РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Логопедические занятия» – 5 класс, вариант 1
(для обучающихся с легкой умственной отсталостью)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету «Логопедические занятия» 8-10 классы, вариант 1
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В соответствии с требованиями ФГОС одним из разделов АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является коррекционно-развивающая работа, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся. Нарушения речевого развития у детей данной категории носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Практически все обучающиеся 1 класса имеют нарушения фонематического восприятия и нарушения звукопроизношения, поэтому такой предмет как «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» является очень актуальным. Логопедические занятия направлены на реализацию системы логопедической помощи детям с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Речевое развитие детей характеризуется наличием очень стойких аграмматизмов, недостатков звукопроизношения, слоговой структуры. Дети имеют ограниченный словарный запас. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, ограниченное употребление прилагательных, наличие фразовой речи, недоразвитие фонематического восприятия, отсутствие навыков фонематического анализа и синтеза. Недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий. Нарушения речи у умственно отсталых детей отрицательно влияют на всю психическую деятельность, вследствие чего у них затрудняется общение с окружающими, нарушаются коммуникативные возможности, задерживается формирование познавательных процессов, то есть имеются существенные препятствия в формировании личности, социальной адаптации детей с нарушением интеллекта. У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи и ее грамматического строя. Кроме того, у умственно отсталых детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Речь у детей с нарушением интеллекта настолько слабо развита, что не может осуществлять функцию общения.
Главными и ведущими неблагоприятными факторами при нарушении умственного развития оказывается слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, его плохая восприимчивость к новому. Дети с нарушением умственного развития имеют нормальное зрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именно поэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не всегда могут выделить нужный предмет среди других, не различают свойства предметов (цвет, форму, величину), недостаточно ориентируются в пространстве.
Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев рук и недостаточной сформированности зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, восприятия речи, зрительной памяти.
Программа учитывает особенности психофизического развития детей, индивидуальные возможности, особые образовательные потребности, обеспечивает комплексную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Общая характеристика коррекционного курса
Цель программы: создание системы комплексной логопедической помощи обучающимся с ОВЗ в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования. Логопедическая работа с обучающимися с ОВЗ, имеющих речевые нарушения, направлена на достижение следующих задач:
Образовательные. Посредством формирования и развития грамматико–аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие. Развивать познавательную активность учащихся. Развивать интеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Развивать учебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
Коррекционные. Всестороннее развитие личности логопата; добиваться того, чтобы обучение носило воспитывающий характер; учитывать возрастные особенности учащихся и уровень развития и в соответствии с этим подбирать дидактический материал; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; добиваться прочности приобретенных знаний и навыков; использовать наглядность; строить занятия с учетом программы соответствующего класса; стремиться к тому, чтобы на каждом логопедическом занятии было слушание, говорение, письмо и чтение.
Основные направления логопедической работы:
1.Речевое - овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; коррекция выявленных нарушений чтения и письма.
2.Общеинтеллектуальное – помощь детям с ОВЗ в освоении разнообразных доступных им способов познания окружающего мира; развитие познавательной активности, любознательности; формирование мотивации к обучению и познанию, развитие творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, создание основы для всестороннего гармоничного и психического развития личности ребенка, формирование у детей основ теоретического мышления, важнейших умений и навыков, необходимых для включения в различные сферы общества.
3.Социальное – освоение разнообразных видов деятельности: трудовых, игровых, художественных, двигательных умений; формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, стремления к самостоятельности и творчеству; формирование ценностного отношения к учебе как к виду творческой деятельности и первоначальных представлений о базовых национальных российских ценностях, воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Принципы реализации программы:
Принцип индивидуализации предполагает учет возраста, учет типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка с ОВЗ.
Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает обучающемуся с ОВЗ их правильно выполнять.
Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих формированию, развитию и коррекции способностей детей младшего школьного возраста.
Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.
Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей.
Онтогенетический принцип.
Принцип преемственности, предполагающий ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
Принцип сотрудничества с семьей. Программа составлена для учащихся 5 – 9 классов с ОВЗ, обучающимся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью школы-интерната. Приведено тематическое планирование для каждого класса, которое характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Ведущую роль в формировании УУД играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
Личностные:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни.
Познавательные:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Предметные:
соблюдать темп и ритм речи, паузы, интонацию, логическое ударение;
различать слова-термины: звук, буква, гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий слог, слово, предложение, текст;
делать анализ и синтез звуко-слогового состава слова;
дифференцировать парные согласные и фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство;
давать характеристику звука, слова, предложения;
составлять схему предложения, звуковую схему слова;
применять основные правила о предложении, правила переноса,
находить смысловую взаимосвязь родственных слов;
находить главные члены предложения; устанавливать связь слов в предложении; распространять предложение с помощью вопросов.
