Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования «Город Архангельск»
«Ломоносовский Дом детского творчества»
г. Архангельска
«Утверждаю»
директор МБУ ДД "ЛДДТ"
___________ /_________________/
Образовательная программа
Туристко - краеведческой направленности
«Помор»
Срок реализации - 1 год.
Возраст обучающихся –11 - 12лет.
Составитель:
Каримова А.А., учитель географии МБОУ СШ №93
г. Архангельска
Принята
методическим советом
МБУ ДО "ЛДДТ"
Протокол № _________
Архангельск, 2016
Пояснительная записка
Туризм и краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. Это дело не новое, но новизна состоит в том, что имеет более широкую педагогическую идею в плане воспитания духовности, физической выносливости, уважения и любви к природе своей Родины.
Успех любого похода, экскурсии или путешествия во многом зависит от того, насколько хорошо путешественник сумеет определить, где он находится и в каком направлении следует идти дальше, т.е. от умения ориентироваться на местности.
Умение ориентироваться на местности приобретается в постоянном общении с природой, благодаря развитию наблюдательности и привычке быстро замечать и запоминать характерные детали местности.
Туризм - это не только средство физического и прикладного воспитания. Он воспитывает у подрастающего поколения чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края, совершенствованию нравственного и физического воспитания личности.
Школьный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебную и воспитательную, научно – методическую, социально – педагогическую, культурно – просветительскую и др.
Походы и занятия спортивным ориентирование на незнакомой местности позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества.
Широкая доступность, красота природы края, способствуют популярности, как школьного туризма, так и спортивного ориентирования. Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать в городских соревнованиях по спортивному ориентированию, экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.
Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив развития ландшафта и выработке рекомендаций по его дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию.
Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.
Нельзя недооценивать и то, что детскому и особенно подростковому возрасту свойственно стремление к новизне, необычности, к приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путём удовлетворяет и такие, не всегда учитываемые взрослыми потребности ребят. Нужно помнить и о том, что в походе ребята раскрываются совсем с иной стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для учителя, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти свой подход к нему. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в школе. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится в школу.
Разнообразные формы и методы позволяют вовлечь в процесс реализации программы широкий круг учащихся и учителей. Это позволяет создать своеобразную и благоприятную атмосферу общения, воспитания, коммуникативных связей и отношений.
Данная программа комплексная и даёт возможность учащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.
Актуальность программы.
Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся.
Цель программы.
Формирование всесторонне развитой личности средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности. Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи.
1. В области образования:
- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
2. В области воспитания:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.
3. В области физической подготовки:
- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.
Методы работы.
1. Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в походах и на экскурсиях )
2. Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях
3. Метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы, роста динамики спортивных показателей
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы.
1. Проведение соревнований по спортивному ориентированию.
2. Участие в туристических слётах.
3. Участие спортивных играх, соревнованиях.
4. Проведение краеведческих конференций, викторин, спортивных эстафет по охране природы
Личностные результаты
Умения управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
Способность принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий
Умение предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим
Метапредметные результаты
Понимать цель выполняемых действий.
Проговаривать и осуществлять последовательность действий.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств
• Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебные пособия, интернет-ресурсы.
Умения самостоятельно определять цели своего обучения.
ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Анализировать полученную информацию.
• Коммуникативные УУД:
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместное деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе: находить общие решения и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Умение формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Выработка умений и навыков коммуникативной культуры в процессе занятий физической культурой.
Предметные результаты:
Расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья.
Прогнозируемые результаты и критерии их оценки.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков, продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по определённому профилю.
Ожидаемый результат.
знать:
- порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;
- вопросы туризма и экологии;
- основы топографии и ориентирования;
- умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;
- опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
- основные разделы пройденной программы;
- порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода;
- способы преодоления различных естественных препятствий;
- основные исторические и географические сведения о родном крае;
- различные способы ориентирования на местности.
уметь:
- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;
- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;
- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;
- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;
- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;
- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;
- уметь правильно применять туристские узлы;
- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;
- оформлять отчёт и задания, выполненные в походах и на экскурсиях;
- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;
- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего.
Настоящая программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристическими навыками, позволяющими свободно жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.
Программа занятий рассчитана на 68часов (2 часа в неделю). Группу желательно комплектовать из обучающихся примерно одного возраста (11-12 лет).
Основные формы и методы работы.
На занятиях применяются различные формы индивидуальной, групповой и массовой работы.
- презентации,
- викторины,
- конкурсы,
- видеозанятия,
- экскурсии,
- практикумы;
- беседы,
- автобусные поездки,
- составление эскизов,
- чтение дополнительной литературы,
- лекции, свободный разговор на заданную тему,
- проектная деятельность.
