СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература » (уровень среднего общего образования) (10 -11 классы) Срок реализации 2 года

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета " Литература" рассчитана на обучение в 10 -11 классах (3 часа в неделю: 102 часа в 10 классе и 99 часов в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература » (уровень среднего общего образования) (10 -11 классы) Срок реализации 2 года»

Приложение к основной

образовательной программе СОО

(Приказ № ___/01-12

от 31.08.2020)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25» ГОРОДА КАЛУГИ


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

________ ___________________

подпись Ф.И.О.

_____________ 2020 года


РАССМОТРЕНО


на заседании методического объединения

_____________________________


Протокол № __________от 28.08.2020г.

Председатель МО


________ ___________________

подпись Ф.И.О.









ПРОГРАММА


УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



«Литература »

(уровень среднего общего образования)

(10 -11 классы)

Срок реализации 2 года

\







г. Калуга






1.Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета „Литература “ для 10-11 классов (базовый уровень) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413, и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, представленным в ФГОС.

Программа разработана на основе авторской программы И.Н.Сухих, опубликованной в учебном издании «Русский язык и литература (базовый уровень) программа для 10 — 11 классов: среднее общее образование / Т. М. Воителева, И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 94 с.».

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:

1. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч./ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2015

Литература: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч./ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

2. Литература. 10 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование/ С.П.Белокурова, М.Г.Дорофеева, И.В.Ежова, под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2015

Литература. 11 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование/ С.П.Белокурова, М.Г.Дорофеева, И.В.Ежова, под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2016

3 .Литература в 10 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие:

среднее (полное) общее образование/ С.П.Белокурова, М.Г.Дорофеева, И.В.Ежова, под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

Литература в 11 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие:

среднее (полное) общее образование/ С.П.Белокурова, М.Г.Дорофеева, И.В.Ежова, под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.


Программа учебного предмета „Литература “ рассчитана на обучение с 10-го по 11-й класс по 3 часа в неделю : 10-й класс – 102 часа в год; 11 класс – 99 часов в год.


2. Планируемые результаты освоения раздела учебного предмета:


Личностные результаты:

    • осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир»;

    • воспитание патриотизма и гуманизма, национальной гордости и общечеловеческих ценностей;

    • воспитание эстетического вкуса, потребности в систематическом чтении;

    • понимание сложности окружающего мира и человеческой психологии, умение ориентироваться в социальной и психологической реальности;

    • самостоятельное планирование и организация учебной деятельности; формирование самоконтроля.

Предметные результаты:

  • использование разных типов чтения (ознакомительное, поисковое, выразительное чтение и навыки риторической культуры), а также освоение принципов специфического для восприятия художественного произведения медленного чтения;

  • формирование речевых умений и навыков; соотнесение цели и стиля высказывания; подбор аргументов и тезисов; расширение словарного и стилистического запаса;

    • формирование способностей развертывания и свертывания текста в письменном и устном пересказе; выделение фабулы; составление плана; разные виды конспектиро- вания;

    • освоение разных типов классификации литературных произведений (родовая, жанровая, тематическая); сравнение и сопоставление историко-литературных фактов и элементов художественного произведения; овладение мнемоническими приемами;

    • умение создавать творческие работы разных жанров.

Метапредметные результаты:

    • структурирование материала; понимание взаимоотношений части и целого; выявление причинно-следственных и иерархических связей между элементами;

    • использование в своей работе разнообразных источников информации, в том числе существующих в электрон- ной форме (словари, энциклопедии, справочники, би- блиотечные каталоги);

    • формирование необходимых компетенций для понимания и сопоставления искусства и науки, разных видов искусства, литературы и истории, искусства и действительности.



В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

– осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

– об историко-культурном подходе в литературоведении;

– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.


3. Содержание учебного курса.

10 КЛАСС

Повторение и обобщение изученного в 9 классе

Литература: зачем и для кого? Литература как искусство слова.

Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. Общая характеристика литературы ХIХ века. «Девятнадцатый век» как культурное единство.

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика.

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель. Герой.

Александр Сергеевич Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Пушкина: темы и жанры. Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. Поэма «Медный всадник». «Медный всадник»: поэма или повесть? Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы».

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман.

Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами» (повторение и обобщение). «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о судьбах России в современной литературе.

Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика.

Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей. Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России. «Двух станов не боец…» (творчество Алексея Константиновича Толстого).

