Приложение к основной
образовательной программе СОО
(Приказ № ___/01-12
от 31.08.2020)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25» ГОРОДА КАЛУГИ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
________ ___________________
подпись Ф.И.О.
_____________ 2020 года
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
_____________________________
Протокол № __________от 28.08.2020г.
Председатель МО
________ ___________________
подпись Ф.И.О.
ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литература »
(уровень среднего общего образования)
(10 -11 классы)
Срок реализации 2 года
\
г. Калуга
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета „Литература “ для 10-11 классов (базовый уровень) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413, и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, представленным в ФГОС.
Программа разработана на основе авторской программы И.Н.Сухих, опубликованной в учебном издании «Русский язык и литература (базовый уровень) программа для 10 — 11 классов: среднее общее образование / Т. М. Воителева, И. Н. Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 94 с.».
Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
1. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч./ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
Литература: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч./ И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
2. Литература. 10 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование/ С.П.Белокурова, М.Г.Дорофеева, И.В.Ежова, под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2015
Литература. 11 класс (базовый уровень): практикум: среднее (полное) общее образование/ С.П.Белокурова, М.Г.Дорофеева, И.В.Ежова, под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2016
3 .Литература в 10 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие:
среднее (полное) общее образование/ С.П.Белокурова, М.Г.Дорофеева, И.В.Ежова, под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Литература в 11 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие:
среднее (полное) общее образование/ С.П.Белокурова, М.Г.Дорофеева, И.В.Ежова, под ред. И.Н. Сухих. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Программа учебного предмета „Литература “ рассчитана на обучение с 10-го по 11-й класс по 3 часа в неделю : 10-й класс – 102 часа в год; 11 класс – 99 часов в год.
2. Планируемые результаты освоения раздела учебного предмета:
Личностные результаты:
осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир»;
воспитание патриотизма и гуманизма, национальной гордости и общечеловеческих ценностей;
воспитание эстетического вкуса, потребности в систематическом чтении;
понимание сложности окружающего мира и человеческой психологии, умение ориентироваться в социальной и психологической реальности;
самостоятельное планирование и организация учебной деятельности; формирование самоконтроля.
Предметные результаты:
использование разных типов чтения (ознакомительное, поисковое, выразительное чтение и навыки риторической культуры), а также освоение принципов специфического для восприятия художественного произведения медленного чтения;
формирование речевых умений и навыков; соотнесение цели и стиля высказывания; подбор аргументов и тезисов; расширение словарного и стилистического запаса;
формирование способностей развертывания и свертывания текста в письменном и устном пересказе; выделение фабулы; составление плана; разные виды конспектиро- вания;
освоение разных типов классификации литературных произведений (родовая, жанровая, тематическая); сравнение и сопоставление историко-литературных фактов и элементов художественного произведения; овладение мнемоническими приемами;
умение создавать творческие работы разных жанров.
Метапредметные результаты:
структурирование материала; понимание взаимоотношений части и целого; выявление причинно-следственных и иерархических связей между элементами;
использование в своей работе разнообразных источников информации, в том числе существующих в электрон- ной форме (словари, энциклопедии, справочники, би- блиотечные каталоги);
формирование необходимых компетенций для понимания и сопоставления искусства и науки, разных видов искусства, литературы и истории, искусства и действительности.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
3. Содержание учебного курса.
10 КЛАСС
Повторение и обобщение изученного в 9 классе
Литература: зачем и для кого? Литература как искусство слова.
Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. Общая характеристика литературы ХIХ века. «Девятнадцатый век» как культурное единство.
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика.
Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель. Герой.
Александр Сергеевич Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Пушкина: темы и жанры. Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. Поэма «Медный всадник». «Медный всадник»: поэма или повесть? Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы».
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман.
Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами» (повторение и обобщение). «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о судьбах России в современной литературе.
Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика.
Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей. Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России. «Двух станов не боец…» (творчество Алексея Константиновича Толстого).
Фёдор Иванович Тютчев.
Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз». Тема любви и природы. Философская лирика Тютчева.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Судьба поэта: Шеншин против Фета. «Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев) Художественный мир Фета. Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета.
Иван Александрович Гончаров.
Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: «Меж ними все рождало споры…» (А.С. Пушкин).
«Ты – Адуев!» (эволюция главного героя в романе). Роман «Обломов»: Типы и архетипы (роль экспозиции в романе И.А. Гончарова). «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?). Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя.
Александр Николаевич Островский.
«Островский начал необыкновенно» (И.С. Тургенев). «Постройка «Грозы»: жанр, фабула, конфликт, язык. «Гроза»: проблематика и персонажи. «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват? Проблема свободы и воли. Спор о «Грозе»: временное и вечное.
Иван Сергеевич Тургенев.
Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Роман «Отцы и дети»: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты. «Долой авторитеты!» Базаров и его последователи в романе. Базаров на rendez-vous: испытание любовью. Испытание смертью. Смысл эпилога. Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?
Фёдор Михайлович Достоевский.
Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему». Роман «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» как идеологический роман. «Петербургский миф» Достоевского: город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе. Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы». Раскольников, его двойники и антиподы. «Вечная Сонечка». Идея преумножения добра. Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой. «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв).
Лев Николаевич Толстой.
«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. Роман «Война и мир»: «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия. «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого. «1805 год». Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои». «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев.
«Настоящая жизнь людей». «Между двумя войнами» Анализ эпизодов второго тома. Андрей Болконский: «живая мысль». Пьер Безухов: «живая душа». Наташа Ростова: «живая жизнь». Война 1812 года: Бородинское сражение. Наполеон и Кутузов. Философия истории. «Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа. ВЧ Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…». «Сказки для детей изрядного возраста» (обзор) «История одного города»: Глупов перед судом истории (2 ч.). Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в ХХ веке. РР Развитие речи.
Николай Алексеевич Некрасов.
Лирический герой Н.А. Некрасова: нервы, слезы, любовь… «Я дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А. Некрасова. Муза Н.А. Некрасова. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». «Кому на Руси жить хорошо» «В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор и герои.
Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов.
Антон Павлович Чехов.
«Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?». Рассказы: «Я не писатель – я …» (М.А. Булгаков). Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). «Вишневый сад»: «В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…» (А.П. Чехов). «Удвоенное бытие»: герои «Вишневого сада». «Пьесу назову комедией»: проблема жанра.
Итоги века.
Обобщение. Итоговый контроль.
11 класс
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
Общая характеристика
«Настоящий Двадцатый век»: календарные и культурные границы. Основные даты и исторические события, определившие лицо века: 1914 — 1917 — 1939 — 1941 — 1945 — 1953 — 1961 — 1968 — 1985 — 1991.
Литература и культура в XX веке. Споры о кризисе и возрождении реализма. Реализм и модернизм. Разнообразие художественных методов и направлений 1910 — 1920-х годов. Искусство и общественная жизнь: проблема партийной литературы и «социалистического реализма». Сложность определения художественного метода главных произведений русской литературы XX века. Хронология как основа изучения русской литературы XX века.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК: ЛИКИ МОДЕРНИЗМА (1890 —1910-е)
Общая характеристика и основные представители эпохи.
Происхождение и смысл определения: Серебряный век в узком и широком смысле слова. Философские и эстетические предпосылки. Декаданс — модернизм — авангард. Типология литературных направлений: от реализма — к модернизму. Диалог с классической традицией. Основные модернистские направления.
Символизм. Теория и практика; европейские истоки и национальное своеобразие; идея двоемирия и обновление художественного языка. Два поколения русских символистов. Старшие символисты. Д. Мережковский — теоретик символизма (трактат «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» как первый манифест нового направления). В. Брюсов— «конструктор» русского символизма («Творчество», «Скитания», «Юному поэту»). К.Бальмонт— «музыка прежде всего» («Я— изысканность русской медлительной речи...»). Младшие символисты. Роль А. Блока, Андрея Белого, Вяч. Иванова в эволюции символизма.
Акмеизм. Полемика с символизмом; состав поэтической группы (А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий и др.); поиски определения: от адамизма — к акмеизму; предметность как художественный принцип. Н. Гумилев — теоретик и практик акмеизма(«Капитаны.», «Жираф», «Мои читатели», «Заблудившийся трамвай»).