учебно-тематический план
№ п/п | Тематика занятий. | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение | 2 | 2 | - |
2 | Краеведение. | 4 | 2 | 2 |
3 | Элементы топографии и ориентирования. | 12 | 2 | 10 |
4 | История освоения территории. | 12 | 2 | 10 |
5 | Народы своего края. | 6 | 3 | 3 |
6 | Богатство недр Земли родной. | 4 | 2 | 2 |
7 | Водные объекты края. | 8 | 4 | 4 |
8 | Метеонаблюдения. | 4 | 2 | 2 |
9 | Растительный мир. | 6 | 2 | 4 |
10 | Животный мир. | 6 | 2 | 4 |
11 | Охрана природы. | 4 | 2 | 2 |
| итого | 68 | 25 | 43 |
Содержание программы.
1. Введение (2 ч.)
Теория. Информация о создании детского творческого объединения юных туристов. Цели и задачи работы ДТО. Беседа: «Требования к обучающимся. Их права и обязанности. Особенности занятий». Рассказ: «Значение туризма в жизни юношества. Виды туризма. Развитие туризма в Архангельском крае». Беседа: «Обязанности участников туристского похода. Определение похода и его назначение». Планирование работы ОДО на год. Расписание занятий.
2. Краеведение (4 ч.)
Теория. Заочное путешествие: «Край Архангельский. Географическое положение. Особенности природных условий. Население края. Памятники истории и культуры». Фронтальная беседа: «Туристские возможности родного края».
Практика: Обзорная экскурсия в Архангельский областной краеведческий музей, работа с картой Архангельской области.
3. Элементы топографии и ориентирования (12 ч.)
Теория. Лекция: «Топография как учебный предмет. Карты и схемы походов выходного дня». Зарисовки: «Основные условные обозначения (топографические знаки)». Беседа: «Понятие об ориентирах и ориентировании на местности».
Практика. Практическое занятие: «Компас. Его устройство. Определение сторон горизонта. Ориентирование на местности с картой и компасом». Знакомство с картой своего края. Экскурсия на природу.
4. История освоения территории (12 ч).
Теория. Краткие сведения из исторического прошлого. Памятники истории и культуры.
Практика. Экскурсия «Роль известных мореплавателей в исследовании природы Севера», «Город – хранимый ангелом», работа с картой Архангельской области (исторические объекты, название населённых пунктов)
5.Народы своего края (6 ч.)
Теория. Знакомство с национальностями, проживающими в своей
местности, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Известные люди Севера.
Практика. Экскурсия в краеведческий музей. Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен, танцев, частушек. Посещение выставок, встречи с писателями, художниками, поэтами своего края.
6. Богатство недр Земли родной (4 ч).
Теория. Знакомство с группами горных пород: осадочными, магматическими, метаморфическими. Полезные ископаемые Архангельской области.
Практика. Работа с образцами горных пород и минералов. Экскурсия в краеведческий музей, экскурсии к геологическим обнажениям.
7. Водные объекты края (8ч).
Теория. Морская акватория Белого моря. Знакомство с основными реками, озёрами, своей местности. Значение рек, водоёмов в жизни людей.
Практика. Экскурсии на водоёмы. Описание водоёма. Работа с картой Архангельской области.
8. Метеонаблюдения (4 ч.)
Теория. Погода, климат. Основные характеристики погоды: температура, осадки, сила и направление ветра, облачность. Времена года. Местные признаки погоды. Наблюдения за погодой.
Практика. Организация наблюдений за погодой.
9. Растительный мир (6 ч.)
Теория. Растения луга, леса, водоёмов. Что нам даёт лес. Лекарственные
растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы.
Практика. Экскурсии в лес. Составление гербария, распознавание растений по осенним листьям, ягодам, плодоам. Посадка цветов, кустарников.
10. Животный мир (6 ч.)
Теория. Животные луга, леса, водоёма. Редкие животные своего края
Жизнь насекомых. Жизнь птиц. Влияние времени года на жизнь животных.
Практика. Экскурсии в природу. Наблюдения за жизнью животных.
11. Охрана природы (4 ч.)
Теория. Необходимость охраны природы. Правила поведения в природе.
Практика. Посадка растений, изготовление кормушек, скворечников, уборка мусора.