Фёдор Иванович Тютчев.

Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз». Тема любви и природы. Философская лирика Тютчева.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Судьба поэта: Шеншин против Фета. «Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев) Художественный мир Фета. Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета.

Иван Александрович Гончаров.

Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: «Меж ними все рождало споры…» (А.С. Пушкин).

«Ты – Адуев!» (эволюция главного героя в романе). Роман «Обломов»: Типы и архетипы (роль экспозиции в романе И.А. Гончарова). «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?). Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя.

Александр Николаевич Островский.

«Островский начал необыкновенно» (И.С. Тургенев). «Постройка «Грозы»: жанр, фабула, конфликт, язык. «Гроза»: проблематика и персонажи. «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват? Проблема свободы и воли. Спор о «Грозе»: временное и вечное.

Иван Сергеевич Тургенев.

Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Роман «Отцы и дети»: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты. «Долой авторитеты!» Базаров и его последователи в романе. Базаров на rendez-vous: испытание любовью. Испытание смертью. Смысл эпилога. Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?

Фёдор Михайлович Достоевский.

Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему». Роман «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» как идеологический роман. «Петербургский миф» Достоевского: город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе. Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы». Раскольников, его двойники и антиподы. «Вечная Сонечка». Идея преумножения добра. Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой. «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв).

Лев Николаевич Толстой.

«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. Роман «Война и мир»: «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия. «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого. «1805 год». Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои». «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев.

«Настоящая жизнь людей». «Между двумя войнами» Анализ эпизодов второго тома. Андрей Болконский: «живая мысль». Пьер Безухов: «живая душа». Наташа Ростова: «живая жизнь». Война 1812 года: Бородинское сражение. Наполеон и Кутузов. Философия истории. «Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа. ВЧ Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…». «Сказки для детей изрядного возраста» (обзор) «История одного города»: Глупов перед судом истории (2 ч.). Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в ХХ веке. РР Развитие речи.

Николай Алексеевич Некрасов.

Лирический герой Н.А. Некрасова: нервы, слезы, любовь… «Я дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А. Некрасова. Муза Н.А. Некрасова. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». «Кому на Руси жить хорошо» «В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор и герои.

Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов.

Антон Павлович Чехов.

«Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?». Рассказы: «Я не писатель – я …» (М.А. Булгаков). Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). «Вишневый сад»: «В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…» (А.П. Чехов). «Удвоенное бытие»: герои «Вишневого сада». «Пьесу назову комедией»: проблема жанра.

Итоги века.

Обобщение. Итоговый контроль.


11 класс

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Общая характеристика

«Настоящий Двадцатый век»: календарные и культурные границы. Основные даты и исторические события, определив­шие лицо века: 1914 — 1917 — 1939 — 1941 — 1945 — 1953 — 1961 — 1968 — 1985 — 1991.

Литература и культура в XX веке. Споры о кризисе и возрож­дении реализма. Реализм и модернизм. Разнообразие художе­ственных методов и направлений 1910 — 1920-х годов. Искусст­во и общественная жизнь: проблема партийной литературы и «социалистического реализма». Сложность определения худо­жественного метода главных произведений русской литерату­ры XX века. Хронология как основа изучения русской литера­туры XX века.


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК: ЛИКИ МОДЕРНИЗМА (1890 —1910-е)

Общая характеристика и основные представители эпохи.

Происхождение и смысл определения: Серебряный век в узком и широком смысле слова. Философские и эстетические пред­посылки. Декаданс — модернизм — авангард. Типология литера­турных направлений: от реализма — к модернизму. Диалог с клас­сической традицией. Основные модернистские направления.

Символизм. Теория и практика; европейские истоки и нацио­нальное своеобразие; идея двоемирия и обновление художествен­ного языка. Два поколения русских символистов. Старшие сим­волисты. Д. Мережковский — теоретик символизма (трактат «О причинах упадка и о новых течениях современной русской ли­тературы» как первый манифест нового направления). В. Брю­сов— «конструктор» русского символизма («Творчество», «Ски­тания», «Юному поэту»). К.Бальмонт— «музыка прежде все­го» («Яизысканность русской медлительной речи...»). Млад­шие символисты. Роль А. Блока, Андрея Белого, Вяч. Иванова в эволюции символизма.

