми специалистами

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с молодыми специалистами "Школа молодого специалиста"»








Программа

«Школа молодого специалиста»










Ангарск, 2017 г.

Пояснительная записка

Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности.

В условиях перехода школы на ФГОС эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.

С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь.

Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

«Школа молодого специалиста» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

«Школа молодого специалиста» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.

Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.

Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов.

Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.


1.Цель: осуществить профессиональное становление начинающего педагога, помочь найти способ сотрудничества со всеми участниками целостного педагогического процесса (с обучающимися, их родителями, администрацией и коллегами)


2. Задачи:

  1. Создать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе.

  2. Разработать методические мероприятия, способствующие полной реализации педагогом его профессиональных возможностей и профессионального роста

  3. Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании.

  4. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружить начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике.

  5. Помочь учителю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в учебно-воспитательный процесс.


3. Планируемые результаты:

  1. подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося Учителя;

  2. совершенствование системы методической работы;

  3. повышение качества образования;

  4. повышение уровня аналитической культуры всех участников образовательных отношений.






4. Индикативные показатели:

  • умение планировать учебную деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование;

  • овладение методикой проведения уроков на основе системно-деятельностного подхода;

  • умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу;

  • умение проектировать воспитывающую деятельность;

  • умение индивидуально работать с детьми;

  • овладение системой контроля и оценки знаний учащихся;

  • становление молодого учителя как учителя-профессионала;

  • повышение методической, интеллектуальной культуры учителя;


5.1. Основные направления работы


Программа реализуется в 4 направлениях:

  • деятельность школьного МО,

  • деятельность проблемной группы «Педагогическая лаборатория классного руководителя»

  • муниципальное МО молодых специалистов,

  • организация наставничества.


1. Деятельность школьного МО с молодыми специалистами ведется по плану, составленному к началу учебного года. В него включается проведение диагностики уровня профессиональной компетентности молодых специалистов, систематическое изучение их методических и педагогических проблем. Организуется обзор новинок методической литературы, проходит ознакомление с системой деятельности педагогов-новаторов, проводится систематизация опыта педагогов школы.

Молодому учителю предлагаются различного рода разработки и памятки, тесты и анкеты для родителей и учащихся. Данные методические рекомендации хранятся в электронном виде в почте школы.Молодые специалисты вовлекаются также в организацию и проведение предметных недель, внеклассную работу, организацию и проведение олимпиад, различных тематических конкурсов.

2. Проблемная группа «Педагогическая лаборатория классного руководителя» помогает создать комфортные условия для успешной адаптации молодых специалистов в педагогическом коллективе и осознания себя как классного руководителя.

Состояние проблем психологической адаптации молодых специалистов (классных руководителей) отражает усиливающееся противоречие между, с одной стороны, возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам молодых педагогов, их способности к прогнозированию и проектированию, выработке новых адаптивных стратегий {переходному типу адаптивного поведения) и, с другой стороны, фактическим (авторитарным) типом адаптивного поведения педагогов, работающих в школах.

В этих условиях возрастает значение оказания психологической помощи в адаптации молодых специалистов.

Психологическая адаптация молодых специалистов предусматривает:

  • наличие психологически комфортных условий для профессиональной деятельности педагога;

  • оказание молодому специалисту (классному руководителею) ненавязчивой психологической и методической помощи при решении вопросов, возникающих в процессе работы с детьми и их родителями;

  • обеспечение условий для формирования и развития профессиональной компетентности в интересах школы и запросов, интересов, потребностей самого молодого специалиста.

Адаптация молодых специалистов (классных руководителей) в образовательном учреждении включает в себя:

  • актуализацию «сильных сторон» деятельности педагога и спокойное преодоление «проблемных ситуаций», возникающих в его профессиональной деятельности;

  • анонимность разрешения «проблемных ситуаций», возникающих в профессиональной деятельности молодых специалистов (классных руководителей), непубличном характере решения проблем и публичном характере представления достижений;

  • создание условий для наиболее полной реализации педагогом его профессиональных возможностей, создание различных "ситуаций успеха".

На основе анкетирования молодых специалистов (классных руководителей) были выявлены следующие проблемы, с которыми сталкивается молодой педагог:

  • нарушение дисциплины учащимися;

  • психологическое напряжение, связанное с большой нагрузкой молодых специалистов (классных руководителей);

  • трудности взаимоотношений родителями (стереотипное поведение родителей в отношении возраста молодого и нового учителя);

  • отсутствие практики применения современных технологий воспитания.


Цель данной программы состоит в изучении факторов и проблем психологической адаптации молодых специалистов (классных руководителей) с точки зрения традиционных и инновационных процессов, а также в оказании методической и психологической помощи молодым специалистам (классным руководителям) при решении проблем, возникающих в процессе деятельности.

