СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа здоровьесберегающего воспитания
и физического развития учащихся
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Шпаковского муниципального района
Ставропольского края
Программа здоровьесберегающего воспитания
и физического развития учащихся
«ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Руководитель школы: Шотт С.А.
Автор программы: Ипатова Н.С.,
заместитель директора по УВР
тел.8(918)7563505,
e-mail: [email protected]
2017 г.
ПАСПОРТ
программы здоровьесберегающего воспитания и физического развития учащихся МБОУ СОШ №19 «Школа – территория здоровья»
Наименование Программы | Общешкольная программа здоровьесберегающего воспитания и физического развития учащихся МБОУ СОШ №19 «Школа-территория здоровья» |
Сроки реализации программы | 2017-2022гг |
Основания для разработки Программы | Стратегическое направление государственной политики в области сохранения здоровья подрастающего поколения регламентируются федеральным законом «Об образовании в РФ» и региональным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Программой развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 19 г. Шпаковского района Ставропольского края., другими нормативными правовыми актами, определяющими роль родителей, школы, самих подростков в сохранении и укреплении их здоровья. |
Период и этапы реализации программы | 1 этап – аналитически-проектировочный этап работы (2017 – 2018гг.): 2 этап – деятельностный этап работы(2018 – 2021гг.): 3 этап - обобщающий этап работы(2021 – 2022гг.): |
Основные разделы Программы |
|
Цель Программы
| Создание системы психолого-педагогических и медико-социальных условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению у участников образовательного процесса основ здорового образа жизни, сознательного и гуманного отношения к себе и своему физическому и психическому здоровью и выполнения элементарных правил здоровьесбережения. |
Механизмы реализации Программы | -выделение и оборудование помещений для оздоровительных и профилактических мероприятий ; -повышение включенности обучающихся в занятия физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работой; -укрепление спортивной базы школы; -психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса; -включение в структуру уроков различных видов физкультурных и оздоровительных упражнений; -организация совместной деятельности школы и ЦРБ ШМР по ежегодной диспансеризации обучающихся; -организация просветительской работы среди детей и их родителей; -организация двигательного режима школьников, режима труда и отдыха |
Исполнители Программы | Педагогический и ученический коллективы школы, родители/законные представители, структурные подразделения школы, члены творческих групп по различным направлениям деятельности. |
Оценка эффективности реализации Программы
| Формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, сознательного и гуманного отношения к себе, к своему физическому и психическому здоровью посредством здоровьесберегающих технологий и занятий спортом. Пропаганда здорового образа жизни. Повышение интеллектуального и творческого потенциала учащихся. |
Куратор Программы | Ипатова Н.С., заместитель директора по УВР |
Контроль за исполнением Программы | Администрация МБОУ СОШ №19
|
Юридический адрес образовательного учреждения, сайт e-mail, телефон, факс | 356236 Россия, Ставропольский край, Шпаковский район, с.Верхнерусское, ул.Подгорная, 154 Сайт: http://mbousosh-19.ru E-mail: [email protected] Телефон: (86553) 4 5519 |
«Учитель может сделать для здоровья
школьников гораздо больше, чем врач»
Н.К. Смирнов
I.ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Неоспоримо, что основная задача школы – подготовить ребенка, подростка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимое образование. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, просто взрослый, ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, его прогрессивному ухудшению? Одним из ответов на этот, во многом риторический вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.
Понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических норм и мероприятий. Так, К.В. Дубов (2002) определяет их как «полноценное медицинское обеспечение работы школы». А.Н. Акимова (2002) включает в это понятие, гигиенически правильно составленное расписание занятий, своевременное проведение прививок и профилактику «школьных заболеваний». Некоторые ученые (Э.Н. Вайнер, 2001, К.К. Хрюндель, 2002 и др.) относят к здоровьесберегающим технологиям систему Л. Занкова, методику НЛП (нейро-лингвистического программирования) и даже дианетику. Такие безответственные утверждения свидетельствуют об искаженном понимании термина «здоровьесберегающие образовательные технологии», примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи – сохранения и укрепления здоровья учащихся. В свете этого была разработана Федеральная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений (Касаткин В.Н., д.м.н). Программа «Здоровье» одобрена Министерством образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук.
Перспективной формой реализации задач охраны и укрепления здоровья школьников на нынешнем социально-экономическом этапе стала Федеральная целевая комплексная программа «Образование и здоровье», реализуемая в рамках нового этапа реформы образования в России. Механизмом реализации программы являются региональные целевые программы «Образование и здоровье», разрабатываемые совместно органами образования, здравоохранения и социальной защиты с учетом специфики региона, его потребностей, интеллектуального, финансового, информационного и кадрового потенциала. Разработанная нами программа является деятельным связующим звеном, соединяющим адресата программы «Образование и здоровья» - учащихся школы с непосредственными исполнителями государственными структурами, отвечающими за реализацию данного национального проекта.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием выживания.
По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами.
Согласно усредненным данным практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Наибольший прирост заболеваний происходит в 7 и 10 классах. Отмечается, что в 7-8 лет дети имеют в среднем 2 диагноза, в 10-12 лет -3 диагноза, в 16-17 лет 3-4 диагноза. Среди подростков 15-17 лет на первом месте — болезни органов дыхания, на втором — болезни глаз, на третьем — болезни костно-мышечной системы.
Причины ухудшения здоровья школьников следующие:
1) социально-экономические, вследствие которых многие семьи не в состоянии обеспечить необходимый уход за детьми, вывозить их на отдых в летний период;
2) увеличение учебной нагрузки;
3) недостаточная адаптация учебного процесса к индивидуально-психофизиологическим состояниям детей.
Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья обучающихся и педагогов, большой вклад школьных факторов в этот процесс делают высокоактуальной проблему разработки и внедрения здоровьесберегающих технологий в образование. Это сделало необходимым введение в деятельность школы программы «Школа – территория здоровья», призванной обеспечить сохранение и улучшении физического, психического и социального здоровья.
Состояние здоровья школьников по состоянию на 01 июня 2017 года
Классификация заболеваний | ||||||||||||
ОУ | Всего обучающихс | Сердечно- сосудистые | Опорно – двигательные | Заболевания органов слуха | Заболевания органов зрения | Нервно- психические заболевания | Заболевания органов пищеварения | Лор- заболевания | ||||
МБОУ СОШ № 19 | 709 | 3 | 0 | 3 | 14 | 3 | 21 | 11 | ||||
Группа здоровья | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | Количество детей – инвалидов | Количество детей, обучающихся индивидуально на дому | |||||||
107 | 596 | 4 | 12 | 12 | 7 |
Важным направлением в реализации программы «Школа – территория здоровья» является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на Шалеву поляну, в Русский лес, организуются походы.
II.НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ:
Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
Федеральный закон №38 –ФЗ от 30.03.1995. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ – инфекции)».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2 2821-10), зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г., регистрационный номер 19993;
СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ»
СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 №916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей,подростков и молодежи» принято в целях совершенствования работы по укреплению здоровьянаселения и улучшению физического развития детей, подростков и молодежи.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 05 сентября 2011 г. N МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде»
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни).- М.-«Просвещение» 2011.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Для того чтобы человек осознанно подходил к сохранению своего здоровья, он должен:
знать, как это делать;
хотеть это делать;
уметь это делать.
«ЗНАТЬ»,«ХОТЕТЬ» и «УМЕТЬ» - составляющие данной программы. Система представлений выступает основой понимания учеником тех или иных явлений, а также взаимосвязей между ними. При этом знание и понимание – не одно и то же. Знания – это информация о мире, которую ученик может усвоить и воспроизвести и в достоверности которой не сомневается. Представления – это усвоенная информация о мире, которая используется учеником для понимания мира и на основе которой он выстраивает свою жизнедеятельность в мире.
Новизна данной программы заключается в том, что при её реализации мы ориентируемся не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровом жизненном стиле и закрепление такого знания и поведения непосредственно через практическую деятельность.
Комплексность программы заключается в охвате всех направлений жизнедеятельности школы, направленных на поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы и формирования ценностного отношения к своему здоровью силами специалистов школы и социального партнерства.
Цель программы: создание системы психолого-педагогических и медико-социальных условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению у участников образовательного процесса основ здорового образа жизни, сознательного и гуманного отношения к себе и своему физическому и психическому здоровью и выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
сформировать у детей представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни;
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
формирование представления о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
мотивировать педагогов и других участников программы на осознание ответственности за собственное здоровье и обучение навыкам сохранения здоровья с целью передачи этих навыков обучающимся;
проводить последовательное просвещение родителей обучающихся в вопросах сохранения здоровья детей;
совершенствовать организацию горячего питания в образовательном учреждении.
IV.ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ.
Функции медицинской службы школы:
проведение диспансеризации учащихся школы;
организация медосмотров учащихся школы, определение уровня физического здоровья; выявление учащихся специальной медицинской группы;
проведение вакцинации обучающихся и педагогов согласно приказам Минздрава;
изготовление и распространение памяток в преддверии сезонных заболеваний;проведение фильтрации во время эпидемии ОРВИ и других вирусных заболеваний.
Функции администрации:
общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;
организация и контроль уроков физкультуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
организация работы классных руководителей по программе здоровьесбережения и ее контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы психологической службы в школе.
Функции классного руководителя:
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
организация и проведение профилактических работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, КДН, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Функции школьного психолога:
Работа с младшими школьниками
организация комплексной диагностики определения уровня готовности будущих первоклассников к обучению в школе;
организация профилактической работы;
развивающая деятельность;
психокоррекционная работа;
диагностическая работа.
Работа с подростками
контроль адаптационного периода учащихся пятых классов и вновь прибывших детей к учебно-воспитательному процессу;
психологический мониторинг (для отслеживания динамики в основной школе, по результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося). Проведение тренингов на снятие агрессивности, неуверенного поведения.
Работа со старшеклассниками
профориентация учащихся 9-11 классов;
работа по психологическому сопровождению учащихся во время ЕГЭ;
проведение просветительской работы по профилактике СПИДа, применения пситхоактивных веществ, алко- и табакосодержащих веществ.
Работа с родителями.
