Краевое государственное бюджетное учреждение
«Центр содействия развитию семейных форм устройства «Эчган»
| УТВЕРЖДАЮ: _____________ Директор КГБУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «Эчган» В. В. Ворокосова |
Программа по самообразованию
«Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»
Автор: Трифонова Анжела Алексеевна
Воспитатель 4-ой семейной группы
ГО «п. Палана» 2019 год
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………… стр. 3
Тематическое планирование ……………………………………. стр.10
Содержание программы …………………………………………..стр.11
Календарно-тематическое планирование на 1 год обучения ...стр.15
Календарно-тематическое планирование на 2 год обучения ...стр.19
Календарно-тематическое планирование на 3 год обучения ...стр.22
Условия реализации программы ………………………………..стр. 25
Список литературы ……………………………………………….стр. 28
Приложение № 1……………………………………………………стр.30
Приложение № 2 …………………………………………………стр.34
Приложение № 3 …………………………………………………..стр. 37
Пояснительная записка
«Забота о здоровье детей – это
важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости
детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих ученных России и мира (И. А. Аршавский, Н.Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н.П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровым нового человека 21 века и будущим России.
Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, че взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».
Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведенного центром восстановительного лечения и реабилитации в 2005 году, 86 % молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость- ребенок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребенком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду – главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось бы нам.
Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребенок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приемы уже не срабатываю, а вредные привычки остаются с ребенком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.
Поэтому, работа по формированию навыков ЗОЖ актуальна для детей в условиях детского дома.
Для изучения установок на ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено:
Анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В. (Приложение № 1). По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье.
Диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукерман. (Приложение № 2). По результатам исследования: 9,7% высокий уровень потребности в ощущениях; 65,4% – средний; 24,9% – низкий.
Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов.
Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов. Это определяет необходимость нахождения новых методов и приемов для формирования у воспитанников детских домов установок на ЗОЖ.
Современные профилактические школьные программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиками в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, классный час, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах. Их индивидуальные и психические особенности.
Актуальность темы заключается, прежде всего в формировании общего отрицательного отношения к вредным привычкам, как социально психологическому явлению – разрушителю человеческого счастья и всей личностной структуры. Поэтому была разработана программа «формирования здорового образа жизни у воспитанников детского дома».
Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.
Задачи:
Выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома.
Воспитание у педагогов и детей сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
Формирование у педагогов и детей основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
Пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
Изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;
Знакомство детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;
Повышение уровня правовых знаний, касающихся ответственности воспитанников за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;
Основания для разработки программы
Закон РФ «Об образовании».
Концепция ООН о правах ребенка.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Устав Краевого государственного бюджетного учреждения «Центра содействия развитию семейных форм устройства «Эчган»
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120.
Отличительные особенности данной программы.
Данная программа разработана с учетом воспитания и обучения воспитанников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Планы занятий разработаны с учетом трудностей в обучении, введено много игровых элементов, ролевых игр, экскурсий, конкурсов, акций, творческих проектов.
Программа основывается на следующих принципах обучения:
Принцип сознательности нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье сберегающими мероприятиями приучат детей постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровье сберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности детей, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей у детей является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье сберегающих технологий.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности предполагает в детях высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.
Принцип формирования ответственности у детей за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Программа «Формирования здорового образа жизни у воспитанников детского дома» рассчитана для детей от 7 до 18 лет, реализуется в течении 3 лет, состоит из 3 блоков, 99 тем, 106 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Предполагаемые результаты работы:
высокий уровень развития мотивации детей к сохранению здоровья;
овладение детьми базовыми знаниями и умениями;
освоение детьми эталонов здорового поведения
отрицательное отношение к табак курению и алкоголю;
стремление заботиться о своём здоровье;
уровень нравственной воспитанности;
позитивное взаимодействие с окружающим миром;
снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников;
Снижение процента травматизма.
Критерии результативности усвоения программы:
Знания:
составляющие здоровья;
особенности развития своего организма;
правила личной гигиены и здорового образа жизни;
основные группы питания;
защитные силы организма;
о здоровье сберегающих технологиях;
о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
правила соблюдения режима дня;
правила дорожного движения во время перехода дорог;
правила пользования общественным транспортом;
правила пожарной безопасности;
правила техники безопасности в быту, в природе.
Умения:
ответственно относиться к своему здоровью;
управлять своим эмоциональным состоянием;
соблюдать правила личной гигиены;
ухаживать за кожей, глазами, зубами;
правильно распределять свой рацион питания;
преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
пользоваться общественным транспортом;
соблюдать пожарную безопасность;
соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Навыки:
ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
информированность по вопросам репродуктивного здоровья.
