СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ВД "Родной край"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ВД "Родной край"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 135»



«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

Протокол № 1

от 29.08. 2019 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «СОШ № 135»

________________ Знаемова Е.А.


Приказ № ____ от ______2019 г.








Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

«Родной край»


Направление: духовно-нравственное

Класс: 7 Б

Срок реализации: 2018- 2019 учебный год.







Составлена:

Кретининой М.В.,

учителем русского языка и литературы

первой квалификационной категории












Барнаул, 2019 г.

Пояснительная записка

Программа для школьников «Родной край» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в соответствии с образовательной программой основного общего образования МАОУ «СОШ № 135, учебным планом, календарным учебным графиком, федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного, среднего общего образования, Положением о рабочей программе учебных предметов МАОУ «СОШ №135».

Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего города, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.

Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.

Внеурочная деятельность данного направления может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер. Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.

Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся 7 классов, с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.


Цели и задачи рабочей программы

Цели программы:

1. Получение и расширение знаний обучающихся об истории и географии нашей страны, Алтайского края, культурных традициях родного края, страны в прошлом и настоящем.

2. Способствование развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, инициативности и самостоятельности.

3. Воспитание гражданской ответственности и патриотизма, духовно-нравственных качеств личности.


Задачи программы:

1. Изучить историю создания и становления Алтайского края, современное состояние.

2. Углублять и систематизировать знания о регионе в контексте истории и географии России.

3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций.

4. Привлечь обучающихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности.

5. Воспитывать патриотическое отношение к своей стране, родному краю, активную гражданскую позицию, причастность к прошлому и настоящему «малой» Родины.

6. Формировать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Особенностью данной программы является организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края, работа с различными источниками информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований проектов.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, села, актуальность, воспитательная ценность.


Общая характеристика программы

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные.

Структура занятия включает в себя изучение теории, экскурсии (виртуальные и реальные), исследовательская работа, игры и викторины по истории родного края.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемно -поисковое, беседа, лекция, работа с учебником , рабочей тетрадью, демонстрация презентаций, научно-исследовательская работа.

Технологии:

личностно–ориентированное обучение, проблемно –диалоговое, дифференцированное.

Режим занятий:

Внеурочное занятие проводится во второй половине дня 1 час в неделю., в музее школы

Продолжительность занятия внеурочной деятельностью составляет 30-40 мин.

Межпредметные связи: данная программа основана на интеграции таких предметов как: история, математика.

Место предмета в плане внеурочной деятельности

Объём программы: программа рассчитана на 7 классы. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (35 часа в год).


Обоснование используемых технологий, форм, средств, методов

- теоретические занятия,

- экскурсии в музеи, учреждения культуры, предприятия, библиотеки,

- беседы,

- конкурсы и викторины,

- сбор, оформление материалов поисковой и исследовательской деятельности,

- проектная и исследовательская деятельность учащихся,

- презентация собственных результатов работы.

Основные методы, используемые в различных сочетаниях:

1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).

2.  Репродуктивный – выполнение заданий, при которых требуется руководство типовыми планами.

3. Частично–поисковый – использование проблемных и творческих заданий, эвристические беседы.

На занятии используются различные средства обучения:

- вербально-информационные: методические пособия, словари, справочники, научная литература, инструктивные материалы, раздаточные дидактические материалы;

- наглядные: гербарии, объекты в природе, коллекции, рельефные изображения, таблицы, фотографии, видео- и звукозаписи, модели;

- технические: компьютеры, медиапроекторы, принтеры, цифровые фотоаппараты.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как дает возможность наглядно представить самые разные примеры, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, учению;

- положительная мотивация к учебной деятельности;

- понимание причины успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке;

- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, край, село; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- адекватной самооценки;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению.

Метапредметные:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- понимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;

- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;

- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ставить познавательную задачу;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению познавательной задачи;

- вносить необходимые коррективы, как в ходе, так и после выполнения действия.

2. Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием справочной и энциклопедической литературы;

- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;

- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте и явлении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и библиотек, создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формировать собственное мнение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- строить монологические высказывания;

- владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;

- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

Обучающийся научится:

- понимать значение символики России, Алтайского края;

- описывать достопримечательности родного края;

- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- соотносить изученные исторические события с датами;

- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к историческим событиям, природным особенностям;

- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- использовать различные источники информации для извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний;

- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;

- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознавать причастность себя и своей семьи к родному селу, краю, стране;

- ориентироваться в важнейших для села, края, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;

- оценивать возможность своего участия в жизни села, края, страны;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, села и края;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;

- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.