Законы, правила и традиции юных туристов-краеведов:
- юный турист знает, любит и бережет свой родной край;
- юный турист - хороший товарищ он всегда готов прийти на помощь товарищу в школе, в
походной обстановке, заботится об укреплении своего туристского коллектива;
- юный турист любит искусство и литературу, старается правильно вести себя в коллективе,
жить по законам красоты;
- юный турист активно участвует во всех делах своего коллектива, ведет шефскую работу с
младшими школьниками, помогает старшим;
- юный турист регулярно занимается туристско-краеведческой работой, исследует свой
родной край,
- безопасность туристских походов: самодисциплина и самоорганизация туристской
группы, страховка и самостраховка в туристском путешествии; внимательное отношение ко
всем членам коллектива.
Туристско-краеведческие навыки, знания и умения
- снаряжение для туристского многодневного похода;
- питание в туристском многодневном походе по родному краю;
- техника преодоления естественных препятствий;
- ориентирование на местности и топография;
- привалы и ночлеги в многодневном походе по родному краю;
- первая доврачебная медицинская помощь в походе;
- туристские игры и культурная программа на привалах и дневках;
- особенности зимнего туризма.
- как надо вести краеведческие наблюдения при исследовании своего родного края; фиксирование краеведческих наблюдении при исследовании родного края; охрана природы родного края, памятников истории и культуры в туристском походе; изготовление экспозиции по результатам туристского похода для школьного краеведческого музея, подготовка выставки по итогам похода;
- снаряжение личное, групповое, специальное, ремонт, хранение снаряжения,
изготовление туристских самоделок;
- питание в туристском путешествии,
- тактика в пешеходном путешествии;
- преодоление естественных и искусственных препятствий в пешеходном путешествии;
- характерные заболевания и травмы в туристском пешем путешествии, их профилактика и
лечение;
- топография и ориентирование на местности в пешем туристском путешествии.
Безопасность в туристско-краеведческих мероприятиях:
- самодисциплина, высокая самоорганизованность, взаимопомощь, взаимодействие,
внимательное заботливое отношение к товарищам;
- ответственное отношение к своим обязанностям, подчинение руководству туристской
группы - основа безопасности в путешествиях; страховка и самостраховка в путешествиях.
Способы проверки:
Конкурсы знатаков;
Викторины по краеведению;
Соревнования по ориентированию
Отчётные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
Защита творческого проекта
Методическое обеспечение программы.
1. Уголок в кабинете № 26 «Люблю тебя, мой край родной!».
2. Видеотека с видеофильмами и видеосюжетами по краеведению, туризму и спорту.
Портфолио о работе объединения «Помор».
Фотоальбомы по туризму и споту.
Атлас Архангельской области.
Карта города Архангельска
Дидактический материал:
- наборы открыток «Малые Корелы», «Архангельск»
- карточки «Топографические знаки», «Ориентирование на местности»;
- словарь туриста;
- набор топографических карт;
Техническое оснащение занятий.
Для работы имеется:
Кабинет географии для проведения теоретических занятий.
Спортплощадка.
Спортзал.
Туристические страховочные обвязки нижние – 8 штук.
Туристические палатки – 5 штук.
Спальные мешки – 16 штук.
Коврики – 16 штук.
Карабины – 32 штук.
Проектор - 1 штука.
Компьютер – 1 штук.
Фотоаппарат – 1 штука.
Спортинвентарь.
Используемая литература.
Программы для системы дополнительного образования детей. Юные судьи туристических соревнований.- Москва,1998 г.
Организация работы и финансирования туристско-краеведческих объединений учащихся.- Москва, 1998 г.
Вестник образования.- 2002 г и 2005 г.
Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи.- Москва,1999 г.
Попова Л.Д., Архангельск. Очерк истории строительства. Архангельск Правда Севера, 1994
Кленов В.М., Пешеходный туризм. Самара, 1997 г.
Л.И.Тихонова «Подготовка инструкторов школьного туризма» (I – IV год обучения). - Самара,1998
Куприна Л.С. Программы кружков Юные экологи-краеведы, Туристы – экологи, Младшие инструкторы по туристко-краеведческой работе и эколого-туристической подготовке. –Москва, 1991 г.
Титов В.В. Туристско-краеведческие кружки в школе.- Москва, 1988 г.
Воронов Ю.Б. 100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке. – Москва, 1993 г.
Гейхман Т.В. Экологическое воспитание школьников. – Кишинев, 1989 г.
Захлебный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). – Москва, 1986 г.
Зорин И.В., Штюмер Ю.А. Туризм и охрана окружающей среды. Учебное пособие.- Москва: ЦРИБ «Турист», 1986 г.
Матюцкий С. Туристу о растениях. – Москва: Профиздат, 1988 г.
Пачи П.И. Туризм и краеведение в системе учебно-воспитательной работы в группе продленного дня. – Кишинев, 1989 г.
Стриженов А.Н. Туристу о природе. – Москва: Профиздат, 1986 г.