ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Утверждаю
Зам. директора
________Г.Л. Полежаева
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
оп.06 Программирование ЧПУ для автоматизированного оборудования
2023г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) и с учетом Примерной основной образовательной программы по специальности 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям).
Организация-разработчик: Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО
Разработчики:
Савельева Л.Н., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии машиностроения и нанотехнологий
Протокол №9 от «13» апреля 2022 г.
Председатель ЦК ___________ /Е.А. Демкина/
Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Протокол №6 от «20» апреля 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 12 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 14 |
1 Паспорт программы учебной дисциплины
ОП. 06 ПРОГРАММИРОВАНИЕ ЧПУ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям) и с учетом Примерной основной образовательной программы по специальности15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих ООП СПО.
1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Программирование ЧПУ для автоматизированного оборудования» является обязательной частью общепрофессионального цикла ООП СПО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09, ПК.1.5, ПК.2.5, ПК.3.5, ПК.4.5, ЛР 1 - ЛР 17.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР 1 - ЛР 17. | - использовать справочную и исходную документацию при написании управляющих программ (УП); - рассчитывать траекторию и эквидистанты инструментов, их исходные точки, координаты опорных точек контура детали; - заполнять формы сопроводительной документации; - заносить УП в память системы ЧПУ станка; - производить корректировку и доработку УП на рабочем месте | - методы разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей в автоматизированном производстве |
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 88 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 30 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 48 |
практические занятия | 30 |
самостоятельная работа без взаимодействия с преподавателем | 10 |
промежуточная аттестация (в т.ч.консультации) | 6 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 Программирование ЧПУ для автоматизированного оборудования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Код компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. | Подготовка к разработке управляющей программы (УП) | | |
Тема 1.1 Этапы подготовки управляющих программ | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1 Последовательность этапов разработки управляющей программы для станков с ЧПУ | 2 |
2. Корректировка чертежа изготавливаемой детали: перевод размеров в плоскости обработки; выбор технологической базы; замена сложных траекторий прямыми линиями и дугами окружности. | 2 |
3. Классификация деталей по конструктивно-технологическим признакам | 2 |
Тема 1.2 Выбор технологических операций и переходов обработки. | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1. Требования к технологической документации | 2 |
2. Справочная, исходная и сопроводительная документация | 2 |
Тема 1.3 Расчет режимов резания: | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1. Система координат детали. Назначение. Прямоугольная, цилиндрическая и сферическая определение скорости резания; определение частоты вращения силового привода; определение скорости подачи режущего инструмента. | 2 |
2. Система координат станка. Назначение. Стандартная система координат | 2 |
3. Система координат инструмента. Назначение. Выбор системы координат инструмента | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
1. Практическое занятие: Определение положения осей системы координат станков различных групп. | 2 |
Тема 1.4 Определение координат опорных точек контура детали. | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1. Геометрические элементы контура детали. Опорные точки. Построение эквидистанты и нахождение координат опорных точек эквиднстанты. Ввод исходной точки режущего инструмента. | 2 |
2. Решение типовых геометрических задач Построение схемы наладки, в которой в графической форме указывается взаимное расположение узлов станка, изготавливаемой детали и режущего инструмента перед началом обработки. | 2 |
3. Расчет координат опорных точек контура детали Составление карты подготовки информации, в которую сводится геометрическая (координаты опорных точек и расстояния между ними) и технологическая (режимы резания) информация. | 2 |
В том числе практических занятий | 6 |
1. Практическое занятие: Определение и расчет опорных точек контура детали при токарной обработке. | 2 |
2. Практическое занятие: Определение и расчет опорных точек контура детали при фрезерной обработке. | 2 |
3. Практическое занятие: Определение и расчет опорных точек контура детали при сверлильной обработке. | 2 |
Тема 1.5 Расчет элементов траектории. | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1. Эквидистанта. Эквидистанта к отрезку прямой, к дуге окружности. Сопряжения соседних участков эквидистанты | 2 |
2. Расчет координат опорных точек эквидистанты | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
1. Практическое занятие. Определение и расчет опорных точек эквидистанты. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Произвести расчет опорных точек эквидистанты по предложенным рабочим чертежам деталей | 2 |
Тема 1.6. Структура УП и ее формат | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1. Управляющая программа. Информация, содержащаяся в УП. | 2 |
2. Структура кадра, значение стандартных адресов. Назначение формата кадра, содержание формата кадра. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Определить по предложенным программоносителям (перфолентам) структуру УП и значения стандартных адресов | 2 |
Тема 1.7. Контроль и редактирование УП | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1. Контроль управляющей программы. Порядок редактировпания программы. | 2 |
