СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА внеурочной деятельности 8 класс «Создай себя»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования (стандарты второго поколения).

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МБОУ Ёлкинская СОШ

Программа «Создай себя » рассчитана на учащихся школы 8 класса.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА внеурочной деятельности 8 класс «Создай себя»»

Багаевский район, хутор Елкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Елкинская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Елкинской СОШ

Приказ от 01 сентября 2017г. № 7

______________ Крамаренко Е.Г.

(подпись)

М П


ПРОГРАММА



внеурочной деятельности

8 класс

«Создай себя»

по плану - 35 часов


Учитель Прилукина Наталья Викторовна1






1.Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения).

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МБОУ Ёлкинская СОШ

Программа «Создай себя » рассчитана на учащихся школы 8 класса.

Основные направления - духовно-нравственное и социальное развитие личности школьника.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является нравственный портрет идеально воспитанного школьника:

  • любящего свой край и свою Родину;

  • уважающего и принимающего ценности семьи и общества;

  • соблюдающего нормы и правила общения;

  • проявляющего уважение и терпимость к чужому мнению;

  • умеющего грамотно разрешать конфликты в общении;

  • любознательного, интересующегося, активно познающего мир;

  • обладающего основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • честного и справедливого;

  • творящего и оберегающего красоту мира;

  • доброжелательного, умеющего слушать и слышать партнера, умеющего высказать свое мнение;

  • выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.



Задачи духовно-нравственного воспитания определены по направлениям, которые образно отражают цели развития духовного мира школьников:



  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях



2. Общая характеристика программы курса «Создай себя »

Занятия по программе курса «Создай себя » помогают расширить представления детей об окружающей мире, формируют навыки нравственного отношения в нем, способствуют психическому саморазвитиюи межличностным отношениям, развивать коммуникативные способности учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике.

Занятия в соответствии с возрастными особенностями учащихся 8 классов – это занятия в форме познавательных и ролевых игр, уроков-путешествий, практических занятий, праздников, викторин, социально значимых акций, экскурсий, тренингов, дискуссий.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Преподавание курса « Создай себя » проводится во второй половине дня. Важность этого курса для учащихся 8 классов подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования нравственно- эстетического воспитания, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.



IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В результате реализации данного направления будут сформированы ценности:

  • умение сделать нравственный выбор;

  • справедливость;

  • милосердие;

  • честь;

  • достоинство;

  • уважение родителей;

  • уважение достоинства другого человека,

  • равноправие, ответственность, любовь и верность;

  • забота о старших и младших;

  • свобода совести и вероисповедания;

  • толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога;

  • духовно-нравственное развитие личности

будут созданы условия для развития способностей, качеств личности, навыков:

  • понимание и принятие базовых национальных российских ценностей;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • умение применять правила поведения в разных ситуациях;

  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • усвоение культурно-этических норм;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;






Формы реализации направления:



Задачи

Формы

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

Учебные инвариантные и вариативные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России, Кубани

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

Уроки этики, игровые программы, позволяющие школьникам

приобретать опыт

ролевого нравственного взаимодействия

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы— овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым.

Игровая деятельность, участие в КТД, приобретение опыта совместной деятельности через все формы взаимодействия в школе.

Воспитание милосердия, заботливого,

бережного, гуманного отношения ко всему

живому.


Благотворительные акции, посильное участие в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.


Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье,

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Семейные праздники, беседы о семье, о родителях и прародителях, выполнение мультимедийных презентаций совместно с родителями (законными

представителями) творческих исследовательских проектов, проведение

других мероприятий, раскрывающих историю семьи,

воспитывающих уважение к старшему поколению,

укрепляющих преемственность между поколениями.




Содержание кружка « Создай себя »


Дата

Наименование разделов


Кол-во часов

По плану

Факт.

1.



Вводная часть

3

1.1




Введение в образовательную программу: «Создай себя »

Общение и его проблемы.

1


1.2



Общие коммуникативные правила, соблюдение которых позволяет нравиться людям.

1

1.3



Вежливость- уважительность, доброжелательность, готовность оказать услугу, внимательность

1

2



Самооценка и самоподача

7

2.1



Положительная самоподача и привлекательность.

2

2.2



Осанка человека

2

2.3



Этикет одежды: хороший вкус, умение одеваться красиво, модно.

2

2.4



Итоговое занятие: разрушение шаблонов повседневного общения.

