Пояснительная записка
Программа «Сто шагов в будущее» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.
Курс реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности начального общего образования. В его основе лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся по типологии, предложенной доктором психологических наук Е.А. Климовым. Данная типология позволяет всё многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек – человек», «человек-техника», «человек - художественный образ», «человек – природа».
Цель курса: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
формировать у детей представление о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат), о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда;
расширять знания детей о родных людях, значимости их труда в семье и обществе;
активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии;
воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых;
развивать кругозор, создавать положительную основу для воспитания социально-личностных качеств.
Формы работы на занятиях:
Профориентационные игры и викторины.
Экскурсии.
Создание тематических книжек-раскладушек.
Фото-конкурс «Мир профессий».
Оформление страничек в классном уголке.
Творческие коллективные проекты.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;
мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Содержание учебного предмета, курса
«Профессии наших родителей» (2 класс)
Профессии, связанные с природой
Профессии, которые нас охраняют.
Профессии, которые нас лечат.
Профессии в школе.
Профориентационные игры и викторины. Экскурсии. Создание тематических книжек-раскладушек. Фото-конкурс «Мир профессий». Оформление страничек в классном уголке. Творческие коллективные проекты.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Профессии, связанные с природой. | 9 |
2 | Профессии, которые нас охраняют. | 9 |
3 | Профессии, которые нас лечат. | 8 |
4 | Профессии в школе. | 8 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Примечание |
по плану | по факту |
1 четверть – 8 часов |
Профессии, связанные с природой (9 часов) |
1 | Многообразие мира профессий. | 1 | 06.09 | | |
2 | Исследование «Многообразие рабочих профессий» | 1 | 13.09 | | |
3 | Садовник. | 1 | 20.09 | | |
4 | Дворник. | 1 | 27.09 | | |
5 | Мастер-цветовод. | 1 | 04.10 | | |
6 | Профессия продавец. | 1 | 11.10 | | |
7 | Профессия продавец. | 1 | 18.10 | | |
8 | Почтальон. | 1 | 25.10 | | |
2 четверть – 8 часов |
9 | Почтальон. | 1 | 08.11 | | |
Профессии, которые нас охраняют (9 часов) |
10 | Охранник. | 1 | 15.11 | | |
11 | Полицейский. | 1 | 22.11 | | |
12 | Пожарный. | 1 | 29.11 | | |
13 | Военный. | 1 | 06.12 | | |
14 | Профессия «Следователь». | 1 | 13.12 | | |
15 | Следствие ведут второклассники! | 1 | 20.12 | | |
16 | Разведчик. | 1 | 27.12 | | |
3 четверть – 10 часов |
17 | Лётчик. | 1 | 10.01 | | |
18 | Водолаз. | 1 | 17.01 | | |
Профессии, которые нас лечат (8 часов) |
19 | Врач скорой помощи. | 1 | 24.01 | | |
20 | Врач скорой помощи. | 1 | 31.01 | | |
21 | Детский врач – педиатр. | 1 | 07.02 | | |
22 | Детский врач – педиатр. | 1 | 14.02 | | |
23 | Зубной врач. | 1 | 21.02 | | |
24 | Зубной врач. | 1 | 28.02 | | |
25 | Кто лечит наши глаза. | 1 | 07.03 | | |
26 | Кто лечит наши глаза. | 1 | 14.03 | | |
4 четверть – 8 часов |
Профессии в школе (8 часов) |
27 | Профессия – учитель. | 1 | 04.04 | | |
28 | Профессия – учитель. | 1 | 11.04 | | |
29 | Профессия – воспитатель. | 1 | 18.04 | | |
30 | Профессия – воспитатель. | 1 | 25.04 | | |
31 | Как помогает логопед. | 1 | 02.05 | | |
32 | Как помогает логопед. | 1 | 16.05 | | |
33 | Профессия – библиотекарь. | 1 | 23.05 | | |
34 | Создание странички портфолио – «Труд в почете любой». | 1 | 30.05 | | |
| Всего | 34 | | | |