Акмеизм. Полемика с символизмом; состав поэтической груп­пы (А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др.); поис­ки определения: от адамизма — к акмеизму; предметность как художественный принцип. Н. Гумилев — теоретик и практик акмеизма(«Капитаны.», «Жираф», «Мои читатели», «Заблудив­шийся трамвай»).

Футуризм. Манифест как жанр; эпатаж как принцип; текст и жест; «слово как таковое» и тема города. Две версии футуризма: эгофутуризм (Игорь Северянин) и кубофутуризм. Живописность (Д.Бурлюк) и «самовитое слово» (А.Крученых) как принципы поэтики футуризма. В.Хлебников — ретрофутурист и утопист («Заклятие смехом», «Когда умирают кони дышат...»). Роль В. Маяковского в истории футуризма.

Судьбы нового реализма в эпоху Серебряного века. А.Куприн — беллетрист чеховской школы. «Гранатовый браслет» — повесть о безответной любви. Трагедия и мелодрама в повести. Л.Андреев — на грани реализма и модернизма. «Иуда Искариот» — трансформация вечных тем; предательство как подвиг.

А. А. Блок

Жизнь поэта как роман в стихах.

Лирика: «Вхожу я в темные храмы...», «Балаган», «Незна­комка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «О, я хочу безумно жить...», «Река раскинулась. Течет, грустит ле­ниво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «Россия», «На желез­ной дороге».

Лирика Блока как «трилогия вочеловечения». Лирический герой и персонажи-маски. Универсальная символизация и пси­хологическая детализация.

« Стихи о Прекрасной Даме »: любовь как Служение (« Вхожу я в темные храмы...»).

От Прекрасной Дамы — к Незнакомке, город как страшный мир («Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане»).

Образ Родины: история и современность («На поле Кулико­вом», «Россия»).

Призвание поэта («Балаган», «О, я хочу безумно жить...»).

Художественные особенности лирики Блока: музыкальность, развивающаяся метафора, ассоциативность и экспрессивность поэтической речи.

«Двенадцать»

«Музыка революции» и «голоса улицы» в поэме. Фабула, сюжет и композиция. Культурный контекст: от лозунга и час­тушки до раннего кинематографа. «Блоковское» в поэме: от Прекрасной Дамы до Катьки.

«Двенадцать» как символистская поэма. Проблема финала: образ Христа и его интерпретации.

И. А. Бунин

Судьба реалиста в модернистскую эпоху.

Лирика: «Листопад», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Одиночество».

Психологизм и предметность лирики Бунина. Конкретность и обобщение.

Традиции Тютчева и Фета.

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Фран­циско», «Чистый понедельник», «Темные аллеи» (два рассказа по выбору учителя).

Бунин как архаист-новатор, противник модернистской эсте­тики. Роль Толстого и Чехова в творчестве Бунина.

Поэтика бунинской прозы: описательность, живописность, бесфабульность.

«Уходящая Русь» в прозе Бунина («Антоновские яблоки», « Чистый понедельник »).

Россия и Запад, природа и цивилизация в прозе Бунина (рас­сказ-притча «Господин из Сан-Франциско»).

Метафизика любви и смерти в прозе Бунина (« Чистый поне­дельник », « Темные аллеи »).


А. М. Горький

Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный орга­низатор, общественный деятель.

Основные этапы творчества Горького. Романтические расска­зы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» (повторение и обобщение). Реалистическая поэтика («По Руси», «Детство»). Деятельность и творчество Горького в послереволюционную эпоху. Роль Горького в формировании концепции социалисти­ческого реализма.

«На дне»

Ранняя проза Горького и обращение к драматургии. От «ко­медии рока» (Чехов) к социально-философской драме.

Поэтика названия: от «На дне жизни» — к «На дне».

Система и конфликт персонажей. Спор о человеке, проблема горькой правды и сладкой лжи.

Литературность драмы: босяки как философы, афористич­ность языка.

Горький и МХТ. Первая постановка пьесы и ее общественное значение.


СОВЕТСКИЙ ВЕК: ДВЕ РУССКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ОДНА? (1920 —1930-е).

Общая характеристика

Литература и революция: надежды и опасения. Литература и власть: слом прежней культурной парадигмы, новая цензу­ра, советская и эмигрантская литература. Культурные экспе­рименты 1920-х годов: Пролеткульт и РАПП. Проблема «по­путчиков» .

