СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Талантливый ученик

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для выявления, поддержки и развития талантливых детей, их самореализации, профессионального    самоопределения в соответствии со способностями 

Просмотр содержимого документа
«Программа Талантливый ученик»

Паспорт программы


Наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №81 города

Екатеринбург (далее – ОУ)

Наименование программы по работе с талантливыми

детьми

Программа «Талантливый ученик» на 2022-2026гг.

Разработчики

программы

Воробьева М.В., учитель, педагогический коллектив ОУ

Исполнители программы

Педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность

Адресная аудитория

Родительская общественность, педагогический коллектив,

ученический коллектив, социум

Цель программы

Создание условий для выявления, поддержки и развития талантливых детей, их самореализации, профессиональногосамоопределения в соответствии со

способностями

Задачи программы

Выявление и отбор талантливых детей, создание условий дляразвития их творческого потенциала. Разработка научно-методического обеспечения диагностики,обучения и развития талантливых детей.

Создание базы данных талантливых детей в рамках Программы. Внедрение в учебный процесс интерактивных технологий. Развитие дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и социума.

Подготовка и повышение квалификации кадров по работе сталантливыми детьми

Приоритетные направления программы/аннотацияпрограммы

Создание условий для оптимального развития детей с высокимтворческим потенциалом, привлечение их к творческой и научно- исследовательской деятельности

Этапы и сроки реализации программы

2022-2023 гг. - 1 этап: организационно-диагностический

2023-2025 гг. - 2 этап: внедренческий

2025-2026 гг. - 3 этап: обобщающе-аналитический

Ожидаемые результатыреализации программы

Увеличение количества талантливых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.Повышение качества образования и воспитания школьников.Положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей, соревнований различного уровня.

Создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование и развитие личности, важнейшими качествами которой станут инициативность, способность творчески

мыслить и находить нестандартные решения, умение выбиратьпрофессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке

программ, апробации экспериментов и инноваций,


стимулирующих

развитие профессиональных педагогических компетенций

Система контроля исполнения программы

Контроль в рамках программы осуществляет администрация и методический совет ОУ. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях

педагогического совета, родительских собраниях


Содержание программы



п/п

Наименование раздела программы

Стр.

1

Раздел I. Пояснительная записка

3

2

Раздел II. Цель и задачи программы

9

3

Раздел III. Обучение и развитие талантливых детей

12

4

Раздел IV. Основные формы работы и поддержки талантливых детей

16

5

Раздел V. Работа с родителями

17

6

Раздел VI. Мероприятия по реализации программы «Талантливый ученик»

18

7

Раздел VII. Список литературы

23

Раздел I. Пояснительная записка

Изменения, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к школьникам, проявляющим неординарные способности. Создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание талантливых детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.

Программа «Талантливый ученик» (далее – Программа) разработана с учетом особенностей современной системы образования, требований ФГОС, в соответствии с программой развития МБОУ СОШ №81 и является основой для работы с талантливыми детьми. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь талантливым детям.


Основания для разработки программы «Талантливый ученик»:
  • Закон РФ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

  • Подпрограмма «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России».

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Программа развития МБОУ СОШ №81 на 2022-2026 гг.

  • Устав и локальные акты МБОУ СОШ №81.

Программа рассчитана на период 2022-2026 гг. и направлена на выявление и поддержку талантливых детей.

В ОУ традиционно ежегодно проводятся предметные олимпиады, научно- практическая конференция обучающихся, конкурсы и иные творческие и интеллектуальные мероприятия. Ученики активно вовлекаются в творческую и научно – проектную деятельность, принимают участие в олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различного уровня. Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей являются гарантом реализации программы.

Общая характеристика талантливого ученика

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значениеимеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

По своей природной сути большинство детей талантливы, но не все из них об этом знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогаетраскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школепредполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественныепсихологи.

Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэрролла и Б. Блума была разработана методика обучения одаренных детей.

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи Матюшкин А.М., Шумакова Н.Б., Чистякова Г.Д., Менчинская Н. А., Занков Л. В., Эльконин Д. Б., Давыдов В. В..