Футуризм. Манифест как жанр; эпатаж как принцип; текст и жест; «слово как таковое» и тема города. Две версии футуризма: эгофутуризм (Игорь Северянин) и кубофутуризм. Живописность (Д.Бурлюк) и «самовитое слово» (А.Крученых) как принципы поэтики футуризма. В.Хлебников — ретрофутурист и утопист («Заклятие смехом», «Когда умирают кони — дышат...»). Роль В. Маяковского в истории футуризма.
Судьбы нового реализма в эпоху Серебряного века. А.Куприн — беллетрист чеховской школы. «Гранатовый браслет» — повесть о безответной любви. Трагедия и мелодрама в повести. Л.Андреев — на грани реализма и модернизма. «Иуда Искариот» — трансформация вечных тем; предательство как подвиг.
А. А. Блок
Жизнь поэта как роман в стихах.
Лирика: «Вхожу я в темные храмы...», «Балаган», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «О, я хочу безумно жить...», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «Россия», «На железной дороге».
Лирика Блока как «трилогия вочеловечения». Лирический герой и персонажи-маски. Универсальная символизация и психологическая детализация.
« Стихи о Прекрасной Даме »: любовь как Служение (« Вхожу я в темные храмы...»).
От Прекрасной Дамы — к Незнакомке, город как страшный мир («Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане»).
Образ Родины: история и современность («На поле Куликовом», «Россия»).
Призвание поэта («Балаган», «О, я хочу безумно жить...»).
Художественные особенности лирики Блока: музыкальность, развивающаяся метафора, ассоциативность и экспрессивность поэтической речи.
«Двенадцать»
«Музыка революции» и «голоса улицы» в поэме. Фабула, сюжет и композиция. Культурный контекст: от лозунга и частушки до раннего кинематографа. «Блоковское» в поэме: от Прекрасной Дамы до Катьки.
«Двенадцать» как символистская поэма. Проблема финала: образ Христа и его интерпретации.
И. А. Бунин
Судьба реалиста в модернистскую эпоху.
Лирика: «Листопад», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Одиночество».
Психологизм и предметность лирики Бунина. Конкретность и обобщение.
Традиции Тютчева и Фета.
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Темные аллеи» (два рассказа по выбору учителя).
Бунин как архаист-новатор, противник модернистской эстетики. Роль Толстого и Чехова в творчестве Бунина.
Поэтика бунинской прозы: описательность, живописность, бесфабульность.
«Уходящая Русь» в прозе Бунина («Антоновские яблоки», « Чистый понедельник »).
Россия и Запад, природа и цивилизация в прозе Бунина (рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско»).
Метафизика любви и смерти в прозе Бунина (« Чистый понедельник », « Темные аллеи »).
А. М. Горький
Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель.
Основные этапы творчества Горького. Романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» (повторение и обобщение). Реалистическая поэтика («По Руси», «Детство»). Деятельность и творчество Горького в послереволюционную эпоху. Роль Горького в формировании концепции социалистического реализма.
«На дне»
Ранняя проза Горького и обращение к драматургии. От «комедии рока» (Чехов) к социально-философской драме.
Поэтика названия: от «На дне жизни» — к «На дне».
Система и конфликт персонажей. Спор о человеке, проблема горькой правды и сладкой лжи.
Литературность драмы: босяки как философы, афористичность языка.
Горький и МХТ. Первая постановка пьесы и ее общественное значение.
СОВЕТСКИЙ ВЕК: ДВЕ РУССКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ОДНА? (1920 —1930-е).
Общая характеристика
Литература и революция: надежды и опасения. Литература и власть: слом прежней культурной парадигмы, новая цензура, советская и эмигрантская литература. Культурные эксперименты 1920-х годов: Пролеткульт и РАПП. Проблема «попутчиков» .
Литературные направления и группировки 1920-х годов: ЛЕФ, имажинисты, «Серапионовы братья». Первый съезд советских писателей и концепция социалистического реализма.
Стилистические тенденции в прозе 1920-х годов. Неореалистическая антиутопия Е.Замятина («Мы»). Метафорические новеллы И.Бабеля («Конармия»). Жанр и герой М.Зощенко. Утопия и антиутопия в творчестве А.Платонова. «Фасеточное зрение» В.Набокова.