Литературные направления и группировки 1920-х годов: ЛЕФ, имажинисты, «Серапионовы братья». Первый съезд совет­ских писателей и концепция социалистического реализма.

Стилистические тенденции в прозе 1920-х годов. Неореали­стическая антиутопия Е.Замятина («Мы»). Метафорические новеллы И.Бабеля («Конармия»). Жанр и герой М.Зощенко. Утопия и антиутопия в творчестве А.Платонова. «Фасеточное зрение» В.Набокова.

Гибель поэтов как символ времени (Блок, Гумилев, Есенин, Маяковский, Мандельштам, Цветаева).


В.В.Маяковский

Судьба поэта: трагедия горлана-главаря.

Лирика: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и не­множко нервно», «Лиличка!», «Нате!», «Левый марш», «Проза­седавшиеся», «Юбилейное», «Сергею Есенину»; поэмы «Облако в штанах», «Хорошо!», «Во весь голос».

Маяковский как футурист: эпатаж, борьба со старым искус­ством.

Маяковский как новатор: акцентный стих, новая рифма, живописность, метафорические ряды.

Маяковский как лирик: мотивы одиночества, любви, смерти («Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»).

Маяковский и революция («Левый марш»). Эволюция Мая­ковского в послереволюционную эпоху: от футуризма — к ЛЕФу, от бунта — к сотрудничеству с новой властью. Сатира Маяков­ского (« Прозаседавшиеся»).

Новый образ лирического героя: «поэт-мастак» («Юбилей­ное»). Маяковский и Есенин: «До свиданья, друг мой, до свида­нья...» и «Сергею Есенину».

Противоречивость и художественное единство мира Маяков­ского («Послушайте!» — «Скрипка и немножко нервно», «Ли­личка!» — «Во весь голос»).


С.А.Есенин

Драматическая судьба Есенина: «Я последний поэт дерев­ни...».

Лирика: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Разбуди меня завтра рано...», «Мы теперь уходим понемногу...», «От­говорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Да! Теперь решено. Без возврата...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь советская», «Черный человек», «До свиданья, друг мой, до свиданья...».

Есенин и крестьянская поэзия: поэт-самородок или поэт куль­туры? Есенин и имажинизм: теория и практика. Есенин и рево­люция: политика и эстетика.

Поэтика Есенина: связи с фольклором и искусством модер­низма, элегичность, живописность, органические метафоры, пе­сенная интонация.

Темы и мотивы лирики Есенина: Русь старая и Русь совет­ская, деревня и город, Россия и Восток, человек и природа, лю­бовь и смерть.

Есенин как культурный герой, писатель-легенда.


М. А. Шолохов

Загадка судьбы: Шолохов и «Анти-Шолохов». «Тихий Дон»

«Тихий Дон» как роман-эпопея: «толстовское» и «гомеров­ское» в романе. Роман как семейная сага, казачий эпос, истори­ческая хроника и философская притча.

История в «Тихом Доне»: мировая война, революция, Граж­данская война.

«Война и семья»: семейство Мелеховых и трагедия казаче­ства.

Образ Григория Мелехова: казачий Гамлет под колесом исто­рии.

Поэтика романа: роль пейзажа, язык, фольклорные и лите­ратурные традиции.

Споры о «Тихом Доне»: злободневное и сущностное.


О.Э.Мандельштам

Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волко­дав... ».

Лирика: «Notre Dame», «Петербургские строфы», «Бессон­ница. Гомер. Тугие паруса...», «Золотистого меда струя из бу­тылки текла», «Я наравне с другими...», «Я вернулся в мой го­род, знакомый до слез...», «Век», «Мы с тобой на кухне поси­дим...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Стихи о не­известном солдате».

Мандельштам и символизм: камень против музыки. Мандель­штам и акмеизм: тоска по мировой культуре. Культурно-исто­рический контекст лирики Мандельштама: античность, Сред­невековье, русская история, фольклор.

Поэтика Мандельштама: предметность, ассоциативность, лирические персонажи. Смена художественной манеры: «по­следняя прямота» «Воронежских тетрадей».

Петербургская тема у Мандельштама: история и современ­ность. Мандельштам и власть.

Любовная тема у Мандельштама.


А.А.Ахматова

Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя».

Лирика: «Сжала руки под темной вуалью...», «Песня последней встречи», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Се­верные элегии», «Приморский сонет», «Родная земля»; поэма «Реквием».

