СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА "ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ" (от 1 года до 3 лет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА "ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ" (от 1 года до 3 лет)»

ПРОГРАММА
Кружковая работа

«Весёлые пальчики»


СОДЕРЖАНИЕ


I. Целевой раздел


1.1. Пояснительнаязаписка


1.2. Цели и задачи


1.3. Принципы реализации программы


1.4. Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений


1.5. Планируемые результаты освоения программы


II Содержательный раздел


2.1. Перспективное планирование на 2021-2022гг


III. Организационный раздел


3.1. Учебный план


3.2. Материально- техническое обеспечение


IV. Список литературы





I. Целевой раздел


1 .1. Пояснительная записка.


Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.

Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня форсированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Дети 1-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.


1.2. Цель и задачи программы:


Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.


ЗАДАЧИ:

Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами;

Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память; развитие речи детей; Воспитательные: воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)


1.3. Принципы реализации программы:

  • принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;

  • принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

  • принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми


1.4 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.


  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

  • массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами);

  • рисование, лепка;

  • раскрашивание рисунка, штриховка;

  • игры и действия с мелкими предметами;

  • работа с крупой, фасолью, горохом;

  • нанизывание бус, пуговиц на проволоку.


1.5. Планируемые результаты освоения программы


К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:

  • правила техники безопасности;

  • некоторые виды бумаги;

  • свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);

  • несколько разных способов нанесения краски;

  • основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);

  • основные правила склеивания;

  • некоторые приемы лепки (шарик, колбаска ит.п.);

  • несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.

        

Должны уметь:

  • пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;

  • работать с трафаретами;

  • заштриховывать предметы двумя способами;

  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

  • работать с различными предметами;

  • правильно держать кисть, карандаш;

  • повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;

  • выполнять несложные нетрадиционные техники рисования.



II. Содержательный раздел


2.1. Перспективное планирование кружковой работы


«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»


Месяц

Тема

Цель

Развивающая предметно-пространственная среда

Октябрь


 

 

 

1 неделя

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Капуста»;

- дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт»


Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений


Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт»

2 неделя


- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая игра «Бом-бом-бом по гвоздям бьем молотком»;

- игра «Подбери крышку»



Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр.



Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров

3 неделя


- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

- игра «Бумажный мяч»



Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления



Бумага разной плотности, бумажные салфетки

 

4 неделя


- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»;

- игра «Рисуем пальчиком по манке»


Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса


Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки

Ноябрь

 

 

1 неделя


- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

- д/игра «Цветные вкладыши»




Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность



Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи

2 неделя


- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Рыбка»;

- д/игра «Чудесный мешочек»



Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь.



Грецкие орехи,

Разные по величине и качеству предметы

3 неделя


- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»

- Пальчиковая живопись «Снег идёт»



Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования



Мячики-ёжики, альбомные листы, пальчиковая гуашь.


4 неделя


- массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль),

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

- д/игра «Разберем счетные палочки по цвету»



Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом;



«Сухой бассейн» с фасолью; счетные палочки.

Декабрь


 





1 неделя


- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»;

- Игра «Нанизываем бусы»



Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму



Карандаши, тесьма, Картонные бусы

2 неделя


- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»;

- шнуровка



Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев



Шнуровка

3 неделя


- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»;

- штриховка «Яблоко», «Груша»



Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе



Мячики-ёжики, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша»


4 неделя


- массаж пальчиков грецким орехом;

- пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»;

- лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и т.д.



Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса



Грецкие орехи, пластилин, семена овощей

Январь


2 неделя


- массаж пальчиков

 «Катаем карандашики»;

- пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»;

- игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету»



Развитие усидчивости, чувства цвета и размера



Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки

3 неделя


- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»;

- игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур)



Развитие мелкой моторики пальцев рук



Резиновые мячики, счетные палочки


4 неделя


- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

- пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»;

- Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги)



Учить обрывать бумагу на мелкие кусочки



Деревянные палочки, бумага

Февраль


1 неделя


- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»;

- игры с персонажами пальчикового театра


2 неделя

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Бычок»;

- д/игра «Спрячь в ладошку»


3 неделя

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»;

- игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок


4 неделя

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Паучок»;

- игра-шнуровка



Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации.

