1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Конституция РФ
- Конвенция «О правах ребенка»
- Государственный образовательный стандарт
- учебный план и учебные программы школы
- Правила дорожного движения
- Устав образовательного учреждения
Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проб-лем. В последние годы в России наблюдается значительное число детей и подрост-ков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных учреждений в данном направлении.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи программы:
-формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;
-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
-обучение школьников ПДД;
-обеспечение гармоничного ,эстетического и физического воспитания
- развитие творческих способностей;
-формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций ;
-привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице ;
Отличительными особенностями данной программы следует считать непрерывность обучения младших школьников правильным действиям на улицах и дорогах в течение всего периода обучения в начальной школе; взаимодействие с социальной средой, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов каждый год обучения разделён на 3 блока:
Улица полна неожиданностей
Наши верные друзья
Это должны знать все
В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дороге.
Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.
блоке учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.
Программа построена по принципу нарастания объёма изученного материала . Педагог должен обращать внимание обучающихся на то, что безоговорочное выполнение ПДД- это условие сохранения жизни себе и окружающим.
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги.
Особое внимание в воспитательном процессе следует уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
тематические занятия
практические занятия в «городках безопасности»
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
В процессе обучения правилам дорожного движения не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил дорожного движения лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Если педагог использует анализ дорожного проис-шествия, то он должен быть всесторонним и глубоким. Надо проанализровать, почему совершено нарушение Правил дорожного движения, подвести учщися к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Основные методы проведения занятий :
Словесные:
устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;
Наглядные:
показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;
Практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Контингент обучающихся : дети младшего школьного возраста 7-10 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 года.
1класс - 33часа; 2 класс-34часа.;3 класс-34часа ; 4 класс-34 часа.
Итого-135 часов.
Ожидаемые результаты освоения курса
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Учащиеся должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС (9 Ч)
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
| Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | Просмотр видеоролика Беседа | |
| Безопасность на улице Наш город, где мы живём. | Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | Экскурсия по городу |
| Опасности на наших улицах Мы идём в школу | Опасные ситуации при переходе дороги | Занятие -практикум. Сос-тавление схемы безопас-ного движения в школу |
4 | Школа безопасности Движение пешеходов и машин | Какие опасности под-стерегают на улицах города | Просмотр фильма викторина |
5 | Правила перехода через дорогу Школа безопасности | правила безопасного поведения на улицах и дорогах. | Практическое занятие о переходе через дорогу |
6 | Наши друзья – дорожные знаки Знакомство со знаками | Художественное заня-тие. Нарисуй знак | Игры |
7 | Светофор и его сигналы Виды пешеходных переходов | Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам | экскурсия |
8 | Чтение дорожных знаков Безопасный путь в школу | Художественное заня-тие Заочная экскурсия по городу. | Игра-практика о передви-жении в группе |
9 | Мы пассажиры общественного транспорта | Встреча с инспектором дорожного движения | Занятие - практикум |
2 КЛАСС (9 Ч)
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | |
1 | Почему на улице опасно. Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. | Сложность движения по улицам большого города Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | |
2 | Практическое занятие (экскурсии, настольные игры). Экскурсии по городу Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Факторы, влияющие на величину остановочного пути. | О безопасном пути в школу Характеристика улиц, переулков, на которых живут учащиеся. |
3 | Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. Типы перекрестков. Нерегулируемый перекресток. | Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. | Просмотр видеороликов, Викторина Практическое занятие о переходе через дорогу |
4 | Дорога в школу. (Твой ежедневный маршрут.) Что изменилось в мар-шруте школьника по сравнению с 1 клас-сом. Разбор безопас-ных путей подхода к школе, дому, кино-театру, магазину и т.д. | Ролевые игры | экскурсия Практическое занятие о переходе через дорогу |
5 | Пешеходный переход и его обозначения. Сигналы светофора. Регулировщик и его сигналы. | Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора Ознакомление с сигналами регулировщика. Ролевая игра | Пешеходные переходы в микрорайоне школы. Экскурсия Просмотр видеофильма. Беседа |
6 | Группы дорожных знаков и их назначение. Дорожные знаки: в микрорайоне школы. | «Дорога с односторон-ним движением», «Мес-то стоянки», «Железно-дорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» «Дети», «Пешеходная до-рожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса | Практическое занятие |
7 | Правила перехода дороги с двусторонним и од-носторонним движением. Подземный и наземный пешеходные переходы, их обозначения. | Опасные ситуации при переходе дороги. Правила перехода при наличии пешеходных переходов Заочная -экскурсия | Занятие -практикум |
8 | Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист. | Безопасные места для игр | Просмотр видеофильма |
9 | Движение транспорта на загородной дороге. Железнодорожные переезды, их виды. | Правила движения пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти загородную дорогу Правила перехода через железнодорожные переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума). | Проведение игр, викторин по ПДД |
3 КЛАСС (9 Ч)
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ | |
1 | Дисциплина на дороге. Составные части улицы, дороги. Улицы города Безопасная дорога в школу | Диспут. Почему надо соблюдать ПДД? Знакомство с элементами улиц и дорог | Экскурсия по городу. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опас-ных для пешехода мест на этом маршру-те. |
2 | Может ли машина сразу остановиться Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Правила перехода проезжей части на нерегулируемом пере-крестке. | Остановочный путь и скорость движения Опасности на дорогах в разное время суток Правила перехода Просмотр видеоролика | Практическое занятие Нерегулируемые перекрестки в микро-районе школы.. |
3 | Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулиру-емом перекрестке. Где еще можно пере-ходить дорогу. | Правила перехода дорог | Подвижные игры по ПДД |
4 | Пешеходные перехо-ды. Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулируемый перекрёсток | Правила перехода дороги с двусторонним и односто-ронним движением. Сигналы светофора Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. | Экскурсия на ближай-ший к школе регули-руемый перекресток. Ролевые игры |
5 | Дорожная полиция Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.. | Цели и задачи, решаемые дорожной полицией. Инспектор дорожной полиции, его работа. Встреча с инспектором. | Просмотр фильма .Беседа |
6 | Дорожные знаки и дорожная разметка. | Дорожные знаки: «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». Таблички. | Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков. |
7 | История появления автомобиля и правил дорожного движения. Поездка на автобусе и троллейбусе. | Историческая справка | Заочная экскурсия |
8 | Мы –пешеходы, мы -0 пассажиры Поездка за город | Примеры дорожнотран-спортных происшествий с детьми Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров | Практическое занятие |
9 | Улица глазами водителей Ты – велосипедист Дорожно-транспорт-ные происшествия | Оказание медицинской помощи | Письмо водителю Пожелания водителям. |
| | 24ч | 10ч |
4 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
УЛИЦА ПОЛНА НЕОЖИДАННОСТЕЙ |
1 | Безопасность пешеходов. Виды транспортных средств | Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах . | Загадки, историчес-кий материал |
2 | Проезд специальных транспортных средств. Как выбрать безопасную дорогу в школу, магазин, библиотеку, на стадион и т.п. | Практическое занятие | презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначе-нию (работа в парах) |
3 | Знаем ли мы правила дорожного движения | Понятие «равно-значные» и «нерав-нозначные» дороги Разбор опасных ситуаций на дорогах | Игра- викторина |
4 | «Дисциплинированный пешеход» | Беседа, презентация, стихи | Конкурс–игра |
5 | Предупредительные сигналы Дорожные знаки, относя-щиеся к велосипедистам | История возникнове-ния и развития дорож-ных знаков. Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам | «Путешествие в Страну дорожных знаков» Игра-сказка |
6 | Светофорное регулирование Регулировщик и его сигналы Встреча с инспектором до-рожной полиции | Беседа с инспектором | Блиц – опрос, беседа |
7 | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и доро-гах. «Я – пешеход» | Просмотр видеоро-ликов и анализ | Экскурсия |
8 | Движение учащихся групп-пами и в колонне. Перевозка людей. Труд водителя. Когда ты становишься водителем. | Беседа водителя авто-мобиля или автобуса. | Эстафета велосипедистов |
9 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на дороге | Беседа, анализ ситуаций (презентация «Опасные ситуации») | Создание буклета «Помни, пешеход!». |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цифровые образовательные ресурсы
Сайт детского познавательного журнала «Весёлые медвежата» http://www.medvejata.ru/greenlight/
Сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/Board.aspx?cat_no=2168&Tmpl=Thread&BoardId=2170&ThreadId=23860
Сайт «Детские электронные книги и презентации» http://viki.rdf.ru/cat/1_klass/
Информационный образовательный портал http://www.rusedu.ru/subcat_28.html
Мультимедийный диск «Правила дорожного движения для детей». ООО «Селена» 2008 год.
Диагностические материалы по теоретической части курса ПДД.
1 класс.
Кого называют пешеходом?
Что такое транспорт?
Для чего предназначен тротуар?
Что такое перекресток?
Для чего служат ПДД?
Для чего служит проезжая часть?
Где надо переходить улицу?
Где нужно остановиться, если не успели закончить переход улицы?
Где можно играть?
Как нужно вести себя на улице?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить улицу?
Что должен делать пешеход при красном сигнале светофора?
Зачем нужны дорожные знаки?
В каких местах устанавливается знак «Дети»?
Где можно кататься на велосипеде?
Почему опасно цепляться за автомобили?
Почему на санках нельзя кататься на улице?
Где нужно ожидать общественный транспорт?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как нужно себя вести в общественном транспорте?
2 класс.
Почему нужно всегда соблюдать ПДД?
Как вы поступаете, когда нужно перейти улицу?
Какие дорожные знаки помогают пешеходу?
Для чего служит дорога?
Какие улицы называются улицами с односторонним движением?
Для чего предназначен тротуар?
Для чего служит проезжая часть?
Для чего нужна обочина на дороге?
Какие транспортные средства вы знаете?
Где и как ходить по улице, если нет тротуара?
Каковы особенности движения пешеходов?
Каковы правила движения пешеходов на загородных дорогах?
В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?
Как нужно идти по пешеходному переходу?
Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?
В каких местах можно переходить дорогу?
Можно ли переходить улицу при желтом сигнале светофора?
Кому дает команды пешеходный светофор?
При каком сигнале светофора можно переходить дорогу?
Что надо делать, если желтый сигнал светофора загорелся, когда ты дошел до середины улицы?
3 класс
Что понимается под улицей, и на какие части она делится?
Какие вы знаете элементы дороги?
Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?
Пешеходы, двигаясь навстречу друг другу, должны в каждом направлении придерживаться правой стороны?
Где и для чего устанавливаются металлические ограждения тротуара?
Зачем нужны обочина и кювет?
Как отличить главную дорогу от второстепенной?
Что значит: улица односторонняя и двусторонняя?
Что нужно сделать пешеходу, прежде чем перейти дорогу?
4 класс
Для чего нужны дорожные знаки?
Где и как устанавливаются дорожные знаки?
На какие группы делятся все дорожные знаки?
Какие знаки для пешеходов есть в группе запрещающих знаков?
Какие знаки для пешеходов входят в группу информационно-
указательных знаков?
Какие знаки для велосипедистов вы знаете, и к каким группам они относятся?
Какой знак для водителей устанавливается перед пешеходным переходом?
Какой знак для водителей устанавливается в районе школ, детских садов?
17