| Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №62» МБ НОУ «Гимназия №62» |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБ НОУ «Гимназия №62» О.В. Занина_________________ Приказ № от «02» сентября 2019 г. | | Программа рекомендована к работе педагогическим советом Протокол №1 от .08.2019 г. |
| | Программа обсуждена и согласована на заседании МО Протокол №1 от .08.2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В мире биологических профессий»
9 класс
| Составитель: Кудрина Е.С., учитель биологии |
Новокузнецк, 2019
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«В мире биологических профессий»
Реализация программы внеурочной деятельности «В мире биологических профессий» в основной школе направлено на достижение следующих результатов.
Личностные:
осознание потребности и готовности к самообразованию, способности довести до конца начатое дело на примере завершённых творческих учебных проектов;
развитие опыта участия в социально значимых проектах, повышение уровня самооценки, благодаря реализованным проектам;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информационных технологий;
формирование осознанного позитивного отношения к другому человеку, его мнению, результату его деятельности;
формирования интереса к современным профессиям, связанным с биологическими знаниями, расширения области знаний по биологии.
Метапредметные:
- регулятивные:
знание основных алгоритмов решения задач профессиональной направленности;
умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале самостоятельно или в сотрудничестве с учителем;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату работы;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
- познавательные:
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-исследовательских и проектных работ;
умение выстраивать логическую цепь рассуждений, включающую установление причинно-следственных связей, выявляемых в ходе исследования;
- коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
Предметные:
овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для самоопределения в профильном обучении, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для биологической деятельности;
повышение уровня информированности учащихся о профессиях, связанных с биологией;
повышение интереса учащихся к выбору профессий, связанных с биологией;
создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для биологической деятельности;
Уровни результатов работы по программе.
Первый уровень результатов предполагает приобретение учащимися новых знаний, опыта решения практических задач по различным направлениям в профессиональной деятельности. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской работы, умении поэтапно решать исследовательские задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение учащихся к образованию и самообразованию. Результат проявляется в самостоятельном выборе алгоритма решений задач, связанных с профессиональной деятельностью, тем исследований, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации, оформлении и использовании интересующей информации.
Третий уровень результатов предполагает получение учащимися самостоятельного социального опыта; опыта планирования трудовой деятельности, организации и контроля деятельности окружающих, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профессионального образования, стремление к самосовершенствованию и решению задач высокого уровня сложности.
Основной процедурой итоговой оценки является защита исследовательских работ и презентаций.
Результаты исследовательской деятельности могут быть представлены в виде презентации, реферата, отчета или творческой работы в виде стихотворного произведения, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, конференциях, фестивалях и т.д.
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире биологических профессий» с указанием форм организации и видов деятельности
Подготовительный этап
Диагностика профессиональных качеств. В мире биологических профессий. Профессии биологического профиля и применение биологических знаний в других профессиях, составление списка профессий. Условия труда. Пути получения профессии. Качества, черт характера, необходимые для этих профессий. Их значение в современном мире.
Форма организации и вид деятельности: групповая, индивидуальная; самодиагностика.
Практический этап
Медицина и биология
Введение в медицинские профессии и профессиональные требования к ним. Познакомить с профессиями младшего и среднего медицинского персонала (медсестра различного профиля, лаборант, фельдшер), врачами различного профиля (терапевт, педиатр, хирург, онколог, отоларинголог, эндокринолог, невропатолог, офтальмолог, травматолог, диетолог, косметолог и другие), а также с представителями медицинской науки (генетиками, геронтологом и другими). Косметология – область медицины, изучающая эстетические проблемы организма человека, их этиологии, проявления и методы коррекции. Косметика Египта. Использование косметических средств древними греками. «Косметы» Древнего Рима. Широкое распространение косметики в эпоху Возрождения. Искусство косметики Франции, европейских государств, России. Типы косметологии. Фармакология – медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм. Фармацевт. Компетенции судебно-медицинского эксперта.
Практическая работа «Приёмы оказания первой помощи».
Практическая работа «Определение типа кожи лица и основных приёмов ухода за ней».
Микробиология
Особенности профессии микробиолога.
Практическая работа «Приёмы работы с микроскопом».
Биотехнология
Функциональные обязанности биотехнолога. Биотехнолог пищевой промышленности. Здоровое питание. Вещества и продукты. Бытовая химия. Пестициды. Нитраты и нитриты. Предельно допустимая концентрация. Признаки повышенного содержания нитратов в овощах. Способы кулинарной обработки, позволяющие уменьшить содержание нитратов в пищевых продуктах. Биотехнология в нефтяной, газовой и геолого-минералогической отраслях.
Генетика
Описание деятельности генетика. Генная инженерия. Достижение современной иммунологии – гибридомы, способы получения моноклональных антител, их использование для диагностики инфекционных болезней, инфаркта, выявление метастаз рака и т.д. Моноклональные антитела гибридом и революция в пересадке органов от человека к человеку, перспектива их использование при пересадке человеку органов от животных другого вида. Болезни, которые наследуются от родителей: генетические дефекты, мутации, (серповидноклеточная анемия, гемофилия и др.).
