СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития жизнестойкости

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа развития жизнестойкости»

Программа развития жизнестойкости

«От беспомощности к жизнестойкости»

(для юношей и девушек)

Часть II


Раздел III. Творчество как ресурс развития жизнестойкости

Цель: исследовать и задействовать механизм творчества для развития ресурсных компонентов жизнестойкости.


Занятие 6

Созидательное творчество как ресурс развития жизнестойкости


Примерное содержание беседы. Вокруг нас очень много творческих, талантливых людей, которые просто не осознают своих талантов. А ведь талант – это не застывшая субстанция, которая дается человеку раз и навсегда при рождении. Талант может как проявиться, так и исчезнуть в любом возрасте. Яркий тому пример – бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль. Он начал заниматься рисованием примерно в 40 лет, чтобы выйти из тяжелой депрессии с помощью творчества. Однако, рисование настолько захватило его, что он стал рисовать и просто так, в свое удовольствие. Черчилль настолько преуспел в живописи, что его картины с успехом продавались на аукционах. Притом, что он выставлял свои картины под другой фамилией.

Многие люди сами не верят в собственные таланты, позволяя себе только мечтать о том, чтобы эти самые скрытые таланты волшебным образом проявились. Сейчас вам представится возможность побыть волшебником, и представить собственную жизнь так, как вы бы хотели.


Упражнение «Я – волшебник!» (упражнение взято из книги М.А. Одинцовой «Психология жизнестойкости» М.: Флинта, 2015 г.)

Упражнение состоит из семи последовательных этапов.

1. Представьте себе волшебника или волшебницу. Что это за образ, и из какой сказки?

2. Перечислите волшебные качества, которыми наделен Ваш волшебник или волшебница. Чем больше Вы напишите, тем лучше.

3. Сгруппируйте перечисленные характеристики по общим признакам. Должно получиться 5–6 волшебных групп.

4. Дайте обобщенные наименования с использованием метафор тем волшебным группам, которые у Вас получились.

5. Нарисуйте по волшебному символу к каждой обозначенной выше группе.

6. В центре листа бумаги нарисуйте Вашу волшебницу или волшебника, а вокруг нее или него в любой последовательности все группы волшебных качеств в виде символов, которые Вы уже обозначили выше.

7. А теперь представьте себе, что эта волшебница или волшебник – это Вы сами. Войдите мысленно и эмоционально всем своим существом в этот образ. При вхождении в него могут происходить трансформации – это нормально. Что Ваша волшебница или волшебник чувствует? О чем она (он) думает? О чем мечтает?


Обсуждение

Продолжение беседы. В детстве мы очень любили слушать сказки. Но иногда сказка – это не просто повествование о каком-то волшебстве. Авторская сказка, придуманная вами, это еще и «волшебная таблетка», которая помогает найти выход из сложной ситуации. И главная действующая сила авторской сказки – метафора. Создавая собственную сказку, вы незаметно можете выйти за границы собственного «Я», расширить тем самым свое сознание. Соответственно, вы как бы посмотрите на ситуацию другими глазами, под другим углом. Думая о сложной ситуации иносказательно, используя метафоры, вы начинаете видеть другие пути, какими можно разрешить сложную ситуацию, и новое видение, несомненно, придает уверенность в собственных силах. Метафора в мягкой, иносказательной форме помогает определить глубину и сложность ситуации, наметить пути выхода из нее.


Упражнение на дом. Составление собственной сказки. Найдите время, когда вас никто не будет отвлекать, возьмите ручку и бумагу. Придумать сказку и обязательно ее записать, следуя алгоритму:

1. Сказка должна быть отчасти похожа на вашу проблему, но не иметь с ней прямого сходства

2. Сказка должна предлагать позитивные, положительные пути решения проблемы

3. Последовательность сюжета сказки должна быть следующая:

– Жили-были...;

– Однажды... (описание сложной ситуации, конфликта, с которым сталкивается герой, и которая отчасти похожа на вашу проблему);

– и вот тогда... (положительные пути решения проблемы);

 – кульминация сказки (как главный герой решил проблему);

– окончание сказки (обязателен жизнеутверждающий конец);

– уроки сказки.


Записав сказку, необходимо прочитать ее, возможно не один раз, поразмышлять над путями преодоления сложных ситуаций.


На следующем занятии спросите, может, кто-то захочет обсудить свою сказку. Если желающих не найдется, то настаивать не нужно.


