Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Восточное»
Макаровского района Сахалинской области
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Зам. директора по УВР приказом директора
МБОУ «СОШ с. Восточное»
от « ________» №________2022 г.
________________2022 г.
____________ Т.Э. Попова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Шахматы
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Уровень программы: базовый
Адресат программы: 7-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработал программу:
С.В. Попов
педагог дополнительного образования
2022 г.
с. Восточное
Содержание программы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ .............................................................................................................. 3
1.1 Пояснительная записка ..........................................................................................................3
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ .........................................................................................8
2.1 Учебный план ……………….................................................................................................8
2.2 Содержание учебной программы ........................................................................................ 8
2.3 Система оценки достижения планируемых результатов ...................................................8
2.4 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год ............................................. ..9
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .....................................................................................10
3.1 Методическое обеспечение программы..............................................................................10
3.2 Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов………………………10
3.3 Материально-техническое обеспечение программы ……………………………….……11
3.4 Кадровое обеспечение программы .....................................................................................11
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база, с учетом которой составлена программа.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»;
Приказ Минтруда Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации программ»);
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических рекомендациях»;
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «основная общеобразовательная школа с. Восточное»
Актуальность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения является одной из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы в школе» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся.
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера.
Направленность.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Шахматы» по содержанию имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа «Шахматы» является:
по типу – модифицированной;
по функциональному предназначению – прикладной;
по форме организации – групповой;
по времени реализации – одногодичной.
Уровень сложности программы.
«Базовый уровень» программы предполагает формирование у обучающихся устойчивой мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности, готовности к дальнейшему творческому самоопределению. На базовый уровень принимаются дети, без ограничений и специальных испытаний. Входная диагностика проводится с целью выявления уровня готовности ребенка к освоению программы базового уровня.
Отличительные особенности.
Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Шахматы» заключается в создании особой образовательно-воспитательной среды, а также в выработке системы общих требований проведения квалификационных турниров, мероприятий. Конкретизирован мониторинг результативности образовательной деятельности, обучающиеся стремятся максимизировать свои результаты, повышается мотивация к овладению теоретическими знаниями.
Адресат программы.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы - от 7 до 15 лет. К занятиям допускаются все учащиеся, желающие заниматься шахматами, не имеющие медицинских противопоказаний. Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
Формы и методы обучения.
Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастер-классы, тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновременной игры, участие в шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Формы занятий: лекции, практические занятия.
В учебно-тренировочном процессе по спортивным играм существуют три основные группы методов обучения: словесные, наглядные и практические. Первые две группы создают предпосылки, а реализация осуществляется при непосредственном использовании практического действия — упражнения. Все методы взаимообусловлены и применяются в комплексе.
В обучении спортивным играм часто практикуют повторный или замедленный показ и демонстрацию. Это дает возможность сосредоточить внимание детей на наиболее существенных элементах двигательных действий, на моментах, где вероятность появления ошибок является наибольшей.
Практические методы основываются на активной двигательной деятельности занимающихся. Метод упражнения предусматривает многократное повторение движений, которые помогают овладеть элементом техники игры или целого игрового приема. Повторение может осуществляться в целом или по частям.
Наибольший эффект дает методический прием выполнения упражнения в облегченных условиях, применения подводящих упражнений. Их подбор и сложность зависят от подготовленности учащихся и регламентируются учителем. Закрепление игрового действия происходит на фоне выполнения упражнения в усложняющихся условиях. Игровой метод применяется после овладения элементами техники.
В спортивных играх нет предела совершенствованию игровых приемов, они совершенствуются и закрепляются в соревнованиях. Соревновательный метод занимает большое место в процессе обучения и совершенствования.
В обучении большого успеха можно добиться, сочетая различные методы в зависимости от возраста, подготовленности, сложности разучиваемых двигательных действий.
Режим занятий:
Один раз в неделю по одному часу.
Объем программы:
первый год обучения – 34 часа.
Срок реализации программы:
Один год
Цель реализации программы:
Целью данной общеобразовательной программы является социально-педагогическая поддержка становления и развития личности как нравственного, ответственного и инициативного гражданина; создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
• развитие познавательного интереса к изучению игры в шахматы;
• формирование универсальных способов мыслительной деятельности;
• развитие абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции;
• приобретение знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для участия в шахматных соревнованиях.
Личностные:
• развитие социально-психологической компетентности обучающихся, адекватного эмоционально-волевого состояния;
• формирование гражданской позиции, общественной активности личности;
• формирование культуры общения и поведения в социуме, формирование навыков здорового образа жизни.
Метапредметные:
• воспитание навыков самоконтроля, потребности в саморазвитии и самостоятельности;
• формирование у обучающихся навыков конструктивного поведения в нестандартных ситуациях;
• воспитание ответственности, активности, дисциплины и усидчивости.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы базового уровня у обучающихся будут актуализированы следующие психологические процессы:
• познавательный интерес и творческий подход к решению различных задач;
• способность самостоятельно добывать знания;
• потребность в дальнейшем саморазвитии и реализации собственного личностного потенциала;
• активная деятельность обучающихся для продуктивного и гармоничного общения.
Предметные результаты освоения программы: учащиеся будут понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
• знать шахматные термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
• уметь применять тактические приемы; находить тактические удары и проводить комбинации;
• грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; точно разыгрывать окончания.
