СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Пояснительная записка.
- Нормативно-правовое обеспечение программы.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Программа разрабатывается в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31марта 2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 30 года»
Письма Минобрнауки России от 11. 12. 2006 г. № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи
Локальные акты МОУ СШ п. ст. Налейка
Уровень освоения программы – углубленный.
Направленность программы – естественнонаучная.
Адресат программы: Данная программа разработана для обучающихся 12-17 лет, без ограничений - независимо от уровня способностей.
Программа модифицированная. За основу данной программы взята программа «Здоровье и медицина»г.Ульяновск, старшего методиста ОГБУ ДО ДТДМ
Емелиной Л. Г.
Актуальность
В современных условиях развития общества проблемы здоровья и здорового образа жизни стоят очень остро. Состояние здоровья человека неразрывно связано с экологической обстановкой и наличием элементарных знаний в области анатомии, физиологии, медицины, что и обусловило создание данной программы и ее востребованность. Программа предполагает изучение основ медицинских знаний и санитарно-гигиенических требований, выработку практических навыков оказания первой помощи, просвещения в области молодёжных проблем, этики и физиологии, знакомство с профессией медработника.
Новизна и педагогическая целесообразность
Концептуальной основой содержания программы является неразрывная связь особенностей строения организма человека с функциями и процессами, протекающими в нем, предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по оценке своего здоровья, предоставляющая возможности для самопознания, саморазвития учащихся.
Данная программа, имеет мировоззренческую значимость, способствует осмысленному выбору учащимися в будущем профессии врача. Ее содержание направлено на выработку у подрастающего поколения положительных социальных качеств личности: уверенности в себе, определение своего профессионального пути, выносливости, самообладания, желание укрепить свое здоровье, рационально использовать природный потенциал своего организма. Содержание программы направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности
Занятия помогают детям увидеть мир с точки зрения здорового образа жизни, лучше его понять, грамотно ориентироваться в обилии медицинской информации. Программа предполагает развитие у ребенка правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, приобретение элементарных практических навыков при оказании само- и взаимопомощи.
Цель:создание условий для формирования у обучающихся бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с медициной как наукой, с профессией «медработник», дать элементарные знания в области медицины.
Формировать у обучающихся знания о здоровом образе жизни.
Расширить знания обучающихся в области анатомии, физиологии и гигиены человека.
Формировать у детей практические навыки по оказанию первой помощи.
Познакомить с основными группами лекарственных средств и правилами их применения.
Развивающие:
Формировать умение адекватно и максимально быстро реагировать в различных критических и экстремальных ситуациях, умение принимать решения и нести за них ответственность. Способствовать развитию коммуникативных качеств, развитию умения слаженно и согласованно работать, взаимодействовать в группе.
Развивать у обучающихся умение работать с медицинской литературой (учебники, справочники, атласы).
Развивать умение анализировать полученную информацию.
Воспитательные:
Воспитывать чуткое отношение к окружающим, понимание и сострадание.
Формировать у детей отношение к здоровью и жизни как к ценности.
Сроки реализации
Программа ориентирована на детей 12-17 лет, изучающих естественные науки в школе. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Наполняемость групп
2год обучения - 10 человек
Формы и режим занятий
Занятия групповые. Проводятся:
2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год). 2 год обучения.
Структура образовательного процесса по программе
Модуль | Количество учебных часов | Число занятий в неделю | Продолжитель-ность одного занятия (часов) |
1 | 72 | 2 | 45 мин |
2 | 72 | 2 | 45 мин |
| 144 |
|
|
Режим занятий при дистанционном обучении
Год обучения | Количество часов всего | Модуль | Количество учебных часов за модуль | Количество занятий в неделю | Продолжительность занятий (часов) | Количество часов за неделю |
1 | 144 | 1 | 72 | 2 | 30 мин | 4 |
2 | 72 | 2 | 30 мин | 4 |
Формы обучения: Обучение по программе ведется с использованием различных форм обучения (очная, электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях:
Групповая
Индивидуально-групповая
Используемые на занятиях педагогические технологии:
развивающее обучение;
технология развития критического мышления;
технология кейсов;
технологии проектного обучения;
технологии проблемного обучения;
технологии кооперативного обучения;
технологии организации исследовательской деятельности.
Приемы и методы
Рассказ, беседа, опросы.
Практическая работа - выработка навыков оказания первой помощи.
Игры, викторины, конкурсы.
Работа с литературой.
Анкетирование.
Проведение социологического опроса.
Просмотр видеофильма.
Материал целесообразно давать единым блоком, не разрывая тему и используя различные методы и формы работы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по программе обучающиеся будут:
Знать основные виды неотложных медицинских состояний.
Знать особенности строения и функционирования различных систем и органов организма человека, их основные заболевания и способы их профилактики.
Уметь оказывать первую помощь в условиях чрезвычайной ситуации и осуществлять сердечно-легочную реанимацию;
Уметь оказать первую помощь при возникновении различных видов травм;
Знать правила наложения повязок, правила наложения жгута при кровотечениях, правила наложения шины при переломах;
Знать основные группы лекарственных средств и правила их применения.
Знать правила личной и общественной санитарной гигиены.
Уметь работать с источниками медицинской информации.
Уметь анализировать полученную информацию.
Осознавать ценность здоровья, понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
С пониманием и состраданием относится к окружающим.
Уметь слаженно и согласованно работать и взаимодействовать в группе.
Предметная диагностика проводится в форме:
анкетирования;
тестирования;
опроса-беседы на закрепление полученных знаний;
игры;
семинара;
практической работы - оценка деятельности обучающихся.
Педагогическая диагностика предполагает:
педагогическое наблюдение;
анкетирование;
личные беседы с детьми.
Формы подведения итогов реализации программы:
Семинар с обсуждением сообщений обучающихся на тему «Здоровый образ жизни».
Итоговая игра-соревнование.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. Задачи 2 года обучения:
Обучающие:
Познакомить обучающихся с особенностями развитиями медицины как науки.
Продолжить знакомить детей с профессией медицинского работника.
Формировать знания обучающихся в области анатомии и физиологии человека.
Способствовать формированию понимания обучающимися особенностей функционирования организма человека путем организации самонаблюдений за работой систем органов.
Продолжить формировать знания обучающихся о здоровом образе жизни.
Продолжить формировать уобучающихся практические навыки по оказанию первой доврачебной помощи в экстремальных ситуациях: при ЧС, травмах, отравлениях, развитии аллергической реакции.
Расширить знания обучающихся о различных группах лекарственных средств и их использовании.
Развивающие:
Продолжить формировать умения по оказанию первой доврачебной помощи в различных критических и экстремальных ситуациях.
Продолжить развитие коммуникативных умений обучающихся: умений слаженно и согласованно работать, взаимодействовать в группе.
Развивать у обучающихся умение работать с медицинской литературой (учебники, справочники, атласы).
Развивать логические умения анализа и синтеза полученной информации, её классификации и обобщения при работе с обучающими текстами.