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм, работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | количество часов | формы аттестации |
всего | теория | практика |
1 | Основы здоровья и ЗОЖ | 28 | 9 | 18 | анкетирование |
2 | Секреты здоровья | 38 | 21 | 17 | тестирование, викторина |
3 | Сделай свой выбор | 40 | 20 | 20 | анкетирование |
| Итого: | 106 | 50 | 55 | |
Содержание программы
Данная программа представляет собой систему занятий, включающих познавательный материал в сочетании с физкультурно-оздоровительными комплексами. Материал курса разделен на 6 блоков:
Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.
Теоретическая часть:
Выявить отношение детей к своему здоровью.
Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.
Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня.
Научить детей составлять свой индивидуальный режим дня.
Знакомство с понятиями: утомление, переутомление.
Формирование навыков самостоятельной организации рабочего места, правильной осанки.
Рассказ о том, как нарушение сна влияет на здоровье.
Научить преодолевать негативные эмоции, гнев.
Формировать навыки организации самостоятельной организации отдыха.
Довести до сведения детей информацию о вредном влиянии современной техники на организм человека.
Формировать осознанное отношение к пользованию телевизором, компьютером, чувством меры.
Прививать навыки гигиены жилища.
Довести до сведения детей информацию о том, как зачастую средства массовой информации влияют на здоровье.
Помочь детям предпринять шаги для того, чтобы подружиться с другими людьми и поддерживать дружбу.
Привить навыки поведения в опасных ситуациях, самозащиты.
Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.
Сообщение воспитателя о законах здорового питания, о кулинарии Древней Руси.
Практическая часть:
Анкета по изучению отношения к своему здоровью
Анкета «Режим дня»
Познакомиться с различными комплексами упражнений на снятие утомления.
Упражнения по формированию навыка правильной осанки.
Упражнения на восстановление дыхания.
Конкурс плакатов, конкурс социальной рекламы, оформление стенда.
Работа в группах «Что от тебя зависит, а что нет».
Научить детей постоять за свои права, не ущемляя достоинства других.
Закрепление знаний детей о ЗОЖ – игра по станциям «Народная мудрость», «Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».
Второй блок: «Секреты здоровья» пропаганда здорового образа жизни; обобщить и закрепить знания о пищеварительной системе человека; о питательных веществах; знания о правилах питания человека.
Теоретическая часть:
Довести до сведения детей, какую роль в жизни играет дыхательная гимнастика, релаксационное дыхание.
Ознакомить детей с нормами и правилами гигиены, и о том, как не соблюдение гигиены влияет на здоровье.
Побеседовать с детьми о гигиене питания.
Рассказать, как свет влияет на зрение, о дефектах зрения, как сберечь зрение.
Ознакомить с комплексом упражнений гимнастики для глаз.
Беседа совместно с медицинским работником о чистоте тела и закаливании. Прививать навыки воспитания в себе потребности в личной гигиене.
о том, зачем нужны зубы, что нужно делать, чтобы зубы не болели и не портились, как сохранить и укрепить зубы.
Рассказать о целительных свойствах чистого воздуха, о личной и общественной гигиене. Рассказ о витаминах, в которых нуждается наш организм, в каких овощах и фруктах « живут» витамины.
Рассказ о том, откуда берутся простудные заболевания, воспаление дыхательных путей.
Научить детей, как избежать утомления и переутомления. Рассказ о том, как сберечь свой слух и о его раздражителях.
Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.
Практическая часть:
Научить детей составлять свой индивидуальный режим питания.
Оформление стенда «Правила правильного питания».
Комплекс упражнений «гимнастика для глаз».
Ролевая игра «Этикет приема пищи».
Кроссворд «Витамины», тестирование «Что ты знаешь о витаминах».
Практикум «Нарисовать пищевую пирамиду»
Работа над проектами «Основа здорового питания», «Мой путь к здоровью».
Третий блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.
Теоретическая часть:
Сформировать у воспитанников представление об отрицательном влиянии курения на организм.
Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.
Формирование устойчивого отрицательного отношения к курению.
Определить последствия курения на организм человека.
Формирование негативного отношения к злоупотреблению спиртными напитками.
Закрепить знания детей о влиянии алкоголя и алкоголизма на людей.
Пропаганда ЗОЖ, профилактика курения, алкоголизма, наркомании.
Представление об опасности воздействия вредных привычек на организм человека.
Познакомить воспитанников с последствиями употребления наркотических средств.
Познакомить детей с Уголовным кодексом РФ.
Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье.
Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.
Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.
Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.
Знакомство с законами правовых норм и методами, предпринимаемых правительством против наркотиков.
Выяснить отношение детей к рекламным роликам о табаке и алкоголе.
