Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ И ПОДДЕРЖКЕ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ: «Креативность»
Срок реализации 2020 – 2021 учебный год
Возраст обучающихся 10 – 11 лет
Разработала студентка Ш-32 группы
Субботина Аурика Владиславовна
Ейск 2020 г
ВВЕДЕНИЕ
Образовательная программа Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» разработана:
в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), где дается определение образовательной программы: «Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов»;
в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей № 1725-р;
в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008);
Актуальность программы:
Курс представляет собой совокупность игр, методик и упражнений тренировочного характера. Именно игра, упражнения помогают младшим школьникам легко и быстро раскрыть свои таланты.
Программа занятий направлена на развитие и поддержку творческих способностей учащихся. Данный комплекс занятий может быть использован учителями на уроках, или на внеклассных мероприятиях. Учителя, работающие с одаренными детьми, основное свое внимание должны уделять таким видам активности, которые развивают сложные высшие формы мышления.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по выявлению и развитию способностей:
Выделение необходимых и достаточных условий решения задачи.
Развитие готовности отказаться от прошлого опыта
Развитие способности видеть многофункциональность вещи.
Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения проблемы.
Развитие способности к осознанию стереотипной идеи и освобождению от нее.
Содействие переходу из обычных состояний сознания в необычные.
Взаимодействие волевых, интеллектуальных, и эмоциональных функций.
Обеспечение реалистичного столкновения противоположных понятий, образов, идей.
Стимулирование обучающихся на достижения в учебной, творческой, исследовательской деятельности.
Цель: формирование навыков творческого саморазвития и создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Способствовать снижению внутреннего напряжения.
Способствовать возможности раскрытия чувств детей.
Активизировать ресурсные возможности ребенка.
Повысить креативные возможности детей.
Основные направления реализации программы:
I.Диагностика:
1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности,
доступности, информативной емкости.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по
определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых
детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем
анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей, одаренных обучающихся путем
собеседования.
5. Изучение работы обучающихся на уроке.
6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными
детьми.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению
школьных конкурсов.
2.Проведение школьных конкурсов.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих
приемов:
-творческие ответы;
-выполнение творческих тематических заданий;
-выполнение проблемных поисковых работ;
-приобщение (в различных формах) к работе учителя;
-повышение степени сложности заданий;
-интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой
деятельности:
1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов, обучающихся
(молнии-объявления).
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на
родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
Формы работы с детьми:
наблюдения;
диагностика;
беседы с участниками образовательного процесса;
консультации;
дифференцированные задания;
учебные задания практикоориентированной направленности;
проектная деятельность;
ролевые игры;
предметные олимпиады и конкурсы;
конкурсы, конференции творческого и исследовательского характеров.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.
- повышение качества образования, индивидуализация обучения и
воспитания.
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах,
фестивалях;
- повышение показателей успешности детей на конкурсах
различного уровня, соревнованиях.
- изменение показателей социального статуса, социального интеллекта и
школьной успеваемости.
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей
обучающихся;
Работа с родителями:
психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
информационная среда для родителей;
совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
поддержка и поощрение родителей на уровне школы.
