СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа совершенствования организации питания в школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Здоровое питание – здоровое поколение» предполагает приведение работы по данному направлению в систему, вовлечение в эту работу всех участников образовательных отношений. Реализация программы осуществляется как в урочной деятельности (на уроках различных предметов), так и внеурочной, а также в объединениях дополнительного образования. 

Просмотр содержимого документа
«Программа совершенствования организации питания в школе»

ПРИНЯТА: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического совета Директор МКОУ «Возовская СОШ»

МКОУ «Возовская СОШ». ________Золотухин Д.А

.Протокол № от «___» _____20__г «___» ____________20__г.
















ПРОГРАММА

по совершенствованию организации питания

в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении

«Возовская средняя общеобразовательная школа»

Поныровского района Курской области

«ШКОЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ»

на 2016-2018 годы


















п.Возы




С О Д Е Р Ж А Н И Е


Наименование раздела

Страницы

1.

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

3

2.

Цели, задачи и сроки реализации Программы.

3

3.

Система программных мероприятий.

6

4.

Ожидаемые результаты реализации Программы.

6

5.

Участники Программы.

7

6.

Основные направления реализации Программы.

8

7.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы.

14

1.  Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметов первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом барометром развития страны. Значительное количество современных проблем в образовании связано с негативной динамикой детей и подростков. Особую озабоченность вызывают те нарушения, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к учебной деятельности. Такие нарушения получили название «Школьная патология». Специалисты отмечают, что школьные патологии проявляются в развитии опорно-двигательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем, ростом нервно-психических отклонений, болезней органов дыхания и зрения.  Это ведёт к снижению интеллектуальных способностей детей и подростков, что в свою очередь порождает негативное отношение к учебно-познавательной деятельности.

Рациональное питание учащихся – одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе, снижение отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Несбалансированное, неполноценное питание в детском и подростковом возрасте ведёт к снижению показателей физического развития, сопротивляемости организма различным заболеваниям, способствует функциональному нарушению обменных процессов и развитию хронических заболеваний. 

Важную роль в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в школе. Организация рационального питания учащихся в школе есть один из ключевых факторов поддержания здоровья, что ведёт к повышению эффективности обучения.

Программа «Здоровое питание – здоровое поколение» предполагает приведение работы по данному направлению в систему, вовлечение в эту работу всех участников образовательных отношений. Реализация программы осуществляется как в урочной деятельности (на уроках различных предметов), так и внеурочной, а также в объединениях дополнительного образования. 

2.  Цели, задачи и сроки реализации Программы.

Целью Программы является: 

- обеспечение здоровым питанием учащихся школы;

- создание условий, способствующих укреплению здоровья учащихся;

- формирование у участников образовательных отношений потребности и навыков здорового питания;

- внедрение новых форм организации питания учащихся;

- постоянный 100 % охват горячим питанием учащихся школы.

Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:

- внедрение современных методов состояния питания;

- обеспечение качественного, сбалансированного питания детей;

- укрепление и обновление материально-технической базы школьной столовой;

- воспитательная работа по пропаганде здорового питания (проведение конкурсов, бесед, устных журналов, издание буклетов, газет);

- оформление обеденного зала и производственного отдела столовой;

- формирование у участников образовательных отношений потребности правильного питания, как неотъемлемой части сохранения и укрепления здоровья;

- создание благоприятных условий для образовательных отношений.

Нормативно - правовое обеспечение программы.

-  Конвенция о правах ребёнка;

- Конституция РФ;

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;

- Федеральные программы:

- национальный проект «Школьное питание»;

- национальный проект «Образование»;

- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

-  Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 г. № 1873-р «Об утверждении основ государственной политики Российской федерации в области здорового питания населения на период до 2020 г.»;

- Указ президента Российской федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.»;

- санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 г. № 45 пн. 14.1, 14.3 – 14.11;

-  методические рекомендации федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека от 24.08.2007 г. № 0100/8604-07-34 «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов питания детей 7-11 и 11-18 лет»;

-  приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

-  приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 11.03.2012 г. № 213и/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений»;

-  письмо Министерства образования и науки РФ от 12.04.2012 г.  № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся и воспитанников»;

-  Решение третьего созыва Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 24.09.2013 г. № 4 «Об организации горячего питания обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении отдела образования администрации Поныровского района и реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

-  Решение третьего созыва Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 27.11.2014 г. № 38 «О внесении изменений в Решение Представительного Собрания Поныровского района Курской области от 24.09.2013 г. № 4 «Об организации горячего питания обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении отдела образования администрации Поныровского района и реализующих основные общеобразовательные программы  начального общего, основного общего, среднего общего образования».