V.УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:
учащиеся
педагогическое сообщество
родители
социальные партнеры:
школьная столовая ОАО «Золотой век»
ЦРБ «Шпаковская районная поликлиника»
МЧС
ГИБДД
МВД
Сохранение и укрепление здоровья школьников | ||
Этапы | Содержание | Результаты |
Аналитически-проектировочный этап работы | 2017-2018 уч.год
|
|
Деятельностный этап работы | 2018-2021; 2021-2022 уч. год
|
по результатам диспансеризации
|
Обобщающий этап работы | 2021-2022 уч. год
|
|
VII.Направления реализации программы
Направления формирования культуры здорового образа жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи формирования культуры здорового образа жизни |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий | Проектная деятельность. Беседа (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные секции, (внеурочная, внешкольная). Урок физической культуры (урочная). Игры, конкурсы, викторины; (урочная, внеурочная, внешкольная). Спортивные соревнования, игровые программы (внешкольная). Свободное и тематическое рисование. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностные установки | Планируемые результаты формирования культуры здорового образа жизни
| Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий школы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое. |
- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; . Учащиеся должны знать: -Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе; -Как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний; -Как правильно питаться; -Для чего нужна физкультура; -Что такое правильная осанка и как ее
поддерживать; -Что такое закаливание. Способы закаливания; -Что такое гигиена. Как соблюдать правила гигиены; -Что такое режим дня; -Полезные привычки. Как их создать; -Вредные привычки. Как от них избавиться; -Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоема, железной дороги и в общественном транспорте;
-Лечебные свойства растений, уметь их использовать для профилактики -Знать основы ЗОЖ; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику -Знать правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального и природного характера. -Знать о значении пищи для развития человека и рациональном питании. О роли физической культуры и спорта, закаливания в укреплении и сохранении здоровья, о роли значения личной гигиены. - Знать взаимодействие и взаимосвязи природы, общества и их влияние на здоровье человека, соблюдение правил гигиенического поведения. - Знать о психоактивных веществах и их влияние на организм человека. - Знать, что такое вредные привычки и как они влияют на здоровье подростка. - Знать правила межличностного общения, правила, правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. - Соблюдать навыки личной гигиены. - Уметь подобрать средства для ухода за телом, волосами, приёме пищи. - Уметь избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью. |
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6класс
7класс
8класс
9 класс
10-11 классы
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направления формирования культуры здорового образа жизни | Создание здоровьесберегающей инфраструктуры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи формирования культуры здорового образа жизни | Организация качественного горячего питания учащихся. Оснащение кабинетов (в т.ч. медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий | Укрепление материально-технической базы.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностные установки | Планируемые результаты формирования культуры здорового образа жизни | Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий школы 1 ступени
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
. Ценность здоровья и здорового образа жизни.
| - соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
| В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся. В школе работают оснащенные спортивные залы, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём. В школе работает медицинский кабинет, в котором оказываются медицинские услуги. С целью предупреждение проблем развития ребенка; обеспечения адаптации на разных этапах обучения; развития познавательной и учебной мотивации, для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся создана служба психолого- педагогического сопровождения( психолог) Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направления формирования культуры здорового образа жизни | Рациональная организация образовательного процесса. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи формирования культуры здорового образа жизни | Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды и формы здоровьесберегающихмероприятий | Оптимизация учебной нагрузки путем рационального составления расписания и рациональной организации урока. Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию).Использование здоровьесберегающих образовательных технологий ( педагогика сотрудничества, технологии развивающего обучения, технологии уровневой дифференциации) Cоблюдение всех требований к использованию технических средств обучения. Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностные установки | Планируемые результаты формирования культуры здорового образа жизни | Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий школы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности. | . Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки деятельности).. |
1 класс Знакомьтесь, школа «Здоровье – главное богатство человека»; «Путешествие в страну Здоровячков»; «Винегрет» (разговор о правильном питании); «Будем беречь здоровье»; Гигиена тела (полости рта). Словарь добрых дел и слов. Коллективное творческое дело «Чистота – залог здоровья»; 2 класс Коллективное творческое дело «Здоров будешь -все добудешь»; Полезные продукты; КВН «За здоровый образ жизни»; «Мы здоровьем дорожим, соблюдая свой режим»; Игра – путешествие «Откуда берутся грязнули»; Чувства, настроение, эмоции. Это я умею. Безопасное поведение на дорогах. 3 класс Инсценировка «Как медведь трубку нашел»; «Путешествие по городу Ням-Нямску»; Игра «В путь – дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь»; Сон – наиболее эффективный отдых. Рост и развитие человека. Кто объяснит, что значит красота? КВН «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД»; 4 класс Семейный конкурс «Пальчики оближешь»; Семья и твои обязанности. Я рисую этот мир Утренник «Уроки Мойдодыра»; Веселые старты 5-11классы Игра-путешествие «Режим дня и здоровье»; Викторина «Здоровье сгубишь - новое не купишь» Игра «Как сохранить здоровье»; КВН «За здоровый образ жизни»; Викторина «В объятиях табачного дыма»; Беседа «Наркотики и их роль в жизни человека»(в рамках единой антинаркотической акции); Конкурс на лучшую викторину «Про витамины» (7-8 классы); Тематические беседы, лектории для подростков с участием сотрудников здравоохранительных учреждений «Твоё здоровье»; Анкетирование учащихся; «Сюрпризы» переходного возраста; Выставка рисунков: «Я не курю и это здорово»,«Безопасность на дороге»; Круглый стол «Быть здоровым-это модно!»; Тренинг «Дышите правильно»; Тренинг «Уверенность» (подготовка к экзаменам, повышение самооценки) Конкурс «Самый чистый класс»; Конкурс плакатов: «Твой образ жизни», «АнтиСПИД»; Конкурс фотографий «Спорт в моей семье»; Конкурс сочинений «Взрослые мы обращаемся к вам!»(профилактика ПДД); | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направления формирования культуры здорового образа жизни | Организация физкультурно – оздоровительной работы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи формирования культуры здорового образа жизни | Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здорового образа жизни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий | Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках. Правильное распределение детей на медицинские группы для занятий физической культурой. Организация занятий по лечебной физкультуре. Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностные установки | Планируемые результаты формирования культуры здорового образа жизни | Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий школы Iступени