Практическая часть:
Анкета по выявлению вредных привычек, Анкета «Дорога здоровья», тестирование «Предрасположен ли ты к наркотикам», Анкетирование детей с целью выявления их отношения к ПАВ, Диагностика «потребность в новых ощущениях»
Показать воспитанникам, как вредные привычки влияют на поведение человека и развитие его личности.
Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек «Слабое звено»,
Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!»
Конкурсы рисунков на тему: «Я выбираю жизнь», «Курение – это…», «конкурс карикатуры, конкурсы плакатов,
Игра «Мир без вредных привычек»,
Просмотр видеофильмов о вредных привычках, наркомании.
Календарно – тематическое планирование на 1 год обучения
№ п/п | Дата (месяц) | Название раздела, темы | Форма занятий | Количество часов | Форма подведения итогов |
Всего | Теория | Практика |
I | Основы здоровья и ЗОЖ | 11 | 3 | 8 | Конкурс рисунков, проведение тестирования «Насколько здоровый образ жизни вы ведете?», анкета «Режим дня» |
1 | сентябрь | Анкета для обучающихся по ОЗОЖ. | анкетирование | 1 | | 1 |
2 | сентябрь | «Утомление и переутомление» | показ презентации, упражнения на снятие усталости | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | октябрь | «Рабочее место. Правила посадки. Правильная осанка» | Информационный семинар с игровыми элементами, упражнения на исправление осанки | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | ноябрь | «Сон – лучшее лекарство» | Устный журнал | 1 | 1 | |
5 | декабрь | «Как овладеть своими чувствами и эмоциями» | Дискуссия | 1 | 1 | |
6 | январь | «Режим дня и здоровый организм», анкета «Режим дня» | Занимательный час, анкетирование | 1 | | 1 |
7 | февраль | «Здоровый образ жизни» | Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
8 | февраль | «Как защитить себя от болезней» | Дидактическая игра | 1 | | 1 |
9 | март | «Уроки здоровья» | Викторина | 1 | | 1 |
10 | апрель | «Мы за ЗОЖ» | Ролевая игра | 1 | | 1 |
11 | май | «Путешествие на поезде «Здоровья»» | Познавательно-игровая программа | 1 | | 1 |
II | Секреты здоровья | 12 | 8 | 4 | |
1 | сентябрь | « Режим питания». | Рассказ | 1 | 1 | | |
2 | октябрь | «Гигиена питания» | Рассказ | 1 | 1 | | Оформление газеты «Правила правильного питания», проведение теста-анкеты «ваше здоровье» |
3 | ноябрь | «Правила правильного питания» | Оформление стенда | 1 | | 1 |
4 | декабрь | «Гигиена тела человека» | Беседа-игра | 1 | 1 | |
5 | январь | «Секреты здорового питания» | Беседа-практикум | 1 | | 1 |
6 | февраль | «Утренняя зарядка» | Беседа | 1 | 1 | |
7 | февраль | «Учимся правильно дышать» | Беседа-практикум | 1 | 1 | |
8 | март | «Наши друзья – вода и мыло» | Лекторий | 1 | 1 | |
9 | апрель | «Чтобы зубы не болели» | Рассказ | 1 | 1 | |
10 | апрель | «Осанка – стройная спина» | Беседа | 1 | 1 | |
11 | май | «Самые полезные продукты» | Игра | 1 | | 1 |
12 | май | Обобщение по разделу. «Секреты здоровья» | Викторина | 1 | | 1 |
| | | | | |
3 | Сделай свой выбор | 13 | 8 | 5 | |
1 | сентябрь | Анкета по изучению отношения к курению | Проведение анкетирования | 1 | | 1 | Анкета по выявлению вредных привычек, конкурс рисунков «Курение-это», конкурс рисунков «Я выбираю жизнь!» |
2 | сентябрь | «Курение – одна из вредных привычек». | Рассказ | 1 | 1 | |
3 | октябрь | «Тренинг здорового образа жизни». | Диалог | 1 | 1 | |
4 | ноябрь | «Коварная сигарета». | Диспут | 1 | 1 | |
5 | ноябрь | «Влияние алкоголя на организм человека» | Информационно-исследовательское занятие | 1 | 1 | |
6 | декабрь | «Каково твоё мнение?» | Дискуссия о наркотиках | 1 | 1 | |
7 | январь | «Курение-это» | Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
8 | январь | «Мир без вредных привычек» | Игра | 1 | | 1 |
9 | февраль | «Наркомания страшная болезнь 21 века» | Беседа | 1 | 1 | |
10 | март | «Мы в ответе за будущее» | Профилактическая беседа о ВИЧ | 1 | 1 | |
11 | март | «Скажи никотину – НЕТ!» | Познавательно-игровая программа | 1 | | 1 |
12 | апрель | «Нет – вредным привычкам» | Видеоролик | 1 | 1 | |
13 | май | «Я выбираю жизнь!» | Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
14 | | | Итого: | 36 | 19 | 17 | |
Календарно – тематическое планирование на 2 год обучения.