Способы и формы оценивания

  • защита проектов,

  • самооценка,

  • участие в конкурсах районного и краевого уровней,

  • проведение экскурсий в музее.


Содержание программы внеурочной деятельности «Родной край»


Учебная неделя

Тема


Содержание

Кол-во часов

1 неделя -2 неделя

Тема 1: Введение


Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности


2 ч

3 неделя -9 неделя

Тема 2: Мой край на карте Родины


Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – береза. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Алтайского края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Прогноз перспективы развития нашего края.


7 ч

10 неделя -13 неделя

Тема 3: Я и моя семья


Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Предприятия, на которых работают родители. Труд и отдых в семье. Хобби моих близких.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.


4 ч.

14 неделя – 17 неделя

Тема 4: Люди родного края


Город и люди в годы войны. Ветераны Великой Отечественной войны. Почетные жители города, края


4 ч.

18 неделя -19 неделя

Тема 5: Улица, на которой я живу


Урок-экскурсия по улицам города. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов, историей возникновения. Исторические объекты, мемориальные доски, достопримечательности

Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего города», оформление альбома.


2 ч.

6 неделя

Тема 6: Все начинается со школьного порога


История школы. Традиции школы. Символы школы. Детские объединения. Вклад учащихся в укрепление традиций школы. Оформление альбома по истории школы.

3 ч

7 неделя

Тема 7: Достопримечательности родного края


Особенности географического положения края, города. Природно-климатические условия нашей местности. Времена года в нашем города. Реки и озера края, водоемы своей местности. Растительный и животный мир края. Особенности животного и растительного мира своей местности. Редкие животные и растения края, района. Красная книга Алтайского края. Экскурсии.

7

8 неделя

Тема 8: Проект «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю»


Подготовка и презентация проекта «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю».


6


Итого



35 ч.



Календарно–тематическое планирование



п/п

Наименование раздела программы

Тема

Колво

час

1

Тема 1: Введение


Введение

1

2

Как прекрасен этот мир

1

3

Тема 2: Мой край на карте Родины


Россия – Родина моя

1

4

Символы России

1

5

Алтайский край – частица России

1

6

Город, в котором мы живем

1

7

История края. Легенды и предания

1

8

Наш город через 25 лет.

1

9

Тема 3: Я и моя семья


Моя семья. Профессии моих родителей


1

10

Профессии моих родителей

1

11

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

1

12

Моя родословная

1

13

Тема 4: Люди родного края


История основания города.

1

14

Герои военных событий

1

15

Герои военных событий. Презентация по итогам поисковой работы

1

16

Люди труда


1

17

Тема 5: Улица, на которой я живу

Происхождение названий улиц

1

18

Экскурсия по улицам города

1

19

Тема 6: Все начинается со школьного порога

История школы

1

20

Школьные традиции

1

21

Проект: «Школа будущего»

1

22

Достопримечательности родного края


География и история Алтайского края

1

23

География и история г.Барнаула.

1

24

Барнаульский краеведческий музей.

1

25

Достопримечательности Барнаула

1

26

Достопримечательности Алтайского края

1

27

Достопримечательности Алтайского края

2

28

Достопримечательности Алтайского края

29

Проект «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю»


Подготовка к проекту «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю»

1

30

Подготовка к проекту.

1

31

Защита проекта «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю».

1

32

Защита проекта.

1

33

Защита проекта.

1

34

35

Итоговый. Обобщение знаний.

1

Материально – техническое и методическое обеспечение



№ п/п

Наименование учебного оборудования

1.

Учебно-методическое обеспечение(интернет ресурсы):


http://1maps.ru/altajskij-kraj-2/


https://maps-rf.ru/


https://mapsoid.ru/publ/geografija_mira/reki/reki_altaja_na_karte/30-1-0-2399


http://www.turistka.ru/altai/map.php

2.

Технические средства


компьютер


проектор


















Лист внесения изменений

Дата по журналу

Номера скорректированных уроков

Содержание

темы

Основание






















































18