Задачи программы:

  • выявить проблемы психологической адаптации молодых специалистов в системе образования;

  • посредством тренинговых занятий с молодыми специалистами (классными руководителями) показать влияние факторов мотивации, коммуникации, среды на процесс психологической адаптации молодых специалистов в системе образования;

  • оказать адресную помощь в реализации направлений деятельности классного руководителя, при подготовку классных часов и родительских собраний.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Педагогической лаборатории классного руководителя»


Тема

Форма

Участники

Сроки

Ответственный

1

«Осознание профессиональных мотивов»

Тренинг

Классные руководители, наставники, 1,2 группа

Октябрь

Власина Н.Г.

2

«Современный классный руководитель»

Беседа, анкетирование

1,2 группа

Октябрь

Дубровина Н.В.

3

«Педагогический портфель классного руководителя»

Посещение классных часов, выявление «точек роста»

1,2 группа

Октябрь,

ноябрь

Дубровина Н.В.

4

«Решаем вместе»

Консультации по итогам педагогических затруднений

1,2 группа

Октябрь-май

Власина Н.Г.

Дубровина Н.В.

5

«Классный час: требования, алгоритм проведения, использование педагогических технологий»

Лекция

1,2 группа

Ноябрь

Дубровина Н.В.

6

«Расчет тормозного пути автотранспорта»

Интегрированный классный час по ПДД (математика, физика)

1,2 группа

Ноябрь

Дубровина Н.В.

7

«Строим наш дом»

Классный час по принципу системно-деятельностного подхода с использованием технологии воспитательной работы Н.Е.Щурковой.

1,2 группа

Декабрь

Власина Н.Г.

8

«Ранняя профилактика девиантного поведения несовершеннолетних»

Лекция

1,2 группа

Декабрь

Кузнецова О.Г.

9

«Реализация принципа педагогического сотрудничества»

Совместное родительско-детское собрание

1,2 группа

Февраль

Власина Н.Г.

Дубровина Н.В.

10

«Семья + школа в интересах детей»

Подготовка и проведение родительских собраний,

1,2 группа

Январь-апрель

Власина Н.Г.

Дубровина Н.В.

11

«Современный классный час как форма рефлексивной педагогики»

Подготовка и проведение открытых воспитательных мероприятий

1,2 группа

Январь-апрель

Власина Н.Г.

Дубровина Н.В.

12

«ФГОС в системе работы классного руководителя»

Квест-игра

1,2 группа

Март

Власина Н.Г.

Дубровина Н.В.

13

«Посвящение в Учителя»

Деловая игра

1,2 группа

Апрель

Власина Н.Г.

Дубровина Н.В.


3. Наставничество.

Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу программ, конструированию урока, подборе методического и дидактического оснащения, работе с нормативными документами, соблюдении научной организации труда учителя, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого учителя.

Наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности в школе, предоставляя ему методическую, психолого-педагогическую, управленческую, нормативно-правовую информацию.

Одной из важнейших задач школьной администрации является организация профессиональной адаптации молодого педагога к учебно-­воспитательной среде. Решить эту проблему поможет создание системы школьного наставничества.

Современной школе нужен профессионально ­компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ школьной действительности и социально­ педагогических исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительно и сложно.

Несмотря на то, что наставничество как одна из форм работы с молодыми специалистами существует давно, тем не менее, администрация образовательных учреждений нуждается в методической литературе, в которой бы содержался материал о том, как организовать наставничество в школе.

Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

В последнее время все чаще наставничество подменяют другими понятиями: "тьюторство", "коучинг", "менторинг".

В современной педагогике используются два термина: "наставничество" и "тьюторство", последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки.

Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80­х годов прошлого века была разрушена.

Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель.

Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Кроме того, наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Но при назначении наставника администрация образовательного учреждения должна помнить, что наставничество – это общественное поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог­-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся (воспитанников), родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста в совместной работе.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта.

Педагог-­наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

  Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

  • на требования к организации учебного процесса;

  • требования к ведению школьной документации;

  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

  • ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:

  • практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

  • разработки программы собственного профессионального роста;

  • выбора приоритетной методической темы для самообразования;

  • подготовки к первичному повышению квалификации;

  • освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

  • подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Руководитель образовательного учреждения совместно с заместителями, председателем методического объединения (методических кафедр), учителем­ - наставником, выстраивая систему работы с молодыми специалистами, должен осуществлять учет различных траекторий профессионального роста молодого педагога (специализация, дополнительная специальность, должностной рост).

Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт.


Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.


Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности любого руководителя. Человек становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества.

