Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шумячская средняя школа имени В.Ф.Алешина»
План
работы с одарёнными детьми по
биологии
(2018-2022 учебный год)
Учитель биологии Василенкова Ольга Владимировна
План работы
№ п/п | Тема занятия | Дата исполнения | Исполнитель |
1 | Оценка знаний, умений обучающегося (входной контроль, анкетирование) | Сентябрь | Учитель биологии |
2 | Постановка задач на самореализацию ребёнка: -участие в олимпиадах на школьном и муниципальном уровнях; -участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсах | Сентябрь-декабрь Ежемесячно | Учитель биологии |
3 | Тренинги (воссоздающие воображение, ассоциативное мышление) | В течение года | Учитель биологии |
4 | Оказание помощи в создании условий для соблюдения правильного режима дня | Ежедневно | Родители |
5 | Работа по прогнозированию сферы успешного применения знаний и оценке достижений | В течение года | Учитель биологии |
6 | Мониторинг развития творческого интереса | В течение года | Учитель биологии |
7 | Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад и нестандартных заданий по биологии | В течение года | Учитель биологии |
9 | Создание портфолио одарённых детей | В течение года | Учитель |
Цели
1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высокими творческими способностями.
2. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.
3. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.
Задачи
1.Выбор рациональных форм управления творческой деятельностью обучающихся.
2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.
3.Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.
Принципы
1.Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.
2.Акцент на решающую роль теории.
3.Развитие у обучающихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
4.Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
5.Поддержание интереса, любознательности.
6.Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности.
Методы
Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.
Основные направления работы
I. Разработка учебных и дополнительных образовательных программ.
II. Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
III.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.
IV. Развитие творческих способностей учащихся.
Основные мероприятия по реализации программы
I.Диагностика:
1.Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.
2.Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 5 по 11 классы по определению творческих способностей; банка данных талантливых детей.
3.Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
5.Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.
6.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:
1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
3.Предоставление творческих дней для подготовки к конкурсам.
9.Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
III. Развитие творческих способностей:
1.Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению конкурсов.
2.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1.Создание постоянно действующих стендов-выставок творческих достижений обучающихся.
2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).
3.Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
Ожидаемые результаты:
- Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого уровня.
- Формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.
- Количественные показатели успешности обучающихся (конкурсы).
Пояснительная записка
В настоящее время развитие творческой одаренности обучающихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.
Многие одарённые дети, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитываются в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми. Б. М. Теплов определил деятельностный подход выявления одарённости (по результатам, успехам в какой-либо деятельности), при этом одарённость поделил на общую (к широкому спектру деятельности) и специальную (к определённому виду деятельности). И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. А.М. Матюшкин положил в основу развития одарённости творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся в процессе его взросления. Признаками одарённости считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. Н.С. Лейтенес в основу формирования и роста способностей положил социальную среду, в которой исключительные задатки могут как развиваться, так и деградировать.
В последние года возникла актуальная необходимость выработки единого подхода к работе с одарёнными детьми, определения общих положений, с которыми, в целом, согласны представители самых разных течений в исследовании и развитии проблемы работы с одарёнными детьми. Такая попытка была предпринята в 1998 году авторским коллективом по созданию «Рабочей концепции одарённости» по заказу Министерства общего и профессионального образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети». Концепция дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одарённости.
Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Талант и одарённость могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. Становление одарённости возможно через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве задатков.
В сфере образования традиционно большое внимание уделяется академической одарённости. При этом, наряду с общей интеллектуальной академической одарённостью выделяют специальные виды одарённости (музыкальную, художественную, хореографическую, вокальную, социальную, лидерство и т.п.). Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения (потенциальная одарённость) в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности. Во внимание необходимо принимать и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.
Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.
Цель: создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей.
Задачи:
Изучение приемов целенаправленного наблюдения и диагностики учащихся.
Создание условий для совершенствования способностей обучающихся через включение в самостоятельную деятельность.
Совершенствование форм работы с одаренными детьми.
Совершенствовать формы, методы работы с одаренными детьми на уроке.
Участие детей в конкурсах.
Включение родителей в работу с одаренными детьми.
Список одаренных детей
№ | Ф.И.обучающегося | Класс | Направление |
1. | Козлова Мария | 11 | Биология |
2. | Сафронова Мария | 11 | Биология |
3. | Тиханкова Алина | 6 | Биология |
4. | Бадалян Артём | 9 | Биология |
5. | Филимонова Карина | 8 | Биология |