1

3



Культура речевого общения:

9

3.1



Русский язык - как важнейшее средство сближения народов России

1

3.2



Речевые ошибки, встречающиеся в Северо- Кавказском регионе.

1

3.3



« Я вас слушаю»

1

3.4



Диалог, вступление в беседу и выбор темы.

1

3.5



Монолог на заданную тему/40сек/

1

3.6



Телефонные речевые стереотипы.

2

3.7



Итоговое занятие: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать»

2

4.



Поведенческий этикет

7

4.1



Этикет знакомства

1

4.2



« Поездка в электричке»

1

4.3



Обращение с просьбой

1

4.4



Извинение - словесное искупление проступка.

1

4.5



Прогулка по городу и покупка в магазине подарка

1

4.6



Любезность и предупредительность в гостевом общении

1

4.7



Итоговое занятие

1

5



Культура межличностных отношений:

7

5.1



Деликатность и тактичность -нравственные нормы общения

1

5.2



Отношения знакомства, приятельства, товарищества

1

5.3



Законы дружбы

1

5.4



« И в радости и в печали…»

1

5.5



«Скверная компания»

1

5.6



«Добрые соседи»

1

5.7



Искренность при свечах

1

6



Заключение

« Уверенность и самоуверенность в общении»

1



Итого:

34











Тематическое планированиезанятий кружка « Создай себя »


Наименование разделов/

модулей, тем

Кол-во часов

Кол-во часов

Задачи

дата





Теоретические

Практические


план

факт

1.

Вводная часть

3

2


1




1.1


Введение в образовательную программу: «Создай себя»

Общение и его проблемы.


1


1


-


Ознакомление с рабочей программой кружка « Создай себя», содержание и порядок работы.

6.09


1.2

Общие коммуникативные правила, соблюдение которых позволяет нравиться людям.

1

1


Знакомство с правилами и нормами поведения в обществе

13.09


1.3

Вежливость- уважительность, доброжелательность, готовность оказать услугу, внимательность

1


1

Воспитание милосердия, заботливого,

бережного, гуманного отношения к людям


20.09


2

Самооценка и самоподача

7

3

4




2.1


Положительная самоподача и привлекательность.

2

1

1

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры,

27.09.

4.10


2.2


Осанка человека

2

1

1

Формирование здорового образа жизни

11.10

18.10


2.3


Этикет одежды: хороший вкус, умение одеваться красиво, модно.


2

1

1

Получение первоначального представления об этикете

25.10

1.11


2.4

Итоговое занятие: разрушение шаблонов повседневного общения.

1


1

Обобщение знаний об этикете

8.11


3


Культура речевого общения:

10

3

4




3.1


Русский язык - как важнейшее средство сближения народов России

2

1

1

Формирование традиционных моральных нормах российских народов

15.11

22.11


3.2


Речевые ошибки, встречающиеся в Северо- Кавказском регионе.

1


1

Формирование навыков речевого этикета

29.11


3.3


« Я вас слушаю»

1

1


Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

6.12


3.4

Диалог, вступление в беседу и выбор темы.

1


1

Формирование правил ведения диалога

13.12


3.5


Монолог на заданную тему/40сек/

1


1

Обобщения знаний о роли русского языка в воспитании личности

20.12


3.6

Телефонные речевые стереотипы.

2

1

1

Научить правилам речевого этикета

27.12

10.01


3.7

Итоговое занятие:

« Умей вовремя сказать, вовремя смолчать»

2

1

1

Обобщить знания по нормам и правилам речевого этикета

17.01

24.01


4.

Поведенческий этикет

7

2

5




4.1

Этикет знакомства

1

1


Формирование норм и правил поведения в гостях

31.01


4.2

« Поездка в электричке»

1


1

Воспитание уважения к старшему поколению


7.02


4.3

Обращение с просьбой

1


1

Воспитание вежливости

14.02


4.4

Извинение - словесное искупление проступка.

1

1


Воспитание культуры общения

21.02


4.5

Прогулка по городу и покупка в магазине подарка

1


1

Формирования правил поведения в общественных местах

28.02


4.6

Любезность и предупредительность в гостевом общении

1


1

Воспитание вежливости.

7.03


4.7

Итоговое занятие

1


1

Обобщение знаний о правилах культурного поведения в общественных местах

14.03


5


Культура межличностных отношений:

9

4

5




5.1

Деликатность и тактичность -нравственные нормы общения

1

1


Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе

21.03


5.2

Отношения знакомства, приятельства, товарищества

1


1

Усвоение первоначального опыта

внимательного отношения к сверстникам

28.03


5.3

Законы дружбы

1



овладение навыками вежливого, приветливого,

отношения с товарищами

4.04


5.4

« И в радости и в печали…»

1


1

Воспитание внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым.