Руководителю образовательного учреждения следует стремиться к неформальному подходу в обучении педагогической молодежи: обучаюсь – делая; делаю – обучаясь; формировать общественную активность молодых учителей, обучать их объективному анализу и самоанализу. Не следует бояться таких форм работы с молодежью, когда они сами становятся экспертами: присутствуют друг у друга на уроках, посещают уроки своих старших коллег, рефлексируют, обмениваются опытом, мнениями.


  Педагогам­-наставникам необходимо:

  • продолжить работу над учебно­-методической темой по дифференциации обучения;

  • ознакомить молодых педагогов с новыми педагогическими технологиями, активными формами обучения;

  • разработать программу внедрения регионального компонента в образовательный процесс;

  • использовать как оптимальную форму методической работы методические недели;

  • включить в план работы информирование молодых учителей о новых и параллельных программах и учебниках.


Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) имеют новые нетрадиционные или модернизированные:

  • психологические тренинги,

  • творческие лаборатории,

  • психолого-­педагогические деловые игры,

  • диспуты,

  • конкурсы,

  • круглые столы совместно с родителями и учениками,

  • "мозговые штурмы",

  • разработка и презентация моделей уроков,

  • презентация себя как учителя, классного руководителя,

  • защита творческих работ,

  • передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-­мастерами.

Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение аукциона педагогических идей, которые за недостатком практического опыта представляют только теоретический материал. В процессе такого общения учителя отмечают для себя все интересное, что они хотели бы применить в своей работе, но у них возникают вопросы, на которые пока нет ответа. Вот тут и возможно объединение опытных учителей-наставников и молодых педагогов, которые помогут друг другу.

Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки":

  • обязанности классного руководителя

  • организация работы с неуспевающими учащимися;

  • анализ и самоанализ урока;

  • как правильно организовать работу с родителями;

  • методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Администрация школы или учитель­-наставник могут создать портфолио молодого специалиста, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции".



Наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

Этап

Деятельность наставника

Целесообразность

Формы работы

1­й этап – адаптационный

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

Наставник организует диагностическое сопровождение методической работы с молодыми учителями; выявляет проблемы, которые испытывает молодой учитель в начале своей профессиональной деятельности.

посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у молодого учителя педагогических затруднений.

2­й этап – основной (проектировочный)

Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

Определяются "болевые точки" в педагогической деятельности начинающих учителей с целью предупреждения типичных ошибок в обучении, формирования устойчивых принципиальных позиций в проведении урока.

информационные методы (лекции на занятиях "Школы молодого учителя", педагогические чтения и др.); творческие методы решения задач: проблемные, инверсионные, способствующие развитию гибкого, оригинального мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.

3­й этап – контрольно­-оценочный.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Усилия наставников направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Молодой учитель изучает передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, готовит дидактические материалы, дает открытые уроки и др. Совместная работа способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег.

проблемно-деловая игра; рефлексивно-деловая игра; работа в составе творческой группы; лекция, семинар, практическое занятие; педагогические чтения; "педагогический ринг"; ярмарка педагогических идей; просмотр видеофильмов отснятых уроков; групповые и индивидуальные консультации; посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы; педагогические мастерские.


Вывод: Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-­наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Целесообразно также проводить анкетирование молодых педагогов. Цели анкетирования:

• выявить положительные стороны в методической работе и наметить проблемы, над которыми нужно работать в следующем году;

• проследить достижения молодых педагогов по самообразованию, обновлению содержания образования для составления банка данных успешности работы;

• выявить степень участия молодых педагогов в реализации единой методической темы школы


Примерный план работы наставника

п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма отчетности

Отметка наставника о выполнении

1.

 

- Оказание помощи в составлении рабочих программ по предмету, корректировке календарно-тематическое планирования и составление плана в закрепленных классах;

- Проведение инструктажа по оформлению классного журнала, журналов индивидуально-групповых, факультативных и кружковых занятий

 Инструктаж о ведении школьной документации.

Нормы оценивания знаний учащихся.


Оказание помощи в проведении молодыми специалистами родительских собраний, посещение собраний у наставника, их анализ

Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи.

август





сентябрь

 календарно-тематическое планирование

 


 Памятка по заполнению классного журнала

 

 

2.

- Выбор темы по самообразованию;

- Организация уроков молодого специалиста учителем – наставником с целью оказания ему методической помощи

- Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей»

Собеседование с молодыми специалистами по оформлению отчетной документации по итогам I четверти

октябрь

 Список учебно-дидактического материала



Памятка по ведению и оформлению дневников и тетрадей.

 

 

3.

 

- Участие в заседании методического объединения;

- Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

- Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета

- Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию

Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи.

Консультация: Анализ и самоанализ урока

ноябрь

Протокол ШМО


Выработка рекомендаций

 

Список литературы

 

 

 

4.