№ п/п | Дата (месяц) | Название раздела, темы | Форма занятий | Количество часов | Форма подведения итогов |
Всего | Теория | Практика |
I | Основы здоровья и ЗОЖ | 8 | 3 | 6 | |
1 | сентябрь | «Как организовать свой отдых после уроков» | Беседа – размышление | 1 | 1 | | Конкурс социальной рекламы «Мы выбираем ЗОЖ», проведение теста-анкеты «Мы за ЗОЖ» |
2 | октябрь | «Рекламно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека» | Информационное сообщение с элементами беседы | 1 | 1 | |
3 | ноябрь | «Гигиена воздуха, невидимые враги в воздухе» | Беседа | 1 | 1 | |
4 | декабрь | «Мы выбираем ЗОЖ» (плакаты) | Конкурс социальной рекламы | 1 | | 1 |
5 | январь | «Про витамины» | Конкурс-викторина | 1 | | 1 |
6 | февраль | «Скажи жизни - «ДА!» | Интерактивная игра | 1 | | 1 |
7 | март | «Чистота – залог здоровья!» | Игровая программа | 1 | | 1 |
8 | апрель | «Здоров будешь – все добудешь!» | Конкурсно-познавательная игра | 2 | | 2 |
II | Секреты здоровья | 14 | 7 | 7 | |
1 | сентябрь | «Гимнастика для глаз» | Беседа с показом, физкультминутка для глаз | 1 | | 1 | Защита проекта «Основа здорового питания», тест «Наше здоровье в наших руках» |
2 | октябрь | «Гигиена тела. Закаливание» | Беседа за круглым столом | 1 | 1 | |
3 | ноябрь | «Этикет приема пищи» | Игровые ситуации | 1 | | 1 |
4 | декабрь | «Слух - большая ценность для человека» | Лекторий | 1 | 1 | |
5 | январь | «Самовоспитание в личной гигиене» | Дискуссия | 1 | 1 | |
6 | декабрь | «Овощи на твоем столе - обеспечат здоровье на 100 лет» | Познавательная программа | 1 | | 1 |
7 | январь | «Что такое стресс и как с ним справиться?» | Рассказ, практикум | 1 | 1 | |
8 | февраль | «Почему необходимо чистить зубы?» | Диалог | 1 | 1 | |
9 | март | «Основа здорового питания». | Работа над проектом | 2 | | 2 |
10 | апрель | «Очень вкусная еда, но не детская она» | Познавательная программа | 1 | 1 | |
11 | апрель | «Откуда берутся «Грязнули»» | Игра путешествие | 1 | | 1 |
12 | май | Обобщение по разделу. «Учимся не болеть». | Игра | 2 | 1 | 1 |
IV | «Сделай свой выбор» | 14 | 5 | 9 | |
1 | сентябрь | «Что ты знаешь об алкоголе и алкоголизме» | Рассказ, беседа | 1 | 1 | | Конкурс карикатуры «Вредные привычки», оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!», анкетирование детей с целью выявления их отношения к ПАВ, конкурс плакатов «Наркомания – это вред», тест для подростков: «Предрасположен ли ты к наркотикам?» |
2 | сентябрь | «Жизнь без вредных привычек – это реально» | Информационно-исследовательское занятие | 2 | 1 | 1 |
3 | октябрь | «Слабое звено» | Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек | 1 | | 1 |
4 | ноябрь | «Вредные привычки». | Конкурс карикатуры | 1 | | 1 |
5 | ноябрь | «Говорим здоровью – ДА!» | Видеолекторий о вреде никотина | 1 | 1 | |
6 | декабрь | «Полезные и вредные жвачки, газированные напитки, безалкогольные энергетики» | Познавательная тематическая беседа | 1 | 1 | |
8 | декабрь | «Человек без вредных привычек – это человек будущего» | Интерактивная игра | 1 | | 1 |
9 | январь | «Осторожно, наркотики!» | Оформление информационного уголка | 1 | | 1 |
10 | январь | «Наркомания – это вред». | Конкурс плакатов | 2 | | 2 |
11 | март | «Предрасположен ли ты к наркотикам?» | Тест для подростков | 1 | | 1 |
12 | апрель | «Как противостоять вредным привычкам?», | Диспут | 1 | 1 | |
13 | май | Анкетирование детей с целью выявления их отношения к ПАВ. | Анкетирование | 1 | | 1 |
| Итого | 36 | 15 | 22 | |
Календарно – тематическое планирование на 3 год обучения.