Воспитательные:
Воспитывать чуткое отношение к окружающим, понимание и сострадание.
Формировать у обучающихся ценностное отношение к здоровью и жизни человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
Личностные результаты:
− принятие и реализацию ценностей здорового образа жизни, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,наркотиков;
− бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
− навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
− Метапредметнымирезультатами изучения является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
− способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её,
определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять ихна практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,
выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план
решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Вдиалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерииоценки;
− умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловыеустановки в своих действиях и поступках, принимать решения.
− Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемногодиалога при изучении нового материала и технология оцениванияобразовательных достижений.
− Познавательные УУД:
− формирование и развитие посредством жизненного опыта познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
− умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию,
самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установлениепричинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов.Уметь определять возможные источники информации, производить поискинформации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлятьинформацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информациюиз одного вида в другой.
окружающего мира;
− Коммуникативные УУД:
− отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих ихфактов.
− – понимание позиции другого в дискуссии.
− Средством формирования коммуникативных УУД служат технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работыв малых группах, а также использование на уроках элементов технологиипродуктивного чтения.
Предметные результаты:
− усвоенные при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыттворческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемойобласти знаний.
Ожидаемые результаты:
К концу второго года обучения обучающиеся будут:
Знать особенности развития медицины как науки.
Понимать особенности профессии «медработник».
Знать особенности строения и функционирования различных систем и органов организма человека, их основные заболевания и способы их профилактики.
Знать основные способы проведения самонаблюдений за физиологическим состоянием организма человека и применять их.
Знать основные виды неотложных медицинских состояний.
Уметь оказывать первую помощь в условиях чрезвычайной ситуации и осуществлять сердечно-легочную реанимацию.
Уметь оказать первую помощь при возникновении различных видов травм.
Знать правила наложения повязок, правила наложения жгута при кровотечениях, правила наложения шины при переломах.
Знать основные группы лекарственных средств и правила их применения.
Знать правила личной и общественной санитарной гигиены.
Уметь слаженно, согласованно работать и взаимодействовать в группе.
Уметь работать с учебной литературой и оформлять конспект, используя основные логические приемы.
Понимать необходимость соблюдения норм здорового образа жизни.
Сознавать ценность жизни и здоровья человека
1.2. Содержание программы
1.2.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы «Школа юного медика»
№ п/п | Название темы | Всего часов | Теория | Практика | Формы контроля |
1 Модуль обучения |
| ||||
1 | Вводное занятие
| 1 | 0,5 | 0,5 | Первичная диагностика
диагностика обучающихся |
2 | Десмургия
| 5 | 2 | 3 | Практическая работа |
3. | Скелет человека | 7 | 2 | 5 | Наблюдение, беседа |
4. | Аптечка первой помощи | 2 | 1 | 1 | Анализ выполнения задания |
5. | Медицина катастроф | 13 | 6 | 7 | Тест, беседа |
| • Предмет и задачи медицины катастроф | 2 | 1 | 1 |
|
| • Общая характеристика катастроф | 3 | 1 | 2 | Беседа |
| • Этапы оказания первой медицинской помощи | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
| • Основы сердечно-легочной реанимации | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
6. | Кровеносная система | 14 | 4 | 10 |
|
| • Сердце | 6 | 2 | 4 | Практическая работа. Тест |
| • Сосуды | 8 | 2 | 6 | Анализ выполнения задания |
7. | Мышцы человеческого тела | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
8. | Пищеварительная система | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
9. | Строение зрительного анализатора | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
10 | Строение слухового анализатора | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
11. | Нервная система | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
2 Модуль обучения |
| ||||
12. | Травмы | 15 | 5 | 10 |
|
| • Классификация травм | 2 | 1 | 1 | Наблюдение, беседа |
| • Кровотечения | 4 | 1 | 3 | Анализ выполнения задания |
| • Переломы | 4 | 1 | 3 | Анализ выполнения задания |
| • Ожоги и обморожения | 3 | 1 1 | 2 | Анализ выполнения задания |
| • Укусы | 2 | 1 | Наблюдение, беседа | |
13. | Отравления | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, беседа |
14. | Иммунитет, иммунизация | 5 | 1 | 4 | Наблюдение, беседа |
15. | Аллергическая реакция | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, беседа |
16. | Лекарственные средства | 5 | 2 | 3 | Анализ выполнения задания |
17. | Гигиена | 35 | 7 | 28 |
|
| • Санитарно-гигиенический режим | 5 | 1 | 4 |
|
| • Микрофлора полости рта, микрофлора кожи | 6 | 1 | 5 | Практическая работа |
| • Нарушения осанки. Плоскостопие | 5 | 1 | 4 | Наблюдение, беседа |
| • Вредные привычки | 6 | 1 | 5 | Анализ выполнения задания |
| • Виртуальная экскурсия в музей гигиены | 1 | - | 1 | Анализ выполнения задания |
| • Гигиена половой жизни | 2 | 1 | 1 | Анализ выполнения задания |
| • Вирусные заболевания | 5 | 1 | 4 | Наблюдение, беседа |
| • Заболевания сердечно-сосудистой системы | 5 | 1 | 4 | Наблюдение, беседа |
18. | Фитотерапия | 4 | 1 | 3 | Анализ выполнения задания |
19. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
|
| Всего часов: | 144 | 42,5 | 101,5 |
|
1.2.2. Содержание учебного плана
2 года обучения
1 Модуль обучения
Вводное занятие
Теория. Цели и задачи второго года обучения. Беседа о том, в каких ситуациях летом обучающимся, возможно, пришлось применить полученные на первом году обучения знания.
Практика. Написание эссе «Что из полученных знаний мне пригодилось?». Ситуационные игры-задачи, направленные на актуализацию ЗУН обучающихся.
Форма контроля: первичная диагностика
Оборудование: ноутбук
Десмургия
Теория. Десмургия. История возникновения десмургии. Основные понятия науки. Перевязочный материал. Виды мягких повязок. Безбинтовые повязки. Бинтовые повязки. Правила наложения и снятия повязок. Гипсовые повязки. Виды гипсовых повязок. Лонгета. «Шина».
Практическая работа. Наложение мягких повязок. Работа с учебником «Первая медицинская помощь»: подготовка докладов «Виды повязок и способы их наложения». Практическая работа по наложению шины.
Форма контроля: практическая работа
Оборудование: ноутбук,шины, бинты, жгут
Скелет человека
Теория. Обзор скелета человека. Костная ткань. Хрящевая ткань. Строение костей. Отделы скелета человека. Функции скелета человека.
Практика. Создание плаката «Скелет человека». Семинар «Отделы скелета человека». Работа с коллекцией позвонков и ребер. Круглый стол «Прямохождение. Положительное и отрицательное значение».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук,тренажер-манекен «Максим»
Аптечка первой помощи
Теория. Правила сбора и хранения аптечек. Виды аптечек первой помощи. Что должно лежать в аптечке? Состав современной автомобильной аптечки. Перевязочный материал и лекарственные средства для аптечки первой помощи.