Прощание. Пожелание успехов

Занятие 7

Личностный потенциал как фундамент творческого созидания


Примерное содержание беседы. Потенциал – это элемент, относящийся к внутренним ресурсам человека. Это и здоровье, и уровень возбуждения/торможения, уровень преодолевающего поведения, энергетический потенциал. Мало обладать собственным потенциалом – не менее важно осознавать его наличие, понимать свои сильные и слабые стороны. Существует ряд методологических техник, которые позволяют не только диагностировать, но и улучшить собственный личностный потенциал каждого человека, дополнить его.


Упражнение «Точка опоры» (упражнение взято из книги И.Г. Малкиной-Пых «Возрастные кризисы. Справочник практического психолога» М.: Эксмо, 2004 г.)

Каждый участник должен рассказать группе о своих сильных сторонах, на которые он может опираться в трудных ситуациях, что придает ему уверенность в собственных силах. Пусть каждый участник группы расскажет об этих сторонах собственной  личности. Нельзя эти достоинства «брать в кавычки», говорить о них в стиле «да, но...», «если...то». Выступление длится 2 минуты. Даже если участник закончил свою речь раньше, то это все равно его время. Ему могут задавать уточняющие вопросы, но не имеют права давать оценки. А может, эти оставшиеся минуты пройдут в полном молчании. Участники не обязаны объяснять, почему считают те или иные собственные качества точками опоры своей личности.

Обсуждение


Продолжение беседы. Собственные силы можно тренировать и развивать. Поведенческие и эмоциональные реакции – это навык, а любой навык можно развить и укрепить. Любое творчество, в том числе и творчество собственной жизни, опирается на вовлеченность в процесс, контроль этого процесса и принятие риска – то есть готовы ли вы действовать в условиях неопределенности. Все данные составляющие формируют уровень жизнестойкости человека. И у меня для вас радостное известие – все уровни жизнестойкости можно развивать. Но, чтобы понимать, что именно мы хотим развить, нужно определить, что у нас есть. Для этого предлагаю вам определить собственный уровень жизнестойкости.



Упражнение «Жизнестойкость» (Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова) 

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.


Вопросы

Нет

Скорее НЕТ,

чем ДА

Скорее ДА, чем НЕТ

ДА

1

Я часто не уверен в собственных решениях





2

Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела





3

Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели





4

Я постоянно занят и мне это нравится





5

Часто я предпочитаю «плыть» по течению





6

Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств





7

Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня





8

Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня





9

Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо





10

Порой я так устаю, что уже ничто не может меня заинтересовать





11

Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным





12

Я стараюсь быть в курсе всего происходящего вокруг меня





13

Лучше синица в руках, чем журавль в небе





14

Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым





15

Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их





16

Иногда меня пугают мысли о будущем





17

Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь все, что задумал





18

Мне кажется, я не живу полной жизнью, а только играю роль





19

Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете





20

Возникающие проблемы часто кажутся мне неразрешимыми





21

Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш





22

Я люблю знакомиться с новыми людьми





23

Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, он просто не умеет видеть интересное





24

Мне всегда есть чем заняться





25

Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг





26

Я часто сожалею о том, что уже сделано





27

Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен





28

Мне трудно сближаться с другими людьми





29

Как правило, окружающие слушают меня внимательно





30

Если бы я мог, я бы многое изменил в прошлом





31

Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен





32

Мне кажется, жизнь проходит мимо меня





33

Мои мечты редко сбываются





34

Неожиданности дарят мне интерес к жизни





35

Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны





36

Порой я мечтаю о спокойной размеренной жизни





37

Мне не хватает упорства закончить начатое





38

Бывает, жизнь кажется мне скучной бесцветной





39

У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы





40

Окружающие меня недооценивают





41

Как правило, я работаю с удовольствием





42

Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей





43

Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются





44

Друзья уважают меня за упорство и непреклонность





45

Я охотно берусь воплощать новые идеи






Обработка результатов

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3.

«Нет» – 0 баллов;

«Скорее нет, чем да» – 1 балл;

«Скорее да, чем нет» – 2 балла;

«Да» – 3 балла.

Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0. «Нет» – 3 балла;

«Скорее нет, чем да» – 2 балла;

«Скорее да, чем нет» – 1 балл;

«Да» – 0 баллов.


Затем суммируются общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из трех субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.


