Содержание
1. Пояснительная записка.. .. .. .. .. .. ..1
2. Актуальность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .1
3. Цель программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. ...2
4. Задачи программы.. .. .. .. .. .. .. .. .. 2
5. Реализация программы.. .. .. .. .. .. .4
6. формы взаимодействия с родителями.. .. .. 5
7 .Ожидаемые результаты программы.. .. .. . 8
8.План работы с родителями 2022-2023г.. .. 9
9. Результативность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .11
10. Литература.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. 12
Пояснительная записка
Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьѐй на одно из ведущих мест. Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учѐта интересов и запросов семьи.
Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьѐй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребѐнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьѐй. Часть из них успешно используется в ДОУ (дни открытых дверей, консультации, семинары, папки – передвижки, выставки совместного творчества и т.д.).
Актуальность.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребѐнка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Идеальным вариантом воспитательной работы, и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребенка и педагога, основанное на позитиве. В создании союза родителей и педагога важнейшая роль принадлежит последнему, поэтому перед собой я поставила задачу найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя
содержание и формы педагогического просвещения. Для этого мною разработана программа взаимодействия с родителями воспитанников, которая предполагает создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития.
Цель работы с родителями: создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей в области воспитания, привлечение родителей к активному участию в деятельности группы.
Задачи: 1Устанавливание партнѐрских отношений между педагогами, детьми и родителями.
2Планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей.
Практическая помощь семье в воспитании детей.
Организация пропаганды положительного опыта общественного
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность детского сада,
группы.
Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду.
Во-первых они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решение. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют ее с уже имеющимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью.
связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия, право на участие в планировании и формировании содержания программы.
РЕАЛИАЦИЯ РОГРАММЫ
Основные приоритеты и направления работы с семьями воспитанников:
Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и
образованию детей.
Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и
родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
Установление правильных взаимоотношений на основе
доброжелательной критики и самокритики.
Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к
работе с семьями.
Создание благоприятных условий для повышения педагогической и
психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей
дошкольного возраста. соответствии с Законом «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 44.1) родителя являются первыми педагогами,
они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка
раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция ДОУ в работе с семьей.
основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, т.е.
совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности, совместное планирование предстоящей деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.
Инициатором установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе.
основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
Открытость детского сада для семьи.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня не приносит положительные результаты. Гораздо эффективнее создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми ,но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,
быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.
Для реализации программы использую следующие формы взаимодействия с родителями.
Информационно – аналитическое направление.
целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с еѐ членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Сбор информации о семьях.
психологический микроклимат, стиль воспитания;
семейные традиции, увлечения членов семьи;
2.Распространение информации о работе детского сада:
-выявление стратегии взаимодействия с семьями.
-родительские собрания.
Анализ информации.
Сбор информации о ребенке:
индивидуальные особенности ребѐнка (личностные, поведенческие,
общения);
ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы;
выявление детей , требующих повышенного внимания (дети детского дома,
дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).
Просветительская деятельность
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, педагог дополнительного образования, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра).
1.Просветительская деятельность: вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; вопросы воспитания детей дошкольного возраста; формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях.
Организационно-педагогическая деятельность:
обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.);
Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы.
1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ.
2.Просветительская деятельность через наглядную информацию:
3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
4.Социально-нравственное и познавательное развитие:
Организационно-методическая деятельность. результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого
пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Организация культурно-массовых мероприятий.
Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.
Вовлечение родителей в педагогический процесс:
совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.);
благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников,
деревьев; изготовление фигур из снега;
4.Вовлечение детей в творческий процесс:
участие в выставках детско - родительских творческих работ (рисунки,
поделки);
Реализация образовательного процесса детского сада
Целью этого направления является проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребѐнка (понимание потребностей ребѐнка); готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их помощи по хозяйственным вопросам.
1.Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах с учетом возрастных особенностей детей.
2.Организация работы родительских комитетов по группам.
3.Создание общего родительского комитета.
4.Использование профессиональных умений и возможностей родителей в осуществлении ВОП и пополнении МТБ.
Формы работы при реализации программы.
Традиционные:
-Анкетирование родителей
-Памятки
-Буклеты
-Родительское собрание.
-День открытых дверей.
-Консультации (тематические и индивидуальные).
-Семейные праздники.
-Папки – передвижки.
-Выставки совместного творчества.
Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа.
Инновационные:
-Сайт детского сада.
-Проектная деятельность («Птичий город», «Огород на подоконнике»).
