МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» |
РАССМОТРЕНО на ШМО Протокол №___от «___» ____ 2021г. СОГЛАСОВАНО. Зам. директора по УР __________________ Г.А. Козловская «___» ____ 2021г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы: _______________ М.В. Колпачкова «___» ____ 2021г. |
Рабочая программа учебного курса «Теория и практика сочинений разных жанров» 9 класс 2021-2022 учебный год |
| Составитель: Кутузова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы высшая кв. категория |
Перенка 2021 |
Рабочая программа по курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 с изменениями.
2. Приказа МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ от 28.12.2018г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями.
3. Учебного плана МБОУ «Перенская средняя школа» на 2021-2022 учебный год;
4. Календарного учебного графика МБОУ «Перенская средняя школа» на 2021-2022 учебный год.
5. Положения о рабочей программе по предметам (курсам) в соответствии с ФГОС;
6. Программы средней общеобразовательной школы (факультативные курсы). – М. «Просвещение», 1990.
Программа по курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» для 9 класса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
В соответствии с учебным планом МБОУ "Перенская средняя школа" на изучение курса «Теория и практика сочинений разных жанров» в 9 классе отводится 1 час в неделю, всего 17 часов.
В рабочей программе по курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» для 9 класса количество часов, отведённых авторами на изучение отдельных тем не изменено. Из резервного времени 1 час добавлен на проведение промежуточной аттестации в форме итогового сочинения.
Учебно–методический комплект
1. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (7 – 9 классы)/ сост. Т.А. Ладыженская и Т.С.. – М., 1986.
2. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (7 – 9 классы)/ сост. Т. А..Ладыженская и Т.С.Зепалова. – М., 1986.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Анализ текста. Находить в молодёжных газетах статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в тексте статьи репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой), идиоматический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств, характерных именно дли данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной мысли, стиля, типа речи.
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Выпускник научится:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов
произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
- по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
- по морфологии: распознавать изученные в 5—8 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарём;
- по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—8 классах
орфограммами, слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми
орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
- по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с обособленными членами; использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать;
- правильно ставить знаки препинания во всех изученных конструкциях.
Выпускник получит возможность научиться:
- производить разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-
композиционный (смысловой), идиоматический, типологический;
- создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение, совпадающее или несовпадающее с мнением автора текста;
- добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств
коммуникативной задаче.
II. Содержание учебного курса
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Тема и основная мысль сочинения. | 2 |
3 | Собирание и систематизация материала для сочинения. | 3 |
4 | Совершенствование написанного. | 2 |
5 | Сочинения разных жанров. | 9 |
| Итого | 17 |
Тема и основная мысль сочинения.
Заглавие, тема и основная мысль сочинения. Тема и план сочинения. Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф. Тема и жанр сочинения.
Собирание и систематизация материалов к сочинению.
Простой и сложный план. Тезисы и конспекты. Культура оформления рукописи. Библиография. Аннотация. Цитаты, ссылки, их оформление.
Собирание материала по литературным источникам. Записные книжки писателей как форма литературных «заготовок». Наблюдения и методы фиксации материала для сочинений газетных жанров (репортаж, интервью).
Совершенствование написанного.
Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи. Аннотация, отзыв и рецензия.
Сочинения разных жанров.
Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. Описание местности; путевые заметки; портретный очерк.
Рассуждения проблемного характера. Сравнительная характеристика, её особенности. Статья в газету.
Рассказ как один из видов повествовательных произведений; рассказ с необычным построением; юмористический рассказ; фельетон; устный рассказ, его особенности.
III. Календарно - тематическое планирование курса по русскому языку
«Теория и практика сочинений разных жанров» , 9 класс
№ урока | Программный материал | Колич часов | Дата |
план | факт |
| Введение | 1 | | |
1 | Основные задачи курса. | 1 | 03.09 | |
| Тема и основная мысль высказывания. | 2 | | |
2 | Заглавие, тема и основная мысль высказывания. Тема и план сочинения. Тема и жанр сочинения. | 1 | 10.09 | |
3 | Способы раскрытия основной мысли в устных и письменных сочинениях. Эпиграф. | 1 | 17.09 | |
| Собирание и систематизация материала для сочинения | 3 | | |
4 | Простой и сложный план. Тезисы и конспект. Их отличие от плана. | 1 | 24.09 | |
5 | Культура оформления рукописи. Библиография. Аннотация | 1 | 01.10 | |
6 | Записные книжки. Интервью. Репортаж. | 1 | 08.10 | |
| Совершенствование написанного | 2 | | |
7 | Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки. | 1 | 15.10 | |
8 | Аннотация. Отзыв как разновидность ученического сочинения. | 1 | 22.10 | |
| Сочинения разных жанров | 9 | | |
9 | Описание научное, деловое, художественное и публицистическое. | 1 | 29.10 | |
10 | Описание местности. Путевые заметки. | 1 | 12.11 | |
11 | Самостоятельные отзывы с элементами рецензии. Цитирование. | 1 | 19.11 | |
12 | Сочинение на литературную тему. Портретный очерк. | 1 | 26.11 | |
13 | Статья в газету. Школьный бюллетень. Рассказ с необычным построением. | 1 | 03.12 | |
14 | Сравнительная характеристика. | 1 | 10.12 | |
15 | Итоговое сочинение (промежуточная аттестация). | 1 | 17.12. | |
16 | Сочинение на свободную тему. Рассуждение проблемного характера. | 1 | 24.12 | |