«Я научила женщин говорить...»: лирическая героиня Ахма­товой.

Поэтика Ахматовой и традиции психологической прозы: роль пейзажа, детали, реплики.

Ахматова в 1920-е годы: общественная позиция и граждан­ская лирика.

«Реквием»: гражданский и поэтический подвиг Ахматовой. Трагедия народа и материнская трагедия. Фольклорные и ре­лигиозные мотивы.

Поздние стихи: мотивы творчества, красоты, смерти. Исто­ризм Ахматовой («Северные элегии», «Поэма без героя»).


М.А.Булгаков

Судьба художника: противостояние эпохе.

«Мастер и Маргарита»

Булгаков и советская литература. Творческий путь: от «Гря­дущих перспектив» к «роману о дьяволе».

Жанровая и композиционная структура «Мастера и Марга­риты»: роман-миф и три сюжета (роман мастера, московская дьяволиада, роман о мастере).

Роман мастера: проблема добра, предательства, трусости, вер­ности.

Евангелие от Михаила и канонические Евангелия.

Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры.

Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизиче­ское.

Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф.


М.И.Цветаева

Судьба Цветаевой: «С этой безмерностью в мире мер...».

Лирика: «Моим стихам, написанным так рано...», «Бессон­ница» («Вот опять окно...»), «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Рас стояние: версты, мили...», «Тоска по родине! Давно...», «Бузина», «Стихи к Чехии» («О, слезы на глазах...»).

Цветаева — поэт вне направлений: индивидуальность пути, оригинальность стиля. Пантеон поэта: Пушкин, Блок, Пастер­нак, Маяковский, Ахматова.

Лирическая героиня: исповедальность, одиночество, предель­ность эмоций, любовь и ненависть.

Цветаева как гражданский поэт: от «Лебединого стана» до « Стихов к Чехии ».

Поэтика Цветаевой: литературные ассоциации, рефрены, конструктивные и звуковые метафоры, переносы.

Традиция Цветаевой: от женской лирики до И. Бродского.


Б.Л.Пастернак

Судьба поэта: « Когда я с честью пронесу несчастий бремя...».

Лирика: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Сестра моя жизнь и сегодня в разливе...», «Определение поэзии», «Гам­лет», «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад», «Во всем мне хочет­ся дойти...», «Ночь», «Нобелевская премия», «Единственные дни».

Два Пастернака: от «понятной сложности» — к «неслыхан­ной простоте».

«Сестра моя — жизнь»: мотивы любви, природы, творчества.

Роман «Доктор Живаго» в творчестве Пастернака: взгляд на русскую историю, образ главного героя, христианские мотивы, проза и стихи, герой и автор.

Цикл «Когда разгуляется»: природа, искусство, будущее.

Пастернак в советской культуре.


А. П. Платонов

Судьба писателя: «В поисках смысла отдельного и общего существо­вания» .

«На заре туманной юности»

Три этапа эволюции Платонова: социальная утопия (ранняя пуб­лицистика, «Эфирный тракт»), самокритика утопии («Чевенгур», «Котлован»), поиски «земного» героя, «сокровенного» человека.

Тема детства и юности в творчестве Платонова (повторение и обоб­щение). Образ центральной героини: судьба на фоне истории. Сюжет и композиция рассказа: бытописание и символ. Подвиг героини и его объяснение. Образ «техники»: железная дорога и паровоз. Смысл на­звания.

«Неправильная прелесть языка» Платонова.


СОВЕТСКИЙ ВЕК: НА РАЗНЫХ ЭТАЖАХ (1940-1980-е)


Общая характеристика

Литература и Великая Отечественная война: народная траге­дия и единство нации, надежды на примирение и изменения (ли­рика К. Симонова, С. Гудзенко).

Послевоенные надежды и катастрофы: судьба Ахматовой и Зощенко. Смерть Сталина.

«Оттепель» (шестидесятые годы): восстановление прерван­ных традиций и появление нового литературного поколения. Ведущая роль поэзии: «эстрадная» и «тихая» лирика (Е.Евту­шенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, В.Соколов, Б. Слуцкий, Д. Самойлов). Основные направления в прозе: дере­венская, военная, городская проза (Ф.Абрамов, В.Распутин, В. Гроссман, В. Быков, Ю. Трифонов).

Новые «заморозки» и структура литературного процесса: официальная литература и самиздат.

Восьмидесятые годы: «возвращенная литература», отмена цензуры.

