СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 9 кл»

Станица Ильинская Новопокровский район Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 имени Г.К. Жукова

станицы Ильинской муниципального образования

Новопокровский район




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета

протокол № от «_____» _____________ 2021 г.

председатель педсовета_____________ / В.И. Горбунова





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Финансовая грамотность «Современный мир»





Уровень образования (класс) 9 класс


Количество часов 17


Учитель: Асадчева Виктория Михайловна















Ценностные ориентиры учебного курса:

В 9 классах дети обучаются в возрасте 14—16 лет, когда с право­вой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей. В том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подрост­ков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Также в данном возрасте на­чинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на лич­ные потребности учащегося, формировать в нем умение дейст­вовать в сфере финансов. Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 9 классов, предполагающей освоение базовых финансо­во-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом фи­нансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый ор­ган, бизнес, пенсионная система и др.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компе­тенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой инфор­мации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 2 полугодие 2021-2022 уч.года.

Объем часов, отпущенных на занятия - 17 часов в год при 1 часе в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Содержание учебного предмета


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (4 ч)


Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег. Способы влияния на инфляцию. Центральный банк. Структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов. Человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Структура доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.


Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (3 ч)

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.


Раздел 3. Риски в мире денег (4 ч)

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.


Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (4 ч)

Банковская система в РФ. Банк, коммерческий банк, Центральный банк. Основные банковские операции. Бизнес. Структура бизнес-плана, источники создания и финансирования бизнеса. Основные финансовые правила ведения бизнеса. Валюта. Мировой валютный рынок. Курс валюты. Влияние мирового валютного рынка на валютный рынок России, определение курса валют.


Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (2 ч)

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы. Налоги с физических и юридических лиц. Общие принципы устройства пенсионной системы РФ. Пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Пенсионные накопления.


Тематическое планирование


Название раздела

Количество часов

Темы

1

Управление денежными средствами семьи

4

Деньги: что это такое?

Что может происходить с деньгами

Источники доходов

Личные и семейные доходы

2

Способы повышения семейного благосостояния

3



Финансовые организации

Финансовое планирование

Польза и риски банковских карт

3

Риски в мире денег

4

Особые жизненные ситуации

Страхование

Риски в мире денег

Финансовые пирамиды

4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

4

Польза и риски банковских карт

Бизнес

Как создать свое дело

Валютный рынок

5

Человек и государство: как они взаимодействуют

2

Налоги и зачем их платить

Пенсия и как сделать ее достойной



Рассмотрено

Протокол заседания методического объединения учителей № ____

от _____________

















Согласовано

Заместитель директора по ВР

________________А.А. Елисеева

«___»________________2021 г.

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ № 16 ст. Ильинской

_______________ Елисеева А.А. подпись

« __» ____________ 2021 г





Станица Ильинская Новопокровский район Краснодарский край

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 имени Г.К. Жукова

станицы Ильинской муниципального образования

Новопокровский район


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ



по внеурочной деятельности

Финансовая грамотность «Современный мир»






Класс ______________9___________________________________________



Учитель _________Асадчева Виктория Михайловна_________________




Количество часов: всего ______17____ часов; в неделю ____1_______ час





урока

Содержание

Кол-во часов

Дата

Оборудование

УУД

По плану

По факту

Управление денежными средствами семьи

1

Деньги: что это такое?

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

Пониманию:

- того, что наличные деньги не единственная форма оплаты това­ров и услуг:

- роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыноч­ной экономики;

- влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

Умению:

- определять причины роста инфляции;

- рассчитывать личный и семейный доход;

- вести учёт доходов и расходов;

Характеризовать понятия: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал

2

Что может происходить с деньгами

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

3

Источники доходов

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

4

Личные и семейные доходы

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

Способы повышения семейного благосостояния

5

Финансовые организации

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

Характеризовать благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;Понимание основных принципов экономической жизни общества: Представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

Понимание и правильное использование экономических терминов;

Освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

6

Финансовое планиро­вание

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

7

Польза и риски банковских карт

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

Риски в мире денег

8

Особые жизненные ситуации

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

Знание видов различных особых жизненных ситуаций: способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях: видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошен­ничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

9

Страхование

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

10

Риски в мире денег

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

11

Финансовые пирамиды

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

12

Польза и риски банковских карт

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

Понимание и правильное использование экономических терминов;

Понимание:

-устройства банковской системы:

того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необхо­димости и со знанием способов взаимодействия;

- понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;

от чего зависят курсы валют; понимание условия при кото­рых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

13

Бизнес

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

14

Как создать свое дело

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

15

Валютный рынок

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

Человек и государство: как они взаимодействуют

16

Налоги и зачем их платить

1



ПК учителя, мультимедийная презентация

осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов:

планировать расходы на уплату налогов;

рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного до­хода после окончания трудовой карьеры.

17

Пенсия и как сделать ее достойной

1



ПК учителя, мультимедийная презентация




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!