Практика. Сравнение состава разных видов аптечек первой помощи. Командная игра «Собери аптечку».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук, набор аптечки
Медицина катастроф
Виды катастроф.
Теория.Предмет и задачи медицины катастроф. История создания ВСМК. Основные понятия и определения медицины катастроф. Общая характеристика катастроф. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы, воздействующие на человека при катастрофах.
Организационная структура и задачи службы медицины катастроф. Основные формирования ВСМК для оказания медицинской помощи и санитарного благополучия при катастрофах. Режимы функционирования
ВСМК. Принципы организации службы медицины катастроф.
Практика. Создание памятки «Правила поведения при ЧС».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук,модель скелета человека, тренажер-манекен «Максим»
Характерные повреждения при различных видах катастроф
Теория. Характер травм и повреждений, возникающих при различных видах катастроф.
Практика. Решение ситуационных задач «Оценка состояния потерпевших при катастрофах природного и техногенного характера».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук,набор "Имитатор ранений и поражений"
Этапы оказания первой медицинской помощи
Теория. Этапы оказания первой медицинской помощи и транспортировка пострадавшего.
Практическая работа «Оказание первой медицинской помощи в условиях ЧС».
Форма контроля: практическая работа
Оборудование: ноутбук
Основы сердечно-легочной реанимации
Теория. Особенности строения дыхательных путей человека.
Анатомия и физиология сердечно - сосудистой системы с точки зрения анестезиологии и реаниматологии. Измерение центрального венозного давления (ЦВД).
Практическая работа «Проведение Сердечно-легочной реанимации».
Форма контроля: практическая работа
Оборудование: ноутбук,тренажер-манекен «Максим»
Кровеносная система человека
Сердце
Теория. Строения сердца и его функции. Сердечный цикл. Проводящая система сердца. Автоматия сердечной мышцы.
Практика. Семинар «Особенности работы сердца подростка». Лабораторная работа «Частота сердечных сокращений», «Сердечный цикл. Индивидуальный подсчет».
Форма контроля: практическая работа
Оборудование: ноутбук,тренажер-манекен «Максим»
Сосуды
Теория. Виды и классификация сосудов. Строение артерий, сосудов и капилляров. Вены. Функции. Круги кровообращения.
Практика. Составление сравнительной характеристики строения различных сосудов организма человека. Индивидуальная работа «Схема строения кругов кровообращения». Тест «Кровеносная система человека».
Форма контроля: практическая работа
Оборудование: ноутбук
Мышцы организма человека
Теория. Типы мышечной ткани. Свойства мышечной ткани. Сократимость и возбудимость. Механизм сокращения. Классификация поперечно-полосатых скелетных мышц.
Практика. Рассмотрение препаратов мышечной ткани под микроскопом. Лабораторная работа «Утомление скелетных мышц».
Форма контроля: практическая работа
Оборудование: ноутбук
Пищеварительная система
Теория. Строение пищеварительной системы. Отделы пищеварительной системы. Функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы. Особенности пищеварения в желудке, тонком кишечнике и прямой кишке.
Практика. Круглый стол «Значение пищеварительной системы». Лабораторная работа «Пищеварительные ферменты ротовой полости». Семинар «Регуляция пищеварения».
Форма контроля: практическая работа
Оборудование: ноутбук, модель желудка
Строение и функции зрительного анализатора
Теория. Глазное яблоко как сложная оптическая система. Оболочки глаза. Сетчатка. Зрительные пигменты. Зрительный нерв. Подкорковые центры зрения. Зрительная зона коры полушарий головного мозга.
Практика: Исследование цветовосприятия. Построение схемы прохождения лучей до сетчатки. Изменения глазного яблока при близорукости и дальнозоркости. Круглый стол «Заболевания зрительного анализатора».
Оборудование: ноутбук, модель глаза
Строение и функции слухового анализатора
Теория. Строение уха. Наружное, среднее, внутреннее ухо. Улитка - орган слуха. Связь органов слуха с органами равновесия. Слуховой нерв. Подкорковые центры слуха. Слуховая зона коры больших полушарий головного мозга.
Практика: Влияние заболеваний полости глотки и носа на слуховой анализатор человека. Работа с макетом уха. Сравнение конфигурации ушной раковины человека и животных.
Форма контроля: практическая работа
Оборудование: ноутбук, модель уха
Нервная система
Теория. Строение нервной системы. Отделы нервной системы. Нервы и нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Строение и функции спинного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Кора больших полушарий головного мозга.
Практика: изучение рефлексов спинного мозга. Семинар «Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности».
Форма контроля: практическая работа
Оборудование: ноутбук
2 Модуль обучения
Травмы
Классификация травм
Теория. Классификация травм по повреждающему агенту, по количеству, по локализации. Электротравмы. Травматический шок. Вывихи. Ушибы, сотрясения.
Практическая работа. Решение ситуационных задач «Первая помощь при различных травмах» с применением набора «Имитаторы ранений и повреждений». Тест «Виды травм им первая помощь при них».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук,набор "Имитатор ранений и поражений"
Кровотечения
Теория. Виды кровотечений (артериальное, венозное, капиллярное). Внутренние кровотечения. Геморрагический шок. Гиповолемический шок. Способы остановки кровотечений. Места прижатия крупных сосудов. Носовое кровотечение: причины его возникновения.
Практическая работа «Наложение жгута». Решение ситуационных задач «Кровотечения».
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование: ноутбук, жгут, шины
Переломы
Теория. Переломы различных локализаций. Открытый и закрытый переломы.
Практическая работа «Первая помощь при различных видах переломов, иммобилизация».
Ожоги и обморожения
Теория.Комбустиология. Причины возникновения, виды и классификация ожогов и обморожений. Степень тяжести. Первая помощь при различных ожогах и обморожениях.
Практическая работа: Оценка состояния потерпевшего. Методика оказания первой помощи.
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование: ноутбук
Укусы
Теория. Укусы различных животных. Укусы и вирус бешенства. Первая помощь при укусе. Наиболее часто встречающиеся ошибки при оказании помощи. Лекарственные препараты, которые необходимо применять в таких случаях. Укусы различных насекомых и зверей: комары, осы, клещи, собаки.
Практика. Определение ядовитых животных и их укусов. Методика оказания первой помощи.
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование: ноутбук
Отравления
Теория. Классификация отравлений. Наука - токсикология. Пищевые отравления. Отравления грибами. Отравления наркотиками, алкоголем, ядами, лекарствами, токсичными веществами. Помощь при отравлении. Понятие об антидоте. Специфические антидоты.
Практика: Разработка индивидуального проекта.
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование: ноутбук
Иммунитет, иммунизация
Теория. Иммунитет: виды, функции, механизмы иммунного ответа. Необходимость проведения иммунизации. Активная и пассивная иммунизация. Вакцина, анатоксин, сыворотка, гамма-глобулин. Календарь прививок.