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Различают следующие виды одаренности:

  • интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития (ребенок поражает своими рассуждениями, отличается наблюдательностью, прекрасной памятью, разносторонней любознательностью);

  • академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами (ребенок отличается глубиной, легкостью, быстротой продвижения в какой-то одной области знаний, приэтом в других областях он может ничем не выделяться и даже быть слабее своих сверстников);

  • творческая одаренность (креативность) - способность человека изобретать, придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи (ребенок находит новые решения, получает оригинальные результаты, отличается изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем развития воображения);

  • художественная - является разновидностью творческой одаренности, ее следствия – высокиедостижения человека в области художественного творчества и исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские способности (художественно одаренный ребенок проявляет незаурядные способности в любой из этих областей);

  • социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях (ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со сверстниками и взрослыми, хорошо понимает окружающих, популярен среди ровесников, в контактах с ними часто берет на себя инициативу, становится лидером, организатором);

  • психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого тела

( ребенок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики, точности, ловкости движений, двигательной координации, физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных двигательных навыков).

Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы сталантливыми детьми.

Талантливым детям, независимо от области проявления одаренности, свойственны:

  • уровень развития способностей;

  • высокая степень обучаемости;

  • творческие проявления (креативность);

  • мотивация – огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в

области одаренностиребенка.

Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой:

мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность


Модель талантливого ребенка:
    • личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;

    • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации,осуществлять проектную деятельность, проводить исследования;

    • личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

    • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право насвободу выбора, самовыражения;

    • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихсяинтересов и индивидуальных возможностей.


Актуальность разработки Программы

В свете Концепции модернизации образования актуален вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня детей и молодежи, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.

Данная программа «Талантливый ученик» соответствует целям современного образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку она содействует реализации творческого потенциала детей, обеспечивает условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию.


Концепция программы

Работа с талантливыми детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива ОУ. Основной акцентсделан на то, что выявление талантливых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития талантливого ребенка.

Главная идея, положенная в основу концепции – создание современной образовательной среды, обеспечивающей условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой,конкурентоспособной личности.

Стратегическая цель – образовательный процесс должен быть направлена на освоение современных компетентностей, отвечающих индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания образования, условиям развития школы в целом, в процессесоздания условий для максимального раскрытия творческого потенциала участников образовательного процесса.


Основные направления программы
  1. Нормативно-правовое.

Обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль и анализ деятельности, права и социальнуюподдержку талантливых детей.

  1. Диагностическое.

Проведение диагностики талантливых детей, формирование пакета диагностических

методик для выявления одаренности, создание банка данных «Талантливые дети». Без информации об общем уровне психического развития и индивидуальных особенностях одаренности ребенка невозможно правильно выстроить процессы образования и воспитания.

За историю развития тестологии (науки о психодиагностике) специалистами разработаноогромное количество методик детской одаренности.

К числу наиболее значимых относятся:

  • диагностика интеллекта – А. Бине, Д.Векслера, Дж. Равена;

  • диагностика творческих способностей – Дж. Гилфорда, П. Торренса и другие.

Принципы организации диагностики:
  • принцип долговременности;

  • принцип использования тренинговых методов и заданий;

  • принцип комплексного оценивания;

  • принцип участия различных специалистов.

Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:
  1. Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке).

  2. Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация информации, полученной на этапепоиска).

  3. Этап самостоятельной оценки.

  4. Этап заключительного отбора.

Изучение методик диагностики детской одаренности психологами, учителями и родителями и ихприменение в практической деятельности – основное направление работы с талантливыми детьми.

  1. Научно-методическое.

Внедрение в образовательный процесс технологий здоровьесбережения, информационно- коммуникационных технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, направленных на удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его склонностей, интересов, учебно- познавательных возможностей. Включает информационную и научно-методическую помощь, создаёт условия для отработки и применения новых педагогических технологий. Осуществляет апробацию научных, психолого-педагогических разработок, внедрение развивающих программ, позволяющих успешно осуществлять образовательную деятельность. Создаёт банк образовательных программ и методических материалов для работы с талантливыми детьми.

  1. Психолого-педагогическое.

Включает в себя практическую диагностико - прогностическую и психологическую деятельность.

  1. Мотивационное.

Создание научного общества обучающихся; методическое сопровождение научного обществашкольников.

  1. Кадровое направление.

Повышение квалификации педагогов на разных уровнях; организация постоянно действующегосеминара для педагогических работников.


