СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по предмету "Логопедические занятия" 6 класс, вариант 1

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по предмету "Логопедические занятия" 6 класс, вариант 1»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Логопедические занятия» – 5 класс, вариант 1

(для обучающихся с легкой умственной отсталостью)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету «Логопедические занятия» 5-7 классы, вариант 1

Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».

Задачи коррекционного курса:

  • повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;

  • осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;

  • закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;

  • расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;

  • вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;

  • обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.

Содержание обуения:

Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.

Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системн-деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.

Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:

  • практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;

  • наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;

  • словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.

Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.

В структуру занятия могут входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;

  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

  • дыхательная гимнастика;

  • коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

  • формирование фонематических процессов;

  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

  • работа над предложением, текстом;

  • обогащение и активизация словарного запаса.

Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).

Планируемые результаты

Личностные:

  • положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям;

  • умение делать простейшие обобщения, сравнения, классификацию на наглядном материале по основным лексическим темам;

  • умение обращаться за помощью, используя простую фразовую речь;

  • умение договаривать и изменять свое поведение с учетом поведения собеседника;

  • умение выразить отказ, благодарность, сочувствие;

  • развитие умения произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;

  • овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

  • правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита;

  • производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;

  • различать предлоги и приставки;

  • разбирать слово по составу;

  • выделять имя существительное, определять падежные окончания;

  • грамматически правильно связывать слова в предложении;

  • писать под диктовку простой текст;

  • пользоваться различными частями речи при составлении предложения;

  • уметь составлять рассказы, по опорным словам, и вопросам.

Достаточный уровень:

  • правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита;

  • находить корень слова и образовывать однокоренные слова;

  • выделять родственные слова из текста;

  • пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;

  • различать приставку и предлог по их значению;

  • проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

  • изменять окончание слов в соответствии с вопросами;

  • находить имена существительные в предложении по вопросам и объяснять лексическое значение слов;

  • изменять имена существительные по числам и падежам;

  • составлять и распространять предложения, ставить вопросы к словам в предложении, знаки препинания в конце предложений;

  • соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными членами;

  • писать под диктовку тексты (40-45 слов);

  • работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль;

  • владеть различными видами пересказов;

  • усваивать лексику через речевую практику.


п/п

Содержание работы. Раздел. Тема.

Кол.-во часов

Дата

Программное

содержание

6 класс, предмет

«Логопедические занятия»

на 2024-2025 учебный год

1.

Обследование экспрессивной стороны речи.

1


Понимание обращенной речи.

Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.

2.

Обследование импрессивной стороны речи.

1


Понимание обращенной речи.

Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности.

3.

Обследование навыка чтения.

1


Чтение текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда.

Пересказ прочитанного (прослушанного) текста.

4.

Обследование навыка письма.

1


Написание диктанта.

5.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Их различение.

1


Сравнение и различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков.
Выделение звука на фоне полного слова. Обозначение звука условным значком.

Подбор слов, начинающихся с заданного звук (гласного/согласного).

Определение последовательности звуков в словах. Развитие слухового восприятия.

6.

Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в середине слова.

Тренировочные задания.

1


Сравнение звонких и глухих согласных звуков по артикуляции. Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными звуками на конце и в середине слов.

Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования.

Обогащение словарного запаса.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

7.

Слова с непроизносимыми согласными звуками в словах.

Правописание непроизносимых согласных звуков.

1


Развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных. Развитие навыка словоизменения и словообразования.

Обогащение словарного запаса.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие орфографической зоркости.

8.

Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.

Грамматическое оформление предложений.

1


Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Упражнения в грамматическом оформлении предложений. Произнесение предложений с различной интонацией. Развитие умения составлять предложения по опорному слову с заданным количеством слов.

Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа.

9.

Составление предложений из слов.

Объединение их в связный текст

1


Составление связного текста из отдельных предложений.

Закрепление умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов.

Определение темы текста.

Развитие умения придумать заголовок к тексту.

Развитие ориентировки в языковом материале.

10.

Корень как показатель

лексического значения слова.

1


Роль корня как значимой части слова. Общее лексическое значение родственных слов.

Подбор однокоренных слов к данным словам. Называние слов с общим корнем.

Выделение корня в словах.

Дифференциация слов с одинаковым корнем, но разным смысловым значением.

Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов.

Расширение словарного запаса за счет уточнения значения

слов.

11.

Часть слова – приставка. Образование слов с помощью приставки.

1


Определение смыслового

значения приставок.

Закрепление знаний о правописании приставок.

Развитие умения образовывать слова приставочным способом.

Изменение лексического значения слова с помощью приставок. Выделение приставки в словах. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления.

12.

Часть слова – суффикс. Образование слов с помощью суффиксов.

1


Закрепление понятия «суффикс» и навыка образования слов при помощи различных суффиксов.

Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов.

Определение смыслового значения суффиксов.

Изменение лексического значения с помощью

суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами.

Обогащение словарного запаса.

Развитие слухового внимания и логического мышления.

13.

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

1


14.

Безударные гласные в словах.