Практика. Конференция «Прививки «За и против».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук
Аллергическая реакция
Теория. Виды аллергических реакций, степень тяжести: анафилактический шок, отек Квинке, крапивница, аллергический насморк, астма.
Практическая работа: Оказание первой помощи людям с выраженными аллергическими реакциями.
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование: ноутбук
Лекарственные средства
Теория. Основные группы лекарственных средств: обезболивающие, антибиотики, антигистаминные, противовирусные и т.д. Основные правила их применения. Формы лекарственных средств: таблетки, порошки, капсулы, растворы для инъекций. Витамины: их значение, взаимосвязь с биохимическими реакциями, происходящими в организме.
Практика. «Профилактика гиповитаминозов в весенний период».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук
Гигиена
Санитарно-гигиенический режим
Теория. Санитарно-гигиенический режим.
Практика. Разработка индивидуального графика труда и отдыха.
Микрофлора организма человека
Теория. Микрофлора кожи. Микрофлора ЖКТ. Роль микроорганизмов в поддержании здоровья. Патогенные микроорганизмы и их влияние на организм человека.
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование: ноутбук, модель желудка
Нарушения осанки. Плоскостопие
Теория. Осанка, виды нарушений осанки. Плоскостопие.
Практика. Определение нарушений осанки у учащихся. Расчёт индекса стопы с использованием плантограммы.
Вредные привычки
Теория. Курение, алкогольная и наркотическая зависимость. Пагубное влияние курения, алкоголя и наркотических веществ на функционирование организма человека.
Практика. Просмотр и обсуждение фильмов по теме. Изучение состава сигаретного дыма. Семинар «Вредные привычки».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук
Гигиена половой жизни.
Теория. Строение органов половой системы человека. Гигиена половой жизни. Заболевания, передающиеся половым путем. Профилактика ЗППП.
Практика. Круглый стол «Значение гигиены половой жизни в профилактике бесплодия».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук
Вирусные заболевания
Теория. Вирусы. Вирусные заболевания. ВИЧ, вирусы гепатита. Способы передачи. Репродукция вируса в организме. Влияние на организм. Профилактика. СПИД.
Практика. Дискуссия «Возможно ли победить распространение ВИЧ»? Подготовка плаката «Вирусы гепатита».
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук
• Болезни сердечно-сосудистой системы
Теория. Артериальная гипотензия и гипертензия. Гипертонический криз.
Причины развития, риски для здоровья. Профилактика. Симптомы. Особенности артериального давления в подростковом возрасте.
Практика: Выполнение самообследования: измерение артериального давления в покое и после нагрузки. Первая помощь при развитии гипертонического криза.
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук, модель сердца
Фитотерапия
Теория. Основные принципы фитотерапии. Какие травы наиболее часто используются.
Практика. Работа с определителем растений. Описание лекарственных растений Ульяновской области.
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа
Оборудование: ноутбук
Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Игра-соревнование.
Форма контроля: наблюдение, беседа
Оборудование: ноутбук, набор "Имитатор ранений и поражений", тренажер-манекен «Максим»
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы
Процесс обучения по дополнительной общеразвивающей программе предусматривает следующие формы диагностики и аттестации:
1. Входная диагностика, проводится перед началом обучения и предназначена для выявления уровня подготовленности детей к усвоению программы. Формы контроля: опрос, тестирование.
2. Итоговая диагностика проводится после завершения всей учебной программы. Формы контроля: зачет, защита проекта.
В процессе освоения содержания программы на усмотрение педагога может проводиться промежуточная диагностика, которая позволяет выявить уровень усвоения знаний по конкретному разделу программы, уровень сформированности умений. Формы контроля: опрос, беседа, конкурс, подготовка и защита рефератов, выполнение и защита проекта, выполнение творческих заданий.
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержание программы
Виды контроля | Формы проведения | Сроки |
Входной | Собеседование | Сентябрь |
Текущий | Беседа. Тестирование. Наблюдение педагога | В течениегода |
Промежуточный | Контрольное задание | Декабрь. Май |
Итоговый | Отчётное мероприятие. | Май |
Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения ребёнка
по дополнительной общеобразовательной программе
Показатели (оцениваемыепараметры) | Критерии | Степеньвыраженностиоцениваемогокачества | Возможноечислобаллов | Методыдиагностики | ||||||
1. Теоретическаяподготовкаребёнка |
|
| ||||||||
1.1Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой | 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. | ||||||
Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½. | 5 | |||||||||
Максимальный уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период | 10 | |||||||||
1.2. Владениеспециальнойтерминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Минимальный уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины | 1 | Собеседование | ||||||
Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой | 5 | |||||||||
|
| Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием | 10 |
| ||||||
2. Практическаяподготовкаребёнка |
| |||||||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ предусмотренныхумений и навыков |
| 1 | Контрольноезадание | |||||
Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½. |
| 5 | ||||||||
Максимальный уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период. |
| 10 |
| |||||||
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием. |
| 1 | Контрольноезадание | |||||
Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога. |
| 5 | ||||||||
Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений.
|
| 10 | ||||||||
2.3. Творческиенавыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный (элементарный) уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога |
| 1 | Контрольноезадание | |||||
Репродуктивный уровень – в основном выполняет задания на основе образца |
| 5 | ||||||||
Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества.
|
| 10 | ||||||||
3. Общеучебные умения и навыки ребёнка |
| |||||||||
3.1. Учебно - интеллектуальныеумения: |
| |||||||||
3.1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в выборе и анализе литературы | Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе со специальной литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. |
| 1 | Анализисследовательскойработы | |||||
Средний уровень – работает со специальной литературой с помощью педагога или родителей. |
| 5 | ||||||||
Максимальный уровень – работает со специальной литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. |
| 10 | ||||||||
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. |
| 1 | Анализисследовательскойработы | |||||
Средний уровень – работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей. | 5 | |||||||||
Максимальный уровень – работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 | |||||||||
3.1.3. Умение осуществлять учебно исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования |
| Минимальный уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при проведении исследовательской работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1 | Анализисследовательскойработы | ||||||
Средний уровень – занимается исследовательской работой с помощью педагога или родителей. | 5 | |||||||||
Максимальный уровень – осуществляет исследовательскую работу самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 | |||||||||
| 3.2. Учебно - коммуникативныеумения: |
|
| |||||||
3.2.1 Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение | ||||||
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||||||||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 | |||||||||
3.2.2. Умениевыступатьпередаудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение | ||||||
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||||||||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 | |||||||||
3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств. | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение | ||||||
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||||||||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 | |||||||||
| 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: |
|
| |||||||
3.3.1. Умение организовать своё рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение | ||||||
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||||||||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 | |||||||||
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение | ||||||
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||||||||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 | |||||||||
3.3.3. Умениеаккуратновыполнятьработу | Аккуратность и ответственность в работе | Минимальный уровень умений. По аналогии с п.3.1.1. | 1 | Наблюдение | ||||||
Средний уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 5 | |||||||||
Максимальный уровень. По аналогии с п.3.1.1. | 10 |
2.2 Условия реализации программы
Реальная и доступная совокупность условий реализации программы -помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы.