Практическая работа «Составление генеалогического древа семьи по выбранному признаку».
Биология в педагогической деятельности
Биологические знания в профессиях учителей начальной школы, музыки, физической культуры, ОБЖ, географии, химии, биологии, физики. Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя и воспитателей различных образовательных учреждений.
Психология
Характеристика профессии психолог. Темперамент – совокупность психологических особенностей человека, которая обусловлена типом его высшей нервной деятельности. Особенности типов темперамента. Встреча с психологом.
Практическая работа «Определение типа темперамента».
Практическая работа «Диагностики коммуникативных и организаторских способностей».
Профессии, связанные с животными
Специалисты по уходу за животными (ветеринар, зоопсихолог, грумер, аквариумист). Специалисты по поведению животных (кинолог, дрессировщик). Анималотерапия или зоотерапия.
Профессии, связанные с растениями
Профессии, связанные с сельским хозяйством (агроном, почвовед). Основы селекционной работы. Теоретические основы выращивания садовых растений. Профессии, связанные с лесным хозяйством Лесное сообщество, взаимодействие климата и лесной растительности. Лесничий, лесник, лесопатолог, лесодендролог.
Архитектура, инженерия и биология
Ландшафтный дизайнер – учёный, художник или экономист? Профессия цветовод-декоратор. Особенности ландшафта. Растения, используемые в ландшафтном дизайне. Практическая работа «Моделирование цветочной клумбы». Комнатное цветоводство – секреты успеха. Выращивание рассады. Практическая работа «Вегетативное размножение комнатного растения».
Экология
Эколог – профессия будущего. Главные требования к экологу.
Форма организации и вид деятельности: групповая, в паре, индивидуальная; практикум, исследование, анализ ситуационных задач, создание аргументов на заданную тему, составление плана выступления.
Рефлексивно-коррекционный этап
Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы.
Форма организации и вид деятельности: индивидуальная, самодиагностика.
Защита и презентация проекта
Форма организации и вид деятельности: индивидуальная, защита проектов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Подготовительный этап | 2 |
2 | Практический этап | 29 |
2.1 | Биология и медицина | 8 |
2.2 | Микробиология | 2 |
2.3 | Биотехнология | 2 |
2.4 | Генетика | 3 |
2.5 | Биология в педагогической деятельности | 2 |
2.6 | Психология | 2 |
2.7 | Профессии, связанные с животными | 3 |
2.8 | Профессии, связанные с растениями | 2 |
2.9 | Архитектура, инженерия и биология | 4 |
2.10 | Экология | 1 |
3 | Рефлексивно-коррекционный этап | 1 |
4 | Защита и презентация проектов | 2 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Дата | № п/п | Тема урока | Метапредметные умения и навыки | Основные понятия и термины | Предметные умения и навыки | Контроль |
1. Подготовительный этап (2 часа) |
03.09 | 1 | Диагностика профессиональных качеств | Планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат своей деятельности. Владение основами самооценки | Профессия, типы профессий | Характеризовать различные типы биологических профессий | Тест |
10.09 | 2 | В мире биологических профессий | Контролировать процесс и результат деятельности | Биологические профессии | Характеризовать различные типы биологических профессий | Устный опрос |
17.092. Практический этап (29 часов) |
2.1. Медицина и биология (8 часов) |
17.09 | 3 | Введение в медицинские профессии | Умение осуществлять сравнение и классификацию | Медицинские профессии | Называть и характеризовать различные медицин-ские профессии | Устный опрос |
24.09 | 4 | Особенности профессиональной деятельности врачей различных специальностей | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Врачи различных специальностей | Называть и характеризовать профессиональные требования к врачам | Устный опрос |
01.10 | 5 | Особенности профессиональной деятельности младшего и среднего медицинского персонала | Умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Младший и средний медицинский персонал | Называть и характеризовать профессиональные требования к медицинскому персоналу | Устный опрос |
08.10 | 6 | Практическая работа «Приёмы оказания первой помощи» | Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты; организовывать учебное взаимодействие | Первая помощь | Изучить приёмы оказания первой помощи. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы | Практический (практическая работа) |
15.10 | 7 | Эстетическая и медицинская косметология | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу; организовывать учебное взаимодействие | Эстетическая и медицинская косметология | Характеризовать типы косметологии | Устный опрос, творческая работа |
22.10 | 8 | Практическая работа «Определение типа кожи лица и основных приёмов ухода за ней» | Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты; организовывать учебное взаимодействие | Типы кожи | Изучить типы кожи лица и основные приёмы ухода за ней. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы | Практический (практическая работа) |
05.11. | 9 | Фармацевт – профессия грамотных и ответственных | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу; организовывать учебное взаимодействие | Фармацевт, провизор | Характеризовать обязанности, квалификацию фармацевта | Устный опрос, творческая работа |
12.11 | 10 | Компетенции судебно-медицинского эксперта | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу | Судебно-медицинский эксперт | Характеризовать компетенции судебно-медицин-ского эксперта | Устный опрос, творческая работа |
2.2. Микробиология (2 часа) |
19.11 | 11 | Особенности профессии микробиолога | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу; организовывать учебное взаимодействие | Микробиолог | Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии микробиолога | Устный опрос, творческая работа |