Девяностые годы: поиски новых путей. Конец советской ли­тературы.


А.Т.Твардовский

Судьба поэта: драма веры.

Лирика: «В тот день, когда окончилась война», «Я убит подо Ржевом», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памя­ти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Полночь в мое городское окно...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Космонавту».

Твардовский как поэт и общественный деятель, редактор « Нового мира».

Лирика Твардовского: крестьянская тема, повествовательность, прозаизмы, разговорная интонация.

Великая Отечественная война в судьбе и творчестве Твардов­ского («Василий Теркин»: эпос Твардовского как идеальный образ советской истории. Василий Теркин как народный герой. Тема памяти и ответственности перед прошлым («В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины...»).

Классические традиции в творчестве Твардовского. Пушкин, Некрасов, Бунин.


А.И.Солженицын

Судьба писателя: пророк в своем отечестве.

«Один день Ивана Денисовича»

Культурное и литературное открытие писателя: лагерная тема и народный характер.

Образ Ивана Денисовича и литературная традиция. Сказовая манера и ее функция.

От лагерной повести — к негативной эпопее («Архипелаг ГУ­ЛАГ»).

Солженицын как борец и общественный деятель.


В.М.Шукшин

Судьба писателя: «Прорваться в будущую Россию».

Рассказы: «Срезал», «Забуксовал», «Верую!», «Крепкий мужик».

Поэтика рассказа: анекдотизм, характеристический диалог, открытый финал. Шукшин и Антоша Чехонте.

Конфликт чудика и крепкого мужика; поиски смысла жиз­ни и веры.

Тема города и деревни. История и судьба России. Шукшин как писатель, режиссер, актер.

Н.М.Рубцов

Судьба поэта: «Я умру в крещенские морозы».

Лирика: «Звезда полей», «Видения на холме», «Тихая моя родина».

Рубцов и «тихая» лирика. Элегия как главный жанр творче­ства. Деревня и город. Северный пейзаж. История России и со­временность. Темы любви, памяти, смерти.

Традиции Тютчева и Есенина в поэзии Рубцова.


В. С. Высоцкий

Судьба поэта: «Мой отчаяньем сорванный голос».

Лирика: «Песенка ни про что, или Что случилось в Афри­ке», «Баллада о детстве», «Он не вернулся из боя», «Дорож­ная история», «Купола», «Мой черный человек в костюме се­ром...».

Жанровая система Высоцкого: баллады и ролевая лирика; стихи и музыка; основные лирические циклы — военные, спортивные, бытовые, сказочные песни.

Лирический герой: сила и слабость, любовь и ненависть, не­казенный патриотизм.

Стиль Высоцкого: афористичность, языковая игра, звуковые метафоры.

Высоцкий и авторская песня. Высоцкий и футуристская тра­диция.

Высоцкий как культурный герой. Высоцкий как голос вре­мени.


Ю.В.Трифонов

Судьба писателя: путешествие в себя.

Рассказы: «Игры в сумерках», «Прозрачное солнце осени», «Путешествие», «Вечные темы».

Трифоновский рассказ: философская и историческая пробле­матика, диалогичность, образ повествователя, деталь и лириче­ский период. Трифонов и Чехов.

Городские повести Трифонова и их значение в 1970 — 1980-е годы.

Человек и история в прозе Трифонова (« Время и место », « Ста­рик»).

С.Д.Довлатов

Судьба писателя: жизнь, превращенная в литературу.

Рассказы из книги «Чемодан»: «Креповые финские носки», «Поплиновая рубашка», «Шоферские перчатки».

Довлатов как «рассказчик», реальность и вымысел в его про­изведениях. «Псевдодокументализм» как художественный прин­цип.

Довлатовский рассказ: анекдот и «микросюжет», вариатив­ность фабулы, повествование и диалог, смысл циклизации.

Довлатовский герой: автопсихологизм, система ценностей, литературные традиции.

Смех и слезы в прозе Довлатова.

Довлатов как культурный герой.


И.А.Бродский

Судьба поэта: от «тунеядца» до Нобелевского лауреата.

Лирика: «Рождественский романс», «От окраины к цент­ру», «Стансы», «Большая элегия Джону Донну», «На смерть Жукова», «Часть речи», «Новый Жюль Берн», «Назидание», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...».