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния | Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья; Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно – двигательного характера
|
4 класс «Игры нартов». 3 класс «Три богатыря». 2 класс Игра «Последний герой». 1-4 классы Семейная спортивная спартакиада. Соревнования « Папа, мама, я – спортивная семья». Веселые старты. 5-11 классы День здоровья. Состязания нартов. Спортивное состязание «Сильные, ловкие, смелые». Олимпиада сильных, смелых, ловких. Игра «Спортивный лабиринт». Конкурс «Самый спортивный класс» (5-7). «Зарница». Соревнования по баскетболу. «А ну-ка парни». Соревнования по футболу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направления формирования культуры здорового образа жизни | Реализация дополнительных образовательных программ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи формирования культуры здорового образа жизни | Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий | Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников. Создание общественного совета по здоровьесбережению. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностные установки | Планируемые результаты формирования экологической культуры и культуры здорового образа жизни | Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий школы 1 ступени
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценность здоровья и здорового образа жизни. | . эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс. | В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни Гимнастика, осетинские танцы. В качестве образовательной программы в школе используется учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного», который включает рабочие тетради для учащихся 2 классов(«Учусь понимать себя»), 3 классов («Учусь понимать других»), 4 классов («Учусь общаться»), пособие для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников» и книгу для родителей. Также ведется работа по УМК «Разговор о правильном питании», который включает: Проведение общешкольного проекта ««Человек – образ жизни – образование – здоровье», Всероссийского проекта «Знание – ответственность – здоровье» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Направления формирования культуры здорового образа жизни | Просветительская работа с родителями | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи формирования культуры здорового образа жизни | Включение родителей в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий | Лекции, консультации, по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. Приобретение для родителей необходимой научно-методической литературы.. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ценностные установки | Планируемые результаты формирования культуры здорового образа жизни | Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий школы 1 ступени
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания. | эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, родительских собраний . |
2. Проведение родительских лекториев по проблемам адаптации детей на разных возрастных этапах, родительских собраний по результатам обследований. 3.Привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. Примерная тематика родительских собраний 1 класс
2 класс
Родители – лучшие друзья и помощники. 3 класс
4 класс
5класс Трудности адаптации пятиклассников к школе. Телевидение и пятиклассник. О детском одиночестве. Что могут сделать родители для безопасности ребенка? Здоровый образ жизни на примере родителей. 6 класс Первые проблемы подросткового возраста. Физическое развитие школьника и пути его совершенствования. Организация рационального питания подростков. Компьютер в жизни школьника. Положительные эмоции и их значение в жизни человека. Лекторий «Здоровая семья- здоровый образ жизни». 7 класс Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Ребенок и коллектив. Воля и пути ее формирования у учащихся. Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения. Увлечения и интересы семиклассников. Экология души ребенка. Ответственность родителей за нравственное и физическое здоровье детей. 8 класс Ошибки в воспитании. Чем они чреваты для родителей? Роль семьи в воспитании внутренней и внешней культуры юноши и девушки. Психологические и возрастные особенности подростка. О положительных и отрицательных эмоциях в воспитании. Ребенок в школе и дома. Две стороны одной медали? Роль семьи в развитии моральных качеств подростка 9 класс На пороге взрослости. Родителям о юности. Роль и ответственность семьи в профилактике табакокурения и алкоголизма. Значение чужого мнения для подростка. Как защитить собственного ребенка от опасности. Интересы и склонности девятиклассников. Как подготовиться к экзаменам. 10 класс Сила родительского примера - основа успешности учения. Коллектив и личность. Вредные привычки и их последствия. О вежливости на каждый день. Информационная культура школьника. Режим дня школьника Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить? Если в семье взрослый сын, взрослая дочь... 11 класс Как сохранить эмоциональное спокойствие подростка в период экзаменов. Характер и его влияние на учебные достижения старшеклассника. Коммуникативная культура семьи. Зрелость школьника. В чем она заключается? Друзья настоящие и мнимые. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе друзей? |
При помощи взаимодействия трех основных направлений программы:
Спортивно-оздоровительное
Здоровое и рациональное питание
Пропаганда и профилактика ЗОЖ
Выделяется четвертое направление, вбирающее в себя наиболее значимые элементы трех предыдущих. Данное направление как раз и является здоровьесберегающей средой, целью которой стала личность учащегося со сформированными основами здорового образа жизни, гуманного отношения к себе, к своему физическому и психическому здоровью.
Социальное окружение, позволяющее полноценно реализовать программу здоровьесберегающего воспитания и физического развития учащихся МБОУ СОШ №19 «Школа – территория здоровья».
Занятость учащихся МБОУ СОШ № 19 с. Верхнерусское в спортивных секциях и детских объединениях спортивного направления до 45% - главная цель учителей физической культуры школы. Много лет на базе школы работают секции ДЮСШ по дзюдо, баскетболу, волейболу. Все занятия физкультурно – спортивной и спортивно – оздоровительной направленности педагоги считают, способствуют развитию личности ученика его способностей, формированию таких черт характера как трудолюбия, взаимопомощь, уважение к старшим. Приветствуется сотрудничество детей различного возраста, когда старшие и опытные ученики помогают младшим. Ежегодно учащиеся занимающиеся в спортивных секциях принимают активное участие в районных и зональных соревнованиях. Поэтому наблюдается увеличение количества учащихся, принимающих участие, и количества занимаемых призовых мест. Это свидетельствует об увеличении процента учащихся в школе испытывающих интерес к спорту, здоровому образу жизни. Он достигает успехов, прежде всего за счет тонкой и точной индивидуализации педагогических воздействий, моделирования пути каждого ученика в освоении материала занятий. В МБОУ СОШ № 19 с. Верхнерусское обучается 736 чел, более 45% занимаются в спортивных секциях или детских объединения спортивного направления.
