МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕМИДОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ХОР
________________________________________________________________
Срок обучения 8 лет
2014 г.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ХОР
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Программа учебного предмета «Хор» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Хоровое пение».
Срок освоения программы учебного предмета «Хор» для детей, поступивших в общеобразовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.
Программа учебного предмета может быть использована:
в реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» в детских школах искусств, детских музыкальных школах, образовательных учреждениях профессионального образования при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
1.2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА:
Музыкальное исполнительство.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА, ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА:
- сформировать у обучающихся интерес к музыкальному искусству, хоровому исполнительству;
- сформировать навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- сформировать практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
В результате освоения предмета обучающийся должен знать:
- характерные особенности хорового пения, вокально-хоровые жанры и основные стилистические направления хорового исполнительства;
- начальные основы хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
- музыкальную, профессиональную терминологию;
В результате освоения предмета обучающийся должен уметь:
- грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов;
- самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии;
- создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
- передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- владеть навыками чтения с листа несложных вокально-хоровых произведений;
- владеть первичными навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений;
- владеть навыками публичных выступлений.
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА:
максимальной учебной нагрузкой обучающегося 1283 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузкой 921 час;
самостоятельной работы обучающегося 362 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
2.1. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Виды учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 1283 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 921 |
в том числе: | |
практические занятия | 907 |
контрольные уроки, зачеты, и др. | 14 |
самостоятельная работа обучающегося (всего) | 362 |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
ХОР
Название темы | Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа | Количество часов |
Тема 1. Психологические процессы | Содержание учебного материала | 20 |
1.Ощущение в хоре. 2.Восприятие. 3.Внимание. Память и её развитие. Мышление. Воображение в творчестве. Эмоциональная сфера. | |
Практические занятия | 20 |
Контрольные уроки | --- |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 28 |
Тема 2. Певческая установка. | Содержание учебного материала | 35 |
1.Осанка певца в хоре, свободное положение корпуса, мышц шеи, головы и спины. 2.Правильное положение рук и ног при пении сидя и стоя. 3.Постоянное певческое место у каждого поющего. | |
Практические занятия | 35 |
Контрольные уроки | --- |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 22 |
Тема 3.Работа над дыханием. | Содержание учебного материала | 77 |
1.Понятие «певческое дыхание», дыхательные упражнения перед началом пения, прием костно-абдоминального дыхания. 2. Начало звука. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе пения. 3.Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера и темпа исполняемого произведения. 4.Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное вбыстрых произведениях, более спокойное, но также активное - в медленных). 5.Знакомство с навыками «цепного дыхания» (пение выдержанного звука вконце произведения) и ощущением фразировки, как структурной ячейки музыкальной формы - основополагающим моментом в начальном обучении пению. Распределение дыхания по продолжительным музыкальным фразам - по принципу «как можно раньше учить «цепному дыханию». 6.Задержка дыхания перед началом пения. 7.Исполнение пауз между звуками без сменыдыхания (staccato). 8.Работа над дыханием как важным фактором выразительного исполнения. Пение наопоре. 9.Совершенствование навыков «цепного дыхания» на длинных фразах, не имеющих пауз; на длинных звуках или аккордах в несколько тактов; пение произведения целиком на «цепном дыхании». 10.Владение нюансами (филировка звука). Упражнения на активностьдыхательного процесса, умение распределять свое дыхание на фразу, наполнять звук воздухом и филировать его. Понятия crescendo и diminuendo. | |
Практические занятия | 77 |
Контрольные уроки | --- |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 35,5 |
Тема 4. Работа над звуком. | Содержание учебного материала | 120 |