Гибель поэтов как символ времени (Блок, Гумилев, Есенин, Маяковский, Мандельштам, Цветаева).
В.В.Маяковский
Судьба поэта: трагедия горлана-главаря.
Лирика: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Нате!», «Левый марш», «Прозаседавшиеся», «Юбилейное», «Сергею Есенину»; поэмы «Облако в штанах», «Хорошо!», «Во весь голос».
Маяковский как футурист: эпатаж, борьба со старым искусством.
Маяковский как новатор: акцентный стих, новая рифма, живописность, метафорические ряды.
Маяковский как лирик: мотивы одиночества, любви, смерти («Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!»).
Маяковский и революция («Левый марш»). Эволюция Маяковского в послереволюционную эпоху: от футуризма — к ЛЕФу, от бунта — к сотрудничеству с новой властью. Сатира Маяковского (« Прозаседавшиеся»).
Новый образ лирического героя: «поэт-мастак» («Юбилейное»). Маяковский и Есенин: «До свиданья, друг мой, до свиданья...» и «Сергею Есенину».
Противоречивость и художественное единство мира Маяковского («Послушайте!» — «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!» — «Во весь голос»).
С.А.Есенин
Драматическая судьба Есенина: «Я последний поэт деревни...».
Лирика: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Разбуди меня завтра рано...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Да! Теперь решено. Без возврата...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь советская», «Черный человек», «До свиданья, друг мой, до свиданья...».
Есенин и крестьянская поэзия: поэт-самородок или поэт культуры? Есенин и имажинизм: теория и практика. Есенин и революция: политика и эстетика.
Поэтика Есенина: связи с фольклором и искусством модернизма, элегичность, живописность, органические метафоры, песенная интонация.
Темы и мотивы лирики Есенина: Русь старая и Русь советская, деревня и город, Россия и Восток, человек и природа, любовь и смерть.
Есенин как культурный герой, писатель-легенда.
М. А. Шолохов
Загадка судьбы: Шолохов и «Анти-Шолохов». «Тихий Дон»
«Тихий Дон» как роман-эпопея: «толстовское» и «гомеровское» в романе. Роман как семейная сага, казачий эпос, историческая хроника и философская притча.
История в «Тихом Доне»: мировая война, революция, Гражданская война.
«Война и семья»: семейство Мелеховых и трагедия казачества.
Образ Григория Мелехова: казачий Гамлет под колесом истории.
Поэтика романа: роль пейзажа, язык, фольклорные и литературные традиции.
Споры о «Тихом Доне»: злободневное и сущностное.
О.Э.Мандельштам
Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав... ».
Лирика: «Notre Dame», «Петербургские строфы», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Золотистого меда струя из бутылки текла», «Я наравне с другими...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Век», «Мы с тобой на кухне посидим...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Стихи о неизвестном солдате».
Мандельштам и символизм: камень против музыки. Мандельштам и акмеизм: тоска по мировой культуре. Культурно-исторический контекст лирики Мандельштама: античность, Средневековье, русская история, фольклор.
Поэтика Мандельштама: предметность, ассоциативность, лирические персонажи. Смена художественной манеры: «последняя прямота» «Воронежских тетрадей».
Петербургская тема у Мандельштама: история и современность. Мандельштам и власть.
Любовная тема у Мандельштама.
А.А.Ахматова
Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя».
Лирика: «Сжала руки под темной вуалью...», «Песня последней встречи», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Северные элегии», «Приморский сонет», «Родная земля»; поэма «Реквием».
«Я научила женщин говорить...»: лирическая героиня Ахматовой.
Поэтика Ахматовой и традиции психологической прозы: роль пейзажа, детали, реплики.
Ахматова в 1920-е годы: общественная позиция и гражданская лирика.
«Реквием»: гражданский и поэтический подвиг Ахматовой. Трагедия народа и материнская трагедия. Фольклорные и религиозные мотивы.
Поздние стихи: мотивы творчества, красоты, смерти. Историзм Ахматовой («Северные элегии», «Поэма без героя»).
М.А.Булгаков
Судьба художника: противостояние эпохе.