№ п/п | Направления | всего | в том числе платные | всего |
1. | Технические | 1 | 0 | 12 |
2 | Эколого-биологические | 1 | 0 | 12 |
3 | Туристско-краеведческие | 3 | 0 | 42 |
4. | Спортивные | 3 | 0 | 203 |
5. | Художественного творчества | 2 | 0 | 27 |
6. | другие | 10 | 0 | 196 |
7. | Всего | 20 | 0 | 450 |
из них численность занимающихся в 2 и более кружках | - | - | 17 | 17 |
VIII.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.
Инструментарий проведения контроля
мониторинг результативности выполнения программы;
степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ;
анализ статистических показателей и мониторинговых исследований;
опросы учащихся, родителей, педагогов;
общественная оценка качества работы школы;
анкетирование всех участников образовательного процесса;
общественная оценка педагогического совета качества работы школы.
Методика и инструментарий мониторинга представлена следующим образом:
Формированиекультуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:
- методика экспресс-диагностики психоэмоционального напряжения (О.С.Копина, Е.А.Суслова, Е.В.Заикин);
- измененная методика ценностных ориентаций М. Рокича;
- опросник «Отношение к здоровью» (Р. А. Березовская);
- тест «Индекс отношения к здоровью» (Дерябо С., Ясин В.);
- тест «Какое у тебя здоровье?»;
- мониторинг состояния здоровья обучающихся;
- диагностика физической подготовки обучающихся.
Также в работе используется метод количественной оценки (квалиметрия) на основе методики психолого-педагогической квалиметрии здорового образа жизни школьников (авторы А. С. Галицкий, Е.Ю. Березняк).
IХ.КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:
Для школы:
1. Количество физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает МБОУ СОШ № 19;
2. Доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно- оздоровительной работы;
3. Снижение показателей по заболеваемости;
4. Стабильность показателей по здоровью;
5. Численность учащихся занимающихся в спортивных секциях.
Для учащихся:
1. Количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
2. Количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
3. Доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
4. Доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
5. Доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
6. Количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
Для педагогов:
1. Доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, в %
2. Доля педагогов, владеющих здоровьесозидющими технологиями по отношению к общему их количеству, в %;
Х. МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА.
Здоровье физическое:
Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье социальное:
Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.
Здоровье психическое:
Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.
Главное условие для успешного решения оздоровительной программы
воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:
культуры физической (управление движением);
культуры физиологической (управление процессами в теле);
культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);
культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).
XI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформированные смысловые представления об элементарных правилах здоровьесбережения
Созданное элементарное представление об основных понятиях здорового образа жизни
Выполнение учащимися элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения и навыка)
Проведено предупреждение учащихся о непонимании основных понятий здорового образа жизни на примерах сопоставления вредных привычек и здорового образа жизни
Уточнено представление об элементарных правилах здоровьесбережения и навыках физического развития
Сформированы практически необходимые знания, умения, навыки для поддержания должного уровня психического и физического здоровья учащихся
Учащиеся выполняют правила здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования
Созданы условия для сохранения физического и психического здоровья обучающихся
№ п/п | Разделы | Сроки | Ответственные за исполнение | ||
1. Организационная работа | |||||
1. | Разработать и представить на утверждение план организационной работы на 2017-2018 учебный год | Июнь - август 2017 г. | Учителя физкультуры, тренеры | ||
2. | Приобрести спортивное оборудование и инвентарь | Июнь 2017г. | Учителя физкультуры, тренеры | ||
3. | Подготовить и представить для утверждения рабочую программу по физической культуре на 2017-2018 учебный год.
| Июнь – август 2017 г. | учителя физкультуры, педагоги дополнительного образования | ||
4. | Сформировать физкультурный актив, выбрать физоргов. Организовать работу физкультурного актива. | Сентябрь 2017 г.
