Программа внеурочной деятельности 9 класс

Категория: Биология

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности 9 класс»


Муниципальное бюджетное нетиповое

общеобразовательное учреждение «Гимназия №62»

МБ НОУ «Гимназия №62»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБ НОУ «Гимназия №62»

О.В. Занина_________________

Приказ №

от «02» сентября 2019 г.



Программа рекомендована к работе педагогическим советом

Протокол №1 от .08.2019 г.



Программа обсуждена и согласована на заседании МО

Протокол №1 от .08.2019 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В мире биологических профессий»

9 класс









Составитель:

Кудрина Е.С.,

учитель биологии









Новокузнецк, 2019

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«В мире биологических профессий»


Реализация программы внеурочной деятельности «В мире биологических профессий» в основной школе направлено на достижение следующих результатов.

Личностные:

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, способности довести до конца начатое дело на примере завершённых творческих учебных проектов;

  • развитие опыта участия в социально значимых проектах, повышение уровня самооценки, благодаря реализованным проектам;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информационных технологий;

  • формирование осознанного позитивного отношения к другому человеку, его мнению, результату его деятельности;

  • формирования интереса к современным профессиям, связанным с биологическими знаниями, расширения области знаний по биологии.

Метапредметные:

- регулятивные:

  • знание основных алгоритмов решения задач профессиональной направленности;

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале самостоятельно или в сотрудничестве с учителем;

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату работы;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

- познавательные:

  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-исследовательских и проектных работ;

  • умение выстраивать логическую цепь рассуждений, включающую установление причинно-следственных связей, выявляемых в ходе исследования;


- коммуникативные:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Предметные:

  • овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для самоопределения в профильном обучении, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для биологической деятельности;

  • повышение уровня информированности учащихся о профессиях, связанных с биологией;

  • повышение интереса учащихся к выбору профессий, связанных с биологией;

  • создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для биологической деятельности;

Уровни результатов работы по программе.

Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской работы, умении поэтапно решать исследовательские задачи.

Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение учащихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется в самостоятельном выборе алгоритма решений задач, связанных с профессиональной деятельностью, тем исследований, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации, оформлении и использовании интересующей информации.

Третий уровень результатов предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта; опыта планирования трудовой деятельности, организации и контроля деятельности окружающих, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования, стремление к самосовершенствованию и решению задач высокого уровня сложности.

Основной процедурой итоговой оценки является защита исследовательских работ и презентаций.

Результаты исследовательской деятельности могут быть представлены в виде презентации, реферата, отчета или творческой работы в виде стихотворного произведения, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференциях, фестивалях и т.д.

Содержание курса внеурочной деятельности «В мире биологических профессий» с указанием форм организации и видов деятельности

  1. Подготовительный этап

Диагностика профессиональных качеств. В мире биологических профессий. Профессии биологического профиля и применение биологических знаний в других профессиях, составление списка профессий. Условия труда. Пути получения профессии. Качества, черт характера, необходимые для этих профессий. Их значение в современном мире.

Форма организации и вид деятельности: групповая, индивидуальная; самодиагностика.

  1. Практический этап

Медицина и биология

Введение в медицинские профессии и профессиональные требования к ним. Познакомить с профессиями младшего и среднего медицинского персонала (медсестра различного профиля, лаборант, фельдшер), врачами различного профиля (терапевт, педиатр, хирург, онколог, отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог, травматолог, диетолог, косметолог и другие), а также с представителями медицинской науки (генетиками, геронтологом и другими). Косметология – область медицины, изучающая эстетические проблемы организма человека, их этиологии, проявления и методы коррекции. Косметика Египта. Использование косметических средств древними греками. «Косметы» Древнего Рима. Широкое распространение косметики в эпоху Возрождения. Искусство косметики Франции, европейских государств, России. Типы косметологии. Фармакология – медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм. Фармацевт. Компетенции судебно-медицинского эксперта.

Практическая работа «Приёмы оказания первой помощи».

Практическая работа «Определение типа кожи лица и основных приёмов ухода за ней».

Микробиология

Особенности профессии микробиолога.

Практическая работа «Приёмы работы с микроскопом».

Биотехнология

Функциональные обязанности биотехнолога. Биотехнолог пищевой промышленности. Здоровое питание. Вещества и продукты. Бытовая химия. Пестициды. Нитраты и нитриты. Предельно допустимая концентрация. Признаки повышенного содержания нитратов в овощах. Способы кулинарной обработки, позволяющие уменьшить содержание нитратов в пищевых продуктах. Биотехнология в нефтяной, газовой и геолого-минералогической отраслях.

