ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ
Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (танцевальная студия) разработана на основе следующих документов:
Законы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
Областной закон от 14.11.2013 №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 №362-ЗС).
Программы:
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15);
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
Постановления:
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (в ред.изменений №1, утв.Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72), изменений №3, утв. Постановлением Главного гос. Сан. врача РФ от 24.11.2015 №81).
Приказы:
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред.приказовМинобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2008№164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39), от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, 30.08.2010 № 889, 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 №74);
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального гос. образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
Приказ Министерства общего и проф. образования Ростовской области от 18.04.2016 №271 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образоват. организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской обл., на 2016-2017 уч. год;
Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образоват. программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (ред. От 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Письма:
Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
Письмо Министерства общего и проф. образования Ростовской области №24/4.1. «О примерной структуре рабочих программ учителя»
Устав МБОУ СОШ №32 г.Шахты, утвержденный Постановлением Администрации г.Шахты от 28.07.2015г №4149;
Основная образовательная программа МБОУ СОШ №32 г.Шахты на 2016-2017 уч. год;
Положение о рабочей программе учителя МБОУ СОШ №32 (протокол педсовета №1 от 30.08.2016г)
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично развивают тело. Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Уроки в танцевальной студии повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к сценическому действию под музыку.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. Учебная нагрузка составляет 1 час в неделю.
Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений. Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа состоит из четырёх разделов:
1.Упражнения на ориентировку в пространстве.
2.Ритмико-гимнастические упражнения.
3.Игры под музыку.
4.Танцевальные упражнения.
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ.
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменный шаг, присядка и др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ.
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.
2.РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.
Основные требования к умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, подскок»;
двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
умение координировать свои усилия с усилиями других.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Дата | Тема занятия |
план | факт |
| 2016г. | 1-я четверть (17 занятий) |
1 2 3 | сент 01 06 08 | | Строевые упражнения: построения в шеренгу и в колонну. Легкий танцевальный бег. Хореографические упражнения: позиции ног. |
4 5 | 13 15 | | Позиции рук. Упражнения на ковриках. Прослушивание музыки: присвоение характера, разбор ритма. Ритмико-гимнастические упражнения. |
6 7 | 20 22 | | Постановка танца «Выйду я на улицу». Игроритмика «тихо-громко» Работа над техникой исполнения танца. |
8 9 | 27 29 | | Танцевальные шаги: на носках, приставной, шаг с подскоком. Движения на развитие координации. |
10 11 | окт 04 06 | | Позиции в паре. Основные правила. Упражнения на ковриках для гибкости спины, для выворотности ног. |
12 13 | 11 13 | | Портерная разминка на середине зала. Растяжка на ковриках. |
14 15 | 18 20 | | Тренировочный танец «Ладошки». Игры, развивающие чувство ритма. |
16 17 | 25 27 | | Репетиционная работа. Повторение пройденного материала. |
| | 2-я четверть (16 занятий) |
18 19 | нояб 08 10 | | Постановка рук, ног, головы. Разучивание прыжков из разных позиций. |
20 21 | 15 17 | | Танцевальный шаг: марш (на месте, в повороте, в сочетании с хлопками). |
22 23 | 22 24 | | Ходьба хороводным шагом по кругу, «змейкой», друг за другом. Отработка движений, техника исполнения. |
24 25 | 29 дек.01 | | Постановка танцевальных этюдов. Работа над техникой исполнения. |
26 27 | 06 08 | | Построение в круг и в два круга, ходьба по кругу в разных направлениях. Повторение пройденного материала. |
28 29 | 13 15 | | Ритмико-гимнастические упражнения. |
30 31 | 20 22 | | Подготовка танцевальных номеров к новогодней ёлке. |
32 33 | 27 29 | | Репетиционная работа. Подведение итогов. |
| 2017 г. 3-я четверть (20 занятий) |
34 35 36 | янв 12 17 19 | | Упражнения на ковриках для выворотности ног, для укрепления мышц и суставов. Положение рук классического танца. |
37 38 | 24 26 | | Повторение классических движений. Тренировочный танец «Ладошки». |
39 40 | 31 февр 02 | | Передача смысла танца зрителю. Характер исполнения. Разучивание прыжков из разных позиций. |
41 42 | 07 09 | | Элементы народно-сценического танца «припадание», «гармошка». Постановочная и репетиционная работа. |
43 44 45 | 14 16 21 | | Построение в круг. Сужение и расширение круга, закручивание спиральки. Открытие и закрытие рук в разном характере русского танца. Разучивание новых движений. |
46 47 | 28 март02 | | Комбинация хлопушек в характере русского танца. Подготовка танцевальных номеров к весеннему празднику. |
48 49 | 07 09 | | Повторение пройденного материала. Постановочная и репетиционная работа. |
50 51 | 14 16 | | Переменный ход, верёвочка, ковырялочка, моталочка. Разучивание новых движений в народном танце. Работа над техникой исполнения. |
52 53 | 21 23 | | Построения в шеренгу, в колонны и перестроения из них. Упражнения на ковриках. |
| | 4-я четверть (15 занятий) |
54 55 | апр 04 06 | | Хлопки и притопы через счет. Разучивание танцевальных шагов. Работа над техникой исполнения. |
56 57 | 11 13 | | Ритмико-гимнастические упражнения. Разучивание танцевальных этюдов. |
58 59 | 18 20 | | Построение в пары, ходьба в парах и по одному. Танцевально-ритмические упражнения. |
60 61 | 25 27 | | Подготовка к школьному празднику. |
62 63 | май02 04 | | Повторение пройденного материала. Портерная гимнастика на середине зала. |
64 | 11 | | Работа над техникой исполнения. |
65 66 | 16 18 | | Прослушивание музыкальных фрагментов, просмотр видеоматериала. |
67 68 | 23 25 | | Репетиция к выступлению на линейке. Подведение итогов. |
1-я четверть – 17 3-я четверть – 20
2-я четверть – 16 4-я четверть – 15 68 часов