В течение года | Учителя физкультуры, тренеры | ||
5. | Оформить допуск учащихся к занятиям по физической культуре | Август, сентябрь 2017 г. | врач и медсестра школы | ||
6. | На основании методических рекомендаций обучить физоргов методике проведения утренней гимнастики в классе | Сентябрь 2017 г. | Учителя физкультуры, тренеры | ||
2. Учебно-спортивная работа | |||||
1. | Подготовить и представить для утверждения расписания занятий в спортивных секциях | ||||
Футбол (Спартак-футбол-класс) | Сентябрь 2017г. | Шотт С.А. | |||
Спортивные танцы |
| Калюжный Р.Е. | |||
дзюдо |
| Шотт С.А. | |||
ОФП |
| Шотт С.А. | |||
Танцевальная аэробика |
| Чернова И.Ю. | |||
2. | Формирование команды для участия в спортивных мероприятиях района на основании календарного плана мероприятий | Сентябрь 2017 г.- май 2018г. | Учителя физкультуры, тренеры | ||
3. | Утвердить Положение о смотре конкурсе на лучший спортивный класс | Сентябрь 2017 г. | Кошманов Я.Н. | ||
4. | Организовать смотр-конкурс уровня физической подготовленности учащихся | Сентябрь 2017 г., Май 2018 г. | учителя физкультуры | ||
5. | Подготовить и провести школьные спортивные мероприятия | ||||
| «День Здоровья и спорта» (1-4 классы) | 06.09.2017 | учителя физической культуры | ||
| «День Здоровья и спорта» (5-9 классы) | 07.09.2017 | учителя физической культуры | ||
| Первенство школы по л/а тлетике (10-11 кл.) | Сентябрь 2017 г. | учителя физической культуры | ||
| «Весёлые старты» (1-4 классы) | Октябрь 2017 г. | Русанова Е.А. | ||
| Соревнования по мини-футболу (8-9 классы мальчики), ОФП (8-9 классы девочки) | Октябрь 2017 г. | Шотт С.А., | ||
| Соревнования смотра-конкурса уровня физической подготовленности (5-7 классы) | Октябрь 2017 г. | Шотт С.А. | ||
| Открытое первенство села по шахматам «Белая ладья» (5-11 классы) | Ноябрь 2017 г. | Прокопенко В.Г. | ||
| День Здоровья «Зимняя сказка» (1-4 классы) | Декабрь 2017 г. | Русанова Е.А. | ||
| Соревнования по мини-футболу (10-11 классы юноши) | Октябрь 2017 г. | Шотт С.А. | ||
| Соревнования по пионерболу (5-6 классы) | Декабрь 2017 г. | Кошманов Я.Н. | ||
| Спортивный праздник «Юные Олимпийцы» (1-4 классы) | Январь 2017 г. | Русанова Е.А. | ||
| Конкурс презентаций (5-11классы) Викторина (5-7 классы) | Январь 2017 г. | Чернова И.Ю. | ||
| Первенство школы по волейболу (8-9кл., 10-11кл.) | Февраль-март 2017г. | Кошманов Я.Н. | ||
| «Богатыри земли Русской» (10-11 кл.), соревнования по ОФП | Февраль 2018 г. | Калюжный Р.Е. | ||
| Соревнования, посвящённые «Дню защитника Отечества» (1-4 классы) | Февраль 2018 г. | Шотт С.А. | ||
| Спортивное мероприятие, посвящённое 8 Марта «А, ну-ка, девочки» (1-4 классы) | Март 2018 г. | Русанова Е.А. | ||
| Первенство школы по волейболу (9-10 классы девочки) | Март 2018 г. | Кошманов Я.Н. | ||
| Первенство школы по баскетболу (5-8 классы мальчики) | Март 2018 г. | Чернова И.Ю. | ||
| Спортивно-развлекательная программа для младших школьников, посвящённая Дню Космонавтики «Луночеловечки, вперёд!» (1-4 классы) | Апрель 2018 г. | Русанова Е.А. | ||
| Соревнования по танцевальной аэробике «Мисс аэробика» (4-8 классы) | Апрель 2018 г | Чернова И.Ю. | ||
| Военно-спортивный праздник «Зарничка» (1-4 классы) | Май 2018 г. | Русанова Е.А. | ||
| День Здоровья «Быстрее. Выше. Сильнее» (5-10 классы) | Май 2018 г. | Шотт С.А., Кошманов Я.Н. | ||
3. Массовая физкультурно-оздоровительная работа | |||||
1. | Вести ежедневную утреннюю гимнастику до учебных занятий | ежедневно | учителя предметники | ||
2. | Физкультурные минутки | ежедневно | учителя | ||
3. | Физические упражнения и подвижные игры на динамической паузе 1-8 кл. | ежедневно | учителя | ||
4. | Провести мастер-класс «Использование анимации на уроках физической культуры» | Октябрь 2017 г. | Русанова Е.А. | ||
5. | Провести семинар «День Здоровья в школе. Спортивный праздник как метод мотивации к здоровому образу жизни» | Декабрь 2017 г. | Шотт С.А. Кошманов Я.Н. | ||
4.Воспитательно-информационная работа | |||||
1. | Оформить и обновить стенды: «Учебно-спортивная информация», «Спортивные достижения учащихся» | В течении года | учителя физкультуры | ||
2. | Организовать встречи с лучшими спортсменами школы и района, края | В течении года | учителя физкультуры, классные руководители | ||
3. | Выпускать школьное информационно-развлекательное издание «Планета здоровья» (газета о физической культуре)
| ежемесячно | Смагин М.С. | ||
4. | Оформить личные странички МО учителей физической культуры на школьном сайте | Август – сентябрь 2017 г. | Денисова Е.Н. | ||
5. Учет и отчетность | |||||
1. | Подготовить отчёты загруженности спортивных залов, секционной работы, педагогического состава, спортивного оборудования и инвентаря. | Сентябрь 2017 г. | Романова Т.Н., Кошманов Я.Н. | ||
2. | Вести оперативный учет занимающихся по образовательной программе ФВ | В течении учебного года | учителя физкультуры | ||
3. | Вести журналы спортивных секций | В течении учебного года | учителя физкультуры, тренеры | ||
4. | Вести журналы регистрации инструктажей по ТБ | В течении учебного года | учителя физкультуры, тренеры | ||
5. | Вести протоколы спортивных соревнований | В течении учебного года | учителя физкультуры |
План мероприятий проведения Месячника Здоровья
в МБОУ «СОШ № 19» с 01 апреля по 01 мая 2017 года
Раздел программы | Мероприятия | Дата проведения | Ответственные |
Районные и школьные мероприятия
| «Всемирный День здоровья» | 1-11 кл. 07.04.2017 | МО учителей физической культуры |
Районный Университет педагогических знаний для родителей «Здоровый ребенок – здоровое общество! | 08.04.2017 в 11 час МКОУ СОШ «лицей № 2» | классные руководители 4-х классов | |
