Профессиональная образовательная автономная некоммерческая организация «Смоленский колледж
Международного юридического института»
Программа «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа»
2023
Содержание
Стр.
Пояснительная записка 3
Организация образовательного процесса по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа» 6
Содержание программы 8
Список используемых источников 10
Пояснительная записка
Глубокие социальные и экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, непосредственно отражаются на функционировании образовательной системы. Проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большое значение. В современном мире возрастает ценность и значимость образования, постоянно возрастают требования к качеству подготовки выпускника. Все больше требуются специалисты, не только обладающие суммой определенных профессиональных знаний и умений, но и имеющие богатый потенциал личностных свойств и качеств, способствующих самоактуализации, самообразованию и саморазвитию обучающихся в процессе дальнейшей профессиональной деятельности и на протяжении всей сознательной жизни.
Кризис, нравственности и социальной ответственности, наблюдаемый в обществе, обнаруживает необходимость выработки новых ценностных ориентиров и форм поведения, пересмотра и нормативного проектирования системы воспитания молодого поколения с учетом нравственных и экологических требований к его функционированию в социальной и природной среде.
Колледж – учреждение среднего профессионального образования, направленное на создание оптимальных условий для личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области обучения, воспитания молодого поколения. Как показывает практика, эффективность данной профессионализации формирующихся юристов напрямую зависит от направленности образовательного процесса колледжа, осуществляемого как преподавателями разных дисциплин, так и преподавателем правовых дисциплин. Основным новообразованием раннего юношеского возраста, типичного для наших студентов, является сформированная у них психологическая готовность к самоопределению.
В свою очередь, эта направленность на самоопределение зависит от развитой способности юношей и девушек к целеполаганию, как одному из важнейших звеньев саморегуляции, позволяющему увидеть собственные содержательно наполненные личностные и профессиональные перспективы будущего.
Согласно данной модели, одним из направлений учебно-воспитательной деятельности является развитие профессиональной мотивации студентов, их общих и профессиональных компетенций, развитие профессиональных качеств личности, применение в практической деятельности профессиональных знаний, умений и навыков.
Все это делает актуальным обращения к проблеме развития мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа, формирование представлений студентов о профессиональной деятельности юриста.
Миссия любого преподавателя заключается в создании условий для развития профессиональной мотивации студентов. В первую очередь интерес к этому направлению определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
Таким образом, актуальность выбранного направления внеурочной деятельности связана с кардинальными изменениями в социокультурной и экономической сферах жизни нашего общества.
Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа, личностно-профессионального становления студентов - будущих специалистов в области юриспруденции.
Задачи программы:
Способствовать адаптация нового набора к условиям обучения и воспитания в колледже.
Развитие профессиональной мотивации студента – будущего юриста и формирование у студентов «Я-концепции» как средства профессионального становления.
Способствование повышению мотивации у студентов к изучению учебных предметов общей профессиональной направленности.
Содействие максимальному индивидуальному развитию всех сторон личности студентов и педагогическая поддержка в их нелегком вхождении в общественную жизнь.
Формирование компетентности в самостоятельной познавательной деятельности.
Развитие креативных способностей, сообразительности, коммуникабельности.
2. Организация образовательного процесса по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа»
Работа по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа» включает в себя следующие модули:
1. «Я познаю себя » (диагностическая работа).
2. Информационная работа.
3. Коллективно-творческие дела, конкуры, направленные на развитие мотивации профессиональной деятельности студентов, их профессионального становления.
Планирование работы по реализации программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа»:
№ | Наименование разделов (Модулей) | Практика Кол-во часов | Теория Кол-во часов |
1. | «Я познаю себя» (диагностическая работа) Раздел 1.- 1 курс Раздел 2.- 2 курс | 4 4 | |
| Всего: 8 | 8 | |
2. | Информационная работа Раздел 1.- 1 курс Раздел 2.- 2 курс | 2 2 | 2 2 |
| Всего: 8 | 4 | 4 |
3. | Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной деятельности студентов, их профессионального становления. Раздел 1.- 1 курс Раздел 2.- 2 курс | 2 4 | 2 |
| Всего: 8 | 6 | 2 |
Механизмами осуществления программы «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа» являются:
Функционирование органов самоуправления.