№ п/п | Дата (месяц) | Название раздела, темы | Форма занятий | Количество часов | Форма подведения итогов |
Всего | Теория | Практика |
I | Основы здоровья и ЗОЖ | 9 | 3 | 6 | |
1 | сентябрь | «Гигиена жилища» | Беседа – размышление | 1 | 1 | | Конкурс плакатов по пропаганде здорового образа жизни «Я выбираю жизнь!», оформление стенда «Мы за ЗОЖ», анкетирование |
2 | октябрь | «Средства массовой информации и здоровье» | Диалог | 1 | 1 | |
3 | ноябрь | «Как уберечь себя от несчастья» | Практикум | 1 | | 1 |
4 | декабрь | «Режим дня – залог твоего здоровья» | Познавательная программа | 1 | | 1 |
5 | январь | «Правовая встреча» | Тематическая программа | 1 | 1 | |
6 | февраль | «Школа хороших манер» | Игра – викторина | 1 | | 1 |
7 | март | «Я выбираю жизнь!» | Конкурс плакатов по пропаганде здорового образа жизни | 1 | | 1 |
8 | апрель | «Знай свои права» | Информационно-познавательная программа по профилактике правонарушений | 1 | | 1 |
9 | май | «Мы за ЗОЖ» | Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
II | Секреты здоровья | 12 | 6 | 6 | |
1 | сентябрь | «Органы дыхания» | Беседа | 1 | 1 | | Защита проекта по теме «Мой путь к здоровью», тест «Что ты знаешь о витаминах», обобщающая игра «По тропе здоровья» |
2 | октябрь | «Ритм жизни. Утомление и отдых» | Информационное сообщение | 1 | 1 | |
3 | ноябрь | «Пощади свой слух» | Диалог | 1 | 1 | |
4 | декабрь | «Фрукты – лучшие продукты» | Познавательно-игровая программа | 1 | | 1 |
5 | апрель | «Что ты знаешь о витаминах» | кроссворд, тест | 1 | | 1 |
6 | январь | «Путешествие в волшебную страну «Витаминию»» | Игровая программа | 1 | | 1 |
7 | февраль | «Как избежать отравлений» | Игровая программа | 1 | | 1 |
8 | март | «Глаза – главные помощники человека» | Презентация | 1 | 1 | |
9 | апрель | «Мой путь к здоровью». | Работа над проектом | 2 | | 2 |
13 | май | «Как уберечься от ушибов и переломов» | Беседа | 1 | 1 | |
14 | май | Обобщение по разделу. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» | Игра | 2 | 1 | 1 |
IV | «Сделай свой выбор» | 13 | 7 | 6 | |
1 | сентябрь | «Давайте задумаемся» | Рассказ | 1 | 1 | | Анкета «Дорога здоровья», диагностика «Потребность в новых ощущениях», конкурс рисунков, посвященный Дню борьбы со СПИДом |
2 | октябрь | «Дорога здоровья» | Анкетирование | 1 | | 1 |
3 | июнь | «Наркотики» | Диалог | 1 | 1 | |
4 | ноябрь | «Преступность несовершеннолетних и наркомания» | Информационное сообщение | 1 | 1 | |
5 | декабрь | «Потребность в новых ощущениях» | Диагностика | 1 | | 1 |
6 | январь | «Наш стиль – здоровый образ жизни» | Практическое занятие по профилактике вредных привычек | 1 | | 1 |
7 | июль | «Предупрежден – значит защищен» | Профилактическое занятие по предупреждению ВИЧ | 1 | 1 | |
8 | февраль | «Нет – вредным привычкам» | Видеолекторий | 1 | 1 | |
9 | март | «Говорим здоровью – ДА!» | Видеолекторий о вреде никотина и алкоголя | 1 | 1 | |
10 | апрель | «Наркомания и дети» | Просмотр видеофильма | 1 | 1 | |
11 | май | «Дню борьбы со СПИДом» | Конкурс рисунков | 1 | | 1 |
12 | в течение года | Участие в акциях, конкурсах, выставках, соревнованиях | | 2 | | 2 |
| Итого: | | | 34 | 16 | 18 |
Условия реализации программы.
Методы работы: практический, наглядный, словесный, иллюстративно-демонстрационный, логический, гностический.
Дидактическое и техническое оснащение:
Дидактический материал: карточки с заданиями, карточки-опоры, настольная игра «Виды спорта», настольная игра «Азбука движений», дидактическая игра «Полезно-вредно», настольная игра «Спортивное лото», плакаты, игрушки, соответствующая специальная детская литература, видеоподборка материала, подборка презентаций.