Принципы, заложенные в основу программы:
  1. Принцип ориентации на дифференциацию процесса обучения, обновление методов обучения, использование современных образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов обучения диалоговыми формами общения учитель-ученик, ученик-ученик, при работе в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения, проектной деятельности.

  2. Принцип целостности образования – единство процессов развития, обучения,

воспитанияучащихся, адекватность педагогических технологий задачам обучения.

  1. Принцип индивидуализации – подразумевает всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных программразвития и обучения.

  2. Принцип вариативности - предполагает гибкое сочетание обязательных базовых и профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного образования, позволяющих учащемуся раскрыть и развить склонностями и способностями, с учетом его возрастныхособенностей и уровня развития.

  3. Принцип развивающего обучения – опирается на зону ближайшего развития ребенка испособствует ускорению развития.

  4. Принцип обновления содержания и методов обучения – использование эффективныхобразовательных технологий, внедрение в практику инноваций.


Приоритетные направления:
  • реализация государственной и региональной политики в сфере образования;

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

  • обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на социальный опыт;

  • создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного образования с учётом образовательных потребностей жителей города и факторов его социально-экономического развития.


Принципы реализации программы:
  1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей, содержания и методов обучения одаренных детей. Данный принцип предполагает подготовку личности талантливого ребенка к вхождению в современное мировое сообщество, реализацию социального заказа образованию на формирование и развитие базовых компонентов социокультурных компетенций.

  2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность образовательной системыдля талантливых детей.

  3. Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию, самобытность,автономию, свободное развитие, что является основным критерием успешного образования и развития талантливого ребенка.

  4. Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки талантливых детей.


Кадровое обеспечение

Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и развитию талантливых детей занимает одно из ключевых мест в работе с талантливыми детьми, является необходимым условием претворения в жизнь программы

«Талантливый ученик».

Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с талантливыми детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активногоусвоения психологии и педагогики одарённости;

  • профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации;

  • стремление к личностному росту.

Подготовка педагогов к работе с талантливыми детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов из профессиональной квалификации:

  • создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;

-формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) к образованию педагогических кадров;

  • определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с талантливыми детьми.


Участники реализации программы Руководители: администрация ОУ, Методический совет ОУ. Творческая группа: педагогический коллектив ОУ.

Участники: обучающиеся 1-11 классов; родители (законные представители).


Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора обучающимися внеурочной деятельности и дополнительных образовательных услуг.


Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с талантливыми детьми:

Учитель должен быть:

  • творческим, способным к инновационной деятельности;

  • увлеченным своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • владеющим современными педагогическими технологиями;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.


Формы работы с талантливыми детьми:
  • групповые занятия с талантливыми обучающимися;

  • предметные кружки;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • элективные курсы;

  • работа по индивидуальным планам;

  • проектная и исследовательская деятельность;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях

Раздел II. Цель и задачи программы «Талантливый ученик»


Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития талантливых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.

Задачи:
  • изучение природы детской одаренности;

  • выявление и отбор талантливых детей, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников;

  • разработка научно-методического обеспечения диагностики, обучения и развития талантливых детей;

  • создание базы данных в рамках Программы;

  • внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;

  • развитие дополнительного образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей;

  • подготовка и повышение квалификации кадров по работе с талантливыми детьми.


Стратегия работы с талантливыми детьми
  1. этап: аналитический – выявление талантливых детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностейобучающихся.

  2. этап: диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностейи способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с талантливыми обучающимися определяется в рамках каждой учебной дисциплины.

  1. этап: формирование, углубление и развитие способностей обучающихся – создание условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способностичеловека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.


Сроки и этапы реализации Программы 2022-2026гг.


  1. этап (2022-2023 гг.): организационно- диагностический

Цель: выявление талантливых детей, формирование системы работы с талантливыми обучающимися в ОУ.

Задачи:
  • изучение нормативной базы, подзаконных актов;

  • разработка программы работы с талантливыми обучающимися;

  • проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества;

  • изучение материально-технических, педагогических условий для успешной реализации программы.

Создание:
  • банка данных по талантливым детям;

  • банка творческих работ обучающихся;

-банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;

-рекомендаций по работе с талантливыми детьми;

-выявление талантливых детей;

-системы дополнительного образования;

-внеклассной работы по предмету;

-индивидуальных занятий с талантливыми детьми.