1. Общие требования к обстановке в кабинете:
2. Организационное обеспечение:
3. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования.
4. Материально-техническое обеспечение:
Компьютер с монитором и комплектующими
Модель скелета человека
Весы лабораторные электронные
Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)
Предметные стекла
Покровные стекла
Чашки Петри пластиковые
Тренажер-манекен «Максим»
Анатомическая модель уха
Анатомическая модель желудка
Анатомическая модель глаза
Тренажер для внутримышечных инъекций
Тренажер для внутривенных инъекций (рука)
Набор "Имитатор ранений и поражений"
Пробирки пластиковые
Комплект химических реактивов
Штативы
Набор реактивов по химии имеет возрастные ограничения 14+, поэтому для детей до 14 лет данное оборудование используется только при демонстрации опытов педагогом.
Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype- общение, e-mail, облачные сервисы и т.д
2.3. Методические материалы
Второй год обучения | ||||||
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Дидактический материал | Формы подведения итогов | Техническое оснащение |
1. | Вводное занятие Инструктажа по технике безопасности. | Эссе «Что из полученных знаний мне пригодилось?» Ролевая игра «Скорая помощь». | Цели и задачи предстоящей деятельности объединения. Повторение пройденного в прошлом году. | Инструкции по технике безопасности. Правила поведения на занятии и в учреждении. Сценарий игры «Скорая помощь».
| Первичнаядиагностикаобучающихся на мотивациювыбора объединения в форме анкетирования. Анкетирование | Оснащенный кабинет. Компьютер, проектор, экран. |
2. | Десмургия | Занятие - повторение пройденного материала. Мастерклассы обучающихся по наложению повязок. Практика по наложению мягкий повязок, иммобилизации переломов. | Беседа, рассказ, работа с учебником «Первая медицинская помощь». | Дидактические карточки «Повязки». | Качество и скорость наложения повязок. | Кабинет, перевязочный материал. |
3. | Скелет человека | Лекция «Скелет человека», семинар «Отделы скелета человека», круглый стол «Прямохождение. Положительное и отрицательное значение». | Рассказ, объяснение, беседа, мозговой штурм, коллективная работа по созданию плаката «Скелет человека». Работа с литературой: атласами и учебниками (в парах), организация работы круглого стола «Прямохождение». | Презентация «Опорно- двигательная система. Скелет человека», «Особенности скелета в связи с прямохождением». Фрагмент фильма «Тело человека». Учебные тексты «Отделы скелета». | Участие в создании плаката «Скелет человека», работа на семинаре и круглом столе. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
4. | Аптечка первой помощи | Повторение пройденного материала: игра «Собери аптечку», изучение нового материала: выполнение исследования «Составы аптечек первой помощи». | Опрос, рассказ, беседа, работа с литературой и раздаточным материалом (разными аптечками первой помощи). | Таблицы «Составы аптечек первой помощи», памятки по правилам хранения, сбора и состава различных аптечек первой помощи. | Выполненные «Сравнение походной и автомобильной аптечки», «Сравнение состава старой и новой автомобильных аптечек», «Сравнение аптечек кабинета химии и технологии». | Кабинет, аптечки первой помощи. |
5. | Медицина катастроф |
|
|
|
|
|
| . Виды медицины катастроф, Правила поведения | Повторение учебного материала, разработка памятки по правилам поведения при ЧС. | Актуализация знаний, просмотр видеофильма индивидуальная работа обучающихся. | Учебный фильм «Правила поведения при ЧС природного и техногенного характера». Учебный текст «Виды катастроф. Правила поведения». | Представление результатов индивидуальной работы: памятка «Правила поведения при ЧС». | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
| Характерные повреждения при Различных видах катастроф | Лекция - повторение материала. Практика: «Оценка повреждений, возникающих при ЧС» (работа в группах). | Опрос, рассказ, беседа, практика по решению задач «Оценка повреждений, возникающих при ЧС». | Презентация «Оценка повреждений при различных видах катастроф». | Скорость и точность в выполнении задач. | Кабинет, компьютер, проектор, экран, набор имитаторы травм и ранений. |
| Этапы оказания первой медицинской помощи | Практические занятия по оказанию первой помощи, мастерклассы от обучающихся по оказанию первой помощи пострадавшим. | Актуализация знаний, демонстрация способов оценки состояния пострадавшего и приемов оказания первой помощи, организация практической работы обучающихся. | Памятка «Оценка состояния пострадавших при ЧС». Учебный текст «Первая доврачебная помощь пострадавшему». Видео «Оказание первой помощи пострадавшему». | Результаты опроса «Этапы оказание первой помощи пострадавшим». | Кабинет, компьютер, проектор, экран. Перевязочный материал, набор «имитаторы травм и ранений», жгуты. |
| Основы сердечно- легочной реанимации | Лекция. Практические занятия по выполнению сердечно-легочной реанимации с применением тренажера «Максим». | Рассказ, объяснение. Организация работы по выполнению сердечно- легочной реанимации, работа с тренажером «Максим». | Презентация «Система дыхания». Текст «Первая доврачебная помощь пострадавшему». Видео «Сердечно- легочная реанимация». | Выполнение сердечно- легочной реанимации с применением тренажера «Максим». | Кабинет, компьютер, проектор, экран, тренажер «Максим». |
|
| Лекция. Семинар. Лабораторная работа. | Рассказ, беседа, объяснение. Демонстрация модели, просмотр фильма. Подготовка докладов, обсуждение докладов, выполнение лабораторных работ. | Презентация «Сердечно- сосудистая система человека. Сердце». Фильм «Сердечно- сосудистая система человека». Перечень докладов для семинара. Лабораторные работы «Изучение ЧСС в покое и при нагрузке», «Влияние нервной системы на работу сердца», «Сердечный цикл». | Качество подготовленных докладов и уровень их представления, выполненные лабораторные работы с выводами. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
6 | Сосуды | Опрос. Проблемная лекция. Лабораторная работа. | Опрос «Особенности строения сосудов». Рассказ, беседа, объяснение, зарисовка схем, написание теста. | Презентация «Сердечно- сосудистая система человека. Сосуды». Раздаточный материал «Круги кровообращения». | Тест «Кровеносная система человека». | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
7. | Мышцы организма человека | Лекция, практика: рассмотрение и зарисовка препаратов, лабораторная работа. | Рассказ, беседа, объяснение, демонстрация механизмов сокращения мышц. Практические задания: рассмотрение препарата мышечного волокна под микроскопом, зарисовка, проведение лабораторной работы. | Презентация «Мышцы организма человека». Электронные образовательные модули: «Опорно- двигательная система. Мышцы». Раздаточный материал: строение мышечного волокна. Лабораторная работа «Утомление скелетных мышц». | Тест «Опорно- двигательная система человека». | Кабинет, компьютер, проектор, экран. Микроскопы, постоянные препараты. |