Личностные результаты освоения программы:
• сформирована мотивация к творческому труду, работе на результат;
• развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развито умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
• развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально - нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
• сформированы эстетические потребности и ценности;
• развита самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Метапредметные результаты освоения программы
• освоят способы решения проблем творческого и поискового характера;
• научаться находить эффективные способы достижения результата;
• овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-
следственных связей;
• научаться определять цель и пути её достижения; научаться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебно - тематический план.
№ | Название темы | Количество часов | Форма аттестации |
Теория | Практика | |
1. | Водное занятие | 1 | | Беседа |
2. | Шахматная доска | 1 | 2 | Беседа, практическое занятие. |
3. | Фигуры в шахматах | 1 | 4 | Беседа, практическое занятие. |
4. | Расстановка фигур | 1 | 2 | Беседа, практическое занятие. |
5. | Ходы фигур | 1 | 3 | Беседа, практическое занятие. |
6. | Взятие фигур | 1 | 3 | Беседа, практическое занятие. |
7. | Цель шахматной игры | 1 | 4 | Беседа, практическое занятие. |
8. | Игра | 1 | 6 | Беседа, практическое занятие. |
| | 10 | 24 | |
| Всего | 34 | |
2.2 Содержание учебной программы.
Вводное занятие.
Знакомство с группой. Правила ТБ. Лекция о происхождении шахмат.
Шахматная доска.
Расположение шахматной доски, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Фигуры в шахматах.
Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Расстановка фигур.
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет».
Ходы и взятие фигур. Ход ладьи. Взятие. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ход коня, взятие. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Цель шахматной игры.
Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Скрытый шах. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Ничья, пат отличие. Рокировка длинная и короткая. Правила рокировки. Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Заключительное занятие Повторение пройденного материала.
2.3 Система оценки достижения планируемых результатов.
Оценка качества в дополнительном образовании - это степень достижения планируемых результатов по дополнительным общеобразовательным программам. Контроль является одним из основных компонентов управления качества образования. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение и поэтому эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения необходимы для того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения, насколько достигнуты прогнозируемые результаты и своевременно вносить требуемые коррективы, стимулировать обучающихся к успешному овладению программы. Текущий контроль осуществляется в целях диагностирования хода учебного процесса, сопоставления реально достигнутых на определённом этапе результатов с запроектированными; определение и ликвидация пробелов в усвоении материала, повышения общей продуктивности учебного труда.
В ходе реализации программы «Шахматы в школе» проводится контроль усвоения знаний обучающимися в соответствии оценочных материалов подведения итогов реализации программы «Шахматы в школе» (итоговые мероприятия, кроссворды, тесты, опросники). Оценка при текущем контроле выставляется в виде уровней: низкий, средний, высокий. В процессе обучения детей по данной программе проводится предварительный, промежуточный и итоговый контроль.
Год обучения | Вид контроля | Месяц | Формы подведения итогов по программе |
1 год обучения | Предварительный контроль | Сентябрь | Определить с какими знаниями и навыками пришел обучающийся (игра, творческое задание). |
Промежуточный контроль | Декабрь | Определить степень усвоения материала. Выявить имеющиеся недостатки, недочеты, чтобы вовремя скорректировать работу с обучающимися (анкетирование, игровые ситуации). |
Итоговый контроль | Май | По завершении реализации программы. Определить степень достижения результатов (контрольные задания, тесты на знание профессиональных терминов, устанавливающие уровень освоения образовательной программы). |
2.4 Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Кол-во часов | Режим занятий | Контроль |
1 | 02.09.2022 | 26.05.22 | 34 | 34 | Пятница 15:00-15:40 | Сентябрь 2022г.-предварительный Декабрь 2022 г.-промежуточный Май 2023г.- итоговый |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Методическое обеспечение программы.
Физкультурно-спортивное обеспечение: магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами - 1 штука; шахматные часы – 8 штук; словарь шахматных терминов; комплекты шахматных фигур с досками – 10 штук; ноутбук.
Методическое обеспечение: учебные пособия, книги, методические разработки занятий, видеоуроки.
3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов.
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .
Интернет – ресурсы:
1. http://suhin.narod.ru/ Сайт И. Г. Сухина – кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования Российской Федерации, профессор кафедры "Инновационные технологии" ГАСИС, член Координационного совета по развитию шахматного образования в системе образования РФ, автор Федерального курса для начальной школы «Шахматы-школе».
2. http://xn--80aaa5asd7agcy5a.xn--p1ai/index/obuchenie_onlajn/0-31 «Шахматы обучение онлайн».
3. https://www.youtube.com/watch?v=sRCGfgBnfXc «Начальный курс шахматной стратегии».
4. http://xn—80aa9azamq0a.chess.com/learn. Учитесь шахматам.
3.3.Материально-техническое обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение включает в себя минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, а также подразумевает оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса. При наличии соответствующих возможностей объединение может изменять это количество в сторону увеличения. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика в классе);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П– комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5–6 человек).
Кадровое обеспечение программы.
Требования к кадровому обеспечению программы:
- Соответствие педагогического работника требованиям профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 5 мая 2018 г. № 298н;
- Знания в области преподаваемой дисциплины.