2. Принципы построения кода ISO-7 bit | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
1. Практическое занятие. Проведение контроля и редактирования программ. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся. | 2 |
Подготовить сообщение по теме: «Виды программ». | 2 |
Раздел 2.Основы программирования обработки деталей на металлорежущих станках с ЧПУ | | |
Тема 2.1. Правила построения УП обработки деталей на сверлильном станке с ЧПУ | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1. Виды отверстий и последовательность переходов их обработки. | 2 |
2. Типовые технологические схемы обработки отверстий. Стандартные циклы обработки отверстий. | 2 |
В том числе практических занятий | 6 |
1. Практическое занятие. Выполнение технологических схем обработки отверстий параллельным способом | 2 |
2. Практическое занятие. Выполнение технологических схем обработки отверстий последовательным способом. | 2 |
3. Практическое занятие. Выполнение технологических схем обработки отверстий комбинированным способом. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Подготовить циклограмму обработки отверстий для заданной детали. | 2 |
Тема 2.2. Правила построения УП обработки деталей на токарном станке с ЧПУ | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1. Переходы токарной обработки. Зона выработки материала. Открытые, полуоткрытые и закрытые зоны выработки массива материала. | 2 |
2. Типовые технологические схемы обработки зон. Схемы обработки канавок, резьбовых поверхностей. | 2 |
В том числе практических занятий | 6 |
1. Практическое занятие. Выполнение технологических схем обработки открытых зон. | 2 |
2. Практическое занятие. Выполнение технологических схем обработки полуоткрытых зон. | 2 |
3. Практическое занятие. Выполнение технологических схем обработки закрытых зон. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Выполнить карту наладки токарного станка с ЧПУ для обработки поверхности заданной детали. | 2 |
Тема 2.3. Правила построения УП обработки деталей на фрезерном станке с ЧПУ | Содержание учебного материала | 12 | ОК 01. ОК 02. ОК 04. ОК 05. ОК 09. ОК 10. ПК 1.5. ПК 2.5. ПК 3.5. ПК 4.5. ЛР1-ЛР17 |
1. Переходы фрезерной обработки. | 2 |
2. Типовые технологические схемы обработки открытых, полуоткрытых и закрытых поверхностей. | 2 |
3. Многокоординатная обработка контуров и поверхностей на фрезерном станке с ЧПУ. | 2 |
В том числе практических занятий | 6 |
1. Практическое занятие: Выполнение технологических схем фрезерования открытых поверхностей. | 2 |
2. Практическое занятие: Выполнение технологических схем фрезерования полуоткрытых поверхностей. | 2 |
3. Практическое занятие: Выполнение технологических схем фрезерования пазов. | 2 |
Промежуточная аттестация (в т.ч. консультации) | 6 | |
Всего: | 88 | |
3 Условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины ОП.06 ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению реализации программы
Реализация учебной дисциплины требует наличия:
Лаборатории программирования ЧПУ для автоматизированного оборудования
Оборудование лаборатории: фрезерный станок с ЧПУ, программные
средства обучения, посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ, методические пособия по автоматизированной разработке технологических процессов, подготовке производства и управляющих программ механической обработки на оборудовании с ЧПУ.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор, ноутбук, выход в сеть интернет, DVD.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники:
1. Ермолаев В.В. Программирование для автоматизированного
оборудования: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования - М: «Академия», 2014 – 256с.
Дополнительные источники:
2. Босинзон М.А. Современные системы ЧПУ и их эксплуатация. – Москва: центр «Академия», 2008 -146с.
3. Гжиров Р.И. Программирование обработки на станках с ЧПУ. – Москва: Машиностроение, 1990 – 453с.
4.Власов С.Н. Устройство, наладка и обслуживание металлообрабатывающих станков и автоматических линий. - Москва: Машиностроение, 1995- 276с.
5.Митрофанов С.П. Автоматизация технологической подготовки производства. – Москва: Машиностроение, 2008- 291с.
6.Серебреницкий П.П. Программирование для автоматизированного обучения. – Москва: Высшая школа, 2003 – 278с.
7.Схиртладзе А.Г. Работа оператора на станках с программным управлением. - Москва: Высшая школа, 2000 – 178с.
8.Сергиевский Л.В. Пособие наладчика станков с ЧПУ.- Москва: Машиностроение, 1991- 162с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: - методы разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей в автоматизированном производстве | - иметь представление о методах разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей в автоматизированном производстве | Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы устный индивидуальный и фронтальный опрос, устное собеседование по теоретическому материалу. |
Умения: - использовать справочную и исходную документацию при написании управляющих программ (УП); | - использует справочную и исходную документацию при написании управляющих программ (УП); | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения самостоятельных работ, индивидуальных заданий, составление и заполнение аналитических таблиц. Текущий контроль в форме собеседования, решения ситуационных задач. |
- рассчитывать траекторию и эквидистанты инструментов, их исходные точки, координаты опорных точек контура детали; | - рассчитывает траекторию и эквидистанты инструментов, их исходные точки, координаты опорных точек контура детали; |
- заполнять формы сопроводительной документации; | - заполняет формы сопроводительной документации; |
- выводить УП на программоносители, заносить УП в память системы ЧПУ станка; | - выводит УП на программоносители, заносить УП в память системы ЧПУ станка; |
- производить корректировку и доработку УП на рабочем месте. | - производит корректировку и доработку УП на рабочем месте. |