Материально-техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, магниты, музыкальный центр, ватманы, альбомы для рисования, цветные карандаши, гуашь, акварель, теннисный стол, принадлежности к игре в дартс, мячи (футбольный, волейбольный), коньки, лыжи, ватрушки.
Формы реализации программы:
познавательно-игровая программа; конкурсная программа; игровая программа; информационно-исследовательское занятие;
тематическая беседа; рассказ; лекция; лекторий; информационное сообщение;
диспут; дискуссия; беседа-игра; беседа-практикум; беседа-рассказ;
круглый стол; игровая ситуация; ток-шоу;
профилактическое занятие; практическое занятие; практикум;
деловая игра; дидактическая игра; ролевая игра; сюжетно-ролевая игра; игра-путешествие; настольная игра; конкурсно-познавательная игра; интерактивная игра;
развлекательные программы; занимательный час; чтение статей;
конкурсы; викторины; КВН; конкурс-викторина;
конкурсы рисунков; оформление стендов; выставки;
анкетирование, тестирование, диагностика;
презентации; проект; кроссворд; просмотр видеофильма;
информационный семинар; устный журнал;
Акция;
Соревнования; эстафеты; подвижные игры; турпоход;
Технологии, методы и приемы. Особенности реализации.
В обобщенном виде применительно к здоровьесозидающемувоспитанию необходимо сочетать образовательные технологии, здоровьесберегающие технологии, методы и приемы воспитания. Выделим следующие технологии и методы:
Личностно-ориентированные технологии, которые предполагают партнерство, равные права всех участников, субъект-субъектные отношения, благоприятный психологический климат, обращение к субъектному опыту, нацеленность на формирование личностной позиции, опыта самопознания, адекватной самооценки, создание «ситуации успеха» и др.
Интерактивные технологии, которые предполагают диалог, обсуждение, открытость позиций, мнений и их безоценочное принятие.
Информационно-компьютерные технологии - использование мультимедийного оборудования, наличие презентаций, поиск и использование дополнительных материалов из Интернета и др. Эти технологии позволяют проводить мероприятия в интерактивном режиме, представлять информацию сжато, корректно, мобильно и т.п.
Здоровьесберегающие технологии - использование арттерапии (музыка, изобразительное искусство), подбор и выполнение упражнений, направленных на укрепление физического и психического здоровья (дыхательные, ритмические, профилактические, релаксационные и др.) с обязательным соблюдением принципа «Не навреди!».
Игровые технологии, которые реализуются в игровых формах некоторых занятий, в игровых примерах, заданиях игрового характера, в игровых сюжетах и образах, в разнообразных мероприятиях игровой формы, в деловых играх,играх-шоу.
Методы воспитательного воздействия - этические и проблемные беседы, примеры, убеждение, разъяснение, воспитывающие ситуации, ситуации выбора.
Сочетание словесных, наглядных и практических методов - использование для анализа и обсуждения литературных заданий (отрывки из литературных произведений, пословицы, мудрые высказывания великих людей), проведение тренинговых заданий (Умей сказать «Нет», «Если бы все было по-другому…, Я в ситуации стресса и т.п).
Методы диагностики - они присутствуют в большинстве мероприятий в явном (тест, анкета, диагностическое задание) или скрытом вариантах (когда ребенок по ходу мероприятия получает знания о своих возможностях, способностях, знаниях или умениях).
Формы аттестации
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм, работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
материал анкетирования
материал тестирования
конкурс рисунков
оформление стенда, стенгазет
разработка памяток, буклетов
защита проектов
отзыв воспитанников через анкету-отзыв
Оценочные материалы (Перечень диагностических методик)
Анкеты:
Анкета «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В.
Анкета по выявлению вредных привычек
Анкетирование детей с целью выявления их отношения к ПАВ
Анкета «Дорога здоровья»
Анкета «Режим дня»
Диагностика:
Диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукерман
Тесты:
Тест-анкета «Насколько здоровый образ жизни вы ведете?»
Тестирование «Ваше здоровье» Тест-анкета «Мы за ЗОЖ» Тест «Наше здоровье в наших руках»
Тест для подростков «Предрасположен ли ты к наркотикам?»
Тест «Что ты знаешь о витаминах»
Литература:
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Байер, к., Шейнберг, Л. Здоровый образ жизни-М.1997.
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Методическое пособие – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008
Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8.
БобылёваИ.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.
Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/
Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования.
-М.,1956.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011.
Дрынов, И.Д. «Вич не передается через дружбу. Оставайтесь людьми». Москва: Фокус-Медиа, 2008.-16с.-С.5-10
Касаткин, В.Н. Педагогика здоровья. – М., 1999.