  1. этап (2023-2024 гг.): внедренческий

Цель: апробация системы работы с талантливыми обучающимися.

Задачи:
  • диагностика склонностей обучающихся;

  • разработка психолого-методических рекомендаций по работе с талантливыми детьми, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, конкурсов, конференций,фестивалей;

  • проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества;

  • систематизация мероприятий по работе с талантливыми детьми;

  • формирование отдела методической библиотеки ОУ по работе с талантливыми детьми;

  • адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов;

  • повышение квалификации педагогов.


  1. этап (2025-2026 гг.): обобщающее- аналитический Цель: подведение итогов работы с талантливыми детьми. Задачи:

  • анализ итогов реализации программы;

  • достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в ОУ;

  • коррекция затруднений педагогов в реализации программы;

  • создание портфолио талантливых детей;

  • обобщение результатов работы ОУ.

Механизм реализации программы

Профессионализм и ответственность педагогического коллектива о будущем выпускников ОУ, являются гарантом реализации программы.

Выполнение мероприятий по реализации Программы «Талантливый ученик» планируется осуществлять в рамках годовых и перспективных планов Программы.

Для организации работы по выполнению этапов реализации программы, проведения планируемых мероприятий и оценки их эффективности, приказом директора ОУ создана творческая группа по работе с одарёнными и талантливыми детьми.


Направления работы по реализации программы
  • разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для талантливых обучающихся;

  • диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало; созданиеблагоприятных условий для реализации творческого потенциала талантливых детей;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности обучающихся;

  • организация методической работы с учителями по реализации данной программы.


Диагностика
  1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности.

  2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

  3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

  4. Изучение личностных потребностей талантливых обучающихся путем собеседования.

  5. Изучение работы обучающихся на уроке путем посещения занятий учителями- предметниками.

  6. Разработка программ и методик для работы с талантливыми детьми.


Методическая работа
  1. Исполнение государственных принципов образования.

  2. Формирование нормативно-правовой базы, направленной на социальную защиту и поддержкуталантливых детей.

  3. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой.

  4. Совместная коррекционно-методическая работа учителей предметников, педагогов дополнительного образования и педагога - психолога.

  5. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих сталантливыми детьми.

  6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми детьми, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.

  7. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей талантливых детей.

  8. Создание банка педагогической информации по работе с талантливыми детьми.


Развитие интеллектуальных и творческих способностей талантливых детей
  1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению олимпиад, конкурсов,соревнований и фестивалей различного уровня.

  2. Использование в практике работы с талантливыми детьми следующих приемов:

  • повышение степени сложности практических заданий;

  • выполнение творческих тематических заданий;

  • выполнение проблемно-поисковых и проектных работ;

  • приобщение (в различных формах) к работе учителя;

  • введение широкого круга разнообразных по тематике факультативов, элективных курсов,дополнительных кружков.


Создание благоприятных условий

для реализации личностного роста одаренных детей

  1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого талантливого ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов.

  2. Подготовка кадров.

  3. Организация консультативной помощи для обучающихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

  4. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной и творческой деятельности.

  5. Знакомство обучающихся с новинками литературы. Организация помощи обучающимся в подборе необходимой литературы.

  6. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых обучающихся.

  7. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельнойработы.


Стимулирование и поощрение интеллектуальной и творческой деятельности талантливых детей
  1. Создание в ОУ постоянно действующих стендов, посвященных победителям и призерам олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.

  2. Выносить на публичное слушание поощрение успехов обучающихся (линейки, молнии-объявления и т.д.).

  3. Награждение почётными грамотами отличников учебы по итогам года.

  4. Отмечать заслуги родителей (законных представителей) в воспитании талантливых детей на родительских собраниях.


Раздел III. Обучение и развитие талантливых детей


Первый уровень (I - IV классы) – при обучении и развитии талантливых детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках, конкурсы, интеллектуальные игры и др. Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.


Второй уровень (V - IX классы) – расширяется тематика кружков и секций при школе, проводятся факультативы, значительную роль играет обучение по индивидуальным и интегрированным программам. Сфера проявления одарённости

связана с четырьмя потребностями: в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании. Ведется работа по предпрофильной подготовке.