1. Элементы работы над звукообразованием. Положение рта, свободной нижней челюсти, головной резонатор. Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсирования). 2.Преимущественно мягкая атаказвука. Округление гласных. Способыформирования гласных в различных регистрах (головное звучание). Красота и естественность звучания голоса. Контроль и освобождение певческого аппарата. 3.Звуковедение: преимущественно работа над legato, но возможно освоение приемов nonlegato. 4.Владение регистрами. Постепенное расширение диапазона. Ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса. 5.Высокая вокальная позиция. Использование скачкообразных движений и полутоновых интонаций. 6.Совершенствование активного дыхания на nonlegato и staccato в вокальныхупражнениях, попевках. Пропевание отдельных музыкальных фраз на «legato» и «nonlegato», стремление к напевному звуку, кантилене. 7.Исполнение вокальных упражнений и произведений в удобной тесситуре и ограниченном диапазоне. 8.Мягкая атака звука в нюансахmр и mf. | |
Практические занятия | 120 |
Контрольные уроки | --- |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 35,5 |
Тема 5. Работа над дикцией. | Содержание учебного материала | 106 |
1.Активность губ без напряжения лицевых мышц: элементарные приемы артикуляции; свободная работа артикуляционного аппарата детей. 2.Работа над округлением гласных, одновременное ясное произнесение согласных с опорой на гласные в процессе пения. 3.Отнесение согласных к следующему слогу; короткое произношение согласных в конце слова; раздельное произношение одинаковых гласных, встречающихся в конце одного и в начале другого слова. 4.Развитие дикционных навыков. Пение скороговорок. 5.Гласные и согласные, их роль в пении. 6.Соблюдение динамической ровности при произнесении текста. | |
Практические занятия | 106 |
Контрольные уроки | --- |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 35,5 |
Тема 6. Работа над метроритмом | Содержание учебного материала | 87 |
1.Выработка ритмической устойчивости при исполнении произведений с простым ритмом; ощущение ритмической пульсации в произведениях, определение сильной доли. 2.Использование при работе с хором особых ритмических фигур - пунктирного ритма, синкопы. 3.Ритм и пульсация. Ритмическая устойчивость в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей: половинная, четверть, восьмая. 4.Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком в процессе обучения, развитие ритмического мышления. 5.Простукивание ритма и пульса произведения, пропевание по фразам. Напримере распевания знакомство с ровным ритмом, пунктирным ритмом исинкопой. 6.Пауза. Пение по слогам попевок с вслушиванием в паузы междуслогами. 7. Цезура. Фермата. Пение выдержанного звука в конце произведения, в конце отдельных частей. 8.Трехдольный размер. Навык исполнения текста в неквадратном метре. Разбор метрического строения – одна сильная доля и две слабые. 9.Двухдольный и четырехдольный размеры. 10.Знакомство с жанрами, в которых используются эти размеры. Определение сильной доли в вокальной мелодии и стихотворном тексте. | |
Практические занятия | 87 |
Контрольные уроки | --- |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 35,5 |
Тема 7. Вокальные упражнения - распевания | Содержание учебного материала | 98 |
1. Пение вокальных упражнений, помогающих укреплению детских голосов, улучшению звукообразования, расширению диапазона голоса. 2.Вокально-интонационные упражнения на развитие качественного унисона в хоре. 3.Сглаживание, выравнивание регистров. 4.Вокальные упражнения, способствующие наилучшему усвоению изучаемого репертуара. | |
Практические занятия | 94 |
Контрольные уроки | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 47 |
Тема 8. Работа над строем и ансамблем. | Содержание учебного материала | 120 |
1.Воспитание навыков понятия и понимания дирижерского жеста: «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» основ, на которых базируется дальнейшее обучение учащихся. 2.Воспитание навыков слушания других певцов в хоре в процессе исполнения. 3.Умение хорошо слышать себя и соседа-певца, игра «эхо»; чередование по фразам пения вслух и «про себя»; «передачафразы» - исполнение мелодии целиком по очереди группами хора. 4.Развитие музыкального слуха у обучающегося. Работа над унисоном и единой манерой пения. Чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада. 5.Чистое интонирование ступеней мажорного и минорного лада. Особенности исполнения восходящих и нисходящих попевок. 6. Работа над унисоном в хоре в произведениях с сопровождением; устойчивое интонирование одноголосных мелодий при сложном аккомпанементе. Работа над координацией слуха и голоса. 7.Пение несложных двухголосных песен с сопровождением. 8.Навыки многоголосия. Канон. Пение несложных двухголосных произведений без сопровождения. Пение acappella. 9.Совершенствование навыков пенияа cappella на более сложном репертуаре. 10.Совершенствование навыка пения; умение слышать сочетание интервалов в исполнении произведения на два-три голоса. 11.Достижение чистоты строя в произведениях различного склада изложения и с различными средствами музыкального языка. 12.Многоголосие. Развитие навыка интервального, аккордового мышления. Выработка чистой интонации при двух- трехголосном пении. | |
