СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа»»

Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация «Смоленский колледж

Международного юридического института»








Программа «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа»


























2023


Содержание


Стр.

  1. Пояснительная записка 3

  2. Организация образовательного процесса по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа» 6

  3. Содержание программы 8

  4. Список используемых источников 10

































  1. Пояснительная записка

Глубокие социальные и экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, непосредственно отражаются на функционировании образовательной системы. Проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение. В современном мире возрастает ценность и значимость образования, постоянно возрастают требования к качеству подготовки выпускника. Все больше требуются специ­алисты, не только обладающие суммой определенных профессиональных знаний и умений, но и имеющие богатый потенциал личностных свойств и качеств, способствующих самоактуализации, самообразованию и саморазвитию обучающихся в процессе дальнейшей профессиональной деятельности и на протяжении всей сознательной жизни.

Кризис, нравственности и социальной ответственности, наблюдаемый в обществе, обнаруживает необходимость выработки новых ценностных ориентиров и форм поведения, пересмотра и нормативного проектирования системы воспитания молодого поколения с учетом нравственных и экологических требований к его функционированию в социальной и природной среде.

Колледж – учреждение среднего профессионального образования, направленное на создание оптимальных условий для личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области обучения, воспитания молодого поколения. Как показывает практика, эффективность данной профессионализации формирующихся юристов напрямую зависит от направленности образовательного процесса колледжа, осуществляемого как преподавателями разных дисциплин, так и преподавателем правовых дисциплин. Основным новообразованием раннего юношеского возраста, типичного для наших студентов, является сформированная у них психологическая готовность к самоопределению.

В свою очередь, эта направленность на самоопределение зависит от развитой способности юношей и девушек к целеполаганию, как одному из важнейших звеньев саморегуляции, позволяющему увидеть собственные содержательно наполненные личностные и профессиональные перспективы будущего.

Согласно данной модели, одним из направлений учебно-воспитательной деятельности является развитие профессиональной мотивации студентов, их общих и профессиональных компетенций, развитие профессиональных качеств личности, применение в практической деятельности профессиональных знаний, умений и навыков.

Все это делает актуальным обращения к проблеме развития мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа, формирование представлений студентов о профессиональной деятельности юриста.

Миссия любого преподавателя заключается в создании условий для развития профессиональной мотивации студентов. В первую очередь интерес к этому направлению определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Таким образом, актуальность выбранного направления внеурочной деятельности связана с кардинальными изменениями в социокультурной и экономической сферах жизни нашего общества.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа, личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области юриспруденции.

Задачи программы:

  • Способствовать адаптация нового набора к условиям обучения и воспитания в колледже.

  • Развитие профессиональной мотивации студента – будущего юриста и формирование у студентов «Я-концепции» как средства профессионального становления.

  • Способствование повышению мотивации у студентов к изучению учебных предметов общей профессиональной направленности.

  • Содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности студентов и педагогическая поддержка в их нелегком вхождении в общественную жизнь.

  • Формирование компетентности в самостоятельной познавательной деятельности.

  • Развитие креативных способностей, сообразительности, коммуникабельности.


2. Организация образовательного процесса по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа»

Работа по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа» включает в себя следующие модули:

1. «Я познаю себя » (диагностическая работа).

2. Информационная работа.

3. Коллективно-творческие дела, конкуры, направленные на развитие мотивации профессиональной деятельности студентов, их профессионального становления.

Планирование работы по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа»:

Наименование разделов (Модулей)

Практика

Кол-во часов

Теория

Кол-во часов

1.

«Я познаю себя» (диагностическая работа)

Раздел 1.- 1 курс

Раздел 2.- 2 курс



4

4





Всего: 8

8


2.

Информационная работа

Раздел 1.- 1 курс

Раздел 2.- 2 курс


2

2


2

2


Всего: 8

4

4

3.

Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной деятельности студентов, их профессионального становления.