 Этапы и сроки реализации Программы.  2015 – 2017 годы.

Программа реализуется в три этапа:

Первый этап ( январь - март 2016 г.)  – подготовительный). 

На этом этапе проводится:

- анализ работы школы по организации питания учащихся за 2015 год;

- выявление проблем;

- изучение нормативных актов и передового опыта организации горячего питания школьников;

- определение путей решения выявленных проблем;

- разработка Программы по совершенствованию организации горячего питания учащихся школы.

Второй этап (апрель 2016 г. – ноябрь 2018 г.) – основной.  На данном этапе предполагается проведение программных мероприятий по следующим направлениям:

-  организация рационального питания учащихся в соответствии с возрастными особенностями и физиологическими потребностями, с требованиями санитарно-эпидемиологических норм и правил;

-  совершенствование системы управления и контроля организации горячего питания в школе;

-  работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой;

-  совершенствование системы просветительской работы с участниками образовательных отношений школы по формированию культуры здорового питания.

Третий этап (декабрь 2018 года) – обобщающий, итоговый.  Предполагается анализ, обобщение, систематизация результатов реализации Программы, подведение итогов и перспектив новой Программы.

3.  Система программных мероприятий.

В рамках программы предусмотрены следующие направления:

-  организация и регулирование школьного питания;

-  укрепление материально-технической базы школьной столовой;

-  повышение квалификации персонала;

-  организация и проведение культурно-просветительской работы по формированию культуры здорового питания у участников образовательных отношений;

-  внедрение инновационных методов организации горячего питания.

4.  Ожидаемые результаты реализации Программы.

Личностные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, на использование здорового питания, формирование знаний о негативных факторах риска здоровью;

Метапредметные:  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Предметные:  осознание целостности окружающего мира, освоение норм здоровьесберегающего поведения, основ культуры питания, приобретение и совершенствование навыков самообслуживания.

Реализация Программы позволит:

-  совершенствовать систему горячего питания в школе;

-  сделать горячее питание школьников – приоритетной частью здоровьесбережения детей и подростков;

-  улучшить состояния здоровья детей, по показателям заболеваний, зависящих от качества питания;

-  повысить мотивации всех участников образовательных отношений к здоровому питанию;

-  создание школьного фито-бара.

5.     Участники программы:

СЕМЬЯ

Администрация школы

Педагогический коллектив

Медицинский работник

Организация здорового питания детей дома

Соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации школьного питания.

Организация рейдов в семьи учащихся.

Проведение «уроков здоровья» для участников образовательных отношений.

Целевое взносы на финансиро-вание школьного питания учащихся

Составление и реализация нормативно-правовой базы по вопросам школьного питания

Вовлечение учащихся и их родителей в систему дополнительного образования по различным направлениям.

Беседы о правильном питании и здоровом образе жизни.

Организация контроля за школьным питанием (родительский комитет).

Улучшения материально-технической базы школьной столовой.

Включение в неурочную деятельность программ, разделов программ по здоровому образу жизни и в частности по пропаганде здорового питания и культуры питания.

Проведение профилактических мероприятий во время сезонного подъёма простудных заболеваний.

 

Организация работы по повышению квалификации персонала, реализующего горячее питание в школе.

Организация просветительской работы с родителями по пропаганде здорового питания.

Выполнение мероприятий производственного контроля горячего питания школьников.

 

Обеспечение открытости финансирования горячего питания.

Оформление «Уголка повара», эстетическое  и информационное оформление  обеденного зала в столовой.

Проверка соблюдения  инструкции витаминизации 1-х и 3-х блюд школьного питания в осенне-зимний период.

 

Разработка и внедрение новых форм организации горячего питания школьников.

Дежурство в школьной столовой.

Поведение медицинского контроля за состоянием здоровья участников образовательных отношений.

 

Организация работы по обеспечению школьной столовой овощами и фруктами

Организация и проведение мероприятий по формированию культуры питания и пропаганде здорового образа жизни.

Организация прохождения участниками образовательных отношений периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

 

Планирование  производственного контроля в школьной столовой и организация его осуществления.

 

Знакомство отдельных категорий участников образовательных отношений с особенностями их питания, связанных с состоянием здоровья.


6.     Основные направления реализации программы.


Основные мероприятия

Сроки

Исполнители

1-е направление.       Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение.

1.

Приведение школьных локальных актов по организации горячего питания  в соответствие законодательству.

Январь 2016 г.

Директор.

2.

Издание приказов об организации горячего питания в школе, о предоставлении бесплатного питания отдельным категориям учащихся, о создании бракеражной комиссии

Ежегодно: сентябрь.

Директор.

3.

Создание Совета по организации горячего питания в школе (приказ о создании, Положение о Совете, план работы Совета).

Январь 2016 г.

Директор

4.

Анализ и корректировка локальных актов по охране труда в структурном подразделении «Школьная столовая».

Январь 2016 г.

Директор, председатель ПК.

5.

Периодическая проверка исправности технологического оборудования в школьной столовой с составлением соответствующего акта.

Ежегодно: май, сентябрь.

Директор.

6.

Составление программы и плана производственного контроля в школе и организация их осуществления.

Январь 2016 г.

Директор

7.

Корректировка рабочих программ учителей-предметников с целью внесения в них вопросов здорового питания и культуры питания.

Январь 2016 г.

Зам. директора по УВР.

8.

Корректировка программ дополнительного образованием с добавлением в них мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и рационального питания.

Январь 2016 г.

Зам. директора по ВР.

9.

Размещение  на школьном  сайте в системе ИНТЕРНЕТ раздела, посвящённого организации горячего питания в школе.

Февраль 2016 г.

Модератор сайта.

10.

Наглядное оформление информационных  материалов  по организации горячего питания в школе.

Февраль 2016 г.

Зам. директора по ВР.

11.

Внесение в планы работы педсовета школы, родительского комитета, Совета отцов, совещания при директоре вопросов организации горячего питания в школе.

Февраль 2016 г.

Администрация школы.

12.

Планирование медико – санитарных мероприятий по организации горячего питания в школе.

Февраль 2016 г.

Медсестра школы

13.

Включение в повестку дня родительских собраний (общешкольного и классных) вопросов здорового питания и воспитания культуры питания.

Февраль 2016 г., ежегодно сентябрь-август.

Директор, классные руководители.

14.

Проведение анкетирования участников образовательных отношений по изучению мнения по организации горячего питания с целью его последующей корректировки.

Периодически, не реже 2-х раз в год.

Зам. директора по ВР, классные руководители.

15.

Подготовка наглядных информационных изданий по пропаганде здорового питания (буклетов, листовок, книжек-малышек, газет).

В течение всего периода.

Зам. директора по ВР.

2-е направление.   Методическое обеспечение.

1.

Изучение положительного опыта организации горячего питания в ОО и внедрение приемлемых начинаний в своей школе.

Постоянно.

Администрация школы.

3.

Изучение методических пособий по организации здорового питания, составление их перечня с аннотациями и рекомендациями для практического применения педагогами в работе с участниками образовательных отношений.

Март 2016 г.

Зам. директора по ВР.

4.

Составление методических рекомендаций по изучению вопросов правильного питания при изучении отдельных предметов, разделов, тем.

Август 2016 г.

Зам. директора по УВР, учителя-предметники.

3-е направление.  Работа по воспитанию культуры здорового питания среди учащихся.

1.

Реализация 1-й части программы «Разговор о правильном питании» М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой. Москва ОЛМА. Медиа Групп 2011 г.

с использованием рабочей тетради  для учащихся «Разговор о правильном питании». Рассматриваются следующие темы:

1. Если хочешь быть здоров.

2. Самые полезные продукты.

3. Как правильно есть.

4. Удивительные превращения пирожка.

5. Как сделать кашу вкусной.

6. Плох обед, если хлеба нет.

7. Время есть булочки.

8. Пора ужинать.

9. Где найти витамины весной.

10. На вкус и цвет товарищей нет.

11. Как утолить жажду.

12. Что надо есть, если хочешь стать сильнее.

13. Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.

14. всякому овощу своё время.

15. Праздник урожая.

1- 2 класс.

Учителя начальных классов, медсестра школы

2.

Реализация 2-й части программы «Разговор о правильном питании» «Две недели в лагере здоровья». Рассматриваются следующие темы:

1. Давайте познакомимся.

2. Из чего состоит наша пища.

3. Что нужно есть в разное время года.

4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом.

5. Где и как готовят пищу.

6. Как правильно накрыть стол.

7. Молоко и молочные продукты.

8. Блюда из зерна.

9. Какую пищу можно найти в лесу.

10. Что и как можно приготовить из рыбы.

11. Дары моря.

12. «Кулинарное путешествие» по России.

13. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.

14. Как питаться в православный пост.

15. Как правильно вести себя за столом.