11.04


5.5

«Скверная компания»

2

1

1

Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

18.04

25.04


5.6

«Добрые соседи»

1


1

Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье,


2.05


5.7

Искренность при свечах

2

1

1

Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье

16.05


6

Заключение

« Уверенность и самоуверенность в общении»

1

1

1

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы

23.05


Итого:

37

15

22







Багаевский район, хутор Елкин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Елкинская средняя общеобразовательная школа



«Утверждаю»

Директор МБОУ Елкинской СОШ

Приказ от 01 сентября 2017г. № 7

______________ Крамаренко Е.Г.

(подпись)

М П


ПРОГРАММА



внеурочной деятельности

8 класс

«Создай себя»

по плану - 34 часа


Учитель Прилукина Наталья Викторовна1





РАЗДЕЛ 1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета



Ценностные ориентиры учебного курса:



  • Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

  • Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

  • Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

  • Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы— овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым.

  • Воспитание милосердия, заботливого, бережного, гуманного отношения ко всему живому.

  • Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье,

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.




Личностные результаты

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  • Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни

  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

  • Воспитание доброжелательного, умеющего слушать и слышать партнера, умеющего высказать свое мнение;



Метапредметные результаты



п/п

Название раздела

Кол-во часов

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

1

Вводная часть

3




2

Самооценка и самоподача

7




3

Культура речевого общения:

9




4

Поведенческий этикет

7




5

Культура межличностных отношений:

8




6

Заключение « Уверенность и самоуверенность в общении»

1





Итого
















Предметные результаты:



п/п

Название раздела

Кол-во часов

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

1

Вводная часть

3



2

Самооценка и самоподача

7



3

Культура речевого общения:

9



4

Поведенческий этикет

7



5

Культура межличностных отношений:

8



6

Заключение « Уверенность и самоуверенность в общении»

1




Итого





РАЗДЕЛ 2.

Содержание учебного предмета



Содержание обучения:







3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно федеральному базисному учебному плану на внеурочную деятельность «Создай себя» в 8 классе отводится 35 часов из расчета

1 час в неделю. Но в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ Ёлкинской СОШ на 2017-2018 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2017-2018 учебном году( 23.02.2018, 08.03.2018г., 02.05. 2018 г.,09.05.2018 г.) расписанием учебных занятий МБОУ Ёлкинской СОШ в условиях шестидневной рабочей недели для учащихся, данная программа в 2017-2018 уч.году в 8классе будет реализована в объёме 34 часа




IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В результате реализации данного направления будут сформированы ценности:

  • умение сделать нравственный выбор;

  • справедливость;

  • милосердие;

  • честь;

  • достоинство;

  • уважение родителей;

  • уважение достоинства другого человека,

  • равноправие, ответственность, любовь и верность;

  • забота о старших и младших;

  • свобода совести и вероисповедания;

  • толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога;

  • духовно-нравственное развитие личности

будут созданы условия для развития способностей, качеств личности, навыков:

  • понимание и принятие базовых национальных российских ценностей;

  • различение хороших и плохих поступков;

  • умение применять правила поведения в разных ситуациях;

  • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • усвоение культурно-этических норм;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

Формы реализации направления:

Задачи

Формы

Получение представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

Учебные инвариантные и вариативные предметы, беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки и др., отражающие культурные и духовные традиции народов России, Дона

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

Уроки этики, игровые программы, позволяющие школьникам

приобретать опыт

ролевого нравственного взаимодействия

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

Усвоение опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы— овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым.

Игровая деятельность, приобретение опыта совместной деятельности через все формы взаимодействия в школе.

Воспитание милосердия, заботливого,

бережного, гуманного отношения ко всему

живому.

Благотворительные акции, посильное участие в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе.


Получение представлений о нравственных взаимоотношениях в семье,

расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Семейные праздники, беседы о семье, о родителях и прародителях,

проведение других мероприятий, раскрывающих историю семьи,

воспитывающих уважение к старшему поколению,

укрепляющих преемственность между поколениями.













Содержание кружка « Создай себя »


Дата

Наименование разделов


Кол-во часов


По плану

Факт



1.