«Мастер и Маргарита»
Булгаков и советская литература. Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе».
Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета (роман мастера, московская дьяволиада, роман о мастере).
Роман мастера: проблема добра, предательства, трусости, верности.
Евангелие от Михаила и канонические Евангелия.
Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры.
Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое.
Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф.
М.И.Цветаева
Судьба Цветаевой: «С этой безмерностью в мире мер...».
Лирика: «Моим стихам, написанным так рано...», «Бессонница» («Вот опять окно...»), «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Рас — стояние: версты, мили...», «Тоска по родине! Давно...», «Бузина», «Стихи к Чехии» («О, слезы на глазах...»).
Цветаева — поэт вне направлений: индивидуальность пути, оригинальность стиля. Пантеон поэта: Пушкин, Блок, Пастернак, Маяковский, Ахматова.
Лирическая героиня: исповедальность, одиночество, предельность эмоций, любовь и ненависть.
Цветаева как гражданский поэт: от «Лебединого стана» до « Стихов к Чехии ».
Поэтика Цветаевой: литературные ассоциации, рефрены, конструктивные и звуковые метафоры, переносы.
Традиция Цветаевой: от женской лирики до И. Бродского.
Б.Л.Пастернак
Судьба поэта: « Когда я с честью пронесу несчастий бремя...».
Лирика: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Сестра моя — жизнь и сегодня в разливе...», «Определение поэзии», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Гефсиманский сад», «Во всем мне хочется дойти...», «Ночь», «Нобелевская премия», «Единственные дни».
Два Пастернака: от «понятной сложности» — к «неслыханной простоте».
«Сестра моя — жизнь»: мотивы любви, природы, творчества.
Роман «Доктор Живаго» в творчестве Пастернака: взгляд на русскую историю, образ главного героя, христианские мотивы, проза и стихи, герой и автор.
Цикл «Когда разгуляется»: природа, искусство, будущее.
Пастернак в советской культуре.
А. П. Платонов
Судьба писателя: «В поисках смысла отдельного и общего существования» .
«На заре туманной юности»
Три этапа эволюции Платонова: социальная утопия (ранняя публицистика, «Эфирный тракт»), самокритика утопии («Чевенгур», «Котлован»), поиски «земного» героя, «сокровенного» человека.
Тема детства и юности в творчестве Платонова (повторение и обобщение). Образ центральной героини: судьба на фоне истории. Сюжет и композиция рассказа: бытописание и символ. Подвиг героини и его объяснение. Образ «техники»: железная дорога и паровоз. Смысл названия.
«Неправильная прелесть языка» Платонова.
СОВЕТСКИЙ ВЕК: НА РАЗНЫХ ЭТАЖАХ (1940-1980-е)
Общая характеристика
Литература и Великая Отечественная война: народная трагедия и единство нации, надежды на примирение и изменения (лирика К. Симонова, С. Гудзенко).
Послевоенные надежды и катастрофы: судьба Ахматовой и Зощенко. Смерть Сталина.
«Оттепель» (шестидесятые годы): восстановление прерванных традиций и появление нового литературного поколения. Ведущая роль поэзии: «эстрадная» и «тихая» лирика (Е.Евтушенко, Р.Рождественский, А.Вознесенский, В.Соколов, Б. Слуцкий, Д. Самойлов). Основные направления в прозе: деревенская, военная, городская проза (Ф.Абрамов, В.Распутин, В. Гроссман, В. Быков, Ю. Трифонов).
Новые «заморозки» и структура литературного процесса: официальная литература и самиздат.
Восьмидесятые годы: «возвращенная литература», отмена цензуры.
Девяностые годы: поиски новых путей. Конец советской литературы.
А.Т.Твардовский
Судьба поэта: драма веры.
Лирика: «В тот день, когда окончилась война», «Я убит подо Ржевом», «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «Полночь в мое городское окно...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Космонавту».
Твардовский как поэт и общественный деятель, редактор « Нового мира».
Лирика Твардовского: крестьянская тема, повествовательность, прозаизмы, разговорная интонация.
Великая Отечественная война в судьбе и творчестве Твардовского («Василий Теркин»: эпос Твардовского как идеальный образ советской истории. Василий Теркин как народный герой. Тема памяти и ответственности перед прошлым («В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины...»).