-Участие во Всероссийских, Районных конкурсах детского творчества.
Ожидаемые результаты программы.
Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи,
участвующими в воспитании ребѐнка , мероприятий по педагогическому просвещению.
У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребѐнка (понимание потребностей ребѐнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам,
осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребѐнка).
Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми,
педагогами, родителями.
Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей,
родительская компетенция.
Структура программы
Реализация программы рассчитана для работы с семьями детей раннего
возраста (дети 2-3 лет).
Рассчитана на 1 год обучения.
Содержание программы реализуется через перспективное планирование, место реализации программы – детский сад.
Перспективный план работы с родителями группы раннего возраста в соответствии с ФГОС (на 2022-2023 учебный год).
3.1 План работы с родителями в группе раннего возраста «СОЛНЫШКО»
Сентябрь
1. Оформление наглядной агитации: режим дня; сетка занятий; «Это интересно», «Уголок здоровья».
2. Индивидуальные беседы с родителями вновь поступающих детей, заключение родительских договоров.
3. Выставка: «Дары осени».
4. Родительское собрание: «знакомство .Адаптация .»
5. Консультация: «Что такое адаптация ».
6. Газета по П. Д. Д.: «Родителям водителям».
7. Анкетирование родителей с целью выявления запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в детском саду.
Октябрь
1. Папка-передвижка: «Самообслуживание в жизни ребёнка»
2. Консультация: «Откуда берутся болезни?»
3. Фотовыставка «Я с бабушкой своею дружу давным-давно» (к дню пожилого человека)
4. Консультация: «Бабушкины рецепты»
5. Памятка по ПДД: «Особенности осенней дороги»
6. Развлечение «В гостях у золотой осени».
Ноябрь
1. Родительское собрание: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
2. Консультация: «Развитие речи детей в процессе наблюдения за природой»
3. Фотовыставка: «Вместе с мамой».
4. Стенгазета: «С Днём Матери»
5. Досуг: «Мамы разные нужны…» (к дню матери)
Декабрь
1. Памятка по ПДД: «Особенности зимней дороги»
2. Привлечение родителей к постройкам из снега на участке.
3. Газета: «А у нас Новый год»
4. Мастер-класс: «Новогодняя игрушка»; Привлечение родителей к совместному украшению группы к празднику, изготовлению костюмов, новогодних подарков.
5. Праздничный новогодний карнавал.
Январь
1. Развлечение «Здравствуй Новый год »
2. Папка-передвижка: «Пожарная безопасность»
3. Консультация: «Чтобы зубы не болели»
4. Консультация: «Внутри семейные отношения и эмоциональное самочувствие ребёнка»
Февраль
1. Папка-передвижка: «Отец как воспитатель»
2. Фотовыставка: «Мой папа самый лучший»
3. Физкультурное развлечение «Папа, дедушка и я – спортивная семья».
4. Анкетирование: «Игра и ребёнок»
5. Семинар-практикум: «Игра с ребёнком в жизни вашей семьи»
Март
1. Выставка рисунков: «Рисуем вместе с мамой (бабушкой, сестрой)»
2. Развлечение «Бабушек и маму очень любим мы».
2. Консультация: «Как надо любить ребёнка»
3. Памятка: «Особенности весенней дороги»
4. Папка-передвижка: «Роль развивающих игр для детей 3-4 лет».
Апрель
1. Развлечение «День смеха».
2. Консультация: «Книга или телевизор?»
3. Газета: «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге»
4. Консультация: «Одежда и здоровье детей»
5. Консультация: «Детские страхи»
Май
1. Консультация: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка».
2. Привлечение родителей к озеленению и благоустройству участков.
3. Анкетирование: «Детский сад: плюсы и минусы»
4. Итоговое родительское собрание в форме устного журнала: «Дом, в котором мы живём»
Июнь-Август
1. Папка – передвижка: «Наблюдения в природе летом»
2. Консультации: «Как организовать летний отдых детей».
«Укусы ос пчёл, шмелей»
«Отравление ядовитыми грибами»
«Отравление ядовитыми растениями»
3. Субботники: Благоустройство участка группы.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования, опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.).
на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной,
подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Список литературы
1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М. А. Васильевой, - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 208с.
2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.
3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.
4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Младшая группа. – М.: ВАКО, 2011. 240 с.
5. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. 187с.
Используемая литература.
1.Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М. 1994, -235 с.
2 . Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. №2. С. 44-49.
3 Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой . 4 Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М.: Педагогическое общество России. 2007. – 96с.