Третий уровень (X XI классы) – акцент работы с талантливыми детьми смещается в сторону работы по индивидуальным программам. Формируются профильные классы, классы с углубленным изучением предметов, элективные курсы. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества.

Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьной программы по разным предметам, но и в том, чтобы продвинуть обучающихся в развитии.

Основные контуры развития – это то, к чему мы должны стремиться, это те качества, на которые следует обратить особое внимание, стремление к формированию и развитию ребенка – это задача каждого учителя. Какие же специфические качества, и в каком виде деятельности мыможем развивать у наших учеников?

Сфера познавательного развития (интеллект и творчество):
  • умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения;

  • способность находить альтернативные пути решения проблем;

  • изобретательность в выборе и использовании различных предметов (например, использование виграх не только игрушек, но и мебели, предметов быта и т.д.);

  • способность увлекаться, уходить «с головой» в интересное задание;

  • большой словарный запас;

  • умение четко излагать свои мысли;

  • интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия;

  • наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений;

  • способность долго удерживать в памяти символы, буквы, слова;

  • умение быстро запоминать услышанное и прочитанное без специального заучивания;

  • проявление разносторонней любознательности;

  • умение делать выводы и обобщения.

Психосоциальная сфера:
  • самостоятельность, умение принимать решения;

  • настойчивость в выполнении задания;

  • готовность отстаивать свою точку зрения, независимость в суждениях;

  • склонность к лидерству;

  • склонность к самоанализу;

  • терпимость к критике;

  • уверенность в своих силах.


Обучение талантливых детей

Обучение талантливых детей должно осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп обучающихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам отдельных учебным предметов и т.д.).

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых талантливый ребенок может получать адреснуюинформационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Занятия по свободному выбору — факультативные, элективные и особенно организация малых групп — в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных

методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности талантливых детей.


Основные подходы к разработке учебных программ

В обучении талантливых детей применяются четыре основных подхода:

  1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития талантливого ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Позитивным примером такого обучения могут быть творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

  2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или творческой деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.

  3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение обучающихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

  4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.


Педагогические технологии

I. Технология проблемного обучения. Эту технологию мы рассматриваем как базовую, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности обучающихся. Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

-осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва вцепочке причинно-следственных связей;

-формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

-доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

-общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи являются и выявляются новыестороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения - развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и зависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт

творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.


  1. Методика обучения в малых группах. Данная методика наиболее эффективно применяется на семинарских занятиях. Суть обучения в «малых группах» заключается в том, что класс разбивается на 3-4 подгруппы. Целесообразно, чтобы в каждую из них вошли 5-7 человек, поскольку в таком количестве учебное взаимодействие наиболее эффективное. Каждая микрогруппа готовит ответ на один из обсуждаемых на семинаре вопросов, который она может выбирать как по собственному желанию, так и по жребию. При обсуждении вопросов участники каждой группы выступают, оппонируют, рецензируют и делают дополнения. За правильный ответшкольники получают индивидуальные оценки, а «малые группы» - определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать на семинаре необходимый эмоциональный настрой и побудить школьников к более напряженной и разнообразной работе.


  1. Технология проектного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.


Педагогическое управление проектами


№ п/п

Функции педагогического управления

Деятельность учителя

1.

Информационно- аналитическая

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктовдеятельности школьников формирует банк данных о познавательных интересах обучающихся,

их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей

2.

Мотивационно-целевая

Совместно с обучающимися определяет цели проектной

деятельности, актуальность темы проекта,

побуждаетшкольников к работе по его созданию

3.

Планово-прогностическая

Совместно с обучающимися планирует пути и способы достижения цели,

составляет план и график работы над проектом

4.

Организационно- исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует обучающихся,

поддерживает интерес к поисковой деятельности

5

Контрольно-диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности

обучающихся и анализ результатов их поисковой работы

6.

Регулятивно-коррекционная

Корректирует деятельность обучающихся, регламентирует их работу, обучает приемам

самоуправления, проводит рефлексию


  1. Элективные курсы

Элективные курсы - система учебных занятий, содержание которых позволяет обучающимся выполнить свои исследовательские проекты, углубленно изучить отдельные разделы школьнойпрограммы или получить знания в интересующих их областях знаний. Основу содержания элективного курса составляют темы, которые не рассматриваются на уроках, но доступны и интересны для изучения, требуют активной работы с дополнительной литературой, самостоятельного осмысления проблем, умения работать с устным источником информации.