Раздел 1.- 1 курс

Раздел 2.- 2 курс








2

4









2



Всего: 8

6

2


Механизмами осуществления программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа» являются:

  • Функционирование органов самоуправления.

  • Дебаты, тренинги.

  • Внеклассные мероприятия, классные часы – размышления, КТД.

  • Общеколледжные мероприятия (традиции колледжа)

  • Педагогическая поддержка каждого студента группы силами самих студентов.

Комплекс необходимых организационно – педагогических условий реализации программы:

  1. Осуществление и поддержка педагогом эффективной и плодотворной работы каждого студента.

  2. Ориентирование на активные формы и методы обучения.

  3. Использование в образовательном процессе нетрадиционных форм обучения и воспитания.

  4. Использование разнообразных форм внеурочной деятельности.

  5. Регулярное проведение научных исследований.

  6. Осуществление экспертизы качества образовательного процесса и качества подготовки выпускника.

Перечисленные модули, механизмы реализации программы, условия характеризует возможности студента решать в условиях воспитания и обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности, а после окончания колледжа успешно включаться в работу по специальности.


3. Содержание программы

1 курс

1 модуль:

«Я познаю себя » (диагностическая работа)

Содержание мероприятий

Сроки проведения

Дифференциально-диагностический опросник: «Я предпочту»

сентябрь

Активизирующий опросник: «Престижная профессия»

ноябрь

Мотивы юридической деятельности (тестирование)

январь

Тренинговое занятие № 1«Познай себя»

март

2 модуль:

Информационная работа

Классный час на тему: «Каким должен быть юрист»

декабрь

Встреча с практикующими юристами, с целью знакомства с будущей профессией

январь

Экскурсия в суд, полицию, ФСИН - знакомство с деятельностью юриста

апрель

3 модуль:

Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной деятельности студентов, их профессионального становления

Внеклассное мероприятие на тему: «Профессиональные качества юриста»

сентябрь

Внеклассное мероприятие на тему: «Профессиональная этика юриста»

ноябрь

Тренинговое занятие «Как избежать конфликтов»

май


2 курс

1 модуль: «Я познаю себя » (диагностическая работа)

Содержание мероприятий

Сроки проведения

Игровое упражнение «Кто есть кто?»

сентябрь

КВИЗ «Кто, что, где?»

ноябрь

Игровое упражнение «Профессия на букву…»

январь

Тренинговое занятие № 2 «Познай себя»

март

2 модуль:

Информационная работа

Помощь в выборе специализации по профессии

сентябрь

3 модуль:

Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной деятельности студентов, их профессионального становления

Тренинговое занятие «Познай своего товарища»

октябрь

Деловая игра: «Встать! Суд идет»

февраль

КВИЗ: «Что, где, когда?»

март


Программа «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа» рассчитана на два года обучения.


4. Список используемых источников

  1. Гирба, Е.Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности [Текст] / Е.Ю. Гирба. – М., 2010.

  2. Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

  3. Леонтьев, А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: ИПЛ, 1971. – 217 с.

  4. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Междунар. гуманит. фонд Знание, 1996.

  5. Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993.

  6. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Флинта, 1998.

  7. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Дело, 1994.

  8. Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие / С.Д. Неверкович; под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Высш. шк., 1995. – 207 с.

  9. Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей [Текст] / Ольшанский В.Б. – М.: Изд-во Онега, 1994.

  10. Пряжников, Н.С. Профориентационная работа в школе и колледже: игры, упражнения, опросники / 8-11 классы, ПТУ, колледж [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Вако, 2006.

  11. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: Учеб. Пособие / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004.

  12. Хиртова, Т.В. Формы профессионального обучения педагогов [Текст] / Т.В. Хиртова. – Волгоград, 2008.

  13. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1982.


Интернет-ресурсы:

  • http://www.pedagogy.ru

  • http://www.inter-pedagogika.ru

  • http://www.psyhoterapevt.ru

http://www.detskiysad.ru

  • http://www.pedagogicheskie-portaly

  • http://www.pedlib.ru



14