Вводная часть

3

1.1



Введение в образовательную программу: «Создай себя »Общение и его проблемы.

1

1.2



Общие коммуникативные правила, соблюдение которых позволяет нравиться людям.

1

1.3



Вежливость- уважительность, доброжелательность, готовность оказать услугу, внимательность

1

2



Самооценка и самоподача

7

2.1



Положительная самоподача и привлекательность.

2

2.2



Осанка человека

2

2.3



Этикет одежды: хороший вкус, умение одеваться красиво, модно.

2

2.4



Итоговое занятие: разрушение шаблонов повседневного общения.

1

3



Культура речевого общения:

9

3.1



Русский язык - как важнейшее средство сближения народов России

2

3.2



Речевые ошибки, встречающиеся в регионе.

1

3.3



« Я вас слушаю»

1

3.4



Диалог, вступление в беседу и выбор темы.

1

3.5



Монолог на заданную тему/40сек/

1

3.6



Телефонные речевые стереотипы.

2

3.7



Итоговое занятие: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать»

1

4.



Поведенческий этикет

7

4.1



Этикет знакомства

1

4.2



« Поездка в общественном транспорте»

1

4.3



Обращение с просьбой

1

4.4



Извинение - словесное искупление проступка.

1

4.5



Прогулка по городу и покупка в магазине подарка

1

4.6



Любезность и предупредительность в гостевом общении

1

4.7



Итоговое занятие

1

5



Культура межличностных отношений:

8

5.1



Деликатность и тактичность -нравственные нормы общения

1

5.2



Отношения знакомства, приятельства, товарищества

1

5.3



Законы дружбы

1

5.4



« И в радости и в печали…»

1

5.5



«Скверная компания»

1

5.6



«Добрые соседи»

1

5.7



Искренность при свечах

1

6



Заключение « Уверенность и самоуверенность в общении»

1



Итого:

34




Планируемые результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.







Список литературы:

  1. А.В.Петровский Быть личностью. -М.: Педагогика,1990.

  2. В.А.Сухомлинский Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. Москва « Педагогика» 1989г

  3. А.Гольдникова , Хорошие манеры в рисунках и примерах. Молодая гвардия 1987г

  4. Н.П.Гнатюк Нет предела совершенству..Просвещение1989г.

  5. Г.А Цукерман, Б.М. Мастеров Психология саморазвития. Москва .Интерпракс, 1995.Г.





















Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • тематические общие родительские собрания;

  • участие родителей в работе родительского комитета, управляющего совета школы;


  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов;

  • праздник «Здравствуй, школа!»;

  • Новогодний праздник;

  • праздник «Мама, папа, я — спортивная семья»;

праздников «За честь школы», последнего звонка;

  • участие родителей в смотрах – конкурсах, проводимых в школе;

  • индивидуальные консультации ( психологическая, педагогическая и медицинская помощь);

  • изучение мотивов и потребностей родителей.

Планируемые результаты:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.







Список литературы:

  1. Система регионального художественно- эстетического образования программа по курсу « Культура общения» Краснодар 1997г.

  2. А.В.Петровский Быть личностью. -М.: Педагогика,1990.

  3. В.А.Сухомлинский Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. Москва « Педагогика» 1989г

  4. Педагогический опыт исследования экспериментальных площадок Кубани., Выпуск 6, Краснодар 2001г

  5. А.Гольдникова , Хорошие манеры в рисунках и примерах. Молодая гвардия 1987г

  6. Н.П.Гнатюк Нет предела совершенству..Просвещение1989г.

  7. Г.А Цукерман, Б.М. Мастеров Психология саморазвития. Москва .Интерпракс, 1995.Г.













Программа разработана на основе образовательной программы по конкретному виду деятельности.

Пояснительная записка


Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения).

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МБОУ СОШ№11

Программа курса « Когда ты прав?» рассчитана на учащихся школы 6 класса.

Основные направления - духовно-нравственное и социальное развитие личности школьника.

Цель: воспитание социальной ответственности, уважительного отношения к законам Российской федерации и Краснодарского края.

Содержаниедуховно-нравственного развития и воспитания учащихся отбирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Задачи модуля:

получение знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Краснодарского края;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;

  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и Краснодарского края;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города, малой Родины, своей страны;

  • любовь к школе, своему городу, краю, народу России;

  • уважение к защитникам Отечества;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

  • целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

  • умение различать хорошие и плохие поступки;

  • навыки самостоятельного осмысления социальных явлений.