формировать разные по цели высказывания и интонации предложения;
создавать предложения по схеме, опорным словам; описательные рассказы;
дифференцировать части речи, развивать умение распознавать слова по вопросам; образовывать однокоренные слова;
изменять имя существительное по числам и падежам;
развивать умение устанавливать связь слов в предложении, находить его границы; выделять главную мысль текста, делить его на части;
дифференцировать предложения по цели высказывания;
находить смысловую взаимосвязь родственных слов;
составлять план пересказа, выполнять пересказ по составленному плану;
устно и письменно пересказывать по заданию логопеда.
№ п/п | Содержание работы. Раздел. Тема. | Кол.-во часов | Дата | Программное содержание |
8 класс, предмет «Логопедические занятия» |
на 2024-2025 учебный год |
1. | Обследование грамматического строя речи. | 1 | | Выявление понимания и правильности построения грамматической структуры предложения; использования падежных форм существительных; правильное употребление рода различных частей речи; форм единственного и множественного числа |
2. | Обследование словарного запаса и связной речи. | 1 | | Выявление уровня сформированности развернутого самостоятельного высказывания и объема словарного запаса. |
3. | Обследование навыка чтения. | 1 | | Чтение текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста. |
4. | Обследование навыка письма. | 1 | | Написание диктанта. |
5. | Уточнение представлений о предложении. | 1 | | Актуализация знаний о предложении. |
6. | Типы предложений по цели высказывания. | 1 | | Актуализация знаний по типам предложений и по цели высказывания. |
7. | Главные и второстепенные члены предложений. | 1 | | Актуализация знаний о главных и второстепенных членах предложений. |
8. | Нахождение слов, связанных с подлежащим. | 1 | | Нахождение слов, связанных с подлежащим. |
9. | Нахождение слов, связанных со сказуемым. | 1 | | Нахождение слов, связанных со сказуемым. |
10. | Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). | 1 | | Конструирование простых предложений (нераспространённых, распространённых, с однородными членами). |
11. | Конструирование предложений с однородными членами. | 1 | | Конструирование предложений с однородными членами. |
12. | Конструирование предложений с обращениями и вводными словами. | 1 | | Конструирование предложений с обращениями и вводными словами. |
13. | Способы передачи чужой речи. | 1 | | Упражнения в передачи чужой речи. |
14. | Прямая и косвенная речь. | 1 | | Нахождение в ексте предложений с прямой и косвенной речью. |
15. | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. | 1 | | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе. |
16. | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. | 1 | | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде. |
17. | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. | 1 | | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в падеже. |
18. | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. | 1 | | Связь слов в предложении, выраженная согласованием в лице. |
19. | Связь слов в предложении, выраженная управлением. | 1 | | Связь слов в предложении, выраженная управлением. |
20. | Конструирование предложений. | 1 | | Самостоятельное конструирование предложений. |
21. | Связь слов в предложении, выраженная примыканием. | 1 | | Связь слов в предложении, выраженная примыканием. |
22. | Конструирование предложений. | 1 | | Конструирование предложений. |
23. | Пересказ по серии сюжетных картинок. | 1 | | Пересказ по серии сюжетных картинок. |
24. | Пересказ по сюжетной картинке. | 1 | | Пересказ по сюжетной картинке. |
25. | Что такое план. | 1 | | Знакомство с планом. |
26. | Виды планов. | 1 | | Знакомство с видами планов. |
27. | Пересказ по плану. | 1 | | Пересказ по плану. |
28. | Изложение текста по вопросам и опорным словам. | 1 | | Изложение текста по вопросам и опорным словам. |
29. | Изложение текста по составленному плану. | 1 | | Изложение текста по составленному плану. |
30. | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. |
31. | Текст – повествование. Составление рассказа. | 1 | | Текст – повествование. Составление рассказа. |
32. | Текст – описание. Составление рассказа. | 1 | | Текст – описание. Составление рассказа. |
33. | Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа. | 1 | | Текст – рассуждение (объяснение). Составление рассказа. |
34. | Обследование устной речи. | 1 | | Чтение слов, предложений, простых текстов. Ответы на вопросы учителя-логопеда. Пересказ прочитанного текста. |
35. | Обследование письменной речи. | 1 | | Написание диктанта. Работа над ошибками. |
36. | Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа. | 1 | | Текст – рассуждение (доказательство). Составление рассказа. |
37. | Мониторинг речевых и неречевых функций. | 1 | | Мониторинг речевых и неречевых функций. |