СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Теория написания сочинений" 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Теория написания сочинений" 9 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНО на ШМО

Протокол №___от

«___» ____ 2021г.


СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УР

__________________

Г.А. Козловская

«___» ____ 2021г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы:

_______________

М.В. Колпачкова

«___» ____ 2021г.

Рабочая программа

учебного курса

«Теория и практика сочинений разных жанров»

9 класс

2021-2022 учебный год


Составитель: Кутузова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшая кв. категория

Перенка

2021


Рабочая программа по курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 с изменениями.

2. Приказа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 28.12.2018г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями.

3. Учебного плана МБОУ «Перенская средняя школа» на 2021-2022 учебный год;

4. Календарного учебного графика МБОУ «Перенская средняя школа» на 2021-2022 учебный год.

5. Положения о рабочей программе по предметам (курсам) в соответствии с ФГОС;

6. Программы средней общеобразовательной школы (факультативные курсы). – М. «Просвещение», 1990.

Программа по курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» для 9 класса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

В соответствии с учебным планом МБОУ "Перенская средняя школа" на изучение курса «Теория и практика сочинений разных жанров» в 9 классе отводится 1 час в неделю, всего 17 часов.

В рабочей программе по курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» для 9 класса количество часов, отведённых авторами на изучение отдельных тем не изменено. Из резервного времени 1 час добавлен на проведение промежуточной аттестации в форме итогового сочинения.

Учебно–методический комплект

1. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7 – 9 классы)/ сост. Т.А. Ладыженская и Т.С.. – М., 1986.

2. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7 – 9 классы)/ сост. Т. А..Ладыженская и Т.С.Зепалова. – М., 1986.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Анализ текста. Находить в молодёжных газетах статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), идиоматический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно дли данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.

Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Выпускник научится:

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов

произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;

- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;

- по морфологии: распознавать изученные в 5—8 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;

- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—8 классах

орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми

орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

- по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать;

- правильно ставить знаки препинания во всех изученных конструкциях.

Выпускник получит возможность научиться:

- производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-

композиционный (смысловой), идиоматический, типологический;

- создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или несовпадающее с мнением автора текста;

- добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств

коммуникативной задаче.



II. Содержание учебного курса


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Введение.

1

2

Тема и основная мысль сочинения.

2

3

Собирание и систематизация материала для сочинения.

3

4

Совершенствование написанного.

2

5

Сочинения разных жанров.

9


Итого

17



Тема и основная мысль сочинения.

Заглавие, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф. Тема и жанр сочинения.

Собирание и систематизация материалов к сочинению.

Простой и сложный план. Тезисы и конспекты. Культура оформления рукописи. Библиография. Аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление.

Собирание материала по литературным источникам. Записные книжки писателей как форма литературных «заготовок». Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров (репортаж, интервью).

Совершенствование написанного.

Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи. Аннотация, отзыв и рецензия.

Сочинения разных жанров.

Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. Описание местности; путевые заметки; портретный очерк.

Рассуждения проблемного характера. Сравнительная характеристика, её особенности. Статья в газету.

Рассказ как один из видов повествовательных произведений; рассказ с необычным построением; юмористический рассказ; фельетон; устный рассказ, его особенности.


III. Календарно - тематическое планирование курса по русскому языку

«Теория и практика сочинений разных жанров» , 9 класс



№ урока

Программный материал

Колич

часов

Дата

план

факт


Введение

1



1

Основные задачи курса.

1

03.09



Тема и основная мысль высказывания.

2



2

Заглавие, тема и основная мысль высказывания.

Тема и план сочинения. Тема и жанр сочинения.

1

10.09


3

Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф.

1

17.09



Собирание и систематизация материала для сочинения

3



4

Простой и сложный план. Тезисы и конспект. Их отличие от плана.

1

24.09


5

Культура оформления рукописи. Библиография. Аннотация

1

01.10



6

Записные книжки. Интервью. Репортаж.

1

08.10



Совершенствование написанного

2



7

Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки.

1

15.10


8

Аннотация. Отзыв как разновидность ученического сочинения.

1

22.10



Сочинения разных жанров

9



9

Описание научное, деловое, художественное и публицистическое.

1

29.10


10

Описание местности. Путевые заметки.

1

12.11



11

Самостоятельные отзывы с элементами рецензии. Цитирование.

1

19.11


12

Сочинение на литературную тему. Портретный очерк.

1

26.11


13

Статья в газету. Школьный бюллетень. Рассказ с необычным построением.

1

03.12


14

Сравнительная характеристика.

1

10.12



15

Итоговое сочинение (промежуточная аттестация).

1

17.12.


16

Сочинение на свободную тему. Рассуждение проблемного характера.

1

24.12