Практические занятия | 120 |
Контрольные уроки | --- |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 37 |
Тема 9. Разучивание хорового произведения. | Содержание учебного материала | 230 |
1.Ознакомление хора с литературным текстом и музыкой произведения. 2.Разбор содержания, выявление художественных образов. 3.Установление взаимосвязи содержания литературного текста с музыкальными средствами выразительности. 4.Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и др.). Особое внимание следует уделять куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре хорового класса. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Достижение в каждом куплете новых оттенков общего смыслового и эмоционального содержания произведения. Разучивание по разделам. Знакомство с многообразными жанрами хоровой музыки. Краткие беседы-ознакомления учащихся со стилем отдельных композиторов разных эпох. 5.Грамотный разбор произведения. Формообразование: фраза, предложение, цезура, повторность, изменяемость. Звуковысотность: направление движения мелодии, повторность звуков, поступенность, скачкообразность и др. Ритмическая организация музыки: пульс, темп. Динамические оттенки. Штрихи. 6.Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. 7.Свободное чтение нотного текста по партиям и партитурам; грамотное чтение партитур с тактированием, пульсацией. Проработка сложных ритмических рисунков с тактированием. Сольфеджирование музыкального текста, далее - с произношением 8.Пение одного предложения с выразительным тактированием. Пение с дроблением более мелкими длительностями. Особое внимание следует уделять «звучащим» паузам. 9.Пение по отдельным голосам,соединение двух голосов, пропевание отдельными интервалами по вертикали. 10.Анализ интонационных трудностей произведения. Вычленение и проработка трудных интонационных моментов. 11. Работа над фразировкой, вытекающей из музыкального и текстового содержания. 12.Работа над культурой звука, дикцией, строем, ансамблем, соблюдением всех средств выразительности (эмоциональная подача текста, фразировка, кульминация и т.д.), которые должны помочь раскрыть форму и художественное содержание текста. Работа над словом, музыкальной и поэтической фразой. 13.Динамика и агогика, взаимопроникновение двух элементов при исполнении произведений. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый); замедление в конце произведения; различные виды фермат. 14.Вычленение кульминационных разделов. Выявление идейно-эмоционального смысла, работа над художественным образом. 15.Навыки работы над произведением в целом. Пение acappella. 16.Использование дополнительных средств в исполнении. Использование приемов запева солиста (или группы солистов) с хором, варьирование элементов хоровой и оркестровой (фортепианной) аранжировки и пр. 17.Использование других различных шумовых и музыкальных инструментов помимо фортепиано. Исполнительскому воплощению произведений, яркости, праздничности концерта-действа всячески способствует использование элементов театрализации. Исполнительские приемы при этом должны быть художественно оправданы, не превращаясь в развлечение или в способ демонстрации «эффектов», отвлекающих от музыки. | |
Практические занятия | 223 |
Контрольные уроки | 7 |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 78 |
Тема 10. Исполнение хорового произведения. | Содержание учебного материала | 28 |
1.Выразительность и эмоциональность исполнения; нюансы от пианиссимо до форте; кульминация. 2.Сочетание запевов солиста или группы солистов с хором. 3.Логические ударения, мягкие окончания, кульминация. 4.Владение различными темпами, в соответствии с характером музыкального содержания. 5.Координация метроритмических и динамических элементов в общем художественном нюансе, подчинение их основной задаче – правдивой передаче содержания произведения. 6. Использование всех средств выразительности, которыми владеет хор на данном этапе своего развития. 7.Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. 8.Осмысленное артистическое исполнение программы. | |
Практические занятия | 25 |
Контрольные уроки | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся – выполнение домашних заданий | 8 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
3.1.ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ (В СООТВЕТСВТИИ С ФГТ)
Реализация учебного предмета «Хор» требует наличиеучебной аудитории для групповых занятий со специализированным оборудованием(подставки для хора, рояль или пианино, столы, стулья, стеллаж для нот,пульт, осветительные приборы), концертного зала с роялем и звукотехническим оборудованием, библиотеки.
Технические средства: телевизор, музыкальный центр, фонотека, видеотека.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основные источники:
Список нотной литературы:
Кудряшов А. «Песни для детей» издание 6. Ростов-на-Дону «Феникс» 2011г.
« Музыка природы» песни для детей и юношества. Ростов-на-Дону «Феникс». 2007г.
Крупа-Шушарина С.. Необычные песенки для детей дошкольного возраста. Москва, «Музыка» 2006г.