 

- Общие вопросы методики проведения внеурочных  мероприятий 

 по предмету с учащимися

- Анализ работы за первое полугодие

декабрь

Выработка рекомендаций

 

Промежуточный отчет

 

5.

 

- Участие в заседании методического объединения

Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи.

Отчет молодых специалистов о работе по теме самообразования.

Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи

январь

Протокол ШМО


 

6.

 

- Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы

Посещение уроков молодых специалистов с целью оказания методической помощи, их анализ.

февраль


 

7.

 

- Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования)

- Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися

март

Протокол ШМО


Презентация

Сценарий мероприятия

 

 

8.

- Консультация «Правила работы с личными делами учащихся»

- «Планирование урока. Самоанализ урока. Работа по организации повторения»

апрель

 

Подбор примеров -  ситуаций (информационный лист)

 

9.

- Отчет молодого специалиста о проделанной работе

- Практическая помощь в оформлении журналов, выставлении итоговых оценок


май

Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе

 

10.

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией,  участие в Педагогических советах, методических совещаниях,  посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп

 в течение года

 

 


4. Муниципальное методическое объединение молодых специалистов организует свою деятельность на основе запросов молодых специалистов. Рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы, которые помогают молодым специалистам повысить свое профессиональное мастерство в проведении современного урока, изучении современных образовательных технологий и методов обучения. Муниципальное методическое объединение молодых специалистов готовит молодых специалистов к участию в профессиональном конкурсе «Педагогический дебют»:

Тренинг «Настраиваемся на конкурс»











Приложение 1

АНКЕТА для молодых педагогов

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

-Да -Нет -Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?________________________________________


3. В каких направлениях организации учебно-­воспитательного процесса вы испытываете трудности?

  • в календарно­-тематическом планировании

  • в проведении уроков

  • в проведении внеклассных мероприятий

  • в общении с коллегами, администрацией

  • в общении с учащимися, их родителями

  • другое (допишите) _________________________________________________________


4. Представляет ли для вас трудность:

  • формулировать цели урока

  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

  • мотивировать деятельность учащихся

  • формулировать вопросы проблемного характера

  • создавать проблемно­-поисковые ситуации в обучении

  • подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

  • активизировать учащихся в обучении

  • организовывать сотрудничество между учащимися

  • организовывать само­ и взаимоконтроль учащихся

  • организовывать своевременный контроль и коррекцию ЗУН учащихся

  • развивать творческие способности учащихся

  • другое (допишите)__________________________________________________________


5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • cамообразованию

  • практико-ориентированному семинару

  • курсам повышения квалификации

  • мастер-­классам

  • творческим лабораториям

  • индивидуальной помощи со стороны наставника

  • предметным кафедрам

  • школе молодого специалиста

  • другое (допишите)_________________________________________________________


6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

  • типы уроков, методика их подготовки и проведения

  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

  • приемы активизации учебно­-познавательной деятельности учащихся

  • учет и оценка знаний учащихся

  • психолого-­педагогические особенности учащихся разных возрастов

  • урегулирование конфликтных ситуаций

  • формы работы с родителями

  • формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

  • другое (допишите)______________________



Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ


1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым учащимся поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6. Мотивируя оценку знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.

Приложение 3

Рекомендации по работе с учащимися, имеющими низкую мотивацию в обучении.


У хорошего учителя не может быть учащихся с низкой мотивацией в обучении.

Учитель в том случае, если ученик не проявляет интереса к его предмету, или по какой-либо причине не проявляет познавательной активности, или запустил материал, или не поспевает за темпом, или у него происходят какие-то важные таинственные отвлекающие обстоятельства – во всех этих и других не менее значимых случаях учитель просто перестает ставить этому ученику неудовлетворительные отметки и вместе с классом старается вывести ученика на достойный и соответствующий его способностям и интересам уровень. Если ученик не находится в конфликте со школой и с учителем, то смысл индивидуализации образования видится в том, чтобы работать с такими учениками в рамках совместно разработанной и принятой учеником, учителем, родителями программы выведения ученика на обязательно необходимый уровень.

Каждый учитель должен ответить себе на следующие вопросы:

- Отметки «1», «2», «3» поставлены за неподготовленное домашнее задание или за отсутствие знаний по предмету? Или…? Или…? Или…?

- Если отметки «1», «2», «3» поставлены за отсутствие знаний по предмету, то при следующем опросе эта отметка, по-видимому, повториться?

- Однако значит ли это, что в четверти у учеников, которые не знают предмет, будет поставлена отметка «1», «2», «3»?

- Не является ли неудовлетворительная отметка прежде всего дисциплинарным фактором, показывающим несостоятельность учителя?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!