УТВЕРЖДАЮ | СОГЛАСОВАНО | РАССМОТРЕНО |
Директор МБОУ «СОШ №22» | Зам. директора по УВР | на заседании М/О |
| | протокол №____ |
_________Н.И.Шестакова | ________ Э.И.Ефимова | _______ В.А. Миронова |
«_____» _________ 2014 г. | «____»_________2014 г. | от «____»________2014 г. |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22»
ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
«Узнаем сами»
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации программы – 4 года
Составитель:
учитель начальных классов
Артемьева Ирина Геннадьевна
Чебоксары, 2014
Пояснительная записка.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «Проектная деятельность» «Узнаем сами» предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Программа занятий «Узнаем сами» составлена на основе типовых программ, является модифицированной по содержанию и количеству часов. Программа реализует социальное направление работы начальной школы.
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;
4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
1) формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
2) развитие психических процессов;
3) развитие личности младшего школьника;
4) воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Основные понятия:
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Цель работы над проектами в начальной школе: Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии в музеи, на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.
Тема: Сказки.
Проекты:
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).
Герои сказок в лепке.
Герои сказок в рисунках.
Создание костюмов для сказочных персонажей.
Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
Создание собственных сказок.
Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Волшебная книга сказок и фантастических историй.
Примеры проектов в рамках курса «ИЗО и художественный труд»
Тема: Узоры.
Примеры подтем:
Узоры в Древней Руси.
Закономерности в узорах.
Узоры на зданиях.
Узоры на одежде.
Узоры на посуде.
Узоры на оружии.
Узоры в оформлении книг.
Магические узоры.
Примеры проектов:
Вышивка с узорами.
Энциклопедия узоров.
Украшение класса узорами.
Демонстрация моделей одежды с узорами.
Выставка оружия с узорами и реконструкция боя.
Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.
Исследование: «Узоры в истории нашего края».
Коллекция узоров, созданных в графическом редакторе.
Программа создания узоров на компьютере.
Объект исследования: игры народов России и мира.
Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)
Сезонные игры народов Чувашии
Сезонные игры народов разных регионов России и мира
Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.
Объект исследования: семейная культура
Моя родословная
Наш семейный альбом
Рецепты домашней кухни
Объект исследования: Россия и мир на карте
Имена родного края
История в названиях рек, морей, океанов
Прошлое в названиях городов России
История в названиях городов мира
Тема: человек и семья
Терминология родства.
Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
Традиционные детские игрушки народов моего края.
Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье.
«Старый и малый» в культуре народов моего края.
Полезные вещи для себя и родных.
Секреты, которые не знали наши бабушки. Возрождение искусства бисероплетения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Проекты отличаются друг от друга:
• результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
• числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
• продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
• числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
• набором и иерархией ролей;
• соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
• необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
• основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
• понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
• основные источники информации;
• правила оформления списка использованной литературы;
• способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
• источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
• выделять объект исследования;
• разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
• выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
• работать в группе;
• пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
• вести наблюдения окружающего мира;
• планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
• работать в группе.
Планируемые результаты внеучебной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
• ценностно-смысловая ориентация учащихся;
• нравственно-этическое оценивание;
• действие смыслообразования;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• умение выражать свои мысли;
• разрешение конфликтов, постановка вопросов;
• планирование совместной деятельности;
• управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Регулятивные универсальные учебные действия:
• целеполагание;
• волевая саморегуляция;
• коррекция;
• оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
• умение структурировать знания;
• смысловое чтение;
• выделение и формулирование учебной цели;
• планирование деятельности для достижения результата.
Логические:
• анализ объектов;
• синтез, как составление целого из частей;
• классификация объектов;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
1. Самостоятельность работы над проектом
2. Актуальность и значимость темы
3. Полнота раскрытия темы
4. Оригинальность решения проблемы
5. Артистизм и выразительность выступления
6. Раскрытие содержание проекта в презентации
7. Использование средств наглядности, технических средств.