Дебаты, тренинги.
Внеклассные мероприятия, классные часы – размышления, КТД.
Общеколледжные мероприятия (традиции колледжа)
Педагогическая поддержка каждого студента группы силами самих студентов.
Комплекс необходимых организационно – педагогических условий реализации программы:
Осуществление и поддержка педагогом эффективной и плодотворной работы каждого студента.
Ориентирование на активные формы и методы обучения.
Использование в образовательном процессе нетрадиционных форм обучения и воспитания.
Использование разнообразных форм внеурочной деятельности.
Регулярное проведение научных исследований.
Осуществление экспертизы качества образовательного процесса и качества подготовки выпускника.
Перечисленные модули, механизмы реализации программы, условия характеризует возможности студента решать в условиях воспитания и обучения задачи, близкие к реальным условиям профессиональной деятельности, а после окончания колледжа успешно включаться в работу по специальности.
3. Содержание программы
1 курс
1 модуль: «Я познаю себя » (диагностическая работа) |
Содержание мероприятий | Сроки проведения |
Дифференциально-диагностический опросник: «Я предпочту» | сентябрь |
Активизирующий опросник: «Престижная профессия» | ноябрь |
Мотивы юридической деятельности (тестирование) | январь |
Тренинговое занятие № 1«Познай себя» | март |
2 модуль: Информационная работа |
Классный час на тему: «Каким должен быть юрист» | декабрь |
Встреча с практикующими юристами, с целью знакомства с будущей профессией | январь |
Экскурсия в суд, полицию, ФСИН - знакомство с деятельностью юриста | апрель |
3 модуль: Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной деятельности студентов, их профессионального становления |
Внеклассное мероприятие на тему: «Профессиональные качества юриста» | сентябрь |
Внеклассное мероприятие на тему: «Профессиональная этика юриста» | ноябрь |
Тренинговое занятие «Как избежать конфликтов» | май |
2 курс
1 модуль: «Я познаю себя » (диагностическая работа) |
Содержание мероприятий | Сроки проведения |
Игровое упражнение «Кто есть кто?» | сентябрь |
КВИЗ «Кто, что, где?» | ноябрь |
Игровое упражнение «Профессия на букву…» | январь |
Тренинговое занятие № 2 «Познай себя» | март |
2 модуль: Информационная работа |
Помощь в выборе специализации по профессии | сентябрь |
3 модуль: Коллективно-творческие дела, конкуры, тренинги, направленные на развитие мотивации профессиональной деятельности студентов, их профессионального становления |
Тренинговое занятие «Познай своего товарища» | октябрь |
Деловая игра: «Встать! Суд идет» | февраль |
КВИЗ: «Что, где, когда?» | март |
Программа «Развитие мотивации профессиональной деятельности студентов в образовательном процессе колледжа» рассчитана на два года обучения.
4. Список используемых источников
Гирба, Е.Ю. Мониторинг качества процесса педагогической деятельности [Текст] / Е.Ю. Гирба. – М., 2010.
Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст] / Н.Ф. Дик.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Леонтьев, А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: ИПЛ, 1971. – 217 с.
Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Междунар. гуманит. фонд Знание, 1996.
Маркова, А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993.
Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Флинта, 1998.
Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал [Текст] / Л.М. Митина. – М.: Дело, 1994.
Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие / С.Д. Неверкович; под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Высш. шк., 1995. – 207 с.
Ольшанский, В.Б. Практическая психология для учителей [Текст] / Ольшанский В.Б. – М.: Изд-во Онега, 1994.
Пряжников, Н.С. Профориентационная работа в школе и колледже: игры, упражнения, опросники / 8-11 классы, ПТУ, колледж [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Вако, 2006.
Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности: Учеб. Пособие / И.С. Сергеев. – СПб.: Питер, 2004.
Хиртова, Т.В. Формы профессионального обучения педагогов [Текст] / Т.В. Хиртова. – Волгоград, 2008.
Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1982.
Интернет-ресурсы:
http://www.pedagogy.ru
http://www.inter-pedagogika.ru
http://www.psyhoterapevt.ru
– http://www.detskiysad.ru
14