Классические традиции в творчестве Твардовского. Пушкин, Некрасов, Бунин.
А.И.Солженицын
Судьба писателя: пророк в своем отечестве.
«Один день Ивана Денисовича»
Культурное и литературное открытие писателя: лагерная тема и народный характер.
Образ Ивана Денисовича и литературная традиция. Сказовая манера и ее функция.
От лагерной повести — к негативной эпопее («Архипелаг ГУЛАГ»).
Солженицын как борец и общественный деятель.
В.М.Шукшин
Судьба писателя: «Прорваться в будущую Россию».
Рассказы: «Срезал», «Забуксовал», «Верую!», «Крепкий мужик».
Поэтика рассказа: анекдотизм, характеристический диалог, открытый финал. Шукшин и Антоша Чехонте.
Конфликт чудика и крепкого мужика; поиски смысла жизни и веры.
Тема города и деревни. История и судьба России. Шукшин как писатель, режиссер, актер.
Н.М.Рубцов
Судьба поэта: «Я умру в крещенские морозы».
Лирика: «Звезда полей», «Видения на холме», «Тихая моя родина».
Рубцов и «тихая» лирика. Элегия как главный жанр творчества. Деревня и город. Северный пейзаж. История России и современность. Темы любви, памяти, смерти.
Традиции Тютчева и Есенина в поэзии Рубцова.
В. С. Высоцкий
Судьба поэта: «Мой отчаяньем сорванный голос».
Лирика: «Песенка ни про что, или Что случилось в Африке», «Баллада о детстве», «Он не вернулся из боя», «Дорожная история», «Купола», «Мой черный человек в костюме сером...».
Жанровая система Высоцкого: баллады и ролевая лирика; стихи и музыка; основные лирические циклы — военные, спортивные, бытовые, сказочные песни.
Лирический герой: сила и слабость, любовь и ненависть, неказенный патриотизм.
Стиль Высоцкого: афористичность, языковая игра, звуковые метафоры.
Высоцкий и авторская песня. Высоцкий и футуристская традиция.
Высоцкий как культурный герой. Высоцкий как голос времени.
Ю.В.Трифонов
Судьба писателя: путешествие в себя.
Рассказы: «Игры в сумерках», «Прозрачное солнце осени», «Путешествие», «Вечные темы».
Трифоновский рассказ: философская и историческая проблематика, диалогичность, образ повествователя, деталь и лирический период. Трифонов и Чехов.
Городские повести Трифонова и их значение в 1970 — 1980-е годы.
Человек и история в прозе Трифонова (« Время и место », « Старик»).
С.Д.Довлатов
Судьба писателя: жизнь, превращенная в литературу.
Рассказы из книги «Чемодан»: «Креповые финские носки», «Поплиновая рубашка», «Шоферские перчатки».
Довлатов как «рассказчик», реальность и вымысел в его произведениях. «Псевдодокументализм» как художественный принцип.
Довлатовский рассказ: анекдот и «микросюжет», вариативность фабулы, повествование и диалог, смысл циклизации.
Довлатовский герой: автопсихологизм, система ценностей, литературные традиции.
Смех и слезы в прозе Довлатова.
Довлатов как культурный герой.
И.А.Бродский
Судьба поэта: от «тунеядца» до Нобелевского лауреата.
Лирика: «Рождественский романс», «От окраины к центру», «Стансы», «Большая элегия Джону Донну», «На смерть Жукова», «Часть речи», «Новый Жюль Берн», «Назидание», «Я входил вместо дикого зверя в клетку...».
Эволюция художественного мира Бродского: от классического стиха — к акцентному, от романтического одиночества — к метафизическому, от вещи — к пустоте.
Основные лирические мотивы: пространство и время, изгнание, одиночество, память.
Стиль Бродского: роль прозаизмов и переносов.
Бродский и традиции философской поэзии.
А. В.Вампилов
Судьба Вампилова: драма драматурга.
«Провинциальные анекдоты»
Поэтика вампиловской драмы: сочетание анекдота и притчи; конкретное и общечеловеческое; экспериментальность ситуаций; обновление театральных штампов; мастерство языковых характеристик.