Дата | Тема | Кол-во часов | Форма проведения занятия |
Сентябрь |
02.09.20 | Введение. Выявление уровня развития, внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления у четвероклассников на начало года | 1 | Тестирование |
08.09.20 | Развитие концентрации внимания. Решение логических задач | 1 | Час интеллектуальных состязаний. |
15.09.20 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Час интеллектуальных состязаний |
22.09.20 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | Час головоломок. |
30.09.20 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Час головоломок. |
Всего часов в сентябре | 5 | |
Октябрь |
7.10.20 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | Час вопросов и ответов. |
14.10.20 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 1 | Клуб смекалистых. |
21.10.20 | Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | Турнир мудрейших. |
28.10.20 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Час «Умников-разумников». |
Всего часов в октябре | 4 | |
Ноябрь |
04.11.20 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | Турнир мудрейших |
11.11.20 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Час «Умников-разумников». |
18.11.20 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Интеллектуальный марафон |
25.11.20 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Интеллектуальный марафон. |
Всего часов в ноябре | 4 | |
Декабрь |
2.12.20 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 1 | Турнир любознательных. |
9.12.20 16.12.20 | Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. | 2 | Час вопросов и ответов |
23.12.15 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | Интеллектуальный марафон. |
Всего часов в декабре | 4 | |
Январь |
13.01.21 20.01.21 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | Час мудрейших. |
27.01.21 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | Клуб «Совершенствуй свой разум». |
Всего часов в январе | 3 | |
Февраль |
3.02.21 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Час вопросов и ответов. |
10.02.21 | Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 1 | Клуб «Умные и Смекалистые» |
17.02.21 24.02.21 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 2 | Турнир мудрейших. |
Всего часов в феврале | 4 | |
Март |
03.03.21 | Развитие логического мышления. | 1 | Час умников-разумников. |
10.03.21 | Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Час Славы. |
17.03.21 24.03.21 | Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 1 | Интеллектуальные состязания |
31.03.21 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. | 2 | Клуб «Решай. Смекай. Отгадывай» |
Всего часов в марте | 5 | |
Апрель |
07.04.21 14.04.21 | Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. | 2 | Час умных и находчивых. |
21.04.21 | Поиск закономерностей. | 1 | Час головоломок |
28.04.21 | Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. | 1 | Игра |
Всего часов в апреле | 4 | |
Май |
5.05.21 | Развитие логического мышления. | 1 | Час вопросов и ответов. |
12.05.21 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. | 1 | Интеллектуальный марафон. |
19.05.21 | Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать | 1 | Турнир знатоков. |
26.05.21 | Обобщение. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | Тестирование |
Всего часов в мае | 4 | |
Общее количество часов | 34 | |
Список используемой литературы:
1. Антонова И.Г.Одаренные дети и особенности педагогической работы с
ними / И. Г.
2. Афанасьева В.Н.Дидактика для одаренных детей / В. Н. Афанасьева, Ж. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одаренными детьми /
В. К. Омарова // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 22-28. - Библиогр.: с. 28.
3. Нурахметова К.С.Вспомогательные средства воздействия в развитии
одаренных детей / К. С. Нурахметова// Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С.
122-127.
4. Сатынская А.К. О проблеме разработки учебных программ для
одаренных детей
Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник).
Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску.
НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрасту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.
Интерпретация теста
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
• Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
• Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
• Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
• Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.
Инструкция к тесту
Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить знаком «Х» в колонке «В основном верно». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить знаком «Х» в колонке «Отчасти верно». Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить знаком «Х» в колонке «Нет». Те утверждения, относительно которых вы не можете прийти к решению, нужно пометить знаком «Х» в колонке «Не могу решить».
Делайте пометки к каждому предложению и не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте знак «Х» в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.
Тест
1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.
2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.
3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.
4. Мне не нравится планировать дела заранее.
5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.
6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.
7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.
8. Я никогда не выберу игру, с которой другие незнакомы.
9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.
10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.
11. Мне нравится заниматься чем-то новым.
12. Я люблю заводить новых друзей.
13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.
14. Обычно я не трачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.
15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.
16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.
17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.
18. Я люблю то, что необычно.
19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.
20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.
21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.
22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.
23. Когда я вырасту, мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому неудавалось до меня.
24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.
25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.
26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.
27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.
28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.
29. Я не люблю выступать перед группой.
30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.
31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.
32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.
33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.
34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.
35. Я доверяю свои чувствам, предчувствиям.
36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.
37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.
38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.
39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.
40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.
41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.
42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.
43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.
44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.
45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.
46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.
47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.
48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.
49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.
50. У меня есть много интересных дел как на работе (учебном заведении), так и дома.
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Обработка данных теста
При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре «сырых» показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.
При обработке данных используется либо шаблон, который можно накладывать на лист ответов теста, либо сопоставление ответов испытуемого с ключом в обычной форме.
Ключ к тесту
Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;
• отрицательные ответы: 5, 8, 22, 29, 32, 34;
• все ответы на данные вопросы в форме «может быть» оцениваются в 1 балл;
• все ответы «не знаю» на данные вопросы оцениваются в -1 балл и вычитаются из общей суммы.
Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 2, 3, 11, 12, 19, 27, 33, 37, 38, 47, 49;
• отрицательные ответы: 28;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные ответы: 7, 15, 18, 26, 42, 50;
• отрицательные : 4, 9, 10, 17, 24, 41, 48;
• все ответы в форме «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла)
• положительные: 13, 16, 23, 30, 31, 40, 45, 46;
• отрицательные: 14, 20, 39;
• все ответы «может быть» оцениваются в +1 балл, а ответы «не знаю» – в -1 балл.
В данном случае определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе положительных и отрицательных ответов, оцениваемых в 2 балла, частично совпадающих с ключом ( в форме «может быть»), оцениваемых в 1 балл, и ответов «незнаю», оцениваемых в -1 балл.
Использование этой оценочной шкалы дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 – к воображению, 13 – к способности идти на риск, 13 утверждений – к фактору сложности.
Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный «сырой» балл может быть равен 100, если не отмечены пункты «не знаю».
Если испытуемый дает все ответы в форме «может быть», то его «сырая» оценка может составить 50 баллов в случае отсутствия ответов «не знаю».
Конечная количественная выраженность того или иного фактора определяется путем суммирования всех ответов, совпадающих с ключом, и ответов «может быть» (+1) и вычитания из этой суммы всех ответов «не знаю» (-1 балл).
Чем выше «сырая» оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является; все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.
Могут быть получены оценки по каждому фактору теста в отдельности, а также суммарная оценка. Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая «сырая» оценка) и слабые (низкая «сырая» оценка) стороны ребенка. Оценка отдельного фактора и суммарный «сырой» балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле учащегося.
Методика «Направленность на приобретение знаний»
(Е.П. Ильин)
Дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву (а или б), соответствующую выбранному ответу.
Текст опросника
1. Получив плохую отметку, ты, придя домой:
а) сразу садишься за уроки, повторяя и то, что плохо ответил;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.
2. После получения хорошей отметки ты:
а) продолжаешь добросовестно готовиться к следующему уроку;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не спросят.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой:
а) да; б) нет.
4. Что для тебя учеба:
а) познание нового; б) обременительное занятие.
5. Зависят ли твои отметки от тщательности подготовки к уроку:
а) да; б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения низкой отметки, что ты сделал неправильно:
а) да; б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить домашнее задание от того, выставляют ли за него от
метки:
а) да; б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в учебу после каникул:
а) да; б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает уроков из-за болезни учителя:
а) да; б) нет.
10. Когда ты, перейдя в следующий класс, получаешь новые учебники, тебя интересует, о
чем в них идет речь:
а) да; б) нет.
10. Что, по-твоему, лучше — учиться или болеть:
а) учиться; б) болеть.
11. Что для тебя важнее — отметки или знания:
а) отметки; б) знания.
Обработка результатов
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ к опроснику
О мотивации на приобретение знаний свидетельствуют ответы «а» на вопросы 1-6, 8-11 и ответы «б» на вопросы 7 и 12.
Выводы
Сумма баллов от 0 до 12 свидетельствует о выраженности мотивации на приобретение знаний.
Для определения художественно – творческого развития в процессе оценивания творческой работы обучающегося начального общего образования используется адаптированная методика Н.В.Шайдуровой
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития |
Высокий уровень 3 балла | Средний уровень 2 балла | Низкий уровень 1 балл |
Разработанность содержания образа | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. | Ученик детализирует художественный образ лишь по просьбе учителя | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла |
Эмоциональность созданного образа, предмета, явления | Яркая эмоциональная выразительность. | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности |
Самостоятельность и оригинальность замысла | Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно | Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями | Замысел стереотипный. Ученик изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности. |
Уровень развития воображения | Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа. | Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа | Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо») |
Основываясь на критериях, выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень (18 – 15 баллов): в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень (14 - 10 баллов) характеризуется: ученик испытывает трудности в создании образов; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень (9 - 6 баллов): ученик с помощью учителя затрудняется в создании образов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.