СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными детьми по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Выбор рациональных форм управления творческой деятельностью обучающихся.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3.Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными детьми по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа имени В.Ф.Алешина»

План

работы с одарёнными детьми по

биологии

 

(2018-2022 учебный год)

Учитель биологии Василенкова Ольга Владимировна


               

                                               План работы

п/п

Тема занятия

Дата исполнения

Исполнитель

1

Оценка знаний, умений обучающегося (входной контроль, анкетирование)

Сентябрь

Учитель биологии

2

Постановка задач на самореализацию ребёнка:

-участие в олимпиадах на школьном и муниципальном уровнях;

-участие в школьных, муниципальных, региональных, всероссийских творческих конкурсах

Сентябрь-декабрь

Ежемесячно

Учитель биологии

3

Тренинги (воссоздающие воображение, ассоциативное мышление)

В течение года

Учитель биологии

4

Оказание помощи в создании условий для соблюдения правильного режима дня

Ежедневно

Родители

5

Работа по прогнозированию сферы успешного применения знаний и оценке достижений

В течение года

Учитель биологии

6

Мониторинг развития творческого интереса

В течение года

Учитель биологии

7

Создание банка электронных материалов заданий предметных олимпиад и нестандартных заданий по биологии

В течение года

Учитель биологии

9

Создание портфолио одарённых детей

В течение года

Учитель

 Цели

1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высокими творческими способностями.

2. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

3. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Задачи

1.Выбор рациональных форм управления творческой деятельностью обучающихся.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3.Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.

Принципы

1.Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2.Акцент на решающую роль теории.

3.Развитие у обучающихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4.Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5.Поддержание интереса, любознательности.

6.Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности.

Методы

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

Основные направления работы

I. Разработка учебных и дополнительных образовательных программ.

II.  Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

III.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

IV.  Развитие творческих способностей учащихся.

Основные мероприятия по реализации программы

I.Диагностика:

1.Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.

2.Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 5 по 11 классы по определению творческих способностей; банка данных талантливых детей.

3.Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.

5.Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

      II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

3.Предоставление творческих дней для подготовки к конкурсам.

9.Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

       III. Развитие творческих способностей:

1.Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению конкурсов.

2.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий;

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1.Создание постоянно действующих стендов-выставок творческих достижений обучающихся.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3.Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

Ожидаемые результаты:

- Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого уровня.

- Формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.

- Количественные показатели успешности обучающихся (конкурсы).

                        Пояснительная записка

В настоящее время развитие творческой одаренности обучающихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Многие одарённые дети, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитываются в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми. Б. М. Теплов определил деятельностный подход выявления одарённости (по результатам, успехам в какой-либо деятельности), при этом одарённость поделил на общую (к широкому спектру деятельности) и специальную (к определённому виду деятельности). И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. А.М. Матюшкин положил в основу развития одарённости творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся в процессе его взросления. Признаками одарённости считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. Н.С. Лейтенес в основу формирования и роста способностей положил социальную среду, в которой исключительные задатки могут как развиваться, так и деградировать.

В последние года возникла актуальная необходимость выработки единого подхода к работе с одарёнными детьми, определения общих положений, с которыми, в целом, согласны представители самых разных течений в исследовании и развитии проблемы работы с одарёнными детьми. Такая попытка была предпринята в 1998 году авторским коллективом по созданию «Рабочей концепции одарённости» по заказу Министерства общего и профессионального образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети». Концепция дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одарённости.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Талант и одарённость могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. Становление одарённости возможно через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве задатков.

В сфере образования традиционно большое внимание уделяется академической одарённости. При этом, наряду с общей интеллектуальной академической одарённостью выделяют специальные виды одарённости (музыкальную, художественную, хореографическую, вокальную, социальную, лидерство и т.п.). Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения (потенциальная одарённость) в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности. Во внимание необходимо принимать и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Цель: создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей.

Задачи:

Изучение приемов целенаправленного наблюдения и диагностики учащихся.

Создание условий для совершенствования способностей обучающихся через включение в самостоятельную деятельность.

Совершенствование форм работы с одаренными детьми.

Совершенствовать формы, методы работы с одаренными детьми на уроке.

Участие детей в конкурсах.

Включение родителей в работу с одаренными детьми.

Список одаренных детей

Ф.И.обучающегося

Класс

Направление

1.

Козлова Мария

11

Биология

2.

Сафронова Мария

11

Биология

3.

Тиханкова Алина

6

Биология

4.

Бадалян Артём

9

Биология

5.

Филимонова Карина

8

Биология



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!