Проблематика драмы: ложное прозрение в «Случае с метранпажем»; диалектика добра и зла в «Двадцати минутах с ангелом».
Вампилов и драматургическая традиция (Гоголь, Чехов).
Заключение
Конец XX века: расцвет, кризис или промежуток? Постмодернизм, новый реализм и массовая литература.
Где граница «Настоящего Двадцать первого века»? Русская литература в новом веке.
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати
4. Тематическое планирование.
10 класс
№ п/п | Раздел программы | Количество часов по программе |
1. | Повторение и обобщение изученного в 9 классе | 3 |
2. | Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. | 10 |
3. | Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика. | 2 |
4. | Фёдор Иванович Тютчев. | 4 |
5. | Афанасий Афанасьевич Фет. | 4 |
6. | Иван Александрович Гончаров. | 5 |
7. | Александр Николаевич Островский. | 5 |
8. | Иван Сергеевич Тургенев. | 10 |
9. | Фёдор Михайлович Достоевский. | 10 |
10. | Лев Николаевич Толстой. | 15 |
11. | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. | 5 |
12. | Николай Алексеевич Некрасов. | 6 |
13. | Николай Семёнович Лесков. | 4 |
14. | Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика. | 2 |
15. | Антон Павлович Чехов. | 12 |
16. | Итоги века. | 2 |
| Резервные уроки. | 3 |
ИТОГО | 102 |
11 класс
№ п/п | Раздел программы | Количество часов по программе |
1. | Литература XX века. Общая характеристика | 2 |
2. | Серебряный век: лики модернизма. Общая характеристика и основные представители эпохи | 11 |
3. | А.А.Блок: жизнь поэта как роман в стихах | 6+2 р/р |
4. | И.А.Бунин: судьба реалиста в модернистскую эпоху | 6 |
5. | А.М.Горький. Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель | 5 +2р/р |
6. | Советский век: две русские литературы или одна? (1920 –1930-е годы). Общая характеристика | 3 |
7. | В.В.Маяковский. Судьба поэта: трагедия горлана-главаря | 3 |
8. | С. А. Есенин. Драматическая судьба Есенина: «Я последний поэт деревни…» | 4 |
9. | М.А.Шолохов. Загадка судьбы: Шолохов и «Анти- Шолохов» | 7+2р/р |
10. | О.Э.Мандельштам. Судьба Мандельштама: «Мне на плечи кидается век-волкодав…» | 2 |
11. | А.А.Ахматова. Судьба поэта: «Мы ни единого удара не отклонили от себя…» | 3 |
12. | М. А.Булгаков. Судьба художника: противостояние эпохе | 5+2р/р |
13. | М. И.Цветаева. Судьба Цветаевой: «С этой безмерностью в мире мер…» | 3 |
14. | Б.Л.Пастернак. Судьба поэта: «Когда я с честью пронесу несчастий бремя…» | 3 |
15. | А.П.Платонов. Судьба писателя: «В поисках смысла отдельного и общего существования» | 2 |
16. | Советский век: на разных этажах (1940 – 1980-е). Общая характеристика | 3 |
17. | А.Т.Твардовский. Судьба поэта: драма веры | 3 |
18. | А.И.Солженицын. Судьба писателя: пророк в своем отечестве | 4+1р/р |
19. | В.М.Шукшин. Судьба писателя: «Прорваться в будущую Россию» | 2 |
20. | Н.М.Рубцов. Судьба поэта: «Я умру в крещенские морозы» | 1 |
21. | В. С.Высоцкий. Судьба поэта: «Мой отчаяньем сорванный голос» | 2 |
22. | Ю. В.Трифонов. Судьба писателя: путешествие в себя | 3 |
23. | С.Д.Довлатов. Судьба писателя: жизнь, превращенная в литературу | 2 |
24. | И.А.Бродский. Судьба поэта: от «тунеядца» до Нобелевского лауреата | 2 |
25. | А.В.Вампилов. Судьба Вампилова: драма драматурга | 1 |
26. | Заключение | 1 |
27. | Обзор литературы последнего десятилетия | 1 |
ИТОГО | 99 |