Генетика

Описание деятельности генетика. Генная инженерия. Достижение современной иммунологии – гибридомы, способы получения моноклональных антител, их использование для диагностики инфекционных болезней, инфаркта, выявление метастаз рака и т.д. Моноклональные антитела гибридом и революция в пересадке органов от человека к человеку, перспектива их использование при пересадке человеку органов от животных другого вида. Болезни, которые наследуются от родителей: генетические дефекты, мутации, (серповидноклеточная анемия, гемофилия и др.).

Практическая работа «Составление генеалогического древа семьи по выбранному признаку».

Биология в педагогической деятельности

Биологические знания в профессиях учителей начальной школы, музыки, физической культуры, ОБЖ, географии, химии, биологии, физики. Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя и воспитателей различных образовательных учреждений.

Психология

Характеристика профессии психолог. Темперамент – совокупность психологических особенностей человека, которая обусловлена типом его высшей нервной деятельности. Особенности типов темперамента. Встреча с психологом.

Практическая работа «Определение типа темперамента».

Практическая работа «Диагностики коммуникативных и организаторских способностей».

Профессии, связанные с животными

Специалисты по уходу за животными (ветеринар, зоопсихолог, грумер, аквариумист). Специалисты по поведению животных (кинолог, дрессировщик). Анималотерапия или зоотерапия.

Профессии, связанные с растениями

Профессии, связанные с сельским хозяйством (агроном, почвовед). Основы селекционной работы. Теоретические основы выращивания садовых растений. Профессии, связанные с лесным хозяйством Лесное сообщество, взаимодействие климата и лесной растительности. Лесничий, лесник, лесопатолог, лесодендролог.

Архитектура, инженерия и биология

Ландшафтный дизайнер – учёный, художник или экономист? Профессия цветовод-декоратор. Особенности ландшафта. Растения, используемые в ландшафтном дизайне. Практическая работа «Моделирование цветочной клумбы». Комнатное цветоводство – секреты успеха. Выращивание рассады. Практическая работа «Вегетативное размножение комнатного растения».

Экология

Эколог – профессия будущего. Главные требования к экологу.

Форма организации и вид деятельности: групповая, в паре, индивидуальная; практикум, исследование, анализ ситуационных задач, создание аргументов на заданную тему, составление плана выступления.

  1. Рефлексивно-коррекционный этап

Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы.

Форма организации и вид деятельности: индивидуальная, самодиагностика.

  1. Защита и презентация проекта

Форма организации и вид деятельности: индивидуальная, защита проектов.


Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество

часов

1

Подготовительный этап

2

2

Практический этап

29

2.1

Биология и медицина

8

2.2

Микробиология

2

2.3

Биотехнология

2

2.4

Генетика

3

2.5

Биология в педагогической деятельности

2

2.6

Психология

2

2.7

Профессии, связанные с животными

3

2.8

Профессии, связанные с растениями

2

2.9

Архитектура, инженерия и биология

4

2.10

Экология

1

3

Рефлексивно-коррекционный этап

1

4

Защита и презентация проектов

2


Итого

34


Календарно-тематическое планирование


Дата № п/п Тема урока Метапредметные умения и навыки Основные понятия и термины Предметные умения и навыки Контроль

1. Подготовительный этап (2 часа)

03.09

1

Диагностика профессиональных качеств

Планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности. Владение основами самооценки

Профессия, типы

профессий

Характеризовать различные типы биологических профессий

Тест

10.09

2

В мире биологических профессий

Контролировать процесс и результат деятельности

Биологические профессии

Характеризовать различные типы биологических профессий

Устный опрос

17.092. Практический этап (29 часов)

2.1. Медицина и биология (8 часов)

17.09

3

Введение в медицинские профессии

Умение осуществлять сравнение и классификацию

Медицинские

профессии

Называть и характеризовать различные медицин-ские профессии

Устный опрос

24.09

4

Особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей

Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Врачи различных специальностей

Называть и характеризовать профессиональные требования к врачам

Устный опрос

01.10

5

Особенности профессиональной деятельности младшего и среднего медицинского персонала

Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Младший и средний медицинский

персонал

Называть и характеризовать профессиональные требования к медицинскому персоналу

Устный опрос

08.10

6

Практическая работа «Приёмы оказания первой помощи»

Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты; организовывать учебное взаимодействие

Первая

помощь

Изучить приёмы оказания первой помощи. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы



Практический (практическая

работа)

15.10

7

Эстетическая и медицинская косметология

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу; организовывать учебное взаимодействие

Эстетическая и медицинская косметология

Характеризовать типы косметологии

Устный опрос, творческая работа

22.10

8

Практическая работа «Определение типа кожи лица и основных приёмов ухода за ней»

Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты; организовывать учебное взаимодействие

Типы кожи

Изучить типы кожи лица и основные приёмы ухода за ней. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы



Практический (практическая

работа)

05.11.