Наиболее актуальны элективные курсы в старших классах, где учебный материал может быть сгруппирован крупными блоками. Основная часть занятий предполагает проблемное изложение нового материала. Изучение элективного курса представляет собой проект и подготовку творческой работы к защите.


Контроль выполнения программы «Талантливый ученик»
  1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживаниярезультатов работы с талантливыми детьми.

  2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся.

  3. Проведение школьных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, творческих выставок.


Раздел IV. Основные формы работы и поддержки талантливых детей


Поддержка талантливых детей - обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.

Цели и задачи:
  • выявление конкретных трудностей, с которыми сталкивается талантливый ребенок;

  • разработка эффективных форм помощи талантливым детям;

  • оказание социальной помощи талантливым детям;

  • использование стимулирующих факторов для талантливых детей (на уровне ОУ, города).

Формы работы с одаренными детьми (индивидуальная и групповая)
  • организация факультативных,элективных и кружковых (внеурочная деятельность, дополнительное образование) занятий в ОУ; работа с талантливыми детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке); проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);

  • участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческихвыставках;

  • поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах,научно-практических конференциях;

  • проведение психологических тренингов (интеллектуальных, личностного роста, по развитию креативности);

  • психолого-методическое сопровождение работы с талантливыми детьми;

  • консультации для детей и родителей, нуждающихся в психологической поддержке.


Ожидаемые конечные результаты при реализации программы
  • увеличение количества талантливых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальныеспособности;

  • повышение качества образования и воспитания школьников;

  • положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, фестивалей,творческих выставок, соревнований различного уровня;

  • повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с талантливыми детьми;

  • создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитиеличности.


Раздел V. Работа с родителями


Работа с талантливыми детьми в ОУ, без тесного контакта с родителями невозможна ималоэффективна. Практическая работа может решаться через:

  1. Анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи при обучении ивоспитании талантливого ребенка.

  2. Беседы, консультации по проблемам развития талантливых детей.

  3. Подбор научной и практической литературы для родителей.

  4. Организацию обучения детей в системе дополнительного образования.

При организации работы с талантливыми детьми следует: учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально – волевых качеств; создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребенка положительной «Я – концепции»; оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата. Средний и старший возраст является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка и его самоопределения. Задача учителя - разработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психолого- педагогической поддержки семьям, имеющим талантливых детей.


Рекомендации родителям по воспитанию талантливых детей
  • дайте ребенку время для размышления и рефлексии;

  • старайтесь развивать способности ребенка;

  • избегайте сравнивать детей друг с другом;

  • дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться, помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках;

  • поощряйте хорошую организацию работы, правильное распределение времени и инициативу;

  • поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;

  • будьте осторожны, поправляя ребенка - излишняя критика может заглушить творческуюэнергию и чувство собственной значимости;

  • помогайте ребенку в его самовыражении, развивайте в своих детях уверенность, базирующуюся на сознании самоценности, понимание достоинств и недостатков в себе самом и вокружающих, интеллектуальную и творческую любознательность, привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки; умение находить общийязык в общении с людьми.

Раздел VI. Мероприятия по реализации программы «Талантливый ученик»



№ п/п

Содержание деятельности

Ответственные исполнители

Сроки исполнен ия

I. Организационное и функциональное обеспечение программы

1.

Подготовительный этап:

  • Обсуждение программы

«Талантливый ученик»

  • Внесение предложений по корректировке

Руководители ШМО

2022г.

2.

Разработка и корректировка плана работы с талантливыми детьми

Руководители ШМО

2022 г.

3.

Разработка положения о работе с талантливыми детьми

Руководители ШМО

2022 г.

4.

Приказ о создании творческой группы по работе с талантливыми детьми

Директор

2022 г.

5.

Подготовка диагностических материалов (анкеты для родителей, тесты для обучающихся, карты наблюдений и др.). Изучение интересов и склонностей

обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости

Классные руководители, педагог- психолог

2022-2023

гг.

6.

Выявление талантливых

детей.Составление базы данных

Классные

руководители, педагог-психолог

2022-2023

гг.

7.

Методическая помощь в организации работы с талантливыми детьми.

Консультации:

по вопросам планирования; разработке программ;

по методике работы с творческими детьми

Заместители директора по УВР и ВР, Руководители ШМО

Ежегод но

8.

Координация действий учителей, работающих с талантливыми

обучающимися

Заместители директора по УВР и ВР

Ежегодно

9.

Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно- методической, психолого-педагогической

литературой

Педагог- библиотекарь

Ежегодно

10.

Оснащение кабинетов

Директор, заместитель

директора по АХЧ

Ежегодно

11.

Организация и проведение семинаров, мастер-классов по проблемам работы с талантливыми детьми

Заместители директора по УВР и ВР, руководители

ШМО

Ежегодно

12.

Обеспечение условий для систематического повышения педагогического мастерства учителей через обучающие семинары, курсы повышения квалификации.

Заместители директора по УВР и ВР

Ежегодно

II. Организация учебного процесса по реализации программы

1.

Внедрение в образовательный процесс педагогических технологий:

  • здоровьесбережения;

  • информационно-коммуникационных технологий;

  • индивидуального и дифференцированного обучения;

  • проблемно-деятельностного подхода;

  • проектно-исследовательской

деятельности и других

Заместитель директора по УВР

Ежегодно

2.

Организация работы по развитию творческих способностей обучающихся (внеурочная деятельность, дополнительное образование)

Заместители директора по УВР и ВР, учителя-

предметники

Ежегодно

3.

Включение в уроки нестандартных заданий, способствующих развитию логического мышления и творческого

воображения обучающихся

Учителя-предметники

Ежегодно

4.

Организация профориентационной работы в условиях предпрофильной подготовки

Заместители директора по УВР и ВР, учителя- предметники

Ежегодно

5.

Проведение школьных предметных декад

Заместитель директора по УВР,

учителя-предметники

Ежегодно

6.

Проведение школьных олимпиад для обучающихся 1- 4классов, 5 – 11

классов

Заместитель директора по УВР,

учителя-предметники

Ежегодно

7.

Участие в дистанционных мероприятиях обучающихся 1-11х классов (онлайн-

олимпиады, конкурсы, дистанционные олимпиады)

Учителя-предметники

Ежегодно

8.

Участие одаренных обучающихся 5 -11

классов в региональных и всероссийских

предметных олимпиадах

Заместитель директора по УВР,

учителя-предметники

Ежегодно

9.

Выпуск информационного вестника

«Победители школьной олимпиады!» о

результатах участия талантливых детей

Заместитель директорапо УВР

Ежегодно

10.

Награждение победителей и призеров олимпиад

Заместители директора по УВР и ВР

Ежегодно


11.

Организация и проведение школьных конкурсов сочинений, проектов, творческих и исследовательских работ,

выставок рисунков, фестивалей

Заместители директорапо УВР и ВР, учителя-

предметники

Ежегодно

12.

Участие в международных и во всероссийских

олимпиадах, конкурсах, проектах

Учителя-предметники

Ежегодно

13.

Создание условий для реализации проектно-исследовательской

деятельности в учебно-воспитательном процессе

Заместители директора по УВР и ВР,

учителя-

предметники

Постоянно

14.

Выпуск информационного вестника о результатах участия талантливых детей вконкурсе, сочинений, проектов,

творческих и исследовательских работ, рисунков, фестивалей

Заместитель директора по ВР

Ежегодно

15.

Организация работы по развитию мышления, специальных способностей талантливых детей на основе

индивидуальных программ, являющихся средством коррекции развития

Педагог-психолог, учителя-предметники

Ежегодно

16.

Отслеживание профинтересов и предпочтений обучающихся 9-11 классов. Диагностика обучающихся по профориентации

Заместители директора по УВР и ВР, учителя- предметники

Ежегодно

III. Организация воспитательной работы по реализации программы

1.

Организация кружковой работы

(внеурочная деятельность, дополнительное образование)

Заместители директора по УВР и ВР, учителя-

предметники

Ежегодно

2.

Проведение мероприятий согласно Плана воспитательной работы ОУ, класса

Заместитель директора по ВР,

социальный педагог, классные

руководители

Ежегодно

3.