3 – 5 классы.

Классные руководители, медсестра школы

3.

Реализация 3-й части программы «Разговор о правильном питании»  Учебно – методический комплект «Формула правильного питания» состоит из рабочей тетради для школьников и методического пособия для учителя. Рассматриваются следующие темы:

1. Здоровье – это здорово.

2. Продукты разные нужны, блюда разные важны.

3. Режим питания.

4. Энергия пищи.

5. Где и как мы едим.

6. Ты – покупатель.

7. Ты готовишь себе и друзьям.

8. Кухни разных народов.

9. Кулинарное путешествие.

10. Как питались на Руси и в России.

11. Необычное кулинарное путешествие.

6 – 11 классы.

Классные руководители, учителя – предметники, медсестра школы

4.

Конкурсы рисунков среди учащихся о вкусной и здоровой пище, культуре питания.

В течение года.

Учитель ИЗО, учителя начальных классов.

5.

Анкетирование учащихся с целью изучения их мнения об организации питания в школе, их кулинарных предпочтений.

Май, ноябрь.

Зам. директора по ВР, классные руководители.

6.

Подготовка и проведение устного журнала для учащихся «Будем здоровы и культурны».

Октябрь, апрель.

Зам. директора по ВР.

4-е направление.  Работа по воспитанию культуры питания среди родителей учащихся.

1.

Родительский лекторий «Здоровье вашей семьи».

В течение года.

Зам. директора по ВР.

2.

Круглый стол. «Совместная работа семьи и школы по формированию здорового образа жизни. Питание детей в школе и дома».

Октябрь 2016 г.

Зам. директора по ВР.

3.

Конкурсная семейная программа «Готовьте с нами, готовьте лучше нас!».

Март 2017 г.

Зам. директора по ВР.

4.

Встреча «Старость нас без дела не застанет, лучше внукам я вкусняшек напеку! », посвящённая декаде пожилых людей.

Октябрь 2018 г.

Вожатая.

5.

Час вопросов и ответов «Здоровое питание – основа формирования здорового поколения».

Апрель 2018 г.

Зам. директора по ВР.

6.

Анкетирование родителей «Хочу пожелать школьному питанию».

Май 2017 г.

Зам. директора по ВР.

7.

Анкетирование родителей «Кулинарные предпочтения моего ребёнка».

Март 2018 г.

Зам. директора по ВР.

5-е направление.  Организация работы по улучшению материально-технической базы школьной столовой, расширение сферы услуг для участников образовательных отношений.

1.

Приобретение новой мебели для обеденного зала школьной столовой за счёт средств областной субвенции.


Директор

2.

Регулярное  пополнение столовой посудой, кухонным инвентарём.

Ежегодно, май.

Директор.

3.

Проведение энергетических испытаний по замеру изоляции и заземления технологического оборудования школьной столовой.

Июнь 2018 г.

Директор.

4.

Приведение световой гаммы обеденного зала в соответствие с физиологической оптимальностью.

Лето 2017 г.

Директор.

5.

Обновить и дополнить тематическое оформление обеденного зала:

- стенд-надпись «Приятного аппетита»;

- стенд  «Правила здорового питания»;

«Уголок повара».

2017 г.

Зам. директора по ВР.

6.

Внедрение новых форм организации питания школьников:

- столы «Православных праздников и постов»;

«Стол именинников» - последняя пятница каждого месяца;

- стол  самообслуживания «Осенние дары» (фрукты, овощи с пришкольного участка и сада).

2017 г.

Ответственный за организацию питания в школе.

7.

Организация функционирования фито-бара  для участников образовательных отношений по медицинским показаниям (сборы трав собраны учащимися во время работы оздоровительного лагеря с дневным пребыванием).

С сентября 2017 г.

Медсестра школы, ответственный за организацию питания, классные руководители.

8.

Контроль за организацией горячего питания в школе осуществляется согласно «Плану производственного контроля за организацией питания».

Постоянно.

Директор.

7. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы.

Для оценки эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы предполагается проведение мониторингов:

-  изучение уровня владения учащимися основами здорового питания;

-  изучение приоритетности кулинарных блюд у участников образовательных отношений с целью внесения их в перспективное меню;

-  изучение мнения участников образовательных отношений об организации горячего питания с целью внесения корректировки в Программу для совершенствования школьного питания;

-  организация социологического опроса «Довольны ли Вы организацией питания в нашей школе? Что на Ваш взгляд необходимо сделать для его улучшения?»

Результаты мониторингов изучаются, систематизируются и на их основе корректируется  Программа.