ПРОГРАММА
Кружковая работа
«Весёлые пальчики»
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительнаязаписка
1.2. Цели и задачи
1.3. Принципы реализации программы
1.4. Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений
1.5. Планируемые результаты освоения программы
II Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование на 2021-2022гг
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план
3.2. Материально- техническое обеспечение
IV. Список литературы
I. Целевой раздел
1 .1. Пояснительная записка.
Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен.
Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития всех сфер деятельности детей (развитие центральной нервной системы, речевое развитие, формирование графических навыков и др.). Еще в середине прошлого века было установлено, что, например, уровень развития речи детей прямо зависит от уровня форсированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Дети 1-3 лет редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, Детям с нарушением зрения трудно даётся узнавание различных поверхностей. Из-за малого практического опыта им не с чем даже его сравнить. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Поэтому, деятельность кружка направлена на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.
1.2. Цель и задачи программы:
Основной целью программы является создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук); формирование практических умений и навыков; обучение различным навыкам работы с различными материалами;
Развивающие: развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук; совершенствование движений рук; развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, память; развитие речи детей; Воспитательные: воспитывать и развивать художественный вкус; воспитывать усидчивость, целенаправленность, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.)
1.3. Принципы реализации программы:
принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения между детьми
1.4 Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами);
рисование, лепка;
раскрашивание рисунка, штриховка;
игры и действия с мелкими предметами;
работа с крупой, фасолью, горохом;
нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
1.5. Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года занятий в кружке дети должны знать:
правила техники безопасности;
некоторые виды бумаги;
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
несколько разных способов нанесения краски;
основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
основные правила склеивания;
некоторые приемы лепки (шарик, колбаска ит.п.);
несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
работать с трафаретами;
заштриховывать предметы двумя способами;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
работать с различными предметами;
правильно держать кисть, карандаш;
повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
выполнять несложные нетрадиционные техники рисования.
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование кружковой работы
«ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Месяц | Тема | Цель | Развивающая предметно-пространственная среда |
Октябрь | 1 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Капуста»; - дидактическая игра «Пальчиковый лабиринт» | Развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, координацию движений | Мячики-ёжики, наборы для игры «пальчиковый лабиринт» |
2 неделя - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая игра «Бом-бом-бом по гвоздям бьем молотком»; - игра «Подбери крышку» | Активизировать движение пальцев рук, учить закручивать и откручивать пробки, крышки и пр. | Грецкие орехи, пластиковые баночки, бутылочки с крышками разных видов и размеров |
3 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - игра «Бумажный мяч» | Развивать моторику обеих рук, развитие образного мышления | Бумага разной плотности, бумажные салфетки |
| 4 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Веселая мышка перчатку нашла»; - игра «Рисуем пальчиком по манке» | Активизировать движение пальцев рук, обогащение словарного запаса | Карандаши с гранями, манка, пальчиковый бассейн, одноразовые тарелочки |
Ноябрь | 1 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» - д/игра «Цветные вкладыши» | Развивать моторику рук, учить вкладывать одну форму в другую, развивать сообразительность | Цветные вкладыши разной величины, резиновые мячи |
2 неделя - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Рыбка»; - д/игра «Чудесный мешочек» | Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. | Грецкие орехи, Разные по величине и качеству предметы |
3 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот» - Пальчиковая живопись «Снег идёт» | Активизировать движение пальцев рук методами нетрадиционного рисования | Мячики-ёжики, альбомные листы, пальчиковая гуашь. |
| 4 неделя - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль), - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - д/игра «Разберем счетные палочки по цвету» | Учить детей сгибать пальчики поочередно; знакомить с цветом; | «Сухой бассейн» с фасолью; счетные палочки. |
Декабрь | 1 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Утром пальчики проснулись»; - Игра «Нанизываем бусы» | Развивать моторику обеих рук, учить нанизывать предметы на тесьму | Карандаши, тесьма, Картонные бусы |
2 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили»; - шнуровка | Развитие мелкой моторики рук, гибкости, подвижности пальцев | Шнуровка |
3 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»; - штриховка «Яблоко», «Груша» | Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе | Мячики-ёжики, цветные карандаши, раскраски «Яблоко», «Груша» |
| 4 неделя - массаж пальчиков грецким орехом; - пальчиковая гимнастика «Тучки прибежали»; - лепка из пластилина с использованием семян гороха, дыни и т.д. | Учить детей выкладывать из мелких бус украшение, развитие эстетического вкуса | Грецкие орехи, пластилин, семена овощей |
Январь | 2 неделя - массаж пальчиков «Катаем карандашики»; - пальчиковая гимнастика «Ладошки играют»; - игра «Поможем Золушке разобрать фасоль по цвету» | Развитие усидчивости, чувства цвета и размера | Карандаши, разноцветная фасоль, коробочки |
3 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Вот кулак, а вот ладошка»; - игра «На что это похоже?» (Выкладывание узоров из геометрических фигур) | Развитие мелкой моторики пальцев рук | Резиновые мячики, счетные палочки |
| 4 неделя - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит»; - Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги) | Учить обрывать бумагу на мелкие кусочки | Деревянные палочки, бумага |
Февраль | 1 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Жили-были Дед да Баба»; - игры с персонажами пальчикового театра 2 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Бычок»; - д/игра «Спрячь в ладошку» 3 неделя - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать»; - игра наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок 4 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Паучок»; - игра-шнуровка | Развитие мелкой моторика пальцев рук, привитие интереса к драматизации. Активизировать движения пальцев рук, координацию движений Развитие точности движений, внимания и контроля собственных действий Развивать координацию пальцев рук ребенка, настойчивость и внимание | Наборы «Пальчиковый театр» Мячики-ёжики, поролоновые игрушки Грецкие орехи, имитация катушек с веревочками Карандаши, шнуровки |
Март | 1 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Наша мама»; - рисуем пальчиками «Мимоза для мамы» | Развивать мелкую моторику рук, внимание, координацию пальцев рук, воспитание заботы о близких | Резиновые мячики, краски, картон |
2 неделя - массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем фасоль); - пальчиковая гимнастика «Стираем платочки»; - игра «Развесь белье на веревку» (закрепляем разноцветные платочки прищепками) | Способствовать развитию тонко координированных движений рук, различение цвета | Пальчиковые бассейны, фасоль, бельевая веревка, цветные платочки, прищепки |
| 3 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Замок»; - аппликация из рваной бумаги «Тучки» | Развитие мелкой моторики пальцев рук и творческих способностей детей через нетрадиционные методы аппликации | Картон, клей, салфетки |
| 4 неделя - массаж пальчиков – катание деревянных палочек по столу; - пальчиковая гимнастика «Лодочка»; - выкладывание из палочек геометрических фигур | Развивать координацию пальцев рук; развивать внимание, воображение | Деревянные палочки, разноцветные счетные палочки |
Апрель | 1 неделя - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот»; - мягкие пазлы 2 неделя - массаж пальчиков карандашами; - пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»; - лепка «Пластилиновые дорожки» 3 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Две веселые лягушки»; - игра «Геометрическая мозаика» 4 неделя - массаж пальчиков мячиком-ёжиком; - пальчиковая гимнастика «Пальцы в гости приходили»; - игра «В гости к Винни-Пуху» | Способствовать развитию внимания, четкости координации движений пальцев, пространственного мышления | Грецкие орехи, мягкие пазлы Карандаши, картон, пластилин Резиновые мячики, мозаика |
Май | 1 неделя - массаж пальчиков (поглаживание пальцев в разных направлениях); - пальчиковая гимнастика «Дарики-дарики вились-вились комарики»; - штриховка «Животные» 2 неделя - массаж пальчиков грецкими орехами; - пальчиковая гимнастика «Улитка»; - игра «Капельки» (капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки) 3 неделя - массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем на резиновый мяч с силой); - пальчиковая гимнастика «Мышка мылом мыла лапку»; - «Бусы для мамы» | Формировать контроль над мышечными ощущениями пальцев Способствовать точной точечной координации рук, развитию мышления Развитие мелкой моторики детей с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов (тесьма, лента, наждачная бумага) Совершенствование движений рук, воспитание усидчивости Совершенствование координации и движений пальцев рук Совершенствование мелкой моторики пальцев, развитие художественного вкуса | Мячики-ёжики Раскраски «Животные», цветные карандаши Грецкие орехи, пипетки, пластиковые бутылочки и стаканчики Резиновые мячики, шнурок, крупные бусины, пуговицы |
III.Организационный раздел
3.1. Учебный план
Месяц | Периодичность проведения занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Продолжительность одного занятия в минутах |
Октябрь | 1 | 4 | 1/10 |
Ноябрь | 1 | 4 | 1/10 |
Декабрь | 1 | 4 | 1/10 |
Январь | 1 | 3 | 1/10 |
Февраль | 1 | 4 | 1/10 |
Март | 1 | 4 | 1/10 |
Апрель | 1 | 4 | 1/10 |
Май | 1 | 3 | 1/10 |
Итого количество занятий в год | 30 |
Кружок организуется с детьми 1-3 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю в игровой форме в режиме дня по подгруппам продолжительностью 10 минут
3.2. Материально-техническое обеспечение реализации Программы
Технические средства обучения | ноутбук – 1 шт. |
Учебно-методические пособия | Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. - М.: Корона Принт, 2008. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010 Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: Дом ХХI век, 2014. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с. Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с. |
Демонстрационный и раздаточный материал | - бусы, шнуровки; - различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, манка) - наборы счетных палочек; - пробки от пластиковых бутылок разного цвета; - трафареты для рисования; - различные виды мозаики, конструкторов; - пазлы; - наборы веревок и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов; -резиновые игрушки; -настольный театр; -бумага, карандаши, пальчиковые краски; -различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, липучки. -массажные мячи, -прищепки бельевые разных цветов |
3.3 Требования к освоению программы
Критерии оценки
- Умение разминать пальцами и ладошками пластилин.
-Умение застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками, шнуровка.
- Игры с конструктором, мозаикой, кубиками, раскладывание и складывание разборных игрушек.
- Конструирование из кубиков домиков, башен и т. п., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
- Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание и поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.
Оценка в баллах:
0 баллов: задание не понимает, действует неадекватно;
1 балл: испытывает трудности;
2 балла: отмечается дифференцированность движений пальцев рук, достаточная координация при отсутствии синхронности движений обеих рук;
3 балла: способен синхронно и точно выполнять движения обеими руками.
Оценочный ключ для фиксации уровня развития мелкой моторики рук:
Уровень: количество баллов
ВЫСОКИЙ (В) - 6 баллов
СРЕДНИЙ (С) - 4-5 баллов
НИЗКИЙ (Н) - до 3 баллов
IV. Список литературы
Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005.
Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранней возраст: учебно-методическая пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.
Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика. - М.: Корона Принт, 2008.
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. - М.: АСТ: Астрель: Владимир: ВКТ, 2010
Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М.: Дом ХХI век, 2014.
Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. XXI век.2010. – 249 с.
Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособия по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2008. – 48 с.