РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей социально-гуманитарных и филологических дисциплин (протокол №1 от 28.08.2020г.) | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ____________А.Н.Ошмарин 31.08.2020г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Изумрудновская школа» _____________Л.И.Липеха Приказ от 31.08.2020г.№ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
КЛАСС 9
на 2020/2021 учебный год
Программу составила:
Сачьян Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
специалист
с. Изумрудное, 2020
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями);
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию (5-9 класс);
Авторской программы «Русский язык. 5 - 9 классы общеобразовательной школы» (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская);
Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Изумрудновская школа»;
Методических рекомендаций об особенностях преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2020-2021 учебном году.
Программа ориентирована на использование учебника: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 151 с.: ил. – ISBN 978-5-09-047205-0.
Цели изучения учебного предмета:
Главная цель – формирование у учащихся способностей к адаптации в современном мире, воспитание у них речевой культуры и обучение языковой грамотности, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
-понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
-понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка;
-уважительное отношение к родному языку;
-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
-стремление к речевому самосовершенствованию;
-формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
-самостоятельно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
-самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
-самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
-владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-самостоятельно уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
-уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
-оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы.
Предметные
Ученик научится:
-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
-владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
-адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
-использовать знание алфавита при поиске информации;
-различать значимые и незначимые единицы языка;
-проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
-классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
-членить слова на слоги и правильно их переносить;
-определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
-опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
-проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
-проводить лексический анализ слова;
-опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
-опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
-проводить морфологический анализ слова;
-применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
-находить грамматическую основу предложения;
-распознавать главные и второстепенные члены предложения;
-опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
-проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
-соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
-опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
-использовать орфографические словари.
Ученик получит возможность научиться:
-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-опознавать различные выразительные средства языка;
-писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
-участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
-использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Восстановительное повторение. Введение. (28 часов) Международное значение русского языка .Язык и культура Русский язык как развивающееся явление. Словарный состав русского языка Русский язык-язык художественной литературы. Художественно-публицистический стиль, его языковые особенности
Сложное предложение (10 часов)
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения (14 часов)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненные предложения (38 часов)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.
Бессоюзные сложные предложения (20 часов)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Сложные предложения с различными видами связи (10 часов)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь.
Повторение (16 часов)
Фонетика и графика. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела/темы | Количество часов | Контр. раб. | Контр. дикт. | Контр. соч. | Контр. изл. | Р.р. |
1 | Восстановительное повторение. Введение | 28 | | 1 | 1 | 1 | 9 |
2 | Сложное предложение | 10 | | | | | 2 |
3 | ССП | 14 | 1 | | | | 1 |
4 | СПП | 38 | 1 | | 1 | 1 | 5 |
5 | БСП | 20 | | | 1 | | 2 |
6 | Сложное предложение с разными видами связи | 10 | | | | | 2 |
7 | Повторение | 16 | 1 | 1 | | | |
| ИТОГО | 136 | 3 | 2 | 3 | 2 | 21 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Сроки выполнения | Тема урока |
план | факт |
Восстановительное повторение. Введение(28часов) |
| | | Международное значение русского языка |
| | | Язык и культура |
| | | Основные формы существования национального русского языка. |
| | | Русский язык как развивающееся явление |
| | | Русский язык в современном мире. Факты, влияющие на развитие русского языка |
| | | Словарный состав русского языка |
| | | Развитие словарного состава русского языка |
| | | Входная контрольная работа № 1(диктант с грамматическим заданием) |
| | | Работа над ошибками. Официально-деловой стиль |
| | | Р. р №1 Приемы сжатия текста |
| | | Р.р№2 Сжатое изложение текста |
| | | Р.р№3 Языковой анализ текста |
| | | Р.р.№4 основные жанры официально-делового стиля |
| | | Русский язык-язык художественной литературы |
| | | Особенности языка художественной литературы |
| | | Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и использование их в речи |
| | | Р.р.№5 речеведческий анализ художественного текста |
| | | Р.р.№6 Подготовка к контрольному изложению текста художественного стиля речи |
| | | Контрольное изложение текста художественного стиля речи №1 |
| | | Р.р. №7 Языковой анализ текста. Работа над ошибками |
| | | Грамотность и фактическая точность речи |
| | | Художественно-публицистический стиль, его языковые особенности |
| | | Чтение и его виды |
| | | Композиционная структура текста |