Прием контрольных нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» | 08-09.04.2017 | МО учителей физической культуры | |
Соревнования по общефизической подготовке допризывной молодежи «Я здоров и Независим!» | 13.04.2017 г. | Калюжный Р.Е., преподаватель-организатор ОБЖ | |
районный конкурс авторских стихов «На крыльях вдохновения» | 18.04.2017 г. | МО учителей русского языка и литературы | |
43 районный финал юнармейской игры «Зарница» | 20-21.04 | Калюжный Р.Е., преподаватель-организатор ОБЖ | |
Открытие туристического сезона | 7-11 кл., 23.04. | Чернова И.Ю., Русский лес, Шалева поляна | |
День защиты детей в условиях ГО и ЧС (по отдельному графику) | 30.04, 1-11 классы | Педагогические работники школы | |
Кубок открытия футбольного сезона среди команд района | 22-24.04 | МО учителей физической культуры | |
Районный турнир по мини-волейболу среди учащихся 2006-2007 г.р. | 28.04 | МО учителей физической культуры | |
Конкурс рисунков, посвященный Международному Дню Земли | 18-22.04 1-5 классы | МО учителей естествознания | |
Университет педагогических знаний по теме: «Здоровая семья – здоровая нация» | 29 апреля | Ипатова Н.С., заместитель директора по УВР | |
Мероприятия по формированию здорового образа жизни обучающихся
| Выставка рисунков по теме: «Нет, наркотикам!» | 7-8 кл., 19.03 | Ипатова Н.С., фойе школы |
Психологический тренинг «Обездвиженность – болезнь цивилизации» | 5-7 кл., до 11.04 | Классные руководители 5-7 классов | |
Классные часы «Здоровое поколение – здоровая страна» | 1-11 кл., 03-23.04 | Классные руководители 1-11 классов | |
Анкетирование обучающихся 8-х классов по теме: Диагностика уровня субъективного одиночества, агрессивного невежества» | 8 классы, до 14-17.04 | Классные руководители 8-х классов, социальный педагог | |
ДРК по методике Третьякова П.И. «Здоровье обучающихся в режиме ОУ» | 07.04.2017 года | Классные руководители 1-11 классов | |
Классное родительское собрание по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, профилактики рискованного поведения несовершеннолетних, по профилактике употребления психоактивных веществ | апрель, 2017 | Классные руководители 1-11 классов | |
Общешкольное родительское собрание по теме: «Ответственность родителей (законных представителей) в том числе уголовная и административная за последствия участия обучающихся в противоправных деяниях» | 29 апреля в 13.20 | Администрация школы | |
Часы общения по теме: «Имею право знать», в рамках профилактики употребления психоактивных веществ | 07 апреля 2017 | Классные руководители 7-11 классов | |
Работа волонтерских формирований: организация акций, санпостов, наркопостов | Весь период | Николаенко Е.В., специалист по делам молодежи | |
Час общения по теме: «Нормы ГТО» | В течение месячника | Классные руководители 1-11 классов | |
Час общения по теме: «Последствия ранней половой жизни» | В течение месячника | Классные руководители 7-11 классов | |
Час общения по теме: «Правильное питание. Этикет за столом» | В течение месячника | Классные руководители 1- 11 классов | |
Акция «День без мобильника!» | 07.04 | ОУС СМиД | |
Час общения по теме: «Особенности физиологии мальчиков и девочек в подростковый период» | По графику классных часов | Классные руководители 7-9 классов | |
День здоровья в моей семье | Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья» | 1-е классы, 07.04 | Классные руководители 1-х классов, родители обучающихся |
Анкетирование обучающихся 7 классов по теме: «Диагностика уровня насилия в образовательной среде» | 7-е кл., до 15 апреля | Классные руководители 7-х классов, социальный педагог, педагог-психолог | |
Фотоконкурс «Я спортивный» | 1-8 кл., до 18.04 | Классные руководители 1-8 классов | |
Часы общения по теме: «Разговор о правильном питании» | 1-11 кл., до 30.04 | Классные руководители 1-11 классов | |
Выставка «Лето. Море. Здоровье» (по программам летних оздоровительных лагерей) | 19.03-07.04 | Ипатова Н.С., заместитель директора по УВР | |
Беседа психолога «Школа-территория здоровья» для родителей будущих первоклассников | родители будущих первоклассников | Классные руководители 1-х классов | |
Вернисаж физкультминуток (семейные фото выполнения утренней гимнастики с родителями) | 1-11 классы, ежедневно | ОУС СМиД Родители обучающихся | |
|
|
| |
Лекторий для родителей и обучающихся по теме: «Психологические навыки преодоления тревожности и стресса в период подготовки и сдачи экзаменов» | 1-11 классы, до 30.04 | Классные руководители 1-11 классов, педагог-психолог | |
Анкетирование обучающихся 9-х, 11 классов по теме: «Диагностика суицидального риска у подростков» | Обучающиеся 9-х, 11 классов | Классные руководители 9-х, 11 классов, социальный педагог, педагог-психолог |
План работы по реализации здоровьесберегающего воспитания и физического развития учащихся МБОУ СОШ №19 «Школа – территория здоровья» на 2017 – 2018 учебный год
№ | Мероприятия | сроки |
1. | Медицинское направление. |
|
1.1. | Проведение медицинского осмотра учащихся школы. | ежегодно |
1.2. | Определение уровня физического здоровья | ежегодно |
1.3. | Обеспечение и организация профилактических прививок учащихся. | ежегодно |
1.4. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом. | Ежегодно в течение года |
15. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: проветривание; освещение; отопление; вентиляция; уборка. | Ежегодно в течение года |
1.6. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | ежегодно |
1.7. | Постоянный контроль за школьной столовой | Ежедневно в течение года |