Ценности:любовь к России, к своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, активная гражданская позиция.

Описание места курса в учебном плане.

Преподавание курса « Когда ты прав.» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для учащихся 5 классов подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования нравственно- эстетического воспитания, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Курс « Когда ты прав » изучается в 5 классе 1 час в неделю.Общий объём учебного времени составляет 37 часа (теоретических -3 , практических - 30) В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, выставки, викторины, конкурсы, дискуссии).

Способами определения результативности программы являются:

выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы, КТД.



Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;

  • формирование гражданского отношения к себе;

  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

  • формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

  • развитие самосовершенствования личности.

  • День Знаний «Помним, гордимся, преумножаем»;

  • День пожилого человека;

  • День Учителя;

  • День матери;

  • урок Доброты, посвященный Декаде инвалидов;

  • благотворительная акция «Цветик-семицветик»;

  • акция милосердия «От сердца – к сердцу»;

  • мероприятия ко Дню защитника Отечества;

  • мероприятия и беседы по ПДД;

  • конкурс юных инспекторов движения, юных пожарных и полицейских;

  • конкурсы агитбригад по социальной ответственности;

  • беседы с обучающимися «Правила поведения в общественных местах», «Как не стать жертвой преступления, мошенничества» и т.д.;

  • вовлечение учащихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.



Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • оформление информационных стендов;

  • тематические общешкольные родительские собрания;

  • участие родителей в работе управляющего совета школы, попечительского совета;

родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • изучение семейных традиций;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

совместные проекты.



В школе создана система социально-направленного и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

Данный модуль способствует формированию универсальных учебных действий в области социальной ответственности и компетентности, формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно-значимой деятельности.

Три уровня результатов



1 уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2 уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом

  • формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

3 уровень - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия


  • способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и правовой среде;

  • логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • применение знаний по обеспечению правовой безопасности;

  • самостоятельность при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.













Содержание кружка « Когда ты прав?»


Наименование разделов/

модулей, тем

Всего час

Кол-во часов

Задачи

Формы занятий


Теоретические

Практические


Методическое обеспечение.

1.

Вводная часть

3

3


0



1.1


Введение в образовательную программу: «Когда ты прав?»

Право и его роль в жизни общества

1


1




Ознакомление с рабочей программой кружка «Когда ты прав? », содержание и порядок работы.

Рассказ с элементами беседы.

1.2

Международно-правовые документы по правам человека. Конвекция о правах ребенка

1

1


Первоначальное представление о правах ребенка и о Конвекции о правах ребенка

беседа

1.3

Нарушение прав человека. Защита прав ребенка.

1

1


Обобщение знаний о правах ребенка.

дискуссия

2

Приобщение к традиционной кубанской казачьей культуре

5


4


1




2.1


История кубанского казачества

2

1

1

Получение первоначального представления о казачестве

Беседа с показом презентации.

2.2


Традиции кубанского казачества

1

1

-

Получения представления о казачьих традициях

Оформление фото материалов о казачестве

2.3


Культура кубанского казачества


1

1


Знакомство с кубанскими поэтами и писателями

Прослушивание казачьих песен

2.4

Край родной навек любимый

1

1


Обобщение знаний о родном крае

Выставка творческих работ учащихся

3


Военно-патриотическое воспитание личности

2

-

2



3.1


Обычаи и традиции русского народа

1


1

Обобщения знаний о роли русского языка в воспитании личности

Участие в праздничном концерте «День пожилого человека»

3.2


Боевые и трудовые свершения русского народа

1


1

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов

Учебные беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, Кубани

3.3


«Подвигу русского народа жить в веках»

2

1

1

Знакомство героями России

литературно-музыкальные композиции,

2.


Основы духовно –нравственного воспитания личности

2

1

1



4.1

Семья – основная ячейка общества. Семья. Родители. Дети.

2

1

1

Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.

Праздничный концерт, мероприятия «День матери.беседы о семье, о родителях и прародителях,


4.2

Статус ребенка в уголовных правоотношениях.

2

1

1



Воспитание милосердия, заботливого,

бережного, гуманного отношения ко всему

живому.


Благотворительные акции (Цветик-семицветик) , посильное участие в оказании помощи нуждающимся,


4.3

Понятие о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Краснодарского края;


6

3

3

Получение первоначального представления о государственной символике.