9

Фармацевт – профессия грамотных и ответственных

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу; организовывать учебное взаимодействие

Фармацевт, провизор

Характеризовать обязанности, квалификацию фармацевта

Устный опрос, творческая работа

12.11

10

Компетенции судебно-медицинского эксперта

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу

Судебно-медицинский

эксперт

Характеризовать компетенции судебно-медицин-ского эксперта

Устный опрос, творческая работа

2.2. Микробиология (2 часа)

19.11

11

Особенности профессии микробиолога

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу; организовывать учебное взаимодействие

Микробиолог

Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии микробиолога

Устный опрос, творческая работа

26.11

12

Практическая работа «Приёмы работы с микроскопом»

Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты; организовывать учебное взаимодействие

Микроскоп, микропрепарат

Соблюдать правила работы в каби-нете, обращения с лабораторным оборудованием

Практический (практическая

работа)

2.3. Биотехнология (2 часа)


13

Функциональные обязанности биотехнолога

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу; организовывать учебное взаимодействие

Биотехнолог

Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии биотехнолога

Устный опрос, творческая работа


14

Биотехнология в нефтяной, газовой и геолого-минералогической отраслях

Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу

Биотехнология

Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии биотехнолога

Устный опрос, творческая работа

2.4. Генетика (3 часа)


15

Генная инженерия. Достижения современной иммунологии

Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу

Генная инженерия, иммуно-логия

Характеризовать достижения генной инженерии, современной им-мунологии

Устный опрос, творческая работа


16

Описание деятельности генетика

Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу

Генетик

Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии генетика

Устный опрос, творческая работа


17

Практическая работа «Составление генеалогического древа семьи по выбранному признаку»

Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты

Генеалогическое

древо

Составлять генеалогическое древо. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы

Практический (практическая

работа)

2.5. Биология в педагогической деятельности (2 часа)


18

Биологические знания в профессиях учителей

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение планировать пути достижения целей под руководством учителя; умение организовывать учебное сотрудничество

Учитель

Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии учителя

Устный опрос, творческая работа


19

Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Классный руководитель

Приводить примеры применения знаний биологии в воспитательной работе

Устный опрос

2.6. Психология (2 часа)


20

Характеристика профессии психолог

Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу

Психолог

Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии психолога

Устный опрос, творческая работа


21

Темперамент – совокупность психологических особенностей человека. Практическая работа «Определение типа темперамента»

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Типы темперамента

Характеризовать и определять типы темперамента

Письменный опрос

2.7. Профессии, связанные с животными (3 часа)


22

Специалисты по уходу за животными


Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Ветеринар, зоопсихолог, грумер, аквариумист


Характеризовать основы деятельности специалистов по уходу за животными

Устный опрос, творческая работа


23

Специалисты по поведению животных

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Кинолог, дрессировщик

Характеризовать основы деятельно-сти специалистов по поведению животных

Устный опрос, творческая работа


24

Анималотерапия

Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу

Фелинотерапия, канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия

Характеризовать основы деятельно-сти специалистов по анималотерапии

Устный опрос, творческая работа

2.8. Профессии, связанные с растениями (2 часа)


25

Профессии, связанные с сельским хозяйством

Осуществлять поиск не-обходимой информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной литературы

Агроном, почвовед

Характеризовать профессии, связанные с сельским хозяйством

Устный опрос, творческая работа


26

Профессии, связанные с лесным хозяйством

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Лесничий, лесник, лесопатолог, лесодендролог

Характеризовать профессии, свя-занные с лесным хозяйством

Устный опрос, творческая работа

2.9. Архитектура, инженерия и биология (4 часа)


27

Ландшафтный дизайнер – учёный, художник или экономист?

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

Ландшафтный дизайнер

Изучить основные требования к ланд-шафтному дизайнеру

Устный опрос


28

Практическая работа «Моделирование цветочной клумбы»

Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты

Цветочная клумба

Изучить основы моделирования цветочной клумбы

Практический (практическая

работа)


29

Комнатное цветоводство – секреты успеха

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Комнатное цветоводство

Изучить особенности комнатного цветоводства

Устный опрос


30

Практическая работа «Вегетативное размножение комнатного растения»

Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты

Вегетативное размножение

Изучить способы вегетативного размножения растений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы

Практический (практическая

работа)

2.10. Экология (1 час)


31

Эколог – профессия будущего

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий


Эколог

Характеризовать профессию эколога

Устный опрос, творческая работа

2. Рефлексивно-коррекционный этап (1 час)


32

Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы. Рефлексия

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение


Технологическая карта профессиональной пробы

Умение проводить самооценку своей деятельности

Технологическая карта профес-сии

3. Защита и презентация проектов (2 часа)


33


Защита и презентация проектов


Формировать умение представлять результат своей деятельности

Проект

Умение проводить самооценку своей деятельности

Проект


34


Защита и презентация проектов


Формировать умение представлять результат своей деятельности

Проект

Умение проводить самооценку своей деятельности

Проект



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей