РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Логопедические занятия» – 5 класс, вариант 1
(для обучающихся с легкой умственной отсталостью)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету «Логопедические занятия» 5-7 классы, вариант 1
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» (далее Коррекционный курс) составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR ).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Цель коррекционного курса - предупреждение, профилактика, коррекция дисграфии и дислексии различной этиологии; обеспечение речевой практики в рамках изучаемых правил, по предмету «Русский язык».
Задачи коррекционного курса:
повышать уровень речевого и общего психического развития обучающихся;
осуществлять профилактику специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок;
закреплять практические навыки правильного использования языковых средств в речевой деятельности;
расширять и обогащать опыт коммуникации обучающихся в ближнем и дальнем окружении;
вырабатывать навыки правильного, сознательного чтения и аккуратного, разборчивого, грамотного письма;
обеспечивать условия для коррекции нарушений устной речи, профилактики и коррекции дислексии, дисграфии и дизорфографии.
Содержание обуения:
Обучение на логопедических занятиях тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к усвоению речевых норм, учит использованию их в различных ситуациях. Рабочая программа с одной стороны, представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил, а с другой стороны - закрепление учебного материала.
Программа предусматривает работу над восполнением пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом, нормализацию звуковой стороны речи и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря, свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения, развитие и совершенствование грамматического строя речи), на отработку навыков чтения и письма, формирование умений и навыков устного связного высказывания и в дальнейшем, на их основе, – предпосылок к развитию умений и навыков составления развёрнутых письменных текстов. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системн-деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
Логопедическая коррекция осуществляется при использовании различных методов:
практические – упражнения, игры, моделирование, инсценировки;
наглядные – наблюдения, работа с картинками, аудио- и видеоматериалами;
словесные – беседа, рассказ, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности обучающихся, формирования навыков четкого произношения, при восприятии речевых образцов, особенно в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
Продуктивные методы используются при построении высказываний, различных видов рассказа, пересказа и выполнения творческих заданий.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающимися.
В структуру занятия могут входить:
упражнения для развития артикуляционной моторики;
упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
дыхательная гимнастика;
коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
формирование фонематических процессов;
работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
работа над предложением, текстом;
обогащение и активизация словарного запаса.
Специфическим и очень важным структурным компонентом логопедических занятий является самоконтроль звукопроизношения (гласных, согласных).
Планируемые результаты
Личностные:
положительное отношение к школе, к коррекционным занятиям;
умение делать простейшие обобщения, сравнения, классификацию на наглядном материале по основным лексическим темам;
умение обращаться за помощью, используя простую фразовую речь;
умение договаривать и изменять свое поведение с учетом поведения собеседника;
умение выразить отказ, благодарность, сочувствие;
развитие умения произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности;
овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач.
Предметные:
Минимальный уровень:
четко произносить автоматизированные звуки русского языка в речевом потоке; производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита;
производить звуко-слоговой анализ и синтез слова;
различать предлоги и приставки;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное, определять падежные окончания;
грамматически правильно связывать слова в предложении;
писать под диктовку простой текст;
пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
уметь составлять рассказы, по опорным словам, и вопросам.
Достаточный уровень:
правильно произносить звуки и соотносить их с соответствующими буквами алфавита;
находить корень слова и образовывать однокоренные слова;
выделять родственные слова из текста;
пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
различать приставку и предлог по их значению;
проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
изменять окончание слов в соответствии с вопросами;
находить имена существительные в предложении по вопросам и объяснять лексическое значение слов;
изменять имена существительные по числам и падежам;
составлять и распространять предложения, ставить вопросы к словам в предложении, знаки препинания в конце предложений;
соблюдать правильную интонацию в предложениях с однородными членами;
писать под диктовку тексты (40-45 слов);
работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль;
владеть различными видами пересказов;
усваивать лексику через речевую практику.
№ п/п | Содержание работы. Раздел. Тема. | Кол.-во часов | Дата | Программное содержание |
6 класс, предмет «Логопедические занятия» |
на 2024-2025 учебный год |
1. | Обследование экспрессивной стороны речи. | 1 | | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности. |
2. | Обследование импрессивной стороны речи. | 1 | | Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности. |
3. | Обследование навыка чтения. | 1 | | Чтение текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного (прослушанного) текста. |
4. | Обследование навыка письма. | 1 | | Написание диктанта. |
5. | Гласные и согласные звуки и буквы. Их различение. | 1 | | Сравнение и различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение звука на фоне полного слова. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звук (гласного/согласного). Определение последовательности звуков в словах. Развитие слухового восприятия. |
6. | Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в середине слова. Тренировочные задания. | 1 | | Сравнение звонких и глухих согласных звуков по артикуляции. Развитие умения объяснять правописание слов со звонкими глухими согласными звуками на конце и в середине слов. Отработка способов проверки написания слов с помощью словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. |
7. | Слова с непроизносимыми согласными звуками в словах. Правописание непроизносимых согласных звуков. | 1 | | Развитие умения подбирать проверочные слова для проверки непроизносимых согласных. Развитие навыка словоизменения и словообразования. Обогащение словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. Развитие орфографической зоркости. |
8. | Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Грамматическое оформление предложений. | 1 | | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Упражнения в грамматическом оформлении предложений. Произнесение предложений с различной интонацией. Развитие умения составлять предложения по опорному слову с заданным количеством слов. Формирование навыков зрительного и слухового вербального анализа. |
9. | Составление предложений из слов. Объединение их в связный текст | 1 | | Составление связного текста из отдельных предложений. Закрепление умения составлять предложения, соблюдая правильный порядок слов. Определение темы текста. Развитие умения придумать заголовок к тексту. Развитие ориентировки в языковом материале. |
10. | Корень как показатель лексического значения слова. | 1 | | Роль корня как значимой части слова. Общее лексическое значение родственных слов. Подбор однокоренных слов к данным словам. Называние слов с общим корнем. Выделение корня в словах. Дифференциация слов с одинаковым корнем, но разным смысловым значением. Развитие навыка словообразования и подбора однокоренных слов. Расширение словарного запаса за счет уточнения значения слов. |
11. | Часть слова – приставка. Образование слов с помощью приставки. | 1 | | Определение смыслового значения приставок. Закрепление знаний о правописании приставок. Развитие умения образовывать слова приставочным способом. Изменение лексического значения слова с помощью приставок. Выделение приставки в словах. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления. |
12. | Часть слова – суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | | Закрепление понятия «суффикс» и навыка образования слов при помощи различных суффиксов. Выделение общей части образованных слов. Закрепление знаний о правописании суффиксов. Определение смыслового значения суффиксов. Изменение лексического значения с помощью суффиксов. Развитие умения составлять словосочетания и предложения со словами. Обогащение словарного запаса. Развитие слухового внимания и логического мышления. |
13. | Образование слов с помощью суффиксов и приставок. | 1 | |
14. | Безударные гласные в словах. Способы проверки безударных гласных в корне слова. | 1 | | Закрепление правописания безударных гласных звуков в корне слова, проверяемых ударением. Подбор проверочных слов. Запись слов с пропущенными буквами. Запись слов с безударными гласными под диктовку. Расширение и активизация словарного запаса. Развитие фонематического слуха и восприятия. |
15. | Непроверяемые безударные гласные (словарные слова). | 1 | | Постановка ударения в словах, выделение безударной гласной. Отработка умения правильного написания слов с непроверяемыми безударными гласными. Развитие умения работать со словарными словами. Развитие орфографической зоркости. |
16. | Предлог, как самостоятельное слово. Составление словосочетаний с предлогами. | 1 | | Закрепление представления о предлоге, как самостоятельной единицы речи. Развитие навыка распознавания и написания предлогов. Составление словосочетаний с предлогами. Развитие и уточнение пространственных представлений. |
17. | Различение предлогов и приставок в словосочетаниях и предложениях. Тренировочные упражнения. | 1 | | Закрепление знаний о предлогах и приставках. Дифференциация предлогов и приставок. Развитие умения выделять приставку и предлог. Развитие умения правильно употреблять приставки и предлоги в речи. Формирование навыка слитного написания приставки и раздельного написания предлога. Развитие орфографической зоркости. |
18. | Грамматические признаки слов, обозначающих предмет – имя существительное. | 1 | | Закрепление понятия о словах, обозначающих предмет. Совершенствование навыка дифференциации одушевленного и неодушевленного предмета. Развитие умения ставить вопрос к имен существительному. Обогащение и расширение словарного запаса. Развитие зрительного внимания и памяти. |
19. | Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Антонимы. | 1 | | Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам существительным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса. |
20. | Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Синонимы. | 1 | | Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам существительным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса. |
21. | Слова, обозначающие предметы – имена существительные. Многозначность - слова омонимы. | 1 | | Формирование представлений о словах омонимах. Работа над семантикой слова (соотнесение слова и предмета). Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Развитие чувства языка. Расширение пассивного и активного словарного запаса. |
22. | Грамматические признаки слов, обозначающих признак предмета – имя прилагательное. | 1 | | Определение синтаксической роли имени прилагательного в речи. Закрепление умения ставить к имени прилагательному вопрос. Развитие практического навыка в подборе имен прилагательных Развитие слухового внимания и памяти. |
23. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в роде, числе (в именительном падеже). | 1 | | Определение рода имен прилагательных с помощью вопросов. Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Образование новых слов, обозначающие признак предмета от имен существительных. Развитие орфографической зоркости и чувства языка. |
24. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в родительном и винительном падежах. | 1 | | Закрепление синтаксической функции падежей при согласовании имен существительных с именами прилагательными. Развитие умения находить в предложении сочетания имени существительного с именем прилагательным. Правильное употребление предлогов при составлении словосочетаний имен прилагательных с именем существительным в предложении и тексте. Развитие орфографической зоркости и чувства языка. |
25. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в дательном падеже. | 1 | |
26. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в творительном падеже. | 1 | |
27. | Согласование имен прилагательных с именем существительным в предложном падеже. | 1 | |
28. | Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Антонимы. | 1 | | Закрепление и расширение понятия «антонимы». Подбор слов-антонимов к именам прилагательным. Выбор слов - антонимов из предложенных слов Игра «Подбери пару». Составление предложений с антонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса. |
29. | Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Синонимы. | 1 | | Закрепление понятия «синонимы». Развитие умения подбирать слова синонимы к именам прилагательным. Игра «Подбери словечко». Составление предложений с синонимами. Расширение пассивного и активного словарного запаса. |
30. | Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Многозначность имен прилагательных. | 1 | | Закрепление представлений о словах омонимах. Формирование умения определять лексическое значение слов-омонимов Чтение стихотворений с многозначными словами. Развитие умения слышать в речи и выделять многозначные слова. Правильное построение высказывания в соответствии с его значением. Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства языка. |
31. | Слова, обозначающие признаки предметов, имена прилагательные. Образные слова и выражения. | 1 | | Формирование умения определять прямое и переносное значение слов. Развитие правильного употребления образных слов и выражений Расширение пассивного и активного словарного запаса. Развитие чувства языка. |
32. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа по вопросам. | 1 | | Развитие умения составлять описательный рассказ по вопросам учителя-логопеда. Формирование умения составлять полный ответ на вопрос учителя-логопеда, учитывая связь слов в тексте. Развитие умения устанавливать связь заголовка с темой текста. Развитие умения использовать в тексте распространённые и сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. |
33. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа опорным словам и картинкам. | 1 | | Развитие умения составлять описательный рассказ, по опорным словам, и картинкам. Составление связного высказывания, по опорным словам, и словосочетаниям. Обогащение и развитие словарного запаса на материале группы родственных слов. Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения обращать внимание на смысловую связь между предложениями. Развитие навыков устной связной речи. |
34. | Обследование устной речи. | 1 | | Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста. |
35. | Обследование письменной речи. | 1 | | Написание диктанта. Работа над ошибками. |
36. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа по опорным схемам-рисункам. | 1 | | Обогащение и развитие словарного запаса. Развитие умения использовать в тексте распространённые предложения. Развитие навыков устной связной речи. |
37. | Устное сочинение. Составление описательного рассказа по плану. | 1 | | Развитие умения составлять описательный рассказ по плану. Развитие умения использовать в тексте распространённые или сложные предложения. Развитие навыков устной связной речи. Обогащение и развитие словарного запаса. |