Активизировать движения пальцев

рук, координацию движений

Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий

Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание



Наборы «Пальчиковый театр»

Мячики-ёжики, поролоновые игрушки

Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками

Карандаши, шнуровки

Март


 


1 неделя


- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Наша мама»;

- рисуем пальчиками «Мимоза для мамы»



Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких



Резиновые мячики, краски, картон

2 неделя


- массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль);

- пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»;

- игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками)



Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета



Пальчиковые бассейны, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки


3 неделя

- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Замок»;

- аппликация из рваной бумаги «Тучки»

Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации

Картон, клей, салфетки


4 неделя


- массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу;

- пальчиковая гимнастика «Лодочка»;

- выкладывание из палочек геометрических фигур



Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение



Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки

Апрель


1 неделя


- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»;

- мягкие пазлы


2 неделя

- массаж пальчиков карандашами;

- пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»;

- лепка «Пластилиновые дорожки»


3 неделя

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»;

- игра «Геометрическая мозаика»


4 неделя

- массаж пальчиков мячиком-ёжиком;

- пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»;

- игра «В гости к Винни-Пуху»




Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления



Грецкие орехи, мягкие пазлы

Карандаши, картон, пластилин

Резиновые мячики, мозаика


Май



1 неделя


- массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях);

- пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились-вились комарики»;

- штриховка «Животные»


2 неделя

- массаж пальчиков грецкими орехами;

- пальчиковая гимнастика «Улитка»;

- игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки)


3 неделя

- массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой);

- пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»;

- «Бусы для мамы»



Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев

Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления

Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага)

Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости

Совершенствование координации и движений пальцев рук

Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса



Мячики-ёжики

Раскраски «Животные», цветные карандаши

Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики

Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы










III.Организационный раздел

3.1. Учебный план


Месяц

Периодичность проведения занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Продолжительность

одного занятия в минутах

Октябрь

1

4

1/10

Ноябрь

1

4

1/10

Декабрь

1

4

1/10

Январь

1

3

1/10

Февраль

1

4

1/10

Март

1

4

1/10

Апрель

1

4

1/10

Май

1

3

1/10

Итого количество занятий в год

30


Кружок организуется с детьми 1-3 лет.


Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме в режиме дня по подгруппам продолжительностью 10 минут


3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы


Технические средства обучения

ноутбук – 1 шт.

Учебно-методические пособия

  1. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.

  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

  4. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. - М.: Корона Принт, 2008.

  5. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010.

  6. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010

  7. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: Дом ХХI век, 2014.

  8. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.

  9. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.


Демонстрационный и раздаточный материал

- бусы, шнуровки;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка)

- наборы счетных палочек;

- пробки от пластиковых бутылок разного цвета;

- трафареты для рисования;

- различные виды мозаики, конструкторов;

- пазлы;

- наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;

-резиновые игрушки;

-настольный театр;

-бумага, карандаши, пальчиковые краски;

-различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки.

-массажные мячи,

-прищепки бельевые разных цветов



3.3 Требования к освоению программы


Критерии оценки


- Умение разминать пальцами и ладошками пластилин.

-Умение застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.

- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.

- Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.

- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.


Оценка в баллах:


0 баллов: задание не понимает, действует неадекватно;


1 балл: испытывает трудности;


2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;


3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.


Оценочный ключ для фиксации уровня развития мелкой моторики рук:


Уровень: количество баллов


ВЫСОКИЙ (В) - 6 баллов


СРЕДНИЙ (С) - 4-5 баллов


НИЗКИЙ (Н) - до 3 баллов


IV. Список литературы


  1. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.

  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

  4. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. - М.: Корона Принт, 2008.

  5. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010.

  6. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010

  7. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: Дом ХХI век, 2014.

  8. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.

  9. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.