Государственное бюджетное образовательное учреждение
Профессиональное училище № 1
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ПУ № 1
___________ Гущина А.Ф.
«___»___________2015 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
г. Владикавказ,
2015 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности начального профессионального образования, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки, 230100 Информатика и вычислительная техника, по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
Организация-разработчик: ГБОУ НПО Профессиональное училище № 1
Разработчики:
Маркина О.А. - преподаватель ГБОУ НПО №1
Акопова С. С. - методист ГБОУ НПО №1
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
Паспорт программы учебной дисциплины | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 6 |
Условия реализации учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 14 |
|
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Область применения программ
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника, по направлению подготовки 230100 Информатика и вычислительная техника по профессии
230103.02 Мастер по обработке цифровой информации.
Программа учебной дисциплины может быть использована
в профессиональной подготовки по профессии ОКПР 16199 «Оператор электронно-вычислительных машин»;
для эффективной организации индивидуального информационного пространства, автоматизации коммуникационной деятельности, эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности;
в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Работать с графическими операционными системами персонального компьютера (ПК): включать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные понятия: информация и информационные технологии;
Технологии сбора, хранения, передачи. Обработки и предоставления информации;
Классификацию информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
Общие сведение о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, базы данных, персонального компьютера, сервера;
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема;
Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
Операционную систему ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети;
Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
Идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World Wide Web (WWW), электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
Информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 97 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 653 час;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 97 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 65 |
в том числе: | |
Практические и лабораторные занятия | 32 |
контрольные работы | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа: работа над материалом учебников [1],[2],[3],[4],[5], конспектом лекций; выполнение индивидуальных заданий, подготовка сообщений, докладов и рефератов, поиск информации в сети Интернет; подготовки к практическим занятиям и контрольным работам | 32 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. Основные понятия информационных технологий | | | |
Тема 1.1 Основные понятия информационных технологий | Содержание | 9 | |
1. | Понятие ИТ и ее составляющие | 1 | 2 |
2. | Развитие ИТ и организационные изменения на предприятиях | 1 | 2 |
3. | Составляющие технологического процесса обработки управленческой информации | 1 | 2 |
4. | Схема технологического процесса обработки информации | 1 | 2 |
5. | Технологии общения с компьютером | 1 | 2 |
6 | Режимы обработки информации | 1 | 2 |
Лабораторная работа | | |
1 | Схематическое изображение архитектуры ПК. | 2 | |
Практическая работа (не предусмотрено) | | |
Контрольная работа | | |
1 | По теме основные понятия информационных технологий | 1 | 2 |
Самостоятельная работа 1. Автоматизация вычислений, второе поколение ЭВМ 2. Принцип действия ПК. Механические первоисточники, классификация по назначению. 3. Программное обеспечение. Базовый уровень 4. Настольные издательские системы 5. Средства обеспечения компьютерной безопасности, мониторы установки | 5 | |
Тема 1.2. Свойства и классификация ИТ | Содержание | 6 | |
1. | Свойства ИТ | 1 | 2 |
2. | Классификация ИТ | 1 | 2 |
Лабораторная работа | | |
2 | Изучение внутреннего устройства системного блока | 2 | |
3 | Изменение настроек клавиатуры, манипулятора «мышь» | 2 | |
Практическая работа (не предусмотрено) | | |
Контрольная работа (не предусмотрено) | | |
Самостоятельная работа обучающегося 1. Архитектура Дж.фон Неймана 2. Общая классификация офисной техники 3. Кэш процессор 4.Назначение памяти 5.Типы монитора. | 5 | |
Тема 1. 3. Интегрированные ИТ общего назначения | Содержание | 38 | |
1. | Электронный офис | 2 | 2 |
2. | Технологии обработки графических образов | 1 | 2 |
3. | Гипертекстовая технология | 1 | 2 |
4. | Мультимедиа технология | 2 | 2 |
5. | Сетевые технологии | 2 | 2 |
6. | Технология электронной почти | 1 | 2 |
7. | Технологии обеспечения безопасности обработки информации | 1 | 2 |
Лабораторная работа (не предусмотрено) | | |
Практическое занятие | | |
1. | Настройка рабочего стола | 1 | |
2. | Создание ярлыков, изучение панели задач | 1 | |
3. | Групповые операции с файлами и папками. Работа с буфером обмена | 2 | |
4. | Управление окнами Widwows | 1 | |
5. | Работа в программе Проводник. Панель навигации | 1 | |
6. | Изучение структуры программы Проводник | 2 | |
7. | Приемы редактирования в программе Блокнот | 1 | |
8. | Приемы редактирования в программе WordPad | 1 | |
9. | Приемы редактирования в MS Word | 5 | |
10. | Основные приемы работы с электронными таблицами | 1 | |
11. | Использование электронных таблиц при расчетах | 2 | |
12. | Использование функций Excel | 1 | |
13. | Построение диаграмм | 1 | |
14. | Простейшие операции с базой данных | 1 | |
15 | Создание форм MS Access | 1 | |
16. | Создание и оформление презентаций в MS PowerPoint | 2 | |
17. | Создание шаблонов с помощью прикладной программы Publisher | 2 | |
Контрольная работа | | |
3 | По теме свойства и классификация ИТ | 1 | 2 |
4 | По теме интегрированные ИТ общего назначения | 1 | 2 |
Самостоятельная работа 1. Обслуживание компьютеров в автоматическом режиме 2. Автоматизация поисковых операций, стандартные прикладные программы 3. Основные приемы работы с текстами в MS Word 4. Работа с таблицами в MS Word 5. Основные понятия в MS Excel | 5 | |