Эволюция художественного мира Бродского: от классического стиха — к акцентному, от романтического одиночества — к ме­тафизическому, от вещи — к пустоте.

Основные лирические мотивы: пространство и время, изгна­ние, одиночество, память.

Стиль Бродского: роль прозаизмов и переносов.

Бродский и традиции философской поэзии.


А. В.Вампилов

Судьба Вампилова: драма драматурга.

«Провинциальные анекдоты»

Поэтика вампиловской драмы: сочетание анекдота и притчи; конкретное и общечеловеческое; экспериментальность ситуа­ций; обновление театральных штампов; мастерство языковых характеристик.

Проблематика драмы: ложное прозрение в «Случае с метран­пажем»; диалектика добра и зла в «Двадцати минутах с ангелом».

Вампилов и драматургическая традиция (Гоголь, Чехов).


Заключение

Конец XX века: расцвет, кризис или промежуток? Постмо­дернизм, новый реализм и массовая литература.

Где граница «Настоящего Двадцать первого века»? Русская литература в новом веке.


Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати



4. Тематическое планирование.

10 класс


п/п

Раздел программы

Количество часов по программе

1.

Повторение и обобщение изученного в 9 классе

3

2.

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика.

10

3.

Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика.

2

4.

Фёдор Иванович Тютчев.

4

5.

Афанасий Афанасьевич Фет.

4

6.

Иван Александрович Гончаров.

5

7.

Александр Николаевич Островский.

5

8.

Иван Сергеевич Тургенев.

10

9.

Фёдор Михайлович Достоевский.

10

10.

Лев Николаевич Толстой.

15

11.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

5

12.

Николай Алексеевич Некрасов.

6

13.

Николай Семёнович Лесков.

4

14.

Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика.

2

15.

Антон Павлович Чехов.

12

16.

Итоги века.

2


Резервные уроки.

3

ИТОГО

102








11 класс


п/п

Раздел программы

Количество часов по программе

1.

Литература XX века. Общая характеристика

2

2.

Серебряный век: лики модернизма. Общая характеристика и основные представители эпохи

11

3.

А.А.Блок: жизнь поэта как роман в стихах

6+2 р/р

4.

И.А.Бунин: судьба реалиста в модернистскую эпоху

6

5.

А.М.Горький. Три судьбы Максима Горького: писатель,

культурный организатор, общественный деятель

5 +2р/р

6.

Советский век: две русские литературы или одна? (1920 –1930-е годы). Общая характеристика

3

7.

В.В.Маяковский. Судьба поэта: трагедия горлана-главаря

3

8.

С. А. Есенин. Драматическая судьба Есенина: «Я

последний поэт деревни…»

4

9.

М.А.Шолохов. Загадка судьбы: Шолохов и «Анти-

Шолохов»

7+2р/р

10.

О.Э.Мандельштам. Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав…»

2

11.

А.А.Ахматова. Судьба поэта: «Мы ни единого удара не

отклонили от себя…»

3

12.

М. А.Булгаков. Судьба художника: противостояние эпохе

5+2р/р

13.

М. И.Цветаева. Судьба Цветаевой: «С этой безмерностью в мире мер…»

3

14.

Б.Л.Пастернак. Судьба поэта: «Когда я с честью пронесу

несчастий бремя…»

3

15.

А.П.Платонов. Судьба писателя: «В поисках смысла

отдельного и общего существования»

2

16.

Советский век: на разных этажах (1940 – 1980-е). Общая

характеристика

3

17.

А.Т.Твардовский. Судьба поэта: драма веры

3

18.

А.И.Солженицын. Судьба писателя: пророк в своем

отечестве

4+1р/р

19.

В.М.Шукшин. Судьба писателя: «Прорваться в будущую

Россию»

2

20.

Н.М.Рубцов. Судьба поэта: «Я умру в крещенские морозы»

1

21.

В. С.Высоцкий. Судьба поэта: «Мой отчаяньем сорванный

голос»

2

22.

Ю. В.Трифонов. Судьба писателя: путешествие в себя

3

23.

С.Д.Довлатов. Судьба писателя: жизнь, превращенная в

литературу

2

24.

И.А.Бродский. Судьба поэта: от «тунеядца» до

Нобелевского лауреата

2

25.

А.В.Вампилов. Судьба Вампилова: драма драматурга

1

26.

Заключение

1

27.

Обзор литературы последнего десятилетия

1

ИТОГО

99