Ключ к тесту «Жизнестойкость»


Прямые пункты

Обратные пункты

Вовлеченность

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42

Контроль

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39,43

Принятие риска

34, 45

7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36


Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал теста «Жизнестойкости»

Нормы

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

среднее

80, 72

37, 64

29, 17

13, 91

станд. откл.

18, 53

8, 08

8, 43

4, 39


Обсуждение

Прощание. Пожелание успехов

Раздел IV. Постановка целей и осознание смыслов

Цель: расширить представление о своих способностях, определить наиболее перспективные направления развития личности.


Занятие 8

Искусство ставить цели

Примерное содержание беседы. Самое сложное – научиться использовать собственный творческий потенциал для достижения успехов. К сожалению, часто люди не понимают, чего они хотят, чего могут достичь в собственной жизни. И, как говорил Аристотель: «Когда не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным». Таким образом, человек довольствуется в жизни малой ролью, не способен реализовать весь свой потенциал, так как просто не понимает собственных масштабов и возможностей. Отсюда случаются кризисы, которые непонятно, как преодолевать, ведь внешне у человека все в порядке: прекрасная семья, хорошая работа, неплохое здоровье. Но, как говорил А. Маслоу: «Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастны всю жизнь». В наше время, когда основные биологические потребности удовлетворены, несчастны в основном те люди, у кого нет жизненных целей.

Обсуждение


Упражнение «Принимаю ответственность» (упражнение взято из книги И.Г. Малкиной-Пых «Возрастные кризисы. Справочник практического психолога» М.: Эксмо, 2004 г.)

Можно поставить перед собой прекрасную, замечательную цель, но если не нести личную ответственность за ее  выполнение, то цель останется не достигнутой. Сейчас мы поговорим о том, что каждый из нас отвечает лично за качество собственной жизни, за достижение целей. Согласитесь, что мы становимся взрослыми, когда принимаем на себя ответственность. Если нет ответственности – то человек остается инфантильным ребенком, сколько бы лет ему не было на самом деле. Так за что вы отвечаете в своей жизни? За покупку картошки? Мытье полов? Подумайте и запишите все, что считаете нужным. Времени на это 5 минут. Затем обсудите свои записи в группах по 3–4 человека. В каждой группе определите самого ответственного, того, кто аргументированно обоснует, что на сегодняшний момент у него больше ответственности, чем у других.

Обсуждение

Упражнение «Я через 10 лет». Напишите эссе на тему, кем вы себя видите через 10 лет. Кто вы в профессии, какая у вас семья, где вы живете (страна, город, дом), каковы ваши хобби, материальный достаток, интеллектуальный уровень, кто ваши друзья. Затем подумайте, каким образом вы собираетесь достичь задуманного, каковы ваши дальнейшие шаги? Дальнейшие шаги можно тоже записать, а потом подумать, с чего можно начать прямо сейчас.

Примечание: это упражнение можно дать в качестве домашнего задания.


Прощание. Пожелание успехов

Занятие 9

Формула успеха

Примерное содержание беседы. Успех у многих людей ассоциируется со счастьем. Во многих сказках герой, достигнув успеха, автоматически достигал счастья и процветания. Точного определения успеха не существует, однако, в целом можно сказать, что успех есть удачное достижение цели в каких-либо значимых делах, общественное признание. Но, прежде всего успех – это результат действия. Ведь можно бояться, плакать, жаловаться на судьбу, но при этом действовать и добиваться успеха. И следует помнить, что успех не всегда приходит сразу. В нашей жизни происходит как раз наоборот – успех достигается вопреки обстоятельствам.

Обсуждение


Упражнение «Я смог» (упражнение взято из книги И.Г. Малкиной-Пых «Возрастные кризисы. Справочник практического психолога» М.: Эксмо, 2004 г.). Работа в малых группах.

Участники разбиваются на группы по 3–4 человека и рассказывают какую-либо историю из собственной жизни, как они смогли преодолеть трудные обстоятельства и добиться хорошего результата. Почему получилось? Какие твои личные качества/действия помогли тебе добиться желаемого?

Обсуждение. Есть ли в рассказанных историях общие механизмы достижения успеха?


Упражнение «Мои планы». Заполнить таблицу и обсудить ее. Например, хорошая работа в будущем. Какие средства достижения необходимы для этого? Когда именно приступать к действиям? Последовательность действий?


Что делать (цель)

Сроки выполнения

Средства достижения

1




2




...





Обсуждение

Рефлексия по итогам курса Прощание, пожелание успехов