Коробкина, З.А. «Пиво делает сердце дряблым» [Текст]// «Воспитание школьника».-Москва. -2007-№4-С.16
Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
Подобел, С. «Программно-целевой подход в решении проблем преодоления наркотической зависимости у детей (из опыта работы)»// «Воспитание школьников» - Москва.- 2007. - №9
Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm
Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/
Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.-М.: физкультура и спорт, 1991.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Соколов Я.В., Миньковский Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995.
Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО Астрель, 2001.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
Ткачук, М. «Влияние положительных эмоций на здоровье школьников»// «Воспитание школьника». - Москва, 2007-№9
УникееваД.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.
Формирование здорового образа жизни. / авт-сост. Т.И. Магамедова, Л.Н. Канищева, - Волгоград: Учитель, 2007.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010
Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002.
Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальнойдезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005.
Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2.Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002.
Приложение № 1
АНКЕТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ.
1.Что является для вас главным в жизни?
А) Взаимоотношения в семье
Б) Материальное благополучие
В) Здоровье
Г) Друзья
Д) Любовь
Е) УЧЕБА
Ж) Карьера
2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
А) Хорошее
Б)Удовлетворительное
В) Плохое
Г) Затрудняюсь ответить
3.Ваше любимое занятие в свободное время?
А) Занимаюсь спортом
Б) Смотрю телевизор, видео
В) Гуляю по улице с друзьями
Г) Читаю книги
Д) Ничем не занимаюсь
4. Какие темы о здоровье Вас больше всего интересует?
А) Физическая культура и спорт
Б) Рациональное питание
В) Курение
Г) Алкоголь
Д) Наркотики
Е) Другие темы (укажите какие)
5. Из каких источников Вы узнаете о проблемах связанных со ЗОЖ?
А) Из телевизионных передач
Б) Из книг, газет, журналов
В) От педагогов (на уроках, на воспитательных мероприятиях)
Г) От друзей
Д) Другие источники (какие)
6. Сколько сигарет Вы выкурили за свою жизнь?
А) Ни одной
Б) Только одну или две затяжки
В) 1 сигарету
Г) От 2 до 5 сигарет
Д) Не считал(а)
7. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
А) Не употребляю
Б) Только один раз или два попробовал(а)
В) Иногда по праздникам
8. Занимаетесь ли Вы физической культурой и спортом?
А) Да, занимаюсь (укажите, чем именно)
Б) Нет, не занимаюсь
9. Что Вам необходимо для обучения навыкам ЗОЖ?
А) Наличие соответствующих знаний
Б) Наличие денежных средств
В) Соответствующая литература
Г) Желание
Д) Сила воли
Е) Другое (что именно)
10. Кто, по вашему мнению, должен осуществлять работу по ЗОЖ?
А) Врачи
Б) Педагоги
В) Тренеры
Г) Я сам(а)
Д) Другое
11. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить подросткам о вреде:
А) Курения
Б) Злоупотребления алкоголем
В) Потребления наркотиков
12. Как Вы думаете, что больше вредит здоровью?
А) Нарушение режима дня, отдыха
Б) Нарушение питания
В) Курение
Г) Малоподвижный образ жизни
Д) Не соблюдение личной гигиены
Е) Потребление алкоголя, наркотиков
13. В каких учреждениях Вы предпочли бы укреплять здоровье?
А) В поликлинике
Б) У целителей
В) В летнем лагере
Г) Нигде
Д) Самостоятельно
Для получения результатов используется качественная обработка. Тихомиров С. В
Приложение № 2
Диагностика потребностей в новых ощущениях
С точки зрения склонности человека к попаданию в зависимость от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики) в достаточной степени понятно одно: чем более выражена у человека склонность к поиску новых ощущений, тем выше вероятность того, что, попробовав один раз, он быстро попадет в зависимость от них.
Мы проводим диагностику М. Цукермана, которая позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого человека.
Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для вас, и отметить его.
Текст опросника
а) Я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов и путешествий;
б) Я бы предпочел работать на одном месте.
а) Меня взбадривает свежий, прохладный день;
б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
б) Мне нравятся все запахи человеческого тела.
а) Мне не хотелось бы попробовать сигарету, алкоголь, наркотик, который мог бы оказать на меня незнакомое воздействие;
б) Я бы попробовал что-нибудь из таких веществ особенно те, которые вызывают галлюцинации.
а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и счастлив;
б) Я бы предпочел жить в неопределенные смутные дни нашей истории.
а) Я не могу вынести поездку на машине с водителем, который любит скорость;
б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это возбуждающим.
а) Если бы я был продавцом, то предпочел бы твердый оклад, а не сдельную зарплату с риском заработать мало или совсем ничего;
б) Если бы я был продавцом, то я бы предпочел работать сдельно, так как у меня была бы возможность заработать.