Подготовка и систематизация материалов в помощь классным руководителям, работающим с талантливыми детьми

Заместитель директора по ВР

Постоянно

4.

Организация творческих отчетов о деятельности кружков по интересам

Заместитель директора по ВР

Ежегодно

5.

Проведение родительских собраний (по плану).

Заместитель директора по ВР,

классные

руководители

1 раз в четверть

IV. Учитель в системе реализации программы

1.

Создание условий для систематического

повышения педагогического мастерства учителей

Администрация

Постоянно


2.

Организация изучения научно- популярной, психолого-педагогической

литературы по работе с талантливыми детьми

Руководители ШМО, учителя-предметники

Постоянно

3.

Организация педагогических и

психологических консультаций для учителей

Педагог-психолог

Постоянно

4.

Разработка системы стимулирования учителей, работающих с

талантливыми детьми

Директор

Ежегодно

V. Методическое обеспечение программы

1.

Разработка методических рекомендаций по работе с талантливыми детьми

Заместители директора по УВР и ВР

Ежегодно

2.

Сбор и подготовка аналитической информации:

  • формирование и своевременное пополнение базы данных талантливых детей;

  • отчёт по реализации индивидуальных планов работы с талантливыми детьми;

  • мониторинг результативности работы с

талантливыми детьми

Заместители директора по УВР и ВР, классные руководители

Ежегодно

3.

Оказание методической помощи в создании индивидуальных программ учителям и педагогам дополнительного

образования, работающим с талантливыми детьми

Заместитель директора по ВР

Постоянно

4.

Организация курсовой подготовки педагогических работников по проблеме

одаренности

Администрация

Постоянно

5.

Сбор и систематизация материалов по работе с талантливыми детьми

Руководители ШМО

Постоянно

6.

Обобщение опыта учителей- предметников по работе с

талантливыми детьми

Руководители ШМО

Ежегодно

VI. Социально психологическое сопровождение талантливых детей

1.

Организация серии тренинговых занятий для талантливых детей:

  • «Развитие познавательных процессов и навыков общения»;

  • «Развитие учебной мотивации, нравственных качеств, самооценки»;

  • «Я учусь учиться»;

-«Развитие исследовательской и творческой мотивации»

Педагог – психолог

Ежегодно

2.

Организация методической помощи, индивидуального консультирования талантливых детей

Педагог – психолог

Постоянно

VII. Роль семьи в развитии талантливого ребенка и реализации

программы

1.

Организация консультаций для родителей с психологом, учителями

Заместители директора

по УВР и ВР, классные

Постоянно




руководители


2.

Информирование родителей талантливых детей по результатам достижений обучающимися определенного уровня образования, развития творческих

способностей

Классные руководители

Постоянно

3.

Привлечение родителей к подготовке школьных мероприятий различного направления

Заместители директора по УВР и ВР,

классные руководители

Постоянно

4.

Круглый стол для родителей

«Возможности семьи в развитии детской

одаренности»

Заместитель директора по ВР

1 раз в год

VIII. Материально техническое обеспечение программы

1.

Оснащение кабинетов необходимым

оборудованием и ТСО. Приобретение оборудования и технических материалов для успешной реализации программы

«Талантливый ученик»

Администрация

Ежегодно

IХ. Ресурсное обеспечение

программы

1

Оформление подписки на журналы, научно-методические пособия, необходимые для работы с талантливыми детьми. Комплектование школьной библиотеки учебно-методической, научно- методической, психолого-

педагогической литературой по данному направлению

Директор, педагог- библиотекар ь

Ежегодно

2.

Создание компьютерной базы данных по программе «Талантливый ученик»

Руководители ШМО

Ежегодно

Х. Итоги реализации

программы

1.

Подготовка отчетов о работе с талантливыми детьми

Учителя, педагоги дополнительного образования

Ежегодно (май)

2.

Разработка методических рекомендаций по работе с талантливыми детьми

Заместители директора по УВР и ВР, руководители

ШМО

Ежегодно

3.

Обобщение и систематизация результатов работы над программой «Талантливый ученик»

Заместителидиректора по УВР и ВР, руководители ШМО

Ежегодно


Раздел VII. Список литературы


1. Сереженкова О.В. Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе. Методические рекомендации. – Екатеринбург. ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020.