1.8. | Посадка детей по ростомеру. | ежегодно |
1.9. | Оформление листков здоровья в классных журналах. | ежегодно |
2. | Просветительское направление |
|
2.1. | Организация просветительской работы с родителями (лекторий). | ежегодно |
2.2. | Вовлечение родителей и учителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей | ежегодно |
2.3. | Организация просветительской работы с учащимися (дни здоровья, тематические часы и др. виды работ). | ежегодно |
2.4. | Оформление уголков здоровья и безопасности в каждом классе. | ежегодно |
2.5. | Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры. | В течение года |
2.6. | Действия учителей и учащихся школы в условиях чрезвычайных ситуаций. |
|
2.7. | Оформление памяток для учителей по здоровьесберегающим технологиям. | ежегодно |
2.8. | Организация инструктажей по технике безопасности. | в течение года |
2.9. | Ознакомление с новыми санитарно – гигиеническими нормами. Обеспечение и соблюдение санитарно – гигиенических и
эпидемических норм в образовательном процессе. | в течение года |
3. | Психолого – педагогическое направление. |
|
3.1. | Формирование комфортной оздоравливающей среды, снимающей тревожность. | ежегодно |
3.2. | Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности. | ежегодно |
4. | Спортивно – оздоровительное направление. |
|
4.1. | Организация спортивных мероприятий. | ежегодно |
4.2. | Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни. | ежегодно |
4.3. | Привлечение обучающихся, родителей к физической культуре и спорту, различными формами оздоровительной работы. | Ежегодно |
4.4. | Плакаты для улучшения зрения. | ежегодно |
4.5. | Памятки учителям о проведении физминуток и гимнастики для глаз, проветривание помещений по нормам. | ежегодно |
5. | Диагностическое направление. |
|
5.1. | Мониторинг состояния здоровья детей. | ежегодно |
5.2. | Проверка дозировки домашних заданий по всем предметам учебного цикла во 2 – 9 классах. | ежегодно |
Календарный план реализации программы здоровьесберегающего воспитания и физического развития учащихся МБОУ СОШ №19 «Школа – территория здоровья» на 2017 – 2018 учебный год.
Сентябрь
Организация дежурства по школе и по классам.
Налаживание и организация работы кружковой деятельности и секций
Посадка детей по ростомеру.
Выявление учащихся специальной медицинской группы.
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям.
Оформление уголков здоровья и безопасности в каждом классе.
Включение в планы родительского всеобуча, планы школы, планы методических объединений и план школьной библиотеки мероприятий, способствующих повышению эффективности работы по здоровьесбережению детей.
Продолжить журнал для фиксирования инстуктажей безопасности.
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа).
Проведение инструктажей по технике безопасности в кабинетах школы.
Включение в планы по руководству и контролю вопросов, способствующих улучшению работы школы по здоровьесбережению.
Организация питания обучающихся.
Проведение физкультминуток, подвижных игр на переменах.
Памятки для учителей по здоровьесберегающим технологиям, при проведении физкультминуток и гимнастики для глаз, проветривание помещений.
Проведение внутришкольных и участие в районных спортивно – массовых соревнованиях и спартакиаде.
Проведение месячника по предупреждению дорожно – транспортного травматизма.
Обеспечение контроля занятости детей во внеурочное время.
Действия учителей и обучающихся школы в условиях чрезвычайных ситуаций.
Октябрь.
Организация работы обучающихся по поддержанию порядка на закреплённых участках, работа по созданию и поддержанию уюта в классах, школе, по сохранению школьного имущества.
Подготовка классов к зиме.
Медосмотр детей 1 – 9 классов, определение уровня физического здоровья.
Оформление листков здоровья в классном журнале.
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Физкультминутки и динамические паузы.
Планирование занятости учащихся в каникулярный период.
Ноябрь.
Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме «Курение – вред».
Физкультминутки и динамические паузы.
Декабрь.
Проведение открытых воспитательных часов, мероприятий, посвящённых всемирному дню борьбы со СПИДом.
Первенство школы по баскетболу.
Проверка инструктажей по технике безопасности за полугодие.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Январь.
Воспитательные часы: «Тренинг здорового образа жизни».
«Весёлые старты».
Физминутки и динамические паузы.
Февраль.
День защитника Отечества.
Соревнования по шашкам.
Проверка дозировки домашних заданий по всем предметам учебного цикла во 2 – 9 классах.
Беседы с первоклассниками по теме: «Гигиена школьника».
Март.
Подготовка к Дню здоровья.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию здорового образа жизни.
Организация каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Апрель.
Всемирный день здоровья.
«Весёлые старты».
Проведение внутришкольных спортивных мероприятий и соревнований, участие в районной спартакиаде.
Май.
Подготовительная работа к организации учащихся в летний период.
Проверка инструктажей по технике безопасности за год.
Проверка оздоровительного инвентаря и использование его учителями.
Июнь.
Мониторинг использования здоровьесберегающих технологий педагогами.
Международный день защиты детей.
Всемирный день защиты окружающей среды.
SWOT-АНАЛИЗ реализации программы здоровьесберегающего воспитания и физического развития учащихся МБОУ СОШ №19 «Школа – территория здоровья» на 2017 – 2022 гг.
Сильные стороны | Слабые стороны |
|
|
Возможности | Ограничения и риски |
|
|