а) Я не люблю спорить с людьми, взгляды которых резко отличаются от моих, поскольку такие споры всегда неразрешимы;
б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моими взглядами, больше стимулируют мое мышление, чем люди, которые согласны со мной.
б) Страхование – это то, без чего не мог бы позволить себе обойтись ни один человек.
б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.
а) Наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от нее столько, сколько можно;
б) Наиболее важная цель в жизни – обрести
а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней;
б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в реку или холодный бассейн.
б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.
а) Худший социальный недостаток – быть грубым, невоспитанным человеком;
б) Худший социальный недостаток – быть скучным человеком, занудой.
а) Я предпочитаю эмоционально выразительных людей, даже если они немного неуравновешенны;
б) Я предпочитаю больше людей спокойных, даже «отрегулированных».
а) У людей ездящих на мотоциклах, должно быть, есть какая-то неосознаваемая потребность причинить себе боль, вред;
б) Мне не нравится водить мотоцикл или ездить на нем.
Обработка и интерпретация
Полученные ответы соотносятся с ключом:
1а 5б 9а 13б
2а 6б 10б 14б
3б 7б 11б 15б
4б 8б 12б 16б
Каждый ответ, совпавший с ключом, оценивается в 1 балл. Полученные баллы суммируются. Сумма совпадений и является показателем уровня потребностей в новых ощущениях.
Высокий уровень потребностей в ощущениях (11 – 16 баллов) означает наличие у вас влечения, возможно бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать на участие в рискованных авантюрных мероприятиях. Риск попасть в зависимость от вредных привычек очень велик.
От 6 до 10 баллов – средний уровень потребности в ощущениях. Он свидетельствует об умении контролировать такие потребности, об умеренности в их удовлетворении, то есть о сдержанности и рассудительности в необходимых моментах жизни.
Вероятность попасть в ситуацию зависимости от вредных привычек – низкая. Скорее всего, вы сможете справиться с собой и преодолеть собственные ошибки, если вы их уже совершили.
Низкий уровень потребности в ощущениях (от 0 до % баллов) означает присутствие предусмотрительности и осторожности, порой в ущерб получению новых впечатлений и рискованных удовольствий. Испытуемый с таким показателем предпочитает стабильность и упорядоченность неизвестному и неожиданному в жизни.
Скорее всего, вы не станете даже экспериментировать с табаком, алкоголем и наркотиками. И правильно сделаете.
Приложение № 3
Экспресс-диагностика представлений о ценности здоровья
Инструкция для педагога
Из приведенных далее десяти утверждений о здоровье нужно выбрать (отметить кружком номер) четыре, которые учащийся сочтет наиболее подходящими. Важно объяснить детям, что все утверждения правильные, поэтому проверяется не знание правильного ответа, а отношение к здоровью, как явлению человеческой жизни.
Список утверждений
1.Мы здоровы, потому что ведем здоровый образ жизни (двигаемся, правильно питаемся).
2.Мы здоровы, если нам повезло: наш организм сильный от природы и может сам защитить себя.
3.Здровье – это жизнь без вредных привычек (табака, спиртного, наркотиков, переедания и др.).
4.Мы здоровы, потому что умеем отдыхать и расслабляться после учебной и физической нагрузки.
5.Здоровье зависит от врачей и уровня развития медицины.
6.Здоровье зависит, главным образом, от личной гигиены (соблюдения режима дня, привычки чистить зубы и т.п.).
7.Когда человек здоров, он хорошо учиться и работает, не волнуется и не болеет. Учеба и здоровье зависят друг от друга.
8.Чтобы быть здоровым, надо таким родиться. Здоровье зависит от удачи и от здоровья наших родителей, а мы получаем его по наследству.
9.Если есть хорошая квартира, высокая зарплата, удобный график работы, чистая окружающая среда, то есть и здоровье.
10.Человек здоров, если он духовно и физически совершенствует себя, постоянно стремится к лучшему.
Анализ исследования
Номер высказывания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
баллы | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 4 |
Суммарный балл | |
13 баллов: у ребенка высокий уровень ценностного отношения к здоровью (личностно ориентированный тип);
11-12 баллов: ребенок осознанно относится к своему здоровью (ресурсно-прагматический тип);
9-10 баллов: ребенок недостаточно осознанно относится к своему здоровью (адаптационно-поддерживающий тип);
4-8 баллов: у ребенка отсутствует сознательное отношение к своему здоровью как к ценности.
Примечание. Для выявления в детском коллективе преобладающего отношения к здоровью как к ценности в качестве ценностного отношения к здоровью группы учащихся рассматривается наиболее часто встречающийся вариант из числа возможных индивидуальных ответов.