8. | Пищеварительная система. | Круглый стол, практическая работа, семинар. | Рассказ, беседа, объяснение. Демонстрация моделей органов пищеварительной системы. Лабораторная работа, организация работы круглого стола «значение пищеварительной системы», проведение семинара «регуляция пищеварения | Учебный текст и презентация «Пищеварительная система человека». Электронные образовательные модули «пищеварение в ротовой полости и желудке, пищеварительные железы», «пищеварение в тонком и толстом кишечнике». Список возможных тем для доклада, лабораторная работа «пищеварительные ферменты ротовой полости». | Тест «Пищеварительная система человека». | Кабинет, компьютер, проектор, экран. Лабораторное оборудование. |
9. | Строение и работа зрительного анализатора | Лекция, практическая работа, круглый стол. | Рассказ, беседа, опрос. Демонстрация модели глазного яблока. Выполнение практической работы, проведение круглого стола. | Презентация «Глаз человека. Строение и функции». Просмотр фрагмента фильма «Тело человека». Дидактическая карточка «Строение и функции глаза». Полихроматические таблицы Рабкина для выполнения практической работы по изучению цветовосприятия. Список тем для докладов «Заболевания органа зрения». | Выполнение доклада. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
10. | Ухо. Строение и функции | Учебное исследование, практическая работа. | Демонстрация макета, беседа, рассказ. Организация самостоятельной работы обучающихся с литературой, составление конспектов, подготовка докладов по теме. | Тексты «Орган слуха». Макет «Ухо человека». | Доклад. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
11. | Строение нервной системы | Лекция, практическая работа, семинар. | Рассказ, беседа, объяснение, демонстрация моделей, выполнение практических работ по изучению рефлексов спинного мозга, организация беседы о роли нервной системы. | Раздаточный материал «Строение и функции нервной системы», презентация «Нервная система человека», фрагмент фильма «Тело человека». | Выполненные практические работы с выводами. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
12. | Травмы |
|
|
|
|
|
Классификация травм | Ролевая игра. | Актуализация знаний обучающихся, повторение материала. Проведение ролевой игры «Врач - травматолог». | Образец сценария ролевой игры. Презентация «Травмы», памятки «Первая помощь при травмах». | Тест «Травмы». | Кабинет, компьютер, проектор, экран, набор «Имитаторы травм». | |
• Кровотечения | Занятие-изучение нового материала, тренинг, командное соревнование. | Рассказ, объяснение, демонстрация презентации, отработка практических навыков по оказанию первой помощи, решение кейса. | Презентация «Гиповолемический шок», памятки «Первая помощь пострадавшему в шоковом состоянии», кейс «Первая помощь при потере больших объемов крови». | Решение кейса. | Кабинет, компьютер, проектор, экран, набор «Имитаторы травм», перевязочный материал, жгуты. | |
• Переломы | Повторение пройденного материала, практика по оказанию первой помощи при переломах, мастер-классы обучающихся по иммобилизации. | Беседа, опрос, представления собственного опыта обучающихся по иммобилизации, практика по оказанию первой помощи. | Презентация «Переломы костей». Памятка «Наложение шины». | Выполнение всех практических заданий. | Кабинет, компьютер, экран, проектор, набор «Имитаторы травм», перевязочный материл. | |
• Ожоги и обморожения | Повторение материла, практика по оказанию первой помощи. | Беседа, опрос, практика по оказанию первой помощи при возникновении различных ожогов и обморожений. | Электронный образовательный модуль «Ожоги и обморожения», дидактическая карточки «Ожоги и обморожения». | Ответы на вопросы по теме. | Кабинет, компьютер, перевязочный материал. | |
• Укусы | Практика по оказанию первой помощи. | Объяснение, беседа, практическая работа. | Карточки «Первая помощь при укусах различных животных». | Решение задач по оказанию первой помощи при укусах. | Кабинет, компьютер, проектор, экран, перевязочный материал. | |
13. | Отравления | Создание и презентация проекта. | Рассказ, объяснение, опрос, индивидуальная работа над проектом, представление проекта. | Памятка по разработке проекта, учебные тексты «Токсикология - наука о ядах». | Готовый проект. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
14. | Иммунитет | Повторение материала, конференция «Прививки ЗА и ПРОТИВ». | Актуализация Знаний обучающихся, выполнение докладов, обсуждение докладов. | Список тем докладов по теме конференции. | Доклад и участие обсуждении проблемы. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
15. | Аллергические реакции | Повторение материала, практика по оказанию первой помощи при появлении аллергической реакции. | Рассказ, объяснение, беседа, практическая работа «Первая помощь при аллергии», решение вопросов викторины. | Презентация «Аллергические реакции», карточки «Первая помощь при аллергии». | Викторина «Аллергены». | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
16. | Лекарственные средства | Повторение пройденного материала, лекция, практическая работа. | Опрос, объяснение, рассказ, беседа, демонстрация образцов. Разработка и проведение опроса о использовании лекарственных средств. Разработка рациона, направленного на профилактику гиповитаминоза в весенний период. | Презентация «Лекарственные средства», «Витамины». Памятка по составлению и проведению опроса. Таблицы для расчета собственного рациона питания. | Опрос «Использование лекарственных средств». Расчет рациона для профилактики гиповитаминоза в весенний период. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
17. | Гигиена |
|
|
|
|
|
• Санитарногигиенически й режим | Повторение. Практическая работа «Разработка индивидуального графика труда и отдыха». | Рассказ, объяснение, беседа, выполнение индивидуальной работы, сравнение результатов. | Текст «Санитарногигиенические нормы». | Сравнение графиков за два года. | Кабинет, компьютер. | |
• Микрофлора организма человека | Лекция, лабораторная работа. | Рассказ, объяснение, демонстрация, проведение лабораторной работы «Изучение мазка йогурта под микроскопом», зарисовка препаратов. | Презентация «Микрофлора организма человека». | Рисунки микроорганизмов. | Кабинет, компьютер, проектор, экран, лабораторное оборудование, микроскопы. | |
• Искривления осанки. Плоскостопие | Повторение материала. Лабораторные работы «выявление нарушений осанки», «анализ плантограмы стопы». | Рассказ, объяснение, беседа, лабораторная работа. | Презентация «Искривления осанки, плоскостопие». Раздаточный материал «Типы искривления осанки», «Виды плоскостопия». | Результаты самообследований, сравнение результатов за два года. | Кабинет, лабораторное оборудование, компьютер, проектор, экран. | |
• Вредные привычки | Повторение пройденного материала, семинар «Вредные привычки». | Опрос, беседа, обсуждение, просмотр учебных фильмов, подготовка докладов.
| Фильм «Вредные привычки. Влияние на организм». | Выполненный доклад. | Кабинет, компьютер, проектор, экран.