26.11 | 12 | Практическая работа «Приёмы работы с микроскопом» | Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты; организовывать учебное взаимодействие | Микроскоп, микропрепарат | Соблюдать правила работы в каби-нете, обращения с лабораторным оборудованием | Практический (практическая работа) |
2.3. Биотехнология (2 часа) |
| 13 | Функциональные обязанности биотехнолога | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу; организовывать учебное взаимодействие | Биотехнолог | Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии биотехнолога | Устный опрос, творческая работа |
| 14 | Биотехнология в нефтяной, газовой и геолого-минералогической отраслях | Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу | Биотехнология | Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии биотехнолога | Устный опрос, творческая работа |
2.4. Генетика (3 часа) |
| 15 | Генная инженерия. Достижения современной иммунологии | Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу | Генная инженерия, иммуно-логия | Характеризовать достижения генной инженерии, современной им-мунологии | Устный опрос, творческая работа |
| 16 | Описание деятельности генетика | Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу | Генетик | Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии генетика | Устный опрос, творческая работа |
| 17 | Практическая работа «Составление генеалогического древа семьи по выбранному признаку» | Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты | Генеалогическое древо | Составлять генеалогическое древо. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы | Практический (практическая работа) |
2.5. Биология в педагогической деятельности (2 часа) |
| 18 | Биологические знания в профессиях учителей | Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение планировать пути достижения целей под руководством учителя; умение организовывать учебное сотрудничество | Учитель | Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии учителя | Устный опрос, творческая работа |
| 19 | Применения знаний биологии в процессе воспитательной работы классного руководителя | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Классный руководитель | Приводить примеры применения знаний биологии в воспитательной работе | Устный опрос |
2.6. Психология (2 часа) |
| 20 | Характеристика профессии психолог | Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу | Психолог | Находить в Интернете дополни-тельную информацию о профессии психолога | Устный опрос, творческая работа |
| 21 | Темперамент – совокупность психологических особенностей человека. Практическая работа «Определение типа темперамента» | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Типы темперамента | Характеризовать и определять типы темперамента | Письменный опрос |
2.7. Профессии, связанные с животными (3 часа) |
| 22 | Специалисты по уходу за животными | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Ветеринар, зоопсихолог, грумер, аквариумист | Характеризовать основы деятельности специалистов по уходу за животными | Устный опрос, творческая работа |
| 23 | Специалисты по поведению животных | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Кинолог, дрессировщик | Характеризовать основы деятельно-сти специалистов по поведению животных | Устный опрос, творческая работа |
| 24 | Анималотерапия | Умение вести самостоя-тельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохране-ние, передачу | Фелинотерапия, канистерапия, иппотерапия, дельфинотерапия | Характеризовать основы деятельно-сти специалистов по анималотерапии | Устный опрос, творческая работа |
2.8. Профессии, связанные с растениями (2 часа) |
| 25 | Профессии, связанные с сельским хозяйством | Осуществлять поиск не-обходимой информации для выполнения учебных заданий с использовани-ем учебной литературы | Агроном, почвовед | Характеризовать профессии, связанные с сельским хозяйством | Устный опрос, творческая работа |
| 26 | Профессии, связанные с лесным хозяйством | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Лесничий, лесник, лесопатолог, лесодендролог | Характеризовать профессии, свя-занные с лесным хозяйством | Устный опрос, творческая работа |
2.9. Архитектура, инженерия и биология (4 часа) |
| 27 | Ландшафтный дизайнер – учёный, художник или экономист? | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Ландшафтный дизайнер | Изучить основные требования к ланд-шафтному дизайнеру | Устный опрос |
| 28 | Практическая работа «Моделирование цветочной клумбы» | Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты | Цветочная клумба | Изучить основы моделирования цветочной клумбы | Практический (практическая работа) |
| 29 | Комнатное цветоводство – секреты успеха | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Комнатное цветоводство | Изучить особенности комнатного цветоводства | Устный опрос |
| 30 | Практическая работа «Вегетативное размножение комнатного растения» | Умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты | Вегетативное размножение | Изучить способы вегетативного размножения растений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы | Практический (практическая работа) |
2.10. Экология (1 час) |
| 31 | Эколог – профессия будущего | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Эколог | Характеризовать профессию эколога | Устный опрос, творческая работа |
2. Рефлексивно-коррекционный этап (1 час) |
| 32 | Самооценка выполнения профессиональной пробы. Заполнение технологической карты профессиональной пробы. Рефлексия | Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение | Технологическая карта профессиональной пробы | Умение проводить самооценку своей деятельности | Технологическая карта профес-сии |
3. Защита и презентация проектов (2 часа) |
| 33 | Защита и презентация проектов | Формировать умение представлять результат своей деятельности | Проект | Умение проводить самооценку своей деятельности | Проект |
| 34 | Защита и презентация проектов | Формировать умение представлять результат своей деятельности | Проект | Умение проводить самооценку своей деятельности | Проект |