| | | Р.р. №8 подготовка к сочинению-рассуждению по тексту |
| | | Контрольное сочинение №1 по тексту |
| | | Р.р.№9 языковой анализ. Работа над ошибками |
| | | Композиционная стройность сочинения |
Сложное предложение (10часов) |
| | | Понятие о сложном предложении |
| | | Классификация типов сложных предложений |
| | | Р.р. №10 Речеведческий анализ текста |
| | | Практикум. Сложные предложения и их классификация |
| | | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения |
| | | Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения |
| | | Понятие о союзной и бессоюзной связи |
| | | Бессоюзные и союзные предложения |
| | | Р.р. №11 подробное устное изложение текста повествовательного характера |
| | | Повторение изученного. Практикум по теме «Сложное предложение». |
Сложносочинённое предложение (14 часов) |
| | | Понятие о сложносочиненном предложении |
| | | Р.р.№12 приемы сжатия текста. Письменное сжатое изложение |
| | | Понятие о строении сложносочиненного предложения |
| | | Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения |
| | | Средства связи частей сложносочинённого предложения |
| | | Виды сложносочинённых предложений |
| | | Интонационные особенности сложносочиненных предложений с разными типами смысловых отношений между частями |
| | | Знаки препинания в сложносочинённых предложениях |
| | | Пунктуация в сложносочиненном предложении |
| | | Синтаксический разбор сложносочинённого предложения. |
| | | Повторение темы «Сложносочиненное предложение» |
| | | Контрольная работа № 1 по теме «Сложносочиненное предложение» |
| | | Работа над ошибками |
| | | Пунктуационный разбор сложносочиненного предложения |
Сложноподчинённое предложение(38 часов) |
| | | Понятие о сложноподчиненном предложении |
| | | Союзы и союзные слова |
| | | Отличие союзных слов от союзов |
| | | Р.р.№13 сочинение –описание репродукции картины В. Серова «Портрет Ермоловой» |
| | | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
| | | Пунктуация сложноподчиненного предложения |
| | | Классификация сложноподчиненных предложений |
| | | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными |
| | | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточными определительными |
| | | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными |
| | | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточными изъяснительными |
| | | Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. |
| | | Р.р.№14 устный рассказ |
| | | Сложноподчиненные предложения с придаточными места |
| | | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины |
| | | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели |
| | | Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия |
| | | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки |
| | | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными |
| | | Р.р15 подготовка к контрольному сочинению на морально-этическую тему |
| | | Контрольное сочинение на морально-этическую тему№2 |
| | | Работа над ошибками. |
| | | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными |
| | | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными |
| | | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными |
| | | Употребление в речи СПП с несколькими придаточными |
| | | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения |
| | | пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения |
| | | Повторение темы «Союзы и союзные слова в СПП» |
| | | Повторение темы «Классификация сложноподчиненных предложений» |
| | | Контрольная работа №2 по теме «Сложноподчиненное предложение» |
| | | Работа над ошибками |
| | | Р.р.№16 устное изложение прочитанного текста |
| | | Р.р.№17 подготовка к контрольному сжатому изложению по тексту художественного стиля |
| | | Контрольное изложение №2 по тексту художественного стиля |
| | | Работа над ошибками |
| | | Повторение темы «Сложноподчиненные предложения» |
| | | Проверочный диктант по теме «СПП» |
Бессоюзное сложное предложение (20 часов) |
| | | Понятие о бессоюзном сложном предложении |
| | | Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. |
| | | Бессоюзные предложения со значением перечисления |
| | | Запятая в БСП |
| | | Точка с запятой в БСП |
| | | Практикум. Запятая и точка с запятой в БСП |
| | | Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения |
| | | Двоеточие в БСП |
| | | Практикум. Двоеточие в БСП |
| | | Бессоюзные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения |
| | | Р.Р. 18 №подготовка к контрольному сочинению – рассуждению |
| | | Контрольное сочинение- рассуждение на морально-этическую тему№3 |
| | | Работа над ошибками |
| | | Тире в БСП |
| | | Практикум. Тире в БСП |
| | | Практическая работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
| | | Работа над ошибками |
| | | Р.Р.№19 устное сочинение-рассуждение по прочитанному тексту |
| | | Повторение по теме «БСП» |
| | | Проверочный диктант по теме «БСП» |
Сложное предложение с разными видами связи (10 часов) |
| | | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи |
| | | Сложные предложения смешанного типа с разными видами синтаксической связи |
| | | Практикум. Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи |
| | | Р.р №20аргумент как часть сочинения по прочитанному тексту |
| | | Р.р. №21сочинение-рассуждение на лингвистическую тему |
| | | Синтаксический разбор сложного предложения с различными видами связи |
| | | Пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи |
| | | Повторение темы «Сложное предложение с разными видами связи» |
| | | Практическая работа по теме «сложное предложение с разными видами связи» |
| | | Проверочный диктант по теме «Сложное предложение с разными видами связи» |
Повторение (16 часов) |
| | | Повторение изученного. Фонетика |
| | | Повторение изученного.Морфология |
| | | Повторение изученного.Служебные части речи |
| | | Повторение . Наиболее сложные случаи орфограмм |
| | | Правописание суффиксов |
| | | О/Ё после шипящих |
| | | Ни НН в суффиксах прилагательных и причастий |
| | | Повторение по разделу «Синтаксис простого предложения» |
| | | Повторение по разделу «Синтаксис сложного предложения» |
| | | Знаки препинания в простом и сложном предложении |
| | | Контрольный диктант с грамматическим заданием»№2 |
| | | Работа над ошибками |
| | | Контрольная работа №3 в формате ОГЭ |
| | | Работа над ошибками |
| | | Повторение изученного |
| | | Повторение и систематизация изученного |