Марченко Л.. Лучшие детские песни о разном.2007г
Марченко Л.. Лучшие детские песни о разном.2008г.
Марченко Л. Детские песни о разном выпуск 2. 2001г.
Корнаков Ю. « Крутится веселая пластинка» песни для детского хора младшие и средние классы. «Композитор» Санкт-Петербург. 1999г.
Музыка в школе. Песни и хоры. В.1. (составитель Г.Сергеев.2000г.)
«Поющее детство». Произведения для детского хора. Составитель И. Мякишев. Москва 2002г.
«Музыка в школе» выпуск 3. Москва Издательство «Музыка» 2005г.
«Музыка в школе» выпуск 4. Москва Издательство «Музыка» 2005г.
Любимые песни малышей для хора в сопровождении фортепьяно. Составитель Н. Кокина. Москва Издательство «Музыка» 1999г.
Хрестоматия для детского хора. Духовные песни и арии из нотной тетради А. М. Бах. Москва 2003г.
Хрестоматия для детского хора « По страницам русской хоровой музыки XIX-XXвеков» 2004г.
Минков М. «Вечный двигатель» песни для детей в сопровождении фортепьяно.
Композиторы-классики для детского хора: Вып.5/сост. Брекитова В. Г. -М.2012г.
Музыка в школе. Вып.2: Песни и хоры для учащихся средних классов/сост. Уколова Л. И., Осеннева М. С.- М. 2014г.
Славкин М. Шиворот-навыворот. Песни и хоры. Для детей младшего и среднего возраста.- М. 2014г.
Резиновый ежик. Песни на стихи Ю. Мориц/автор-сост. Никитин С. -М.2013г.
Тутти: обработки произведений отечественных и зарубежных композиторов XVlll-XXвв./обраб. Рувинская И. О.: для детей среднего возраста.- М. 2014г.
Музыка в школе. Вып.1.: Песни и хоры для учащихся начальной школы/сост. Сергеева Г. П.-М. 2014г.
Музыка в школе Вып. 3. Песни и хоры для учащихся средних классов/сост. Уколова Л. И., Осеннева М. С.-М. 2013г.
Музыка в школе Вып. 4. Песни, ансамбли и хоры для юношества/сост. Уколова Л. И., Осеннева М. С.-М. 2012г.
Список методической литературы:
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
Струве Л. «Музыкальные ступеньки». Методика развития музыкальныхспособностей и певческого голоса у детей дошкольного возраста. М., 2001
Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. Уч. Пособие- М. 2007г.
Новикова Т. Петь как дышать- М. 2011г.
Плужников К. И. Механика пения. Принципы постановки голоса- С-П 2004г.
Гонтаренко Н. Б. Секреты вокального мастерства.- Ростов на Дону 2007г.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором.- М. 2002г.
Осеннева М. Хоровой класс и практическая работа с хором.-М. 2003г.
Венглус Л. А. Начальное интенсивное хоровое пение.- С-П 2000г.
Хворостухина С. А. Дыхание по Стрельниковой.- М. 2006г.
Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта.-М. 2000г.
Дополнительная литература:
Аверина. Русская духовная музыка в репертуаре детского хора: Владос, 2001г.
Воскресенский «Если сильно захотеть» сборник песен: Детство. 2011г.
Инсценирование песен на музыкальных занятиях с детьми 4-7 лет: Гномпресс, 2001г.
П.Халабузарь. Хрестоматия для детского хора: Классика, 2003г.
Поет детская хоровая студия «Веснянка»: Владос, 2002. Вишнякова, Соколова. Хрестоматия по практике работы с хором: Планета музыки, 2002г.
Композиторы-классики для детского хора. Вып. 6.: М. Ипполитов-Иванов/сост. Бекетова В.-М. 2014г.
Композиторы-классики для детского хора. Вып. 7.: А. Гречанинов/ сост. Бекетова В.-М. 2012г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, на контрольных уроках и экзаменах в рамках промежуточной аттестации.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения предмета обучающийся знает: - характерные особенности хорового пения, вокально-хоровые жанры и основные стилистические направления хорового исполнительства; - начальные основы хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; - музыкальную, профессиональную терминологию; В результате освоения предмета обучающийся умеет: - грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах хорового и вокального коллективов; - самостоятельно разучивать вокально-хоровые партии; - создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения; - передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; - владеть навыками чтения с листа несложных вокально –хоровых произведений; - владеть первичными навыками в области теоретического анализа исполняемых произведений; владеть навыками публичных выступлений. | - контрольные уроки; - зачеты; -экзамены;(может проводиться в форме отчетного концерта). Формой промежуточной аттестации может быть исполнение концертных программ. Итоговая аттестация в форме выпускного экзамена: |
Приложение 1
Примерный репертуарный список:
Тема 1.Психологические процессы
Т. Попатенко «Воздушный шарик»
Т. Попатенко « Скворушка прощается»
И. Фирсенкова «Кот»
А. Островский «Дождик»
А. Абрамова «Колыбельная для мамы»
С. Маги «Кораблик»
М. Мликов «Телега»
Тема 2.Певческая установка.
Л. Бакалов «Летняя песенка»
Л. Бакалов «Зимняя песенка»
Л. Бакалов «Я люблю футбол»
Ю. Чичков «Песня о родной земле»
Б. Снетков «Балалаечка, трень-брень» (шуточная)
И. Болдырев «Стучит веселый дождик»
Тема 3.Работа над дыханием.
р.н.п. «Земелюшка-чернозем», «Сад»
М. Бак «Капель»
М. Бак «Веснушки-конопушки»
М. Бак « Первый денёк»
М. Бак « Счастье»
Ш. Милорава «Мама»
Ц. Кюи «Осень»
Тема 4.Работа над звуком.
Л. Бетховен «Сурок»
р.н.п. «На улице дождь» обработка Б. Добровольского
Латвийская н.п. «Петушок»
Д. Кабалевский «Не только мальчишки»
В. Моцарт «Весенняя»
Н. Римский-Корсаков «Проводы зимы»
р.н.п. «Сад»
Тема 5.Работа над дикцией.
М. Глинка «Ты соловушка, умолкни»
Г. Жуковский «Караваны птиц надо мной летят»
р.н.п «Сею-вею», «Ах ты, ноченька»
А. Варламов «Горные вершины»
А. Гретри «Спор»
А. Алябьев «Зимняя дорога»
Э. Колмановский «Хотят ли русские войны»
Д. Кобалевский «Школьные годы»
Тема 6.Работа над метроритмом
А. Новиков «Дороги»
«Неополетанская колыбельная» обработка В. Мельо
А. Пахмутова «Песня о тревожной молодости»
р.н.п. «В темном лесе» обработка для хора М. Нахимовского
Й. Гайдн «К дружбе»
М. Коваль « Лес зеленеет молодой»
Ю. Чичков «В небе тают облока»
П. Булахов «Серенада»
Тема 7.Вокальные упражнения – распевания
Т. Корганов «Утренний канон»
И. С. Бах переложение для хора В. Попова «Сердце, молчи»
С. Танеев «Сосна»
Г. Струве «Родина»
М. Глинка «Не пой, красавица при мне»
р. н. п. «Зимний вечер» хоровая редакция А. Луканина
Тема 8.Работа над строем и ансамблем.
Словацкая н.п. «Спи, моя милая»
Л. Марченко «Каникулы»
Ю. Чичков «Мелодия дружбы»
Американская н.п. «Бубенчики» переложение для хора С. Дунаевского
Ц. Кюи «Царскосельская статуя»
лат.н. п. обработка А. Юрьяна «Вей, ветерок»
А. Островский «Мальчишка»
К. Молчанов «Помни»
р.н.п. «Ах ты, ноченька»
Тема 9.Разучивание хорового произведения.
Дж. Каччини «Мелодия»
А. Петров «Песня материнской любви»
А. Колкер « Мы войны не знали»
р.н.п. «На калине белый цвет» обработка В. Попова
А. Кастальский «Тебе поем» из Литургии
Ф. Мендельсон-Бартольди «Полевые цветы»
А. Морозов «Буду помнить»
р. н.п. «Ай, во поле липенька» обработка А. Юрлова
Тема 10.Исполнение хорового произведения.
р.н.п. «Пряха» обработка С. Погребова
Ю. Чичков «Утро школьное, здравствуй»
Д. Кабалевский «Счастье»
М. Ипполитов-Иванов «Утро»
Н. Римский-Корсаков «Не ветер, вея с высоты»
П. Чесноков «Благослови, душе моя, Господа» из Литургии
Ж. Металлиди «Колокольный звон России»
В. Калинников «Журавель»
М. Мусоргский «Поздно вечером сидела» хор из оперы «Хованщина»