Тема 1.4. Технологии интегрированных информационных систем общего назначения | Содержание | 5 | |
1. | Технологии геоинформационных систем | 1 | 2 |
2. | Технологии распределенной обработки данных | 1 | 2 |
3. | Информационные хранилища | 1 | 2 |
4. | Технологии электронного документа оборота и управления знаниями | 1 | 2 |
Лабораторная работа (не предусмотрено) | | |
Практическая работа (не предусмотрено) | | |
Контрольная работа | | |
5 | По теме технологии интегрированных информационных систем общего назначения. | 1 | |
Самостоятельная работа Подготовка к практическим занятиям. Подготовка в сети информации по заданным условиям и отправление преподавателю по электронной почте Гипертекстовые способы хранения и представления информации Основные виды угроз. Способы противодействия угрозам | 5 | |
Тема 1.5. Технологии корпоративных информационных систем | Содержание | 3 | |
1. | Понятие КИС | 1 | 2 |
2. | Интранет-технология | 1 | 2 |
3. | Транснациональные информационные системы | 1 | 2 |
Лабораторная работа (не предусмотрено) | | |
Практическая работа (не предусмотрено) | | |
Самостоятельная работа 1. Состав программы - вируса 2.Классификация программ - антивирусов 3. Понятие криптографии 4. Наиболее распространенные угрозы | 6 | |
Тема 1.6. ИТ в управлении | Содержание | 4 | |
1 | Экспертные системы | 1 | 2 |
2 | Технологии интеллектуального анализа данных | 1 | 2 |
3 | Системы поддержки принятия решений | 1 | 2 |
Лабораторная работа (не предусмотрено) | | |
Практическая работа (не предусмотрено) | | |
Контрольная работа | | |
6. | По теме ИТ в управлении, технологии корпоративных информационных систем в виде Зачета | 1 | 2 |
Самостоятельная работа 1. Системы управления информации. 2. Оперативный анализ данных по средством ОLАР - систем 3. Поиск и интеллектуальный выбор данных по средством Data Mining. 4. Деловые интеллектуальные технологии получения аналитических данных BIS. | 6 | |
Всего | 65 | |
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы информационных технологий»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
наглядные пособия (учебники, карточки, раздаточный материал, комплекты практических работ).
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
проекционный экран;
принтер цветной лазерный;
принтер черно-белый струйный;
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
сервер;
блок питания;
источник бесперебойного питания;
наушники с микрофоном;
сканер;
колонки.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
3.2.1. Основная литература:
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 511 с.: ил.
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессионольной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2010
Михеева Е.В. Практикум по информатике, Издательский центр «Академия», Москва, 2009
Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – 3-е изд. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 394 с.: ил.
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе, Издательский центр «Академия», Москва, 2007
3.2.2. Дополнительные источники:
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 10(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, учебник 11(базовый уровень). - СПб: ПИТЕР, 2008.
Михеева Е.В. Практикум по информатике. 4-е изд. – М.: Академия, 2007.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования. 5-е изд. – М.: Академия, 2006.
Могилёв А.В., Листрова Л.В., Технология обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации, СПБ, «БХВ-Петербург», 2010
Немцова Т. И., Назарова Ю.В, Практикум по информатике, часть 1и 2, М., ИД «Форум», - ИНФРА-М, 2008
Свиридова М.Ю. Информационные технологии в офисе. Практические упражнения: учебное пособие для нач. проф. образования. - М.: Академия, 2007.
Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Струмпэ Н.В. Оператор ЭВМ. Практические работы. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е., Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учебное пособие – М.:Академия, 2008
3.2.3. Интернет-ресурсы:
allbest - "Союз образовательных сайтов"
ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
edu - "Российское образование" Федеральный портал
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
http://claw.ru/ - Образовательный портал
http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
http://www.dreamspark.ru/ - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
http://www.intuit.ru/ - Интернет-Университет Информационных технологий
http://www.km.ru - Мультипортал
mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"

Контроль и оценка результатов освоения учебной
Дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Понятие ИТ и ее составляющие Развитие ИТ и организационные изменения на предприятиях Составляющие технологического процесса обработки управленческой информации Схема технологического процесса обработки информации Технологии общения с компьютером Режимы обработки информации | Экспертная оценка практической работы, тестирование. Домашнее задание, тестирование |
Свойства ИТ Классификация ИТ | Экспертная оценка практической работы, контрольная работа, мониторинг выполнения индивидуального задания |
Электронный офис Технологии обработки графических образов Гипертекстовая технология Мультимедиа технология Сетевые технологии Технология электронной почти Технологии обеспечения безопасности обработки информации | Экспертная оценка практической работы, тестирование. Домашнее задание, тестирование |
Технологии геоинформационных систем Технологии распределенной обработки данных Информационные хранилища Технологии электронного документа оборота и управления знаниями | Экспертная оценка практической работы, контрольная работа, мониторинг выполнения индивидуального задания |
Понятие КИС Интранет-технология Транснациональные информационные системы | Экспертная оценка практической работы, тестирование. Домашнее задание, тестирование |
Экспертные системы Технологии интеллектуального анализа данных Системы поддержки принятия решений | Экспертная оценка практической работы, контрольная работа, мониторинг выполнения индивидуального задания |
Разработчики:
ГБОУ НПО ПУ № 1 преподаватель ______ Маркина О.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБОУ НПО ПУ № 1 ____методист ______ Акопова С.С.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
8