Рассказ с показом презентации

4.4


Понятие о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;


2

1

1

Получение первоначального представления о законах государства

Беседа

6

Ценностные ориентации личности

2

1

1



6.1


Шкала совестливости

2

1

1

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

тестирование

6.2

Ты и твои поступки. Целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;


8

3

5

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

Беседы участкового инспектора с обучающимися «Правила поведения в общественных местах»,

7


Ты и твоя школа

2

1

1



7.1



Благоустройство школьного двора

2

1

1

организация субботников по благоустройству территории и школы


Участие в субботниках

8

Ты и твои сверстники

2

1

1




Школа вежливости

2


1

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы— овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым.

«Как не стать жертвой преступления, мошенничества» ,беседы инспектора ГИБДД

9

Оформительские, творческие и выставочные работы

4

1

3

Формирование практических навыков оформления и защиты своих творческих работ.

Защита творческих проектов

10

КТД

3

1

2

Формирование коллективных навыков



Итого:

34

17

17





















Тематическое планированиезанятий « Когда ты прав?»


Наименование разделов/

модулей, тем

Кол-во часов

Кол-во часов

Задачи

дата





Теоретические

Практические


план

факт

1.

Вводная часть

3

3


0




1.1


Введение в образовательную программу: «Когда ты прав?»

Право и его роль в жизни общества

1


1




Ознакомление с рабочей программой кружка «Когда ты прав? », содержание и порядок работы.

21.09


1.2

Международно-правовые документы по правам человека. Конвекция о правах ребенка

1

1


Первоначальное представление о правах ребенка , Конвекции о правах ребенка

28.09


1.3

Нарушение прав человека. Защита прав ребенка.

1

1


Обобщение знаний о правах ребенка.

05.10


2

Основы духовно –нравственного воспитания личности

5


4


1





2.1


Семья – основная ячейка общества. Семья. Родители. Дети.

2

1

1

Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, расширение опыта позитивного взаимодействия в семье.


12.10

19.10


2.2


Статус ребенка в уголовных правоотношениях.

1

1

-

Воспитание милосердия, заботливого,

бережного, гуманного отношения ко всему

живому.


26.10



2.3


Понятие о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Краснодарского края;


1

1


Получение первоначального представления о государственной символике.

2.11


2.4

Понятие о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;


1

1


Получение первоначального представления о законах государства


16.11


3


Ценностные ориентации личности

2

-

2




3.1


Шкала совестливости

1


1

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

23.11



3.2


Ты и твои поступки. Целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;


1


1

Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

30.11


4

Ты и твои сверстники

2

1

1




4.1

Школа вежливости

2

1

1

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы— овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым.

7.12

14.12


5

Ты и твоя школа

2

1

1




5.1

Благоустройство класса, коридоров школы, библиотеки к новогодним праздникам

Рождественские праздники

2

1

1



организация субботников по благоустройству территории школы к новогодним праздникам

Создание проекта « Рождество в школе »



21.21

28.12




6.

Военно-патриотическое воспитание личности

6

3

3




6.1

Обычаи и традиции русского народа

2

1

1

Обобщения знаний о роли русского языка в воспитании личности

11.01


6.2

Боевые и трудовые свершения русского народа

2

1

1

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов.

Юные герои -антифашисты


18.01

25.01





6.3


«Подвигу русского народа жить в веках»

2

1

1

Знакомство героями России

Знакомство с городами героями

01.02

08.02


7

Приобщение к традиционной кубанской казачьей культуре

8

3

5




7.1

История кубанского казачества

2

1

1

Получение первоначального представления о казачестве

15.02

22.02


7.2

Традиции кубанского казачества

2

1

1

Получения представления о казачьих традициях

1.03

8.03


7.3

Культура кубанского казачества


2

1

1

Знакомство с кубанскими поэтами Знакомство с кубанскими писателями

15.03

22.03



7.4

Край родной навек любимый

2

1

1

Обобщение знаний о родном крае


29.03

5.04


8

Оформительские, творческие и выставочные работы

3

1

2

Формирование практических навыков оформления и защиты своих творческих работ.

12.04

19.04

26.04

3.05



9

КТД

3

1

2

Формирование коллективных навыков

10.05

17.05

24.05



Итого:

34

17

17















Литература:

1.Элективный курс практического права « Детский правозащитный университет» .Методическое пособие .Москва « Глобус» ,2007г.

2.Всеобщая декларация о правах человека ( в сокращенном изложении)

3.Гражданский кодекс Российской Федерации.

4.Конвекция о правах ребенка.

5.Конституция Российской Федерации.