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

1


Закрепление правописания безударных гласных звуков в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Запись слов с безударными гласными под диктовку.

Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия.

15.

Непроверяемые безударные гласные

(словарные слова).

1


Постановка ударения в словах, выделение безударной гласной.

Отработка умения правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными. Развитие умения работать со словарными словами. Развитие орфографической зоркости.

16.

Предлог, как самостоятельное слово.

Составление словосочетаний с предлогами.

1


Закрепление представления о предлоге, как самостоятельной единицы речи. Развитие навыка распознавания и написания предлогов. Составление словосочетаний с предлогами.

Развитие и уточнение пространственных представлений.

17.

Различение предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях.

Тренировочные упражнения.

1


Закрепление знаний о предлогах и приставках.

Дифференциация предлогов и приставок. Развитие умения выделять приставку и предлог.

Развитие умения правильно употреблять приставки и предлоги в речи. Формирование навыка слитного написания приставки и раздельного написания предлога. Развитие орфографической зоркости.

18.

Грамматические признаки слов, обозначающих предмет – имя существительное.

1


Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет.

Совершенствование навыка дифференциации одушевленного и неодушевленного предмета.

Развитие умения ставить вопрос к имен существительному.

Обогащение и расширение словарного запаса. Развитие зрительного внимания и памяти.

19.

Слова, обозначающие предметы – имена существительные.

Антонимы.

1


Закрепление и расширение понятия «антонимы».

Подбор слов-антонимов к именам существительным.

Выбор слов - антонимов

из предложенных слов

Игра «Подбери пару».

Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса.

20.

Слова, обозначающие предметы – имена существительные.

Синонимы.

1


Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам существительным.

Игра «Подбери словечко».

Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса.

21.

Слова, обозначающие предметы – имена существительные.

Многозначность - слова омонимы.

1


Формирование представлений о словах омонимах.

Работа над семантикой слова (соотнесение слова и предмета). Чтение стихотворений с многозначными словами.

Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Развитие чувства языка.

Расширение пассивного и активного словарного запаса.

22.

Грамматические признаки слов, обозначающих признак предмета – имя прилагательное.

1


Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи. Закрепление умения ставить к имени прилагательному вопрос.

Развитие практического навыка в подборе имен прилагательных Развитие слухового внимания и памяти.

23.

Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе (в именительном падеже).

1


Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов. Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Образование новых слов, обозначающие признак предмета от имен существительных. Развитие орфографической зоркости и чувства языка.

24.

Согласование

имен прилагательных с именем существительным в родительном и винительном падежах.

1


Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными. Развитие умения находить в предложении сочетания имени существительного с именем прилагательным.

Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний имен прилагательных с именем существительным в предложении и тексте.

Развитие орфографической зоркости и чувства языка.

25.

Согласование

имен прилагательных с именем существительным в дательном падеже.

1


26.

Согласование

имен прилагательных с именем существительным в творительном падеже.

1


27.

Согласование

имен прилагательных с именем существительным в предложном падеже.

1


28.

Слова, обозначающие

признаки предметов, имена прилагательные.

Антонимы.

1


Закрепление и расширение понятия «антонимы».

Подбор слов-антонимов к именам прилагательным.

Выбор слов - антонимов

из предложенных слов

Игра «Подбери пару».

Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса.

29.

Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные.

Синонимы.

1


Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам прилагательным.

Игра «Подбери словечко».

Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса.

30.

Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные.

Многозначность имен прилагательных.

1


Закрепление представлений о словах омонимах.

Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов

Чтение стихотворений с многозначными словами.

Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Правильное построение высказывания в соответствии с его значением. Расширение пассивного и активного словарного запаса.

Развитие чувства языка.

31.

Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные.

Образные слова и выражения.

1


Формирование умения определять прямое и переносное значение слов.

Развитие правильного употребления образных слов и выражений Расширение пассивного и активного словарного запаса.

Развитие чувства языка.

32.

Устное сочинение.

Составление описательного рассказа по вопросам.

1


Развитие умения составлять описательный рассказ по вопросам учителя-логопеда.

Формирование умения составлять полный ответ на вопрос учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте.

Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста.

Развитие умения использовать в тексте распространённые и сложные предложения.

Развитие навыков устной связной речи.

33.

Устное сочинение.
Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам.

1


Развитие умения составлять описательный рассказ, по опорным словам, и картинкам.

Составление связного высказывания, по опорным словам, и словосочетаниям.

Обогащение и развитие словарного запаса на материале группы родственных слов. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между предложениями. Развитие навыков устной связной речи.

34.

Обследование устной речи.

1


Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда.

Пересказ прочитанного текста.

35.

Обследование письменной речи.

1


Написание диктанта.

Работа над ошибками.

36.

Устное сочинение.

Составление описательного рассказа по опорным схемам-рисункам.

1


Обогащение и развитие словарного запаса.

Развитие умения использовать в тексте распространённые предложения. Развитие навыков устной связной речи.

37.

Устное сочинение.

Составление описательного рассказа по плану.

1


Развитие умения составлять описательный рассказ по плану. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения.

Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса.