СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа школьного краеведческого музея

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа школьного краеведческого музея»

Концептуальной основой организации работы школьного музея является система ценностно – целевых ориентиров и принципов организации содержания деятельности.

Ценностные ориентиры:

  • гражданско – патриотическое воспитание детей на основе развития исторической памяти,

  • формирование у обучающихся объективно – исторического подхода к изучению прошлого через различные формы поисковой и музейной работы,

  • развитие личностных потенциалов, творческой активности детей.

Принципы образовательной деятельности:

  • субъект восприятия,

  • самоактуализация,

  • дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов,

  • право ребенка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний,

  • разноплановость творческой деятельности.

Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Человек теряет себя, не имея Родины.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной и народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.


Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.

Задачи школьного музея:

  • формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;

  • активизирование роли школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения;

  • формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;

  • воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;

  • приобщение обучающихся к изучению истории родного края, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;

  • сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;

  • совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;

  • воспитание познавательных интересов и способностей;

  • овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;

  • пополнение музейных фондов

Направления работы:

  • Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.

  • Проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями.

  • Организация экскурсий в музей.

  • Организация работы с фондами музея (оформление книг учёта).

  • Участие в муниципальных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности.

  • Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы, ветеранами труда

Школьный музей выполняет следующие функции:

  • Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

  • Методическая работа с педагогическим коллективом.

  • Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.

Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для классов, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.

Методическая функция музея объединяет педагогический коллектив школы и учащихся в общем деле. На методическом объединении классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.



Организации общешкольных мероприятий:

Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея.

Формы работы в школьном музее

- практическая работа на местности;

- учебные экскурсии вне музея;

- уроки в музее- встречи, сборы, собрания;

- экскурсии в музее

- уроки мужества, акции;

изучение исторических событий.

- экскурсии, встречи в музее.


Ожидаемые результаты

Для музея

  • Оптимизация деятельности музея в русле программы воспитания и социализации;

  • Совершенствование содержания деятельности музея;

  • Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

  • Укрепление материальной базы музея.

Для учащихся

Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:

  • Исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мыслительный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками, умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);

  • Менеджерские (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности);

  • Коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса);

  • Презентационные (навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы)









































План развития школьного музея


Направление работы

Содержание работы

Сбор экспонатов

История школьного музея. Комплектование, учет, хранение экспонатов, экспозиционная работа, экскурсионная работа.


Историко- краеведческое движение

Пополнение фондов школьного музея. Изучение истории возникновения населенных пунктов и их названий, встречи со старожилами и ветеранами.

Военно - патриотическое воспитание

Воспитание чувства патриотизма, милосердия, гуманизма, культуры почитания памяти о павших, о живых ветеранах войны и труда через встречи в музее с ветеранами ВОВ и локальных войн, через адресную помощь ветеранам педагогического труда

Оформление стенда "История родной школы"

Сбор информации и экспонатов. Привлечение ветеранов педагогического труда в качестве консультантов. Оформление экспозиции «Листая памяти страницы».

Изучение истории родного края

Понятие «Краеведение». Методы познания. География исследования. Понятие краеведческих методов познания родного края: экскурсия, работа в библиотеке, в краеведческом музее, анкетирование, интервьюирование, встречи с интересными людьми. Практическая работа: экскурсии (цель, выбор маршрута

Исследовательская деятельность

Научно-исследовательская работа, научно-экспозиционная работа, поисково – собирательная работа, работа с фондами, экскурсионная работа. Оформление стендов. Экскурсии: обзорная, тематическая. Книга отзывов. Книга Почета. Интерактивные методы: анкетирование, интервьюирование, видео-, фотосъемка, погружение в деятельность.




Обсуждено на педагогическом совете МБОУ ПГО «Печеркинская СОШ»

Протокол № __________

От «_____» ________ ___2020

«Утверждаю»

Директор МБОУ ПГО
«Печеркинская СОШ»

____________Печеркина И.В.

Приказ № ______ __

От «____» _______ __2020





План работы школьного краеведческого музея


Мероприятие

Дата проведения

Ответственные

Организационная работа

1

Утверждение плана работы школьного музея на 2020-2021 учебный год.

сентябрь

Директор

Руководитель музея

2

Оформление музейной документации

Сентябрь

В течение года

Руководитель музея

3

Работа с фондами.

 Инвентаризация архива.

В течение года

руководитель музея

4

Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов.

По мере поступления

В течение года

 руководитель музея

 5


Анализ работы школьного музея за предыдущий учебный год, определение задач развития музея на новый учебный год

сентябрь

руководитель музея

6

Ведение Книги отзывов гостей музея

В течение года


руководитель музея

7

Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея

В течение года

руководитель музея

8

Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея

В течение года

 руководитель музея

 

9

Связь с музеями, общественными и детскими организациями и учреждениями.

 

 В течение года

 руководитель музея


Экспозиционно - выставочная работа

1

Создание временных экспозиций в школе

«У войны не женское лицо», «К Победе шаг за шагом», «Бессмертный полк»

В течение года

Руководитель музея

2


Регулярное обновление информации стендов музея согласно памятным датам и акциям музея



В течение года

Руководитель музея

3

Участие в акциях

«Поздравь ветерана», «Бессмертный полк», «Открытка ветерану»

В течение года

Руководитель музея

Классные руководители

Экскурсионно-массовая работа

1

Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий

В течение года

Руководитель музея

2

Проведение обзорных и тематических экскурсий (1-11 классы.)

Обзорные:

  • Знакомство с музеем (1 класс, гости школы)

  • «Этих дней не меркнет слава …»

  • Никто не забыт, ничто не забыто…»

  • История школы

  • Крестьянский быт

  • История колхоза Калинина

  • История колхоза Буденного

  • Люди, прославившие наш край

Тематические:

  • История экспоната

  • Люди родного края.

  • Династия учителей

  • Строительство школы

  • Директора нашей школы

  • Учителя-выпускники школы

  • Герои ВОВ -земляки

В течение года

Руководитель музея, учителя предметники, классные руководители

3

Проведение бесед, лекций к знаменательным

датам года:

4 ноября – День народного единства

16 ноября – день памяти и скорби,

5 декабря – Битва под Москвой,

9 декабря – День Героев

12 декабря – День конституции РФ.

27 января – День снятия блокады Ленинграда  (1944)

15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана

23 февраля – День защитника Отечества

9 мая – День Победы советского народа в

Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.



В течение года

Руководитель музея, учителя истории, классные руководители

Учебно-воспитательная работа

1

 Проведение уроков Мужества.

В течение года

  
классные руководители
 1-9 классов

Учителя истории

2


Профориентация учащихся.

Использование материалов музея на уроках.

В течение года

 руководитель 

музея, учителя

3

Проведение музейных уроков (1-9 класс),
 


В течение года

  руководитель 

музея, учителя истории, учителя-предметники

4

Проведение уроков истории и краеведения.

В течение года

 

Учителя истории

5

 

Проведение классных часов и праздников, посвященных Дням Воинской славы

 

Тематический урок «Песни военных лет» (все классы)

«Дневник Тани Савичевой» (для учащихся 5-8 классов )

Декабрь 2020 г.

Февраль 2021 г.

Май 2021 г.

  Заместитель директора по воспитательной работе

 руководитель 

музея


6

Встречи с участниками Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах.

 

В течение года

 Руководитель

  музея, классные руководители

7

 Встреча с ветеранами труда - жителями села. Сбор материала для оформления экспозиции.

В течение года 

 руководитель 

музея
классные руководители

Общественно-полезная работа

1

Поисковая работа

В течение года

 Руководитель

  музея

 актив музея

2

Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей села

В течение года

 руководитель 

музея

 актив музея

3

Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.

В течение года

 руководитель 

музея

 актив музея

4

Уборка закреплённой территории мемориала

В течение

года

классные руководители



Разработка новых виртуальных проектов гражданско-патриотической направленности

1

«Виртуальный музей истории и культуры российского казачества» Оцифровка имеющихся экспонатов, использование возможностей виртуальных музеев России по истории казачества, освоение и использование в деятельности технологии подготовки и проведения виртуальных экскурсий

В течение года








Руководитель музея



2

«Виртуальная библиотека «Казачья слава»

Использование возможностей Всероссийской виртуальной библиотеки по истории казачества; создание собственной виртуальной библиотеки семейного чтения «Образ защитника Отечества на страницах детских книг» (перевод имеющихся ресурсов в электронный вид, размещение в общем доступе школьной сети)

Январь-февраль





Руководитель музея

3

Виртуальная выставка «Творческие увлечения ветеранов и старожилов» Панорамные съемки домашних коллекций, запись и оцифровка интервью с авторами коллекций, изделий.

Март-июнь

Руководитель музея



Примечание: руководитель музея имеет право редактировать план работы на учебный год в зависимости от обстоятельств.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пышминского городского округа

«Печеркинская средняя общеобразовательная школа»












Работа школьного

краеведческого музея

на 2020-2021учебный год






Руководитель музея

учитель начальных классов

Богуненко Любовь Валентиновна



2020/21 учебный год