Тематический план
1 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Дата проведения |
план | фактич |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
2 | Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) | 1 | | |
3 | Наблюдение как способ выявления проблем. | 1 | | |
4 | Выдвижение идеи (мозговой штурм) | 1 | | |
5 | Творческий проект «Поздравление с днем учителя» | 1 | | |
6 | Игры народов России и мира. Проект «Настольные игры» «лото» шашки | 2 | | |
7 | Человек и семья. Проект «Полезные вещи для себя и родных» 1)Посуда 2)Одежда | 2 | | |
8 | Развитие умений задавать вопросы. Проект «Загадки»1. Загадки о животных. 2)Загадки о растениях. | 2 | | |
9 | Узоры. Проект «Новогодний наряд.» 1.Ёлочные украшения 2.Снежинка 3.Узоры на окне 4.-5.Маски. 6.Маскарадные костюмы. | 6 | | |
10 | Человек и семья. Проект "Секреты, которые не знали наши бабушки. 1.Возрождение искусства бисероплетения" 2. Фенечки 3. Цветы из бисера 4. Серьги. 5. Мозаика 6. Открытка из бисера | 7 | | |
11 | Сказки. Проект "Волшебная книга сказок и фантастических историй" 1.-2.РНС «Репка» Инсценировка 3-4 «Курочка-Ряба». Иллюстрация сказки 5-6. «Теремок».Инсценировка сказки. 7-8. «Лиса,Заяц и Петух».Лепка героев сказки. | 8 | | |
12 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 1 | | |
| Итого: | 33 | | |
2 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
2 | Семейная культура 1. «Наш семейный альбом» 2. «Моя семья» 3. «Семейные традиции» | 3 | | |
3 | Сказки. Проекты: 1. « Русские народные сказки». 2. «Герои сказок в лепке». 3. «Герои сказок в рисунках». 4-5 Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками». | 5 | | |
4 | Узоры. 1.Украшение класса узорами. 2 Новогодняя открытка 3.Узоры на посуде. 4.Узоры в оформлении книг. 5 Узоры на платке 6 Хохломские узоры 7 Чувашские узоры 8 Чувашский национальный костюм.. | 8 | | |
5 | Игры народов России и мира. 1. «Игры наших дедушек и бабушек» 2. Настольные игры 3. Подвижные игры 4. Считалочки. 5. «Дочки-матери» | 5 | | |
6 | Россия и мир на карте. 1.«Имена родного края». 2 «История в названии реки Волги 3.Реки Чувашии. 4.Достопримечательности Чувашии. | 4 | | |
7 | Человек и семья. 1 «Традиционные детские игрушки народов моего края». 2 «Традиция наречения имени в культуре народов моего края». 3 «Полезные вещи для себя и родных». 4 «В гостях у бабушки» 5 «.Уют в доме». 6 «Моё любимое блюдо» 7 «Моё увлечение». | 7 | | |
8 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |
3 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Дата провед. |
Плану. | Фактич |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
2 | Семейная культура 1«Рецепты домашней кухни» 2 « Мой день рождения» 3 «Мои увлечения» | 3 | | |
3 | Сказки. 1 Создание сборника сказок о зайце. 2 Иллюстрация сказок 3.Создание сборника сказок о лисе. 4.Маска лисы. 5.Сказки о медведе. 6 Лепка медведя 7.Сказка о волке.. 8 М./Ф « Ну-погоди!». | 8 | | |
4 | Узоры. 1.Закономерности в узорах. 2-5. Вышивка с узорами. 6. Энциклопедия узоров. | 6 | | |
5 | Игры народов России и мира. 1.«Сезонные игры народов нашего края» 2.Игра «Лапта» 3. «Хороводы» 4. «Царь горы». | 4 | | |
6 | Россия и мир на карте. 1.«Прошлое в названиях городов России» 2. «Чебоксары-столица Чувашии» 3. «Москва –столица России» | 3 | | |
7 | Человек и семья. 1. Электроприборы.Безопасность их использования 2. Компьютер. Польза и вред. 3-4 Театры г. Чебоксары. 2 часа 5.Любимые места в городе. 6. Отдыхаем всей семьёй. 7. Мой младший брат (сестра) 8. Домашние животные. | 8 | | |
8 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |
4 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Всего часов | Дата проведен. |
План. | Фактич |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
2 | Семейная культура. 1-2 «Моя родословная» 3-4 «Традиции моей семьи» | 4 | | |
3 | Сказки. 1-2 «Постановка спектакля по мотивам сказки «Золушка» 3 «Наряды Золушки» 4-5 «Кукольный театр Теремок» 6 «Моя любимая сказка Книжка-раскладушка 7-8 «Создание собственных сказок». | 8 | | 3 |
4 | Узоры. 1.»Узоры в Древней Руси». 2 «Демонстрация моделей одежды с узорами». 3. «Магические узоры.» 4 «Узоры на оружии.» 5 -6 «Узоры деревянного зодчества» 7-8 «Знаки и символы» | 7 | | |
5 | Игры народов России и мира. 1-2«Сезонные игры народов разных регионов России и мира» 3 «.Глиняные свистульки» 4 «Куклы-обереги» | 4 | | |
6 | Россия и мир на карте. 1. «Париж-столица Франции. 2 «Великий город-Рим» 3. «Город моей мечты» | 3 | | |
7 | Человек и семья. 1«Традиции чувашских свадеб» 2, «Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье». 3 «Хлеб-всему голова». 4. «Общение в семье» 5 «Мои обязанности в семье.» 6. «Герб моей семьи» | 6 | | |
12 | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 1 | | |
| Итого: | 34 | | |
Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, городского, Российского)
Материально-техническое обеспечение
• Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
• Стол учительский с тумбой.
• Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
• Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
• Демонстрационный и раздаточный материал.
• Компьютер.
• Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ М.: Просвещение, 2010
12