| |
• Экскурсия в музей гигиены | Экскурсия. |
|
| Обсуждение экскурсии. | Музей гигиены. | |
• Гигиена половой жизни. | Лекция, круглый стол. | Рассказ, объяснение, обсуждение проблем профилактики ЗППП и бесплодия. | Презентация «Заболевания, передающиеся половым путем». | Участие в работе круглого стола. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. | |
• Вирусные заболевания | Творческая работа, дискуссия. | Повторение пройденного материала, организация дискуссии, организация работы по созданию плаката. | Презентация «Вирусы». | Участие в дискуссии. Плакат «Вирусы гепатита. Профилактика». | Кабинет, компьютер, проектор, экран. | |
• Болезни сердечнососудистой системы | Изучение нового материла. Практика по оказанию первой помощи. | Рассказ, беседа, опрос, практическая работа по отработке навыков первой помощи больным, создание памятки «Симптомы заболеваний ССС». | Презентация «Заболевания сердечно-сосудистой системы». | Создание памятки | Кабинет, компьютер, проектор, экран, тонометр для измерений АД. | |
18. | Фитотерапия | Работа с определителем растений Ленинградской обл. по составлению перечня лекарственных растений. | Объяснение, демонстрация приемов работы с определителем. Организация групповой работы по составлению перечня лекарственных растений. | Презентация «Лекарственные растения». | Перечень «Лекарственные растения Ленинградской обл. и г. Санкт - Петербурга» | Кабинет, компьютер, проектор, экран, определитель. |
19. | Итоговое занятие
| Игра в ассоциации «Медицина». Конференция «Наука медицина». Анкетирование «Что нового я узнал?» | Организация конференции, подготовка докладов, обсуждение докладов. | Презентация «Медицина». | Выполненный доклад, анкета. | Кабинет, компьютер, проектор, экран. |
2.4.Календарный учебный график
программы «Школа юного медика»
Год обучения:2022-2023
Количество учебных недель- 36
Количество учебных дней: 144
Сроки учебных периодов: 1 полугодие- с 01.09.22 по 30.12.22г.
2 полугодие- с 10.01.23 по 31.05.23 г.
№ зан | Тема занятия | Кол.час | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая | Дата фактическая | Причина изменения даты |
1 модуль | |||||||
| Вводное занятие | 1 | Комплексное | Первичная диагностика обучающихся на мотивацию выбора объединения в форме анкетирования. Анкетирование | 01.09.22 |
|
|
| Десмургия | 1 | Комплексное | Практическая работа, беседа | 01.09.22 |
|
|
| Гипсовые повязки. Виды гипсовых повязок | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 08.09.22 |
|
|
| Лонгета. «Шина». | 1 | Практическое | Анализ выполнения задания | 08.09.22 |
|
|
| Техника наложения гипсовых повязок | 2 | Практическое | Анализ выполнения задания | 15.09.22 |
|
|
| Скелет человека | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 15.09.22 |
|
|
| Строение костей. | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 22.09.22 |
|
|
| Отделы скелета человека. | 2 | Практическое | Наблюдение, беседа | 22.09.22 |
|
|
| Создание плаката «Скелет человека». | 2 | Практическое | Наблюдение, беседа | 29.09.22 |
|
|
| Круглый стол «Прямохождение. Положительное и отрицательное значение».
| 1 | Практическое | Наблюдение, беседа | 29.09.22 |
|
|
| Аптечка первой помощи. Перевязочный материал и лекарственные средства для аптечки первой помощи
| 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 06.10.22 |
|
|
| Сравнение состава разных видов аптечек первой помощи. Командная игра «Собери аптечку»
| 1 | Практическое | Наблюдение, беседа | 06.10.22 |
|
|
| Медицина катастроф Виды катастроф | 2 | Практическое | практикум | 20.10.22 |
|
|
| Общая характеристика катастроф.
| 3 | Комплексное | Тест, беседа | 20.10.22 |
|
|
| Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций. | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 27.10.22 |
|
|
| Оказание первой медицинской помощи в условиях ЧС.
| 1 | Комплексное | Практическая работа. Тест, беседа | 27.10.22 |
|
|
| Создание памятки «Правила поведения при ЧС». | 2 | Практическая работа | Анализ выполнения задания | 03.11.22 |
|
|
| Основы сердечно-легочной реанимации | 2 | Практическое | Практическая работа | 03.11.22 |
|
|
| .Особенности строения дыхательных путей человека.
| 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа, тест | 10.11.22 |
|
|
| Анатомия и физиология сердечно - сосудистой системы с точки зрения анестезиологии и реаниматологии. Измерение центрального венозного давления (ЦВД).
| 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 10.11.22 |
|
|
| Кровеносная система Сердце | 1 | Комплексное | Практическая работа. Тест, беседа | 17.11.22 |
|
|
| Строения сердца и его функции. Сердечный цикл.
| 1 | Комплексное | Практическая работа. Тест | 17.11.22 |
|
|
| Частота сердечных сокращений», «Сердечный цикл. Индивидуальный подсчет.
| 4 | Лабораторная работа | Анализ выполнения задания | 01.12.22 |
|
|
| Сосуды. Виды и классификация сосудов. Строение. Функции. | 2 | Комплексное | Практическая работа. Тест | 01.12.22 |
|
|
| Круги кровообращения.
| 3 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 08.12.22 |
|
|
| Индивидуальная работа «Схема строения кругов кровообращения» | 3 | Комплексное | Тестирование | 08.12.22 |
|
|
| Мышцы человеческого тела | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 15.12.22 |
|
|
| Типы мышечной ткани. Свойства мышечной ткани. | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 15.12.22 |
|
|
| Классификация поперечно-полосатых скелетных мышц. | 3 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 22.12.22 |
|
|
| Рассмотрение препаратов мышечной ткани под микроскопом | 3 | Практическое | Наблюдение, беседа | 22.12.22 |
|
|
| Пищеварительная система. Строение. Отделы. Функции. | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 29.12.22 |
|
|
| Пищеварительные железы. Особенности пищеварения в желудке, тонком кишечнике и прямой кишке.
| 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 29.12.22 |
|
|
| Пищеварительные ферменты ротовой полости
| 3 | Лабораторная работа | Наблюдение, беседа | 12.01.23 |
|
|
| Значение пищеварительной системы | 3 | Круглый стол | Наблюдение, беседа | 12.01.23 |
|
|
| Строение зрительного Анализ выполнения заданияавтора. Глазное яблоко как сложная оптическая система. | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 19.01.23 |
|
|
| Исследование цветовосприятия | 3 | Семинар | Наблюдение, беседа | 19.01.23 |
|
|
| Строение уха. Связь органов слуха с органами равновесия. | 1 | Комплексное | Практическая работа. Тест | 26.01.23 |
|
|
| Работа с макетом уха
| 3 | Практическое | Практическая работа. Тест | 26.01.23 |
|
|
| Строение нервной системы. Отделы. Нервы и нервные узлы. | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 02.02.23 |
|
|
| Рефлекс. Рефлекторная дуга | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 02.02.23 |
|
|
| Роль нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | 4 | Семинар | Наблюдение, беседа |
|
|
|
2 модуль | |||||||
| Травмы. Решение ситуационных задач «Первая помощь при различных травмах» с применением набора «Имитаторы ранений и повреждений | 2 | Комплексное | Практическая работа. Тест | 09.02.23 |
|
|
| Кровотечения | 1 | Комплексное | Практическая работа. Тест | 09.02.23 |
|
|
| Способы остановки кровотечений. | 3 | Практическое |
| 16.02.23 |
|
|
| Переломы | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 16.02.23 |
|
|
| Первая помощь при различных видах переломов | 3 | Практическое | Анализ выполнения задания | 02.03.23 |
|
|
| Ожоги и обморожения | 3 | Комплексное | Практическая работа | 02.03.23 |
|
|
| Укусы различных насекомых и зверей: комары, осы, клещи, собаки | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 09.03.23 |
|
|
| Отравления. Разработка индивидуального проекта «Первая помощь при отравлении»
| 3 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 09.03.23 |
|
|
| Иммунитет, иммунизация | 5 | Комплексное | Практическая работа | 16.03.23 |
|
|
| Аллергическая реакция | 3 | Комплексное | практическая работа | 16.03.23 |
|
|
| Лекарственные средства | 5 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 23.03.23 |
|
|
| Гигиена. Санитарно-гигиенический режим | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 23.03.23 |
|
|
| Разработка индивидуального графика труда и отдыха
| 4 | Практическое | Анализ выполнения задания | 30.03.23 |
|
|
| Микрофлора полости рта, микрофлора кожи | 2 | Комплексное | Практическая работа | 30.03.23 |
|
|
| Исследование мазков под микроскопом | 4 | Практическое | Наблюдение, беседа | 06.04.23 |
|
|
| Нарушения осанки. Плоскостопие | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 06.04.23 |
|
|
| Определение нарушений осанки у учащихся | 4 | Практическое | Анализ выполнения задания | 20.04.23 |
|
|
| Вредные привычки | 1 | Комплексное | Анализ выполнения задания | 20.04.23 |
|
|
| Изучение состава сигаретного дыма
| 3 | Практическое | Анализ выполнения задания | 27.04.23 |
|
|
| Вредные привычки | 2 | Семинар | Наблюдение, беседа | 27.04.23 |
|
|
| Экскурсия в СЭС | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 04.05.23 |
|
|
| Гигиена половой жизни. «Значение гигиены половой жизни в профилактике бесплодия» | 2 | Круглый стол | Наблюдение, беседа | 04.05.23 |
|
|
| Вирусные заболевания | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 11.05.23 |
|
|
| Возможно ли победить распространение ВИЧ | 3 | Дискуссия | Наблюдение, беседа | 11.05.23 |
|
|
| Заболевания сердечно-сосудистой системы | 1 | Комплексное | Практическая работа | 18.05.23 |
|
|
| Артериальная гипотензия и гипертензия. Гипертонический криз.
| 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 18.05.23 |
|
|
| Выполнение самообследования: измерение артериального давления в покое и после нагрузки. | 2 | Практическое | Практическая работа. Тест | 23.05.23 |
|
|
| Фитотерапия | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | 25.05.23 |
|
|
| Работа с определителем растений
| 1 | Практическое | Практическая работа. Тестеда | 25.05.23 |
|
|
| Описание лекарственных растений Ульяновской области | 2 | Практическое | Викторина | 31.05.23 |
|
|
| Итоговое занятие Игра-соревнование «Здоровье в наших руках»
| 2 | Комплексное | Анализ выполнения задания | 31.05.23 |
|
|
2.5. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы для педагога
Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология: Учеб.пособие. - М.: Медицина, 1990. - 336 с.
Богоявленский И.Ф. Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций. СПб: «ОАО Медиус», 2005. - 312с.
Большая Медицинская Энциклопедия/ Под ред. Б. В. Петровского. - М., 1985.
Буянов В. М., Нестеренко Ю. А. Хирургия. - М., 1990.
Буянов В. М. Первая медицинская помощь: для учащихся мед. Училищ. - М., 1994. - 192с.
Введение в специальность/ Под ред. И. А. Сыченкова. - М., 1980.
Военно-полевая хирургия: Учебник / Под ред. К. М. Лисицына, Ю. Г. Шапошникова. - М., 1982. - 336с.
Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. - М.: Медицина, 1990.-206 с.
Дмитриева З. В., Кошелев А. А., Теплова А. И. Хирургия с основами реаниматологии. Общая хирургия: Учебное пособие. - СПб., 2003. - 567с.
«Концепция развития дополнительного образования детей», утвержденная Правительством РФ 4 сентября 2014г. №1726-р .
Маньков В.Д., Заграничный С.Ф. Опасность поражения человека электрическим током и порядок оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве: Практическое руководство. - СПб: НОУ ДПО «УМИТЦ «Электро сервис», 2010. - 84 с.
Масленников С. Г. Доврачебная помощь при травмах. - М., 1983.-96 с.
Михайлов Ю.М. Налитов В.Н. Протоколы действия для фельдшерских бригад СМП. - С-Пб, 1998.
Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков/ Под ред. Губаненкова С.М. - Спб.: Издательский дом «Петрополис», 2007. - 278 с.
Общая гигиена. Учеб. Для мед. Ин-тов./ Под ред. Г. И. Румянцева, М. П. Воронцова. - М., 1990. - 288с.: ил.
Ряженов В. В. Фармакология. - М., 1984. - 352 с.
Романовский В. Е. Клинический справочник фельдшера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
Сорокина Т. С. История медицины: Учебник для мед.вузов.-2-е изд., перераб. и доп.- М., 1994. - 381 с.: ил.
Справочник по анестезиологии и реанимации/ Под ред. В. П. Смолникова. - М., 1970. - 432 с.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года//Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Список литературы для обучающихся и родителей
Агаджанян П.Л. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. - М: Медицина, 1986
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение: Пер. С англ. - М.: Мир, 1988. - 248 с.
Васильев М. Цветочная фитотерапия. - М.: Издательский дом «Ниола 21 -й век», 2006. - 96 с.
Грибанов Э. Д. Медицина в символах и эмблемах. - М.: Медицина, 1990.-206 с.
Дацкий С.Б., Дацкий Б.М. Растения и косметика. - Пермь: «Урал-пресс», 1994.
Введение в специальность/ Под ред. И. А. Сыченкова. - М., 1980.
Общая гигиена. Учеб. Для мед. Ин-тов./ Под ред. Г. И. Румянцева, М. П. Воронцова, - М., 1990. - 288с.
Рубцов В.Г. Зеленая аптека. - Л.: Лениздат, 1980. - 240 с.
Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология. - М: Молодая гвардия, 1969.
Эльштейн Н.В. Диалог о медицине. - Таллин: Валгус, 1986. - 256 с.
Энциклопедия для детей. Том 18. человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Ред. Коллегия: М. Аксенова, Т.Каширина и др. - М.: Аванта +, 2005. - 464 с.
Интернет-ресурсы
http://www.anatomy.ti/ - анатомический атлас человека.